Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Совета депутатов Усманского района Липецкой области от 14 ноября 2007 г. N 33/475 "О программе экономического развития промышленного комплекса Усманского района Липецкой области на 2007 - 2010 годы"

2. Направить данную программу в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации главе Усманского района для подписания и обнародования.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

Председатель Совета депутатов Усманского района

В. Душкин

 

Основные положения
Программы экономического развития промышленного комплекса
Усманского района Липецкой области на 2007 - 2010 годы

 

Паспорт программы

 

Наименование Программы: Программа экономического развития промышленного комплекса Усманского района Липецкой области на 2007 - 2010 г.г.

Цели Программы: Восстановление и развитие промышленного потенциала района, увеличение объемов производства и налоговых платежей в бюджеты всех уровней, формирование современной системы управления промышленных предприятий

Сроки реализации Программы: 2007 - 2010 г.г.

Перечень основных мероприятий:

- создание системы управления реализацией Программы;

- освоение опыта и технологий реформирования предприятий;

- мониторинг реализации Программы.

Исполнители Программы:

- комитет по экономике и прогнозированию администрации Усманского района

- реформируемые предприятия (по согласованию).

Ожидаемые результаты:

- формирование эффективной системы управления предприятиями

- проведение технической модернизации производства;

- увеличение объема промышленной продукции;

- увеличение налоговых поступлений от промышленности в районный бюджет;

- увеличение средней заработной платы;

- увеличение числа рабочих мест.

Система контроля: Мониторинг хода реализации Программы, контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Усманского района и ОГУ "АР и ФОПП"

Финансовое обеспечение Программы: Государственная поддержка:

- из средств областного бюджета - 88 млн. руб.

- из средств муниципального образования - 3,2 млн. руб.

Назначение и цели Программы

 

Программа экономического развития промышленного комплекса Усманского района (далее Программа) разработана с учетом положений Программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007 - 2010 г.г., утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.06 г. N 1414-пс (в редакции постановления Липецкого областного Совета депутатов от 19.07.07 г. N 336-пс).

Основная цель Программы - восстановление и развитие промышленного потенциала района, увеличение объемов производства и налоговых платежей в бюджеты всех уровней, формирование современной системы управления промышленных предприятий.

Стратегическими приоритетами промышленной политики муниципального образования являются:

- отсутствие убыточных промышленных предприятий;

- стимулирование производства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;

- снижение уровня безработицы и рост благосостояния населения;

- увеличение объемов налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды.

Основное назначение Программы - повышение эффективности работы промышленных предприятий, с использованием технологии реформирования, обеспечивающих рост объемов промышленного производства, поступлений в бюджеты всех уровней, рост числа рабочих мест и заработной платы трудящихся.

В качестве основных критериев рассматриваются рост объемов промышленного производства и реализации промышленной продукции, рост поступлений налогов в бюджеты всех уровней.

Основные задачи реформирования:

 

- разработка и реализация планов реформирования предприятий;

- создание эффективной системы управления на реформируемых предприятиях;

- реализация программы технического перевооружения производства и внедрение новых технологий, в том числе энергосберегающих;

- организация целевой подготовки специалистов предприятий, способных практически реализовать Программу;

- повышение инвестиционной привлекательности и создание условий максимального благоприятствования для реализации инновационных программ реформируемыми предприятиями;

- обеспечение своевременности и полноты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

- создание системы передачи технологий реформирования и финансового оздоровления.

Ключевые проблемы
промышленных предприятий района

 

Общая тенденция развития промышленности района за последние пять лет - спад объема производимой продукции и как следствие - невысокий уровень заработной платы работающих и низкие темпы роста объемов налоговых платежей.

Слабыми сторонами промышленности Усманского района, как и многих промышленных предприятий Липецкой области, являются:

1. Высокий уровень износа основных фондов.

2. Морально устаревшее оборудование и устаревшие технологии.

3. Неполная загрузка производственных мощностей.

4. Недостаток оборотных средств.

5. Значительный удельный вес продукции с невысокой добавочной стоимостью.

6. Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства.

7. Дефицит и высокие темпы роста стоимости сырья для мясной и молочной отраслей.

8. Низкая инвестиционная привлекательность промышленных предприятий.

9. Низкий уровень профессиональной подготовки производственного персонала предприятий, в частности, в вопросах современных методов управления производством и, особенно, в вопросах гибкой политики поведения на современном рынке.

Основная причина неудовлетворительных показателей развития экономики промышленного комплекса района в значительной степени связана с отсутствием желания собственников предприятий заниматься вопросами внедрения инновационных технологий в производство, формирования оптимальной структуры производственных мощностей и как результат - увеличение их загрузки, формирование эффективной системы управления предприятиями, в том числе: по маркетингу, финансам, сбыту и снабжению.

После вступления России в ВТО существует высокая вероятность, что промышленные предприятия, выпускающие неконкурентоспособную продукцию, вынуждены будут свертывать свои производства. В частности это относится к предприятиям перерабатывающей промышленности из-за субсидирования затрат по выпуску продукции в странах ВТО мясного и молочного производства, а также наполнения рынка более дешевыми продуктами-заменителями, в том числе генно-модифицированными.

Для сохранения и расширения своей рыночной ниши в условиях жесткой конкуренции промышленным предприятиям необходимо реализовать комплекс мероприятий для сертификации производства по международным стандартам ISO-9000 и соответствия продукции современным техническим требованиям.

Для восстановления и развития промышленного потенциала района требуются, прежде всего, осознанные усилия самих собственников предприятия, которые должны наряду с имеющимися ресурсами предприятий максимально использовать возможности Усманского района (географическое положение района, имеющийся потенциал транспортной и инженерной инфраструктуры, наличие незанятого в экономике трудоспособного населения района, планы администрации района по созданию особой региональной зоны промышленно-производственного типа) и возможности областных Программ по развитию сырьевой базы, формированию современных систем управления предприятиями, проведению технической модернизации производства, внедрению новых технологий и освоению рентабельных видов продукции.

Целевые установки Программы на 2007 - 2010 г.г.

 

На основании анализа прогнозных данных промышленных предприятий, участвующих в областной программе реформирования и рекомендуемых для участия в ней, определены следующие значения целевых установок на 2007 - 2010 годы, по сравнению с 2006 годом:

- увеличение объема промышленной продукции в 2,6 раза;

- увеличение налоговых поступлений от промышленности в районный бюджет в 1,8 раза;

- увеличение среднемесячной заработной платы в 1,8 раза;

- создание на реформируемых предприятиях 225 рабочих мест.

Как показывает опыт реформирования в промышленности Липецкой области, предприятиям необходимо пройти два этапа:

1. Освоить практический опыт реформирования систем управления и переподготовки персонала на действующих предприятиях. Параллельно с этим необходимо реализовать мероприятия по модернизации имеющегося оборудования с целью увеличения загрузки производственных мощностей и увеличения объема выпуска конкурентоспособной продукции. Мероприятия этого этапа реализуются в основном за счет ресурсов самих предприятий с привлечением незначительных инвестиций.

2. На втором этапе, в соответствии с разработанной стратегией развития предприятий, необходимо завершить формирование эффективной системы управления и, используя государственную поддержку в рамках действующих областных и районных программ и заемные средства, постепенно провести замену физически и морально изношенных основных производственных фондов и освоить технологию производства высокорентабельных видов продукции, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной.

Приоритетные направления
реформирования промышленных предприятий Усманского района
На уровне администрации района

 

Приоритетные направления работ

 

1. Создание системы управления реформированием промышленных предприятий на основе государственной (областной) и муниципальной поддержки процессов реформирования и "режима наибольшего благоприятствования" для повышения их инвестиционной привлекательности;

2. Содействие в переподготовке управленческих кадров (маркетинг, продажи, управление финансами, персоналом, развитием) и освоение опыта ре формирования российских предприятий;

3. Содействие в реализации высокорентабельных быстрореализуемых (до полугода) инвестиционных проектов по устранению узких мест развития;

4. Создание системы мониторинга процесса реформирования промышленных предприятий и его социальных последствий.

На уровне руководителей предприятия (с помощью системы обучения на базовых реформируемых предприятиях).

Создание комплексных механизмов управления:

 

а) четкая формулировка целей, критериев, стратегии развития и приоритетных направлений реформирования;

б) освоение технологий стратегического планирования и управления по результатам;

в) освоение бизнес-планирования как инструмента управления;

г) освоение предпринимательских подходов (клиентная ориентация, создание центров финансовой ответственности, бизнес единиц, действенных систем мотивации от финансового результата, активизация деятельности);

д) подготовка предприятий к вступлению России в ВТО (введение комплексных стандартов качества предприятия серии ISO 9000, построение адекватной новым рыночным условиям маркетинговой стратегии и ценовой политики).

Переход на систему управления изменениями:

 

а) ориентация на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов;

б) создание режима максимального благоприятствования для инициации и реализации управленческих и производственно-технических новшеств;

в) создание службы управления изменениями.

Усиление основных функциональных служб
системы управления:

 

а) коммерческой службы с переходом на активный (агрессивный по импорт замещению) маркетинг покупателей, маркетинг и тендеры поставщиков;

б) управления производством с внедрением управления потребительским качеством продукции и услуг, технологии работы "под заказ" (клиентская ориентация);

в) управления финансами с применением и освоением методов принятия выгодных финансовых решений, финансового планирования, управленческого учета, управления затратами и финансовыми по токами и др.;

г) управление персоналом и, в первую очередь - формирование и целевая подготовка команды управленцев, создание системы мотивации труда на конечный результат;

д) управление развитием, с внедрением системы управления реализацией Плана реформирования, включая систематическое получение и освоение опыта реформирования, в том числе на "базовых" реформируемых предприятиях области;

е) обучение среднего звена управления практическим приемам и механизмам эффективного управления, подготовка резерва руководства.

Методологические аспекты реализации Программы

 

Для достижения поставленных целей Программы необходимо произвести реформирование практически всех предприятий района, максимально использовать потенциал реформирования "базовых" реформируемых предприятий области и государственную поддержку наиболее эффективных проектов. Реформирование предприятий позволит достичь уровня, при котором они становятся инвестиционно привлекательными. Специалисты предприятий (начиная с руководителей и до начальников цехов) должны освоить методы реформирования. Кроме того, предстоит решить проблему нехватки хорошо подготовленных управленческих кадров по основным специальностям: финансисты, маркетологи и т. д.

В 2008 году запланирована подготовка кадров на "базовых" реформируемых предприятиях области для реформирования промышленных предприятий района. Подготовленные таким образом специалисты уже в состоянии самостоятельно (или с помощью консультантов) разработать и реализовать планы реформирования. Одновременно проводится целевая подготовка руководителей и специалистов реформируемых предприятий на обучающих семинарах.

Такая организация процесса реформирования позволяет выполнить весь объем запланированной работы, достичь целевых установок Программы, в условиях острейшего дефицита средств превратить промышленные предприятия района в инвестиционно привлекательные.

Для оперативного контроля за ходом реализации Программы необходимо создать систему мониторинга процесса реформирования и его социальных последствий.

Для реализации целевых установок Программы создается система управления реализацией Программы, обеспечивающая власти района и области системой эффективных инструментов для управления развитием промышленного комплекса района, позволяющую четко увязывать использование различных форм государственной и муниципальной поддержки предприятий с экономическими и социальными результатами их работы.

Основные мероприятия Программы
и этапы их выполнения

 

Выделяются следующие группы мероприятий:

1) Создание системы управления реализацией Программы.

2) Освоение опыта и технологий реформирования предприятий.

3) Кадровое обеспечение.

4) Мониторинг реализации Программы и ее социальных последствий.

Система управления реализацией Программы должна обеспечивать условия для реализации целевых установок Программы:

- необходимое уточнение целей Программы и критериев их достижения;

- разработку комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей;

- рациональное использование средств муниципальной и областной поддержки, обеспечивающих максимум результата;

- мониторинг фактических результатов и социальных последствий реализации Программы, их анализ и рекомендации к принятию решений о корректировке проектов и Программы в целом.

Сбор данных (мониторинг) по фактическому исполнению планов реформирования производится на уровне предприятий и администрации района ежемесячно за текущий месяц с нарастающим итогом.

Контролируемые показатели

 

Выходные показатели (критерии), по которым оцениваются результаты реформирования, берутся из целевых установок Программы:

1) объем промышленного производства;

2) налоговые поступления в бюджеты всех уровней, в т. ч. в местный бюджет;

3) средняя зарплата;

4) количество рабочих мест;

5) доля загрузки мощностей;

6) коэффициент износа основных фондов;

7) доля убыточных предприятий.

Формы государственной и муниципальной поддержки

 

Государственная и муниципальная поддержка реформируемых предприятий является инструментом осуществления социально-ориентированной промышленной политики, направленной на развитие Усманского района, стимулирования роста заработной платы и количества рабочих мест в промышленности. Поэтому предоставление различных форм государственной и муниципальной поддержки предприятий непосредственно увязывается с экономическими и социальными результатами их работы, что позволяет создать эффективную систему инструментов для управления промышленным комплексом района.

Формы государственной поддержки реформируемых предприятий определены в "Программе реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007 - 2010 годы", утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.06 г. N 1414-пс (в редакции постановления Липецкого областного Совета депутатов от 19.07.07 г. N 336-пс) и данной Программой.

а) на уровне области

Государственная поддержка реформируемым предприятиям (организациям) оказывается на конкурсной основе в форме:

- бюджетного кредита из областного бюджета на возмездной и возвратной основе;

- налоговых льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль предприятий (организаций);

- субсидирования процентной ставки за пользование кредитами банков и части лизинговых платежей по лизинговым операциям, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления предприятий.

б) на уровне муниципального образования

Муниципальная поддержка на уровне района предоставляется промышленным предприятиям - победителям конкурсного отбора в рамках Программы развития промышленности Липецкой области на 2006-2010 годы, Программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007 - 2010 годы, Закона Липецкой области от 25.02.1997 года N 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области". Перечень промышленных предприятий, получивших муниципальную поддержку, подлежит ежегодному утверждению решением Совета депутатов Усманского района о районном бюджете на очередной финансовый год.

Муниципальная поддержка оказывается промышленным предприятиям в форме льготы по арендной плате за землю, в части зачисления в районный бюджет в пределах сумм, установленных решением Совета депутатов Усманского района о районном бюджете на очередной финансовый год на эти цели, с последующим оформлением договоров между администрацией района и промышленными предприятиями.

Льготы для промышленных предприятий устанавливаются на срок реализации Планов реформирования и финансового оздоровления предприятий, инвестиционных проектов, но не более чем на 3 года.

Ответственность получателей муниципальной поддержки

 

Предприятие несет ответственность за нецелевое использование средств районного бюджета, полученных в форме муниципальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.

В случае невыполнения мероприятий, предусмотренных планами реформирования и финансового оздоровления предприятий, инвестиционными проектами:

а) муниципальная поддержка приостанавливается;

б) не уплаченные, в связи с оказанием промышленному предприятию муниципальной поддержки, суммы арендной платы за землю подлежат уплате в районный бюджет, согласно действующему законодательству.

Затраты
на реализацию мероприятий Программы ее эффективность

 

Общая потребность в финансовых средствах из областного бюджета на реализацию Программы составляет 88 млн. руб., в том числе в 2007 г. - 5,9 млн. руб., в 2008 году - 28,3 млн. руб., в 2009 году - 30 млн. руб., 2010 г. - 23,8 млн. руб. Из районного бюджета - всего 3,2 млн. руб., в том числе по годам: 2008 год - 966 тыс. руб., 2009 год - 1063 тыс. руб., 2010 год -1169 тыс. руб.

 

Государственная и муниципальная помощь

Сумма господдержки в млн. руб.

Из областного бюджета

 

- бюджетный кредит

3,0

- субсидирование процентной ставки

68,7

- льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль

16,3

Из районного бюджета - льготы по уплате арендных платежей за землю

3,2

Эффективность Программы

 

N
п/
п


Наименование
2007 г.

2008 г.

2009
г.

2010
г.
Итого за
2007 - 2010
г.г.
1 Государственная и
муниципальная помощь на
основные мероприятия
реформируемых
предприятий всего, млн.
руб.
5,9 29,26 30,96 27,76 90,9
2 Прирост платежей в
бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды,
млн. руб.
6,9 43,5 82,1 107,8 240,3
  Бюджетная эффективность
вложений, всего
(прирост платежей на
рубль господдержки),
руб.
2,38 1,48 2,65 3,88 2,64

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Совета депутатов Усманского района Липецкой области от 14 ноября 2007 г. N 33/475 "О программе экономического развития промышленного комплекса Усманского района Липецкой области на 2007 - 2010 годы"


Настоящее решение вступает в силу со дня принятия


Текст решения опубликован в газете Усманского района "Новая жизнь" от 29 ноября 2007 г. N 146-147


В настоящее решение внесены изменения следующими документами:


Решение Совет депутатов Усманского района Липецкой области от 24 сентября 2008 г. N 5/58


Решение Усманского районного Совета депутатов Липецкой области от 25 декабря 2007 г. N 35/512