Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Усово Маркет" на постановление заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области от 17 ноября 2022 г., решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 4 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Усово Маркет",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области от 17 ноября 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 4 мая 2023 г, ООО "Усово Маркет" (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
В настоящей жалобе законный представитель ООО "Усово Маркет" просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, поскольку Общество не извещалось надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, копия протокола Обществу не направлялась; не учтено, что во время проведения проверочных мероприятий Общество не осуществляло деятельность на территории производственно-складских помещений по адресу: адрес, нежилое здание (производственный корпус N 6), принадлежащее на праве собственности ООО "Усово Маркет" передано по договору аренды NУС-01/22 от 10.01.2022 ООО "Реутовская Мануфактура".
В судебное заседание законный представитель ООО "Усово Маркет" Хуцкий А.И. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, обеспечил явку защитника Нефедова С.Ю, который поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, представив дополнение к ней.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
Административная ответственность по ч. 1 ст.18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Названные выше действия, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ.
Пунктом 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 9 марта 2022 г. в 09 час. 50 мин. по адресу: адрес, в ходе проведения сотрудниками ОКПИГ УВМ ГУ МВД России по Московской области проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлено нарушение ООО "Усово Маркет" п.1 ст. 13.3 Федерального закона РФ N 115-ФЗ от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившееся в привлечении к трудовой деятельности в качестве портного по пошиву текстильной продукции гражданина Республики Таджикистан Хаитова Р.С, не имеющего патента на осуществление трудовой деятельности в Московской области.
Действия ООО "Усово Маркет" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Усово Маркет" в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 2 сентября 2021 г.; распоряжением от 9 марта 2022 г. о проведении проверки; протоколом осмотра от 9 марта 2022 г. с фототаблицей; актом проверки от 9 марта 2022 г.; письменными объяснениями гражданина Республики Таджикистан Хаитова Р.С.; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой собственником нежилого здания в корпусе N 6 по адресу: Московская область, г. адрес, кадастровый номер 50:48:0010306:726 является ООО "Усово Маркет"; выпиской из ЕГРЮЛ; рапортом инспектора по ОП ОАП ООКПИГ УВД ГУ МВД России по Московской области майора полиции Чернявского В.А.; протоколом об административном правонарушении от 28 октября 2022 г. и иными материалами дела.
Представленные доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Выводы о виновности ООО "Усово Маркет" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "Усово Маркет" имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Усово Маркет", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае Обществом сделано не было.
Доводы жалобы о том, что ООО "Усово Маркет" не осуществляло никакой деятельности в г.Реутове Московской области, в том числе с привлечением иностранных граждан, сдало помещения в аренду ООО "Реутовская мануфактура" по договору аренды N УС-01/22 от 10 января 2022 г. отклоняются как несостоятельные.
Как следует из письменных материалов дела, иностранный гражданин выявлен на территории производственно-складских помещений, принадлежащих ООО "Усово Маркет".
Представленные в материалы дела договор аренды N УС-01/22 от 10 января 2022 г, заключенный ООО "Усово Маркет" (Арендодатель) с ООО "Реутовская мануфактура" (Арендатор), договор субаренды N ФЛП-СА-20/8 от 1 августа 2020 г, заключенный между ООО "Защита" (арендатор) и Паталиевой А.А. (субарендатор) и договор субаренды N ФЛЧФ-СА-21/9 от 9 сентября 2021 г, заключенный между ООО "Защита" и Чжан Фэйфэн (субарендатор), не свидетельствуют о том, что ООО "Усово Маркет" является ненадлежащим субъектом по настоящему делу за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего патента, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие реальность исполнения указанных договоров, согласие собственника нежилого помещения на его сдачу в субаренду, а также не представлен договор аренды помещения, заключенного ООО "Защита" с ООО "Усово Маркет".
Доводы о не извещении общества о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела подлежат отклонению как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
В материалах дела имеются сведения о направлении по адресу места нахождения ООО "Усово Маркет" телеграммы с извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также извещение о том, что телеграмма не доставлена, местонахождение организации неизвестно, зарегистрирован юридический адрес (л.д.56).
Вопреки доводу о неверном указании юридического адреса ООО "Усово Маркет", исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестр юридических лиц по состоянию на 28 октября 2022 г. (адрес, ул. фио,... (л.д. 87), без учета внесенных в реестр изменений о перемене адреса, в подтверждение чего заявителем представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 августа 2023 г, в которой место нахождения ООО "Усово Маркет" указано: адрес, ул. фио,.., данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении порядка уведомления Общества о процессуальных действиях, так как запись о переименовании адресного объекта была внесена в ЕГРЮЛ лишь 25.05.2023, меры по принятию корреспонденции Общество не приняло, в силу положений частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц.
Также извещение направлялось по месту жительства генерального директора общества.
Таким образом, должностным лицом были предприняты все меры по извещению общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В протоколе содержатся все сведения, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола направлена Обществу посредством почтовой связи РПО N 80082878553525.
Также на рассмотрение дела законный представитель или защитник ООО "Усово Маркет" не явились, при этом Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела телеграммой N 336025 от 17 ноября 2022 г, однако телеграмма не доставлена, с указанием, что местонахождение организации неизвестно, зарегистрирован юридический адрес.
Таким образом, порядок привлечения ООО "Усово Маркет" к административной ответственности не нарушен.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении, влекущих отмену ранее вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в размере 400 000 рублей в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, финансового положения Общества, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями. Правовых оснований для снижения назначенного ООО "Усово Маркет" размера административного штрафа не имеется.
Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ
Постановление заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по Московской области от 17 ноября 2022 г, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 4 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Усово Маркет" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.