Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике Добровольской А.А., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Ирины Александровны о признании недействующими отдельных положений проекта межевание территории микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, адрес, проектируемым проездом 1929, утвержденным Распоряжением Департамента земельных ресурсов адрес N 2280 от 26 мая 2011 года, корректировки проекта межевания части территории микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, утвержденным распоряжением Департамента земельных ресурсов адрес N 14754 от 09 апреля 2021г., -
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова И.А. обратилась в Московский городской суд с уточнённым административным исковым заявлением в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании недействующим проекта межевания территории микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, адрес, проектируемым проездом 1929, утвержденный Распоряжением Департамента земельных ресурсов адрес N 2280 от 26 мая 2011 года "Об утверждении проекта межевания территории микрорайона" в части относящейся к участкам NN 14, 15, 18, которые фактически относятся к многоквартирным домам по адресам: адрес, д.4, корп.1 (указан как жилой дом, расположенный по адресу: адрес, д.4, корп.1", участок N14); адрес, д.4, корп.2 (указан как жилой дом, расположенный по адресу: адрес, д.4, корп.2", участок N15); адрес, д.5 (указан как жилой дом, расположенный по адресу: адрес, д.6, кор.5", участок N18); признании недействующей корректировку проекта межевания территории части микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, утвержденным распоряжением Департамента городского имущества адрес N 14754 от 09 апреля 2021г, в части относящейся к участку N 110, площадью 0, 108 га, который устанавливается как общественная территория, с адресным ориентиром адрес, д.4, корпус 1".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес. Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: адрес и адрес до 2011 года имели парковочную площадку, которая относилась к придомовой территории. Изначально на месте парковки были гаражи жителей домов, которые были поставлены с разрешения муниципальных органов и парковочная площадка существовала до строительства дома по адресу: адрес. Изначально существовавшие границы дворовой территории многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: адрес и адрес показаны на схеме дворовой территории, которая бала направлена официальным письмом Префектуры адрес от 12 января 2020г. в адрес жителя дома фио. После утверждения проекта межевания территории парковочная площадка была передана дому по адресу: адрес результате утверждения проекта межевания территории площадь участков, выделенных двум жилым домам, стала меньше нижней границы нормы, а площадь участка, выделенного для дома 5 по адресу: адрес, стала на 0, 1 га больше нижней границы нормы. Жильцы указанного жилого дома были лишены части своей придомовой территории, которая стала внутриквартальным проездом, по которому проходит движение, в том числе грузового транспорта и крупной строительной техники к объекту строительства на земельном участке по адресу: адрес. Бывшая придомовая территория по адресу: адрес по своим техническим требованиям не может быть использована как внутриквартальный проезд, в том числе для грузового транспорта, так как имеет ширину менее 6 метров, а выходы из подъездов дома осуществляются непосредственно на этот проезд.
Такое перераспределение участков лишает жителей дома их придомовой территории, а также несет прямую угрозу жизни и здоровью детей, выходящих из подъездов этого дома. В связи с передачей парковки дому N 5 по адрес, а также в связи с отнесением участка по адресу адрес, ранее являвшемуся придомовой территорией, к территории общего пользования (участок N110) жильцы домов по адресам: адрес и кор.2 лишены возможности установить ограждения для своей придомовой территории.
Административный истец указал, что в указании адресов домов (адрес и адрес) имеется ошибка в пояснительной записке к проекту межевания территории, в связи с чем жители домов не были оповещены и не участвовали в публичных слушаниях.
Административный истец Кузнецова И.А. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя фио, который уточенные требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества адрес фио против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенных в письменных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству адрес (Москомархитектура) фио в удовлетворении требования просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ГБУ адрес архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" фио в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц Управы адрес, ФГКОУ ВО "Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации" в судебном заседании участия не принимали.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Кузнецова И.А. является собственником квартиры N 64, расположенной в многоквартирном дом по адресу: адрес. (т.1 л.д.35)
Распоряжением Департамента земельных ресурсов адрес N 2280 от 26 мая 2011 года "Об утверждении проекта межевания территории микрорайона", утвержден проект межевания территории микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, адрес, проектируемым проездом 1929. (т.1 л.д.55, 95)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес N 14754 от 09 апреля 2021г. "Об утверждении корректировки проекта межевания территории части микрорайона" утверждена корректировка проекта межевания территории части микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности, регулирующее отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
К градостроительным отношениям помимо прочего применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования и генеральные планы. Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя градостроительные регламенты, предусматривающие ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (статьи 9, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статья 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления; порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 63, частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Закона адрес от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс адрес", статьи 8 Закона адрес от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес", поскольку полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
В соответствии с ч. 1 и ч.2 ст. 43 адрес кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения
Проект межевания территории микрорайона 7, ограниченного адрес, адрес, адрес, адрес разработан по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству адрес, с целью межевания территории микрорайона для последующего установления прав пользования земельными участками.
Предложения по межеванию территории микрорайона выполнены Территориальной проектно-планировочной мастерской адрес ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 68 Закона адрес от 25 июня 2008г. N 28 "Градостроительный кодекса адрес" предусматривается проведение публичных слушаний по проектам межевания территорий - в районах, поселениях адрес, на территориях которых разработаны указанные проекты.
Согласно части 5 статьи 68 Закона адрес от 25 июня 2008г. N 28 "Градостроительный кодекса адрес", порядок проведения публичных слушаний следующий:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно выписки из протокола N 4 заседания муниципального собрания внутригородского муниципального образования Войковское в адрес от 13 апреля 2010г. проект градостроительного межевания территории квартала, ограниченного улицами: фио, адрес и фио, 4-м Новоподмосковным пер, адрес, проектируемым проездом 1929, оставлен без изменения. (т.1 л.д.61)
Решением муниципального образования Войковское в адрес N 04/01 от 13 апреля 2010 г. проект градостроительного межевания территории квартала, ограниченного улицами: фио, адрес и фио, 4-м Новоподмосковным пер, адрес, проектируемым проездом 1929, оставлен без предложений для дальнейшего опубликования оповещения о проведении публичных слушаний. (т.1 л.д.60)
Оповещение о проведении публичных слушаний по проекту межевания территории микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного улицами: фио, адрес и фио, 4-м Новоподмосковным пер, адрес, проектируемым проездом 1929, осуществлялось посредством размещения объявления на официальном сайте управы адрес www.voykovsky.ru, в газете "Районная неделя" N 8 (343) от 30 июня 2010, проведение экспозиции по адресу: адрес. (т.2 л.д.51)
Экспозиция была открыта с 12 июля по 20 июля 2010 года, на выставках проводились консультации по теме публичных слушаний.
Из протокола публичных слушаний N 51 от 30 августа 2010г. следует, что экспозицию посетило 11 человек, собрание участников публичных слушаний проведено 21 июля 2010г. в 18 часов, в котором приняло участие 3 жителя адрес, 1 депутат муниципального собрания ВМО адрес, 4 человека от представителей органов власти. (т.1 л.д.62)
Указанный протокол утвержден председателем Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес 02 сентября 2010г. (т.1 л.д.62)
Заключением председателем Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в адрес от 03 сентября 2010г. одобрен проект адрес квартала, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, адрес, проектируемым проездом "1929". (т.1 л.д.66-70)
Согласно заключению о результатах публичных слушаний все замечания и обращения его участников были рассмотрены организатором публичных слушаний в соответствии с подпунктом 5 части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, даны аргументированные рекомендации о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных замечаний и предложений.
По итогам согласования Департамент земельных ресурсов адрес, в порядке предусмотренном ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принял решение об утверждении проекта межевания, что следует из распоряжения N 2280 от 26 мая 2011 года. (т.1 л.д.55, 95)
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 09 ноября 2018 года N 37701 "Об утверждении корректировки проекта межевания территории части квартала", были внесены изменения в распоряжение Департамента земельных ресурсов адрес от 26 мая 2011г. N 2280 "Об утверждении проекта межевания территории микрорайонов" в части изменения границ территорий в редакции приложения к указанному распоряжению.
Указанным распоряжением была утверждена разработанная ГБУ "ГлаАПУ" Москомархитектуры" по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству адрес корректировка проекта межевания территории части квартала адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, адрес, проектируемым проездом N 1929.
Основанием для разработки проекта межевания стали: постановление Правительства Москвы от 10 октября 2017 N 747-ПП (в ред. от 28 августа 2018 г. N 988-ПП) "Об Адресной инвестиционной программе адрес на 2017-2020 годы", распоряжение Департамента городского имущества адрес от 02 августа 2018 N 25224.
Согласно протоколу публичных слушаний от 11 октября 2018 N 365 по проекту межевания (корректировки) территории части квартала адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, адрес, проектируемым проездом 1929, оповещение о проведении публичных слушаний осуществлялось посредством публикации оповещения в газете "Север Столицы" от 17 сентября 2018 г. N 36 (404), на официальных сайтах Префектуры адрес и Управы адрес, информационных стендах у подъездов жилых домов.
Экспозиция была проведена по адресу: адрес (1-й этаж) в период с 24 сентября 2018г. по 02 октября 2018г, на экспозиции проводились, в том числе, консультации по теме публичных слушаний. Собрание участников публичных слушаний было проведено 04 октября 2018 года по адресу: адрес, фио ул, д. 11, корп. 1.
Согласно п. 3.8 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005г. N 944-ПП "О формировании перечней земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности адрес" проект межевания утверждается уполномоченным органом Правительства Москвы по предоставлению заказчика.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011г. N 65-ПП "Об Утверждении Положения о департаменте земельных ресурсов адрес" (в редакции от 11 марта 2011г.) к полномочиям Департамента относилось утверждение проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Проанализировав пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ пункты 1, 3, 4 части 1 статьи 3 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес", части 1 и 2 статьи 1 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", постановление Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N 65-ПП суд приходит к выводу, что пунктом 3.8 Положения о Департаменте земельных ресурсов адрес, к компетенции последнего отнесено принятие решений об утверждении проектов межевания территории в адрес, в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Оспариваемое распоряжение Департамента принято уполномоченным органом в соответствии нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона адрес от 25 июня 2008г. N 28 "Градостроительный кодекс адрес", Закона адрес от 06 ноября 2002г. N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес", Закона адрес от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес", а также постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2013г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес".
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 09 апреля 2021г. N 14754 "Об утверждении корректировки проекта межевания территории части микрорайона" была утверждена разработанная ГБУ "ГлавАПУ" по заказу Академии управления МВД России, корректировка проекта межевания территории части микрорайона адрес Войковский, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, согласно приложению.
Указанным распоряжением были внесены изменения в распоряжение Департамента земельных ресурсов адрес от 26 мая 2011г. N 2280 в части изменения границ территорий в редакции приложения.
Порядок разработки и утверждения проектов установлен постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2017г. N 1089-ПП "Об утверждении порядка подготовки, согласовании и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в адрес" (далее также - Порядок).
Согласно п.1.2 Порядка подготовка проектов межевания территории, за исключением случаев подготовки проектов межевания территории лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также физическими или юридическими лицами для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, в том числе в целях размещения объектов федерального или регионального значения, осуществляется:
- Департаментом городского имущества адрес - для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1.2.1);
- Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес - для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, предназначенных для размещения объектов регионального значения и (или) объектов капитального строительства, проектирование, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрены адресной инвестиционной программой адрес, если размещение указанных объектов не потребует изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а также для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 1.2.2).
Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что в целях подготовки проектов межевания территории, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, Департамент и Москомархитектура вправе привлекать подведомственные им государственные бюджетные, автономные учреждения адрес или на основании государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных лиц, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ГБУ "ГлавАПУ" разработан проект межевания (корректировки) территории части микрорайона 9-10К, адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес.
В период действия на территории адрес режима повышенной готовности в отношении документации по планировке территории проводится процедура электронных общественных обсуждений, регламентированная Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019г. N 448-ПП "Об утверждении порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес" (далее - Порядок).
На основании принятого в соответствии с Порядком решения о проведении в отношении рассматриваемого проекта межевания территории электронных общественных обсуждений на Интернет-площадке для проведения среди марка автомобиля голосований в электронной форме по вопросам городского развития "Активный гражданин" (ag.mos.ru) 11 января 2021г. опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений. (т.1 л.д.213-215)
В период с 20 января 2021г. по 02 февраля 2021г. проведена экспозиция материалов межевания.
В соответствии с пунктами 2.2.3, 2.2.1 Порядка в течение всего периода размещение проекта н официальном сайте и проведении экспозиции проекта участники общественных обсуждений, прошедших идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта на официальном сайте.
После окончания срока размещения проекта на официальном сайте и проведении экспозиции организатором было оформлено заключение 12 февраля 2021г. Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки по результатам проведенных общественных обсуждений, согласно которому общественные обсуждения признаны состоявшимися, большинством участников проект поддержан, в связи с чем рекомендован для дальнейшего утверждения. (т.1 л.д.148-212)
Согласно части 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого акта) глава местной администрации обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Согласно части 4 статьи 19 Закона адрес от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого акта) официальным опубликованием правовых актов органов исполнительной власти адрес считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оспариваемое распоряжение было официально опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о соответствии распоряжения Департамента городского имущества адрес от 09 апреля 2021г. N 14754 "Об утверждении корректировки проекта межевания территории части микрорайона", Градостроительному кодексу Российской Федерации, Закону адрес от 25 июня 2008г. N 28 "Градостроительный кодекс адрес", Закону адрес от 06 ноября 2002г. N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес", Закону адрес от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес", а также постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес".
Процедура проведения публичных слушаний указанных в административном иске проектов, предусмотренная приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства, административным ответчиком была соблюдена.
Несогласие административного истца с результатами публичных слушаний не свидетельствует о нарушении порядка их проведения, который материалами дела не подтвержден.
Доводы административного истца о наличии ошибки в указании адресов многоквартирных домов, расположенных по адресам: адрес и корпус 2 в пояснительной записке к проекту межевания территории, как следствие отсутствие оповещение жителей о публичных слушаниях по вопросу утверждения проекта межевания территории, подлежат отклонению, поскольку оповещение о проведении слушаний было размещено на официальном сайте управы адрес www.voykovsky.ru, в газете "Районная неделя" N 8 (343) от 30 июня 2010г... (т.2 л.д.51)
Кроме того, многоквартирные дома, расположенные по адресам адрес и корпус 2 указаны на плане межевания квартала под номерами 14 и 15, в связи с чем жители указанных домов имели возможность ознакомиться с проектом межевания территории части квартала адрес, ограниченного адрес, адрес и фио, 4-м адрес, адрес, проектируемым проездом N 1929.
Вопреки утверждению административного истца, необходимость персонального извещения о проходящих публичных слушаниях собственников всех зданий комплексного благоустройства указанного квартала законодательно не предусмотрена.
Утверждение административного истца, что парковочная площадка ранее относилась к придомовой территории жилых домов по адресам: адрес и корпус 2 и без согласия собственников этих квартир передана дому, расположенную по адресу: адрес, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Порядок разработки и утверждения проектов межевания в рассматриваемый период регулировался постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 941-ПП "О формировании перечней земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности адрес, которым было утверждено Временное положение о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории адрес (далее - Временное положение).
Согласно п. 3.3 Временного положения разработка, согласование, утверждение проектов межевания включает следующие этапы:
- подготовку задания на разработку проекта межевания;
- сбор исходных данных и проведение натурных обследований;
- разработку и оформление материалов проектов межевания, в т.ч. графических и табличных материалов планов межевания;
- представление материалов проектов межевания на согласование и доработку по результатам согласования;
- утверждение проекта межевания.
В соответствии с п. 3.7. Временного положения проект межевания, разработанный на основе утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, или на основе учета фактического использования территории и не предусматривающий изменение существующей планировки и застройки территории, подлежит согласованию:
- главой управы района;
- Департаментом земельных ресурсов адрес - по вопросам соблюдения установленных в законодательном порядке границ, обременений и ограничений использования земельных участков;
- уполномоченным лицом Комитета по архитектуре и градостроительству адрес - по вопросам соблюдения методических требований к разработке проекта межевания, градостроительных норм и правил проектирования планировки и застройки территории адрес, градостроительных регламентов общего и особого вида, утвержденной исходно-разрешительной документации, актов разрешенного использования и градостроительных планов земельных участков;
- заинтересованными физическими или юридическими лицами - правообладателями земельных участков.
При подготовке оспариваемого проекта межевания квартала проведено обследование и выполнена оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и планировочной обособленности выделяемых земельных участков, осуществлено определение конфигурации границ земельных участков с учетом особенностей сложившейся или установленной градостроительной документации, планировки и застройки территории.
То есть при разработке указанного проекта межевания осуществлен комплекс мер по установлению оптимальных границ земельных участков с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством.
При подготовке проекта межевания проведено обследование и выполнена оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и планировочной обособленности выделяемых земельных участков.
Границы земельных участков в проекте межевания определяются, в том числе в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации РФ: учитываются сведения Единого государственного реестра недвижимости, оформленные земельно-правовые отношения, утвержденная градостроительная документация, расчетное обоснование размеров земельных участков, а также архитектурно-планировочные особенности и фактическое использование территории.
ГБУ "ГлавАПУ" использовало при разработке проекта межевания данные МосгорБТИ относительно зданий и сооружений, прошедших техническую инвентаризацию. Указанные сведения приведены в таблице Приложения проекта межевания (стр. 56-61 Проекта).
При разработке проекта межевания использовались данные ДГИ адрес об установленных границах земельных участков, переданных в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду (стр. 40-47 Проекта).
При этом, каких-либо сведений о спорных земельных участках по адресу: адрес, адрес. д.4 корп.2 в указанном разделе не содержится.
Таким образом, для строительства/реконструкции земельные участки по данным адресам на период межевания не отводились, разрешение на строительство на период межевания не выдавалось, а кроме этого земельные отношения заявителями, как собственниками здания, не оформлялись.
На момент разработки проекта межевания земельные участки по адресу: адрес и адрес не были сформированы в порядке пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ. Отсутствовали какие-либо сведения относительно собственности на земельные участки и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю, на которых расположены указанные здания, а также о их (земельных участках) обмерах и присвоении кадастрового номера. Спорные земельные участки не были сформированы, не выделены из общего земельного адреса, и не были переданы в пользование или собственность жильцам указанных домов.
В связи с чем земельному участку N 14 по адресу: адрес проектом межевания была определена площадь 0, 348 га, что меньше нормативной площади (0, 466 га) и земельному участку N 15 по адресу: адрес проектом межевания была определена площадь 0, 408 га, что меньше нормативной площади (0, 490 га), в силу сложившихся планировочных особенностей квартала, а также на основании письма Департамента земельных ресурсов адрес от 06 декабря 2010г. N 33-1-12561/10-(0)-1, согласно которому в границы земельного участка N 14 ранее ошибочно были включены территории общего пользования. (т.1 л.д.72)
При этом расчет нормативно необходимой площади для эксплуатации многоквартирных жилых домов по адресу: адрес и корп.2 был произведен в соответствии с требованиями Постановления Правительства Москвы от 25.01.2000 N 49 "Об утверждении Норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99".
Необходимо отметить, что участок N 110 выделен в общее пользование и является озелененной, благоустроенной территорией и используется для проезда, прохода, автостоянки для неограниченного круга лиц.
Проектом межевания ГБУ "ГлавАПУ" было также учтено фактическое использование территории. На чертеже 1 "План фактического использования территории" отражено наличие проездов, проходов, имеющих асфальтовое покрытие, озелененных территорий, а также наличие гаражей-ракушек.
Согласно проекту межевания территория участка N 110 включена в состав территории общего пользования, границы которой красными линиями не обозначены, однако, согласно характеристикам фактического использования территории, приведенным на чертеже 1, спорная территория представляла собой территорию общего пользования, включающую в себя проезды, проходы, озелененные территории, имела асфальтовое покрытие.
Таким образом, указанная территория относилась к территории общего пользования, занятой проходом, проездом для неограниченного круга лиц, а следовательно достаточных, оснований для изменения границ территории общего пользования и включения спорной территории общего пользования участка N 110 в придомовую территорию участков N 14, 15 не имелось, согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: адрес, определены границы земельного участка N 58 в соответствии с зарегистрированным правом собственности Российской Федерации и правом постоянного (бессрочного) пользования ФГКОУ ВО "Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В этой связи по заказу ФГКОУ ВО "Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации" осуществлена разработка корректировки проекта межевания с целью определения границ дополнительной территории для эксплуатации здания за счет смежного земельного участка, свободного от обременений, согласованная перед процедурой общественных обсуждений уполномоченными органами исполнительной власти.
Согласно пояснительной записке к распоряжению Департамента городского имущества адрес от 09 апреля 2021г. N 14754, содержащему корректировку проекта общей площадью 0, 224 га (0, 1766 га, 0, 046 га и 0, 0014 га), устанавливаются для эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: адрес связи с тем, что указанные участки расположены в разных территориальных зонах согласно утвержденным правилам землепользования и застройки адрес (постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП). На участок N 58 площадью 1766 кв.м, поставленный на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 77:09:0003016:205, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись в ЕГРН 77-77-13/007/2009-110) и оформлено право постоянного (бессрочного пользования) ГОУВПО Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (запись в ЕГРН 77-77-14/005/2006-217. Доступ к участкам осуществляется с 5-го адрес по участку 110 общественных территорий.
Проектом межевания участку N 18 по адресу: адрес была определена площадь - 0, 494 га, что соответствует минимальной нормативной площади - 0, 397 га.
При этом расчет нормативно необходимой площади для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: адрес также был произведен в соответствии с требованиями Постановления Правительства Москвы от 25 января 2000г. N 49 "Об утверждении Норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99".
Граница между участками N 15 и N 18, являющимися смежными, осталась практически неизменной, и как видно из сопоставления планов межевания за 2002 и 2011 годы именно часть участка N 18 перешла в границы участка N 15 вследствие необходимости соблюдения требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ в части устранения изломанности границ.
При этом доведение площади участка N 18 до минимально необходимой произошло не за счет территории участка N 15, а вследствие перераспределения территории участка N 17 (N1 на проекте межевания 2002г).
Градостроительные нормативы и методики для определения площади участков NN 14, 15, необходимой для эксплуатации жилых домов, являются объективными основаниями для обоснования размера данных участков.
При этом, ни пояснительная записка, ни графический план (чертеж), которые являются приложением к оспариваемому распоряжению, не содержат сведений о земельных участках, на которых расположены жилые дома по адресам: адрес, адрес, а также сведений о том, что корректировка подразумевает передачу части придомовой территории указанных жилых домов участку по адресу: адрес.
Таким образом, по существу требование административного истца предполагает увеличение границ земельного участка за счет территории общего пользования или территории многоквартирных домов, смежных со спорным участком, что является неправомерным с учетом конкретных обстоятельств дела и повлечет нарушение прав иных правообладателей и пользователей земельных участков, расположенных на территории данного микрорайона.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемые заявителем в части нормативные правовое акты не противоречат нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, приняты в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод административного истца, суд не усматривает оснований для признания нормативных правовых актов недействующими.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Кузнецовой Ирины Александровны отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.