2. Направить данную программу в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации главе Усманского района для подписания и обнародования.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председатель Совета депутатов Усманского района |
В. Душкин |
Основные положения
Программы экономического развития промышленного комплекса
Усманского района Липецкой области на 2007 - 2010 годы
Паспорт программы
Наименование Программы: Программа экономического развития промышленного комплекса Усманского района Липецкой области на 2007 - 2010 г.г.
Цели Программы: Восстановление и развитие промышленного потенциала района, увеличение объемов производства и налоговых платежей в бюджеты всех уровней, формирование современной системы управления промышленных предприятий
Сроки реализации Программы: 2007 - 2010 г.г.
Перечень основных мероприятий:
- создание системы управления реализацией Программы;
- освоение опыта и технологий реформирования предприятий;
- мониторинг реализации Программы.
Исполнители Программы:
- комитет по экономике и прогнозированию администрации Усманского района
- реформируемые предприятия (по согласованию).
Ожидаемые результаты:
- формирование эффективной системы управления предприятиями
- проведение технической модернизации производства;
- увеличение объема промышленной продукции;
- увеличение налоговых поступлений от промышленности в районный бюджет;
- увеличение средней заработной платы;
- увеличение числа рабочих мест.
Система контроля: Мониторинг хода реализации Программы, контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Усманского района и ОГУ "АР и ФОПП"
Финансовое обеспечение Программы: Государственная поддержка:
- из средств областного бюджета - 88 млн. руб.
- из средств муниципального образования - 3,2 млн. руб.
Назначение и цели Программы
Программа экономического развития промышленного комплекса Усманского района (далее Программа) разработана с учетом положений Программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007 - 2010 г.г., утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.06 г. N 1414-пс (в редакции постановления Липецкого областного Совета депутатов от 19.07.07 г. N 336-пс).
Основная цель Программы - восстановление и развитие промышленного потенциала района, увеличение объемов производства и налоговых платежей в бюджеты всех уровней, формирование современной системы управления промышленных предприятий.
Стратегическими приоритетами промышленной политики муниципального образования являются:
- отсутствие убыточных промышленных предприятий;
- стимулирование производства конкурентоспособной продукции, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
- снижение уровня безработицы и рост благосостояния населения;
- увеличение объемов налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды.
Основное назначение Программы - повышение эффективности работы промышленных предприятий, с использованием технологии реформирования, обеспечивающих рост объемов промышленного производства, поступлений в бюджеты всех уровней, рост числа рабочих мест и заработной платы трудящихся.
В качестве основных критериев рассматриваются рост объемов промышленного производства и реализации промышленной продукции, рост поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
Основные задачи реформирования:
- разработка и реализация планов реформирования предприятий;
- создание эффективной системы управления на реформируемых предприятиях;
- реализация программы технического перевооружения производства и внедрение новых технологий, в том числе энергосберегающих;
- организация целевой подготовки специалистов предприятий, способных практически реализовать Программу;
- повышение инвестиционной привлекательности и создание условий максимального благоприятствования для реализации инновационных программ реформируемыми предприятиями;
- обеспечение своевременности и полноты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
- создание системы передачи технологий реформирования и финансового оздоровления.
Ключевые проблемы
промышленных предприятий района
Общая тенденция развития промышленности района за последние пять лет - спад объема производимой продукции и как следствие - невысокий уровень заработной платы работающих и низкие темпы роста объемов налоговых платежей.
Слабыми сторонами промышленности Усманского района, как и многих промышленных предприятий Липецкой области, являются:
1. Высокий уровень износа основных фондов.
2. Морально устаревшее оборудование и устаревшие технологии.
3. Неполная загрузка производственных мощностей.
4. Недостаток оборотных средств.
5. Значительный удельный вес продукции с невысокой добавочной стоимостью.
6. Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства.
7. Дефицит и высокие темпы роста стоимости сырья для мясной и молочной отраслей.
8. Низкая инвестиционная привлекательность промышленных предприятий.
9. Низкий уровень профессиональной подготовки производственного персонала предприятий, в частности, в вопросах современных методов управления производством и, особенно, в вопросах гибкой политики поведения на современном рынке.
Основная причина неудовлетворительных показателей развития экономики промышленного комплекса района в значительной степени связана с отсутствием желания собственников предприятий заниматься вопросами внедрения инновационных технологий в производство, формирования оптимальной структуры производственных мощностей и как результат - увеличение их загрузки, формирование эффективной системы управления предприятиями, в том числе: по маркетингу, финансам, сбыту и снабжению.
После вступления России в ВТО существует высокая вероятность, что промышленные предприятия, выпускающие неконкурентоспособную продукцию, вынуждены будут свертывать свои производства. В частности это относится к предприятиям перерабатывающей промышленности из-за субсидирования затрат по выпуску продукции в странах ВТО мясного и молочного производства, а также наполнения рынка более дешевыми продуктами-заменителями, в том числе генно-модифицированными.
Для сохранения и расширения своей рыночной ниши в условиях жесткой конкуренции промышленным предприятиям необходимо реализовать комплекс мероприятий для сертификации производства по международным стандартам ISO-9000 и соответствия продукции современным техническим требованиям.
Для восстановления и развития промышленного потенциала района требуются, прежде всего, осознанные усилия самих собственников предприятия, которые должны наряду с имеющимися ресурсами предприятий максимально использовать возможности Усманского района (географическое положение района, имеющийся потенциал транспортной и инженерной инфраструктуры, наличие незанятого в экономике трудоспособного населения района, планы администрации района по созданию особой региональной зоны промышленно-производственного типа) и возможности областных Программ по развитию сырьевой базы, формированию современных систем управления предприятиями, проведению технической модернизации производства, внедрению новых технологий и освоению рентабельных видов продукции.
Целевые установки Программы на 2007 - 2010 г.г.
На основании анализа прогнозных данных промышленных предприятий, участвующих в областной программе реформирования и рекомендуемых для участия в ней, определены следующие значения целевых установок на 2007 - 2010 годы, по сравнению с 2006 годом:
- увеличение объема промышленной продукции в 2,6 раза;
- увеличение налоговых поступлений от промышленности в районный бюджет в 1,8 раза;
- увеличение среднемесячной заработной платы в 1,8 раза;
- создание на реформируемых предприятиях 225 рабочих мест.
Как показывает опыт реформирования в промышленности Липецкой области, предприятиям необходимо пройти два этапа:
1. Освоить практический опыт реформирования систем управления и переподготовки персонала на действующих предприятиях. Параллельно с этим необходимо реализовать мероприятия по модернизации имеющегося оборудования с целью увеличения загрузки производственных мощностей и увеличения объема выпуска конкурентоспособной продукции. Мероприятия этого этапа реализуются в основном за счет ресурсов самих предприятий с привлечением незначительных инвестиций.
2. На втором этапе, в соответствии с разработанной стратегией развития предприятий, необходимо завершить формирование эффективной системы управления и, используя государственную поддержку в рамках действующих областных и районных программ и заемные средства, постепенно провести замену физически и морально изношенных основных производственных фондов и освоить технологию производства высокорентабельных видов продукции, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной.
Приоритетные направления
реформирования промышленных предприятий Усманского района
На уровне администрации района
Приоритетные направления работ
1. Создание системы управления реформированием промышленных предприятий на основе государственной (областной) и муниципальной поддержки процессов реформирования и "режима наибольшего благоприятствования" для повышения их инвестиционной привлекательности;
2. Содействие в переподготовке управленческих кадров (маркетинг, продажи, управление финансами, персоналом, развитием) и освоение опыта ре формирования российских предприятий;
3. Содействие в реализации высокорентабельных быстрореализуемых (до полугода) инвестиционных проектов по устранению узких мест развития;
4. Создание системы мониторинга процесса реформирования промышленных предприятий и его социальных последствий.
На уровне руководителей предприятия (с помощью системы обучения на базовых реформируемых предприятиях).
Создание комплексных механизмов управления:
а) четкая формулировка целей, критериев, стратегии развития и приоритетных направлений реформирования;
б) освоение технологий стратегического планирования и управления по результатам;
в) освоение бизнес-планирования как инструмента управления;
г) освоение предпринимательских подходов (клиентная ориентация, создание центров финансовой ответственности, бизнес единиц, действенных систем мотивации от финансового результата, активизация деятельности);
д) подготовка предприятий к вступлению России в ВТО (введение комплексных стандартов качества предприятия серии ISO 9000, построение адекватной новым рыночным условиям маркетинговой стратегии и ценовой политики).
Переход на систему управления изменениями:
а) ориентация на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов;
б) создание режима максимального благоприятствования для инициации и реализации управленческих и производственно-технических новшеств;
в) создание службы управления изменениями.
Усиление основных функциональных служб
системы управления:
а) коммерческой службы с переходом на активный (агрессивный по импорт замещению) маркетинг покупателей, маркетинг и тендеры поставщиков;
б) управления производством с внедрением управления потребительским качеством продукции и услуг, технологии работы "под заказ" (клиентская ориентация);
в) управления финансами с применением и освоением методов принятия выгодных финансовых решений, финансового планирования, управленческого учета, управления затратами и финансовыми по токами и др.;
г) управление персоналом и, в первую очередь - формирование и целевая подготовка команды управленцев, создание системы мотивации труда на конечный результат;
д) управление развитием, с внедрением системы управления реализацией Плана реформирования, включая систематическое получение и освоение опыта реформирования, в том числе на "базовых" реформируемых предприятиях области;
е) обучение среднего звена управления практическим приемам и механизмам эффективного управления, подготовка резерва руководства.
Методологические аспекты реализации Программы
Для достижения поставленных целей Программы необходимо произвести реформирование практически всех предприятий района, максимально использовать потенциал реформирования "базовых" реформируемых предприятий области и государственную поддержку наиболее эффективных проектов. Реформирование предприятий позволит достичь уровня, при котором они становятся инвестиционно привлекательными. Специалисты предприятий (начиная с руководителей и до начальников цехов) должны освоить методы реформирования. Кроме того, предстоит решить проблему нехватки хорошо подготовленных управленческих кадров по основным специальностям: финансисты, маркетологи и т. д.
В 2008 году запланирована подготовка кадров на "базовых" реформируемых предприятиях области для реформирования промышленных предприятий района. Подготовленные таким образом специалисты уже в состоянии самостоятельно (или с помощью консультантов) разработать и реализовать планы реформирования. Одновременно проводится целевая подготовка руководителей и специалистов реформируемых предприятий на обучающих семинарах.
Такая организация процесса реформирования позволяет выполнить весь объем запланированной работы, достичь целевых установок Программы, в условиях острейшего дефицита средств превратить промышленные предприятия района в инвестиционно привлекательные.
Для оперативного контроля за ходом реализации Программы необходимо создать систему мониторинга процесса реформирования и его социальных последствий.
Для реализации целевых установок Программы создается система управления реализацией Программы, обеспечивающая власти района и области системой эффективных инструментов для управления развитием промышленного комплекса района, позволяющую четко увязывать использование различных форм государственной и муниципальной поддержки предприятий с экономическими и социальными результатами их работы.
Основные мероприятия Программы
и этапы их выполнения
Выделяются следующие группы мероприятий:
1) Создание системы управления реализацией Программы.
2) Освоение опыта и технологий реформирования предприятий.
3) Кадровое обеспечение.
4) Мониторинг реализации Программы и ее социальных последствий.
Система управления реализацией Программы должна обеспечивать условия для реализации целевых установок Программы:
- необходимое уточнение целей Программы и критериев их достижения;
- разработку комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей;
- рациональное использование средств муниципальной и областной поддержки, обеспечивающих максимум результата;
- мониторинг фактических результатов и социальных последствий реализации Программы, их анализ и рекомендации к принятию решений о корректировке проектов и Программы в целом.
Сбор данных (мониторинг) по фактическому исполнению планов реформирования производится на уровне предприятий и администрации района ежемесячно за текущий месяц с нарастающим итогом.
Контролируемые показатели
Выходные показатели (критерии), по которым оцениваются результаты реформирования, берутся из целевых установок Программы:
1) объем промышленного производства;
2) налоговые поступления в бюджеты всех уровней, в т. ч. в местный бюджет;
3) средняя зарплата;
4) количество рабочих мест;
5) доля загрузки мощностей;
6) коэффициент износа основных фондов;
7) доля убыточных предприятий.
Формы государственной и муниципальной поддержки
Государственная и муниципальная поддержка реформируемых предприятий является инструментом осуществления социально-ориентированной промышленной политики, направленной на развитие Усманского района, стимулирования роста заработной платы и количества рабочих мест в промышленности. Поэтому предоставление различных форм государственной и муниципальной поддержки предприятий непосредственно увязывается с экономическими и социальными результатами их работы, что позволяет создать эффективную систему инструментов для управления промышленным комплексом района.
Формы государственной поддержки реформируемых предприятий определены в "Программе реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007 - 2010 годы", утвержденной постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 05.10.06 г. N 1414-пс (в редакции постановления Липецкого областного Совета депутатов от 19.07.07 г. N 336-пс) и данной Программой.
а) на уровне области
Государственная поддержка реформируемым предприятиям (организациям) оказывается на конкурсной основе в форме:
- бюджетного кредита из областного бюджета на возмездной и возвратной основе;
- налоговых льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль предприятий (организаций);
- субсидирования процентной ставки за пользование кредитами банков и части лизинговых платежей по лизинговым операциям, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления предприятий.
б) на уровне муниципального образования
Муниципальная поддержка на уровне района предоставляется промышленным предприятиям - победителям конкурсного отбора в рамках Программы развития промышленности Липецкой области на 2006-2010 годы, Программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007 - 2010 годы, Закона Липецкой области от 25.02.1997 года N 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области". Перечень промышленных предприятий, получивших муниципальную поддержку, подлежит ежегодному утверждению решением Совета депутатов Усманского района о районном бюджете на очередной финансовый год.
Муниципальная поддержка оказывается промышленным предприятиям в форме льготы по арендной плате за землю, в части зачисления в районный бюджет в пределах сумм, установленных решением Совета депутатов Усманского района о районном бюджете на очередной финансовый год на эти цели, с последующим оформлением договоров между администрацией района и промышленными предприятиями.
Льготы для промышленных предприятий устанавливаются на срок реализации Планов реформирования и финансового оздоровления предприятий, инвестиционных проектов, но не более чем на 3 года.
Ответственность получателей муниципальной поддержки
Предприятие несет ответственность за нецелевое использование средств районного бюджета, полученных в форме муниципальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.
В случае невыполнения мероприятий, предусмотренных планами реформирования и финансового оздоровления предприятий, инвестиционными проектами:
а) муниципальная поддержка приостанавливается;
б) не уплаченные, в связи с оказанием промышленному предприятию муниципальной поддержки, суммы арендной платы за землю подлежат уплате в районный бюджет, согласно действующему законодательству.
Затраты
на реализацию мероприятий Программы ее эффективность
Общая потребность в финансовых средствах из областного бюджета на реализацию Программы составляет 88 млн. руб., в том числе в 2007 г. - 5,9 млн. руб., в 2008 году - 28,3 млн. руб., в 2009 году - 30 млн. руб., 2010 г. - 23,8 млн. руб. Из районного бюджета - всего 3,2 млн. руб., в том числе по годам: 2008 год - 966 тыс. руб., 2009 год - 1063 тыс. руб., 2010 год -1169 тыс. руб.
Эффективность Программы
N п/ п |
Наименование |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Итого за 2007 - 2010 г.г. |
1 | Государственная и муниципальная помощь на основные мероприятия реформируемых предприятий всего, млн. руб. |
5,9 | 29,26 | 30,96 | 27,76 | 90,9 |
2 | Прирост платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, млн. руб. |
6,9 | 43,5 | 82,1 | 107,8 | 240,3 |
Бюджетная эффективность вложений, всего (прирост платежей на рубль господдержки), руб. |
2,38 | 1,48 | 2,65 | 3,88 | 2,64 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Усманского района Липецкой области от 14 ноября 2007 г. N 33/475 "О программе экономического развития промышленного комплекса Усманского района Липецкой области на 2007 - 2010 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня принятия
Текст решения опубликован в газете Усманского района "Новая жизнь" от 29 ноября 2007 г. N 146-147
В настоящее решение внесены изменения следующими документами:
Решение Совет депутатов Усманского района Липецкой области от 24 сентября 2008 г. N 5/58
Решение Усманского районного Совета депутатов Липецкой области от 25 декабря 2007 г. N 35/512