Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, адресВ., при секретаре Черных В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N2а-79/2023 по административному исковому заявлению фио к ФГКУ ЦТУ ФТС РФ в лице руководителя фио о восстановлении жилищных прав, признании неправомерными действий и бездействий
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности адресВ. на решение Щербинского районного суда адрес от 23 января 2023 года о частичном удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Большаков Артём Андреевич обратился в суд с административным исковым заявлением, уточнённым в порядке ст. 46 КАС РФ, к Центральному таможенному управлению ФТС России о признании за Большаковым А.А. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; об обязании Комиссии Центрального таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты восстановить фио в списке очередников с даты первоначального учёта, с 28.10.2013; о признании незаконным решения жилищной комиссии ЦТУ ФТС РФ от 24.10.2022 (выписка из протокола N5) в части непредоставления единовременной социальной выплаты.
Решением Щербинского районного суда адрес от 23 января 2023 года постановлено:
Признать незаконным решение жилищной комиссии ФГКУ ЦТУ ФТС России от 31.10.2022 о снятии фио с учёта для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать ФГКУ ЦТУ ФТС России восстановить фио в очереди на получение единовременной социальной выплаты с даты первоначального учёта - с 28.10.2013 г.
В остальной части заявленные административные исковые требования оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца и его представителей, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что Большаков Артём Андреевич проходил службу c 25.07.2000 по 04.06.2009 в Вооружённых силах РФ, с 10.08.2009 по 06.03.20217 в таможенных органах РФ в качестве сотрудника ФТС России, с 07.03.2017 по 10.03.2020 в качестве сотрудника Центральной оперативной таможни ФТС России, что подтверждается Расчётом общей продолжительности службы для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 06.03.2020 N43-СВ.
Согласно договору от 14.04.2009 NЖД-7/11-09 и дополнительным соглашениям к нему основным нанимателем жилого помещения по договору социального найма по адресу: адрес Соломатина, д. 7, кв. 102, площадью 64, 3 кв.м, в которой с учётом всех проживающих в ней граждан, на каждого члена семьи приходилось менее 15 кв.м, является Большаков Андрей Алексеевич. Истец решением Комиссии ФТС России признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и с 28.10.2013 поставлен на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения (выписка из протокола N2 от 23.12.2013).
Перечень лиц, проживавших с Большаковым А.А. в указанной квартире (от 5 до 8 человек в качестве членов семьи) установлен в договоре социального найма от 14.04.2009 NЖД-7/11-09 и дополнительных соглашениях к нему от 22.06.2009 б/N, от 08.09.2014 N3, от 20.09.2017 N4, от 25.11.2021 N5, от 30.06.2022 N6.
После перехода на службу в Центральную оперативную таможню ФТС России Большаков Артём Андреевич был восстановлен на учёте для получения единовременной социальной выплаты с 28.10.2013.
Решением Комиссии ЦТУ ФТС России (выписка из протокола N6 от 21.10.2022) Большаков Артём Андреевич был снят с учёта для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта г) пункта 15 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369) (далее - Правила N369) - по причине представления недостоверных сведений при постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
Решение Комиссии ЦТУ ФТС России о снятии фио с учёта для получения единовременной социальной выплаты мотивировано сведениями, изложенными в служебной записке от 14.10.2022 N30-11/1215 Службы по противодействию коррупции, согласно которой в ходе проверочных мероприятий установлено, что:
- Большаков А.А. с 2017 проживает в отдельной квартире общей площадью 46, 6 кв.м. по адресу: адрес, принадлежащей его родителям. В данной квартире ранее проживала его супруга и дочь, но 17.01.2022 брак был расторгнут, место нахождения бывшей супруги и дочери не установлено. Факт проживания фио в квартире в адрес установлен Приговором Люберецкого городского суда адрес от 07.07.2022, Решением Щербинского районного суда адрес от 04.05.2022, а также иными документами, направленными в адрес Комиссии ЦТУ ФТС России.
Также Комиссией ЦТУ ФТС России принято во внимание, что сестра фио - фио и её дети фактически проживают с 2017 года по адресу: адрес, а не в квартире в адрес, что подтверждается справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера фио за 2019 год, анкетой фио от 18.01.2019.
В приговоре от 07.07.2022 Люберецкого городского суда адрес по делу N1-482/2022 указано место фактического проживания фио - адрес. По данному же адресу производился обыск согласно протоколу от 07.09.2020 - при участии фио Этот адрес так же был указан в качестве адреса места жительства фио в Протоколе дополнительного допроса подозреваемого от 10.10.2020.
Решением Щербинского районного суда адрес от 04.05.2022 по делу N2-7939/2022 удовлетворены требования фио о признании бывшей супруги фио утратившей право пользования жилым помещением по адресу адрес Соломатина, д. 7, кв. 102. В судебном акте отражено, что фио до августа 2021 года проживала в квартире, принадлежащей ей на праве собственности.
В материалы настоящего дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 02.07.2013, запись 50-50-98/036/2011-328, подтверждающее право собственности фио на квартиру по адресу: адрес.
Так же в материалы дела представлено свидетельство от 30.01.2015 серии 77-АС N090292 о праве общей совместной собственности фио, фио, фио и фио (сестры административного истца) на квартиру по адресу: адрес.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Подпункт 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ устанавливает, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно пункту 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Пленума от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что с учётом выслуги лет и проживания в квартире, где каждому из членов семьи приходится менее 15 кв.м площади - Большаков Артём Андреевич обоснованно был поставлен на учёт для получения единовременной социальной выплаты. Снимая Большакова А.А. с учёта для получения единовременной социальной выплаты Комиссия ЦТУ ФТС России (выписка из протокола N6 от 21.10.2022) признала фио не нуждающимся в улучшении жилищных условий и подлежащим снятию с учёта на основании п.п. г) п. 15 Правил N369. Согласно п.п. г) п. 15 Правил N369 сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет). Принимая решение о снятии фио с учёта для получения единовременной социальной выплаты (выписка из протокола N6 от 21.10.2022) Комиссия ЦТУ ФТС России опиралась на документы, не позволяющие однозначно подтвердить факт проживания сотрудника в ином жилом помещении, поскольку сведения из приговора и материалов уголовного дела были записаны со слов фио; решением Щербинского районного суда адрес от 04.05.2022 по делу N2-7939/2022 бывшая супруга фио была лишена права проживания в квартире в адрес, но факт проживания административного истца в квартире в адрес не подтверждён; факт наличия у сестры административного истца - фио - доли в праве общей долевой собственности на иную квартиру не исключает того факта, что согласно договору социального найма и дополнительным соглашениям к нему она продолжает проживать в квартире в адрес.
Также суд указал, что представленными в материалы настоящего дела документами так же опровергается утверждение таможенного органа об отсутствии оснований для постановки фио на учёт для получения единовременной социальной выплаты в 2013 году - с учётом площади квартиры в адрес и количества проживающих там граждан на момент постановки на учёт. Факт временного проживания (с учётом показаний свидетеля) в квартире бывшей супруги после даты постановки на учёт, но до даты вынесения оспариваемых решений не опровергает факта проживания служащего в квартире в адрес на дату постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты в 2013 году и отсутствия у административного истца иного жилого помещения помимо квартиры в адрес на праве собственности или праве социального найма.
Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении требований в части признании незаконным решения жилищной комиссии ФГКУ ЦТУ ФТС России от 31.10.2022 о снятии фио с учёта для получения единовременной социальной выплаты с обязанием ФГКУ ЦТУ ФТС России восстановить фио в очереди на получение единовременной социальной выплаты с даты первоначального учёта - с 28.10.2013, исходил при этом из того, что оспариваемое решение жилищной комиссии ФГКУ ЦТУ ФТС России от 31.10.2022 было вынесено на основании ложного утверждения о недостоверности представленных Большаковым А.А. сведений о праве на постановку сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты в 2013 году.
Оснований не согласиться с такими суждениями и выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, они соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам, подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку суда.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда адрес от 23 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.