Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 июля 2023 года по административному делу N 2а-245/2023 по административному исковому заявлению Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лик, к администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Скибенко С.А. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сланцевский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Сланцевский городской суд Ленинградской области с административным иском, с учетом уточнения административного иска, принятого судом, указав в обоснование, что прокуратурой была проведена проверка состояния автодороги общего пользования местного значения, проходящей по ул.Право-Набережная в г.Сланцы, в ходе которой выявлен ряд существенных нарушений, а именно: в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение. Несвоевременное выполнение мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению безопасных условий дорожного движения, обязав администрацию оборудовать автомобильную дорогу "Право-Набережная" с идентификационным номером 41-451-ОП МП-050, протяженностью 363 метра, элементами обустройства в виде наружных осветительных установок, обеспечивающих стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", в срок до 31.12.2025 года.
В качестве заинтересованного лица судом к участию в деле привлечено ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области.
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 23 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 июля 2023 года, иск удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению безопасных условий дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения ул. Право-Набережная г.Сланцы Ленинградской области; обязал администрацию в срок до 31.12.2025г. оборудовать указанную автомобильную дорогу ул.Право-Набережная, протяженностью 363 метра, с идентификационным номером 41-451-ОП МП-050 элементами обустройства в виде наружных осветительных установок, обеспечивающих стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (л.д. 53-65).
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с положениями п. 9.1 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", п. 4.3, табл. 1 ГОСТ Р52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация" стационарное электрическое освещение является неотъемлемой частью обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2.5 СНиП 2.05.02-85, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007- "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть предусмотрено, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно законодательству РФ (раздел 2 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог") обустройство освещения входит в состав мероприятий по капитальному ремонту автомобильных дорог.
В силу п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Сланцевской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ОГИБДЦ ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области, и установлено, что в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, на автомобильной дороге общего пользования местного значения ул. Право- Набережная в г. Сланцы отсутствует стационарное уличное освещение.
Согласно п.1 части 1 ст. 15 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 п.5 Устава).
Согласно решению Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области N440-гсд от 14.08.2013г, с 01.09.2013г. муниципальному образованию Сланцевский муниципальный район Ленинградской области переданы часть полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании решения Совета депутатов МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области N483-рсд от 20.08.2013г. к компетенции муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области с 01.09.2013г. приняты часть полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории МО Сланцевское городское поселение, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, возложена на администрацию МО Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.
Автомобильная дорога по ул.Право-Набережная в г.Сланцы, протяженностью 363 м внесена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением администрации МО Сланцевский муниципальный район от 30.01.2020 N 123-п (в редакции постановления от 22.06.2022 N 982-п) (л.д. 17-19).
Несвоевременное выполнение администрацией МО Сланцевский муниципальный район мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог, отсутствие стационарного уличного освещения, наличие которого предусмотрено п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения и послужило основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Доказательств наличия уличного стационарного освещения на автомобильной дороге общего пользования местного значения - ул. Право- Набережная в г.Сланцы, или принятия администрацией мер по организации уличного стационарного освещения на указанной автомобильной дороге, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о нарушении прав администрации, в связи с составлением ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области Акта от 10.12.2022г. и фотоматериалов, которые, по мнению административного ответчика, не соответствуют законодательству РФ, а также, ссылка на отсутствие сведений о направлении в адрес администрации решения прокурора о проверке, и итогов проверки, не принимаются судебной коллегией, поскольку на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.
Предметом рассмотрения настоящего административного дела не являются действия должностных лиц прокуратуры Ленинградской области и ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области.
Согласно ч. 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия)
Исходя из данных положений, административный ответчик должен был представить доказательства, свидетельствующие об отсутствии бездействия, выразившегося в необеспечении элементами освещения на автомобильной дороге. Однако административным ответчиком не представлены доказательства того, что автомобильная дорога, находящаяся в ведении администрации, оснащена необходимыми элементами оборудования.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспаривалось отсутствие стационарного освещения на ул. Право- Набережная в г.Сланцы, что свидетельствует о бездействии административного ответчика, выраженном в непринятии мер к обеспечению безопасных условий дорожного движения на указанной автомобильной дороге общего пользования местного значения. Вопреки положениям ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком не доказано обстоятельств, подтверждающих выполнение уполномоченным органом обязанностей, связанных с обеспечением уличного стационарного освещения на упомянутой улице, поэтому доводы апелляционной жалобы относительно несоответствия представленных прокурором доказательств требованиям допустимости сами по себе не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 июля 2023 года по административному исковому заявлению Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лик, к администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильной дороги оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 июля 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.