Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 января 2023 года (N 2а-448/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2023 года по административному иску Темнова И.И. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Темнов И.И. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания, выразившиеся в не предоставлении ответа на его обращение, в размере 1 000 рублей. В обоснование требований указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. 27 октября 2022 года передал письменное обращение на имя начальника исправительного учреждения, однако обращение в установленном порядке зарегистрировано не было, ответ на обращение до настоящего времени не получен.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - начальник отряда по воспитательной работе с осужденными Сычев Р.И.
Также Темнов И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 24000 рублей. В обоснование административного иска указал, что с отбывает наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, с 2022 года содержится в отряде N 1, где условия его содержания не соответствуют установленным законом требованиям, а именно: отсутствует горячее водоснабжение, плохое освещение, отсутствие снегозадержателей на крыше.
Административные дела объединены в одно производство.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Темнова И.И. денежная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 8 000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 17 августа 2023 года, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, несоответствии ее размера требованиям разумности и справедливости.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Темнов И.И. содержится в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 7 октября 2018 года, где размещался в отряде N 1 в период с 28 января по 18 октября 2022 года без надлежащего обеспечения горячим водоснабжением.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Темнова И.И. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 8000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 22 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.