Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Сенчуковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Х.Л.А. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г. по гражданскому делу N 2-259/2023 по иску Х.Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании произвести индексацию сумм в возмещение вреда здоровью.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты отмене, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Х.Л.А. обратилась в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (до изменения наименования - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просила обязать ответчика произвести индексацию выплат в возмещение вреда здоровью и выплачивать с 1 января 2022 г. ежемесячно компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 33 493 руб.; обязать ответчика ежегодно индексировать выплаты в возмещение вреда здоровью в соответствии с действующим законодательством по уровню инфляции, установленной на основании Постановлений Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год.
Требования мотивированы тем, что Х.Л.А. принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом II группы, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом она получает выплату в возмещение вреда здоровью, которая должна индексироваться с учетом инфляции. Решением Сосновоборского городского суда от 12 октября 2006 г. был произведен перерасчет указанной суммы с учетом индексации и на ответчика возложена обязанность производить выплату ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 21 741 руб. 82 коп. Начиная с 2006 г. и по 31 декабря 2021 г. выплата осуществлялась с учетом индексации по уровню инфляции в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год и в 2021 г. составила 30 898 руб. 15 коп. С 1 января 2022 г. обязанность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью возложена на ОПФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, которое отказало истцу в индексации выплаты. Истец считает действия ответчика незаконными.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г, Х.Л.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Х.Л.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились. О причинах не явки в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса не сообщили, доказательств уважительности не явки в судебное заседание не предоставили.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных на неё возражений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2006 г. по делу N 2-83/2006 Х.Л.А. была определена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 21 741 руб. 82 коп, которая подлежала выплате с 1 июня 2006 г.
Вступившим в законную силу судебным актом установлено, что Х.Л.А. принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, решением МСЭ от 24 мая 2004 г. ей установлена 2-я группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - "заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС".
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) инвалидам 2-й группы предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 2 500 руб.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ) размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом N 1244-1 выплат.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 г.г. недополученных сумм, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246, от 21 марта 2007 г. N 171, от 21 декабря 2007 г. N 914, от 16 декабря 2009 г. N 1024, от 21 декабря 2010 г. N 1079, от 8 декабря 2011 г. N 1019, от 4 декабря 2012 г. N 1255, от 19 декабря 2013 г. N 1189, от 18 декабря 2014 г. N 1411 утверждены Правила индексации с 2004 г. по 2015 год размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом N 1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 г. Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
Сторонами не оспаривалось, что после вступления в законную силу решения Сосновоборского городского суда Ленинградской области 25 октября 2006 г. по делу N 2-83/2006 истцу выплачена взысканная задолженность по компенсации и в последующем установленная судом денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 21 741 руб. 82 коп. индексировалась в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации об утверждении порядка индексации выплат, установленных Законом РФ N 1244-1 исходя из уровня инфляции на соответствующий финансовый год вплоть до 2015 г. включительно, а с 2016 г. по 2021 год исходя из коэффициента индексации.
Как следует из справок, выданных ЛОГКУ "ЦСЗН", ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Х.Л.А. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивалась: в 2019, 2020 г.г. - в размере 29 454 руб. 86 коп, в 2021 г, первом полугодии 2022 г. - в размере 30 898 руб. 15 коп.
В письме от 8 сентября 2022 г. N Х-47921-4119/52149-22 ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказало истцу в дальнейшей индексации определенной решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 октября 2006 г. по делу N 2-83/2006 ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, в связи с отсутствием законных оснований, а также отсутствием указания в решении от 25 октября 2006 г. по делу N 2-83/2006 осуществлять индексацию указанной суммы после 1 июня 2006 г.
Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленный спор, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что определенная истцу в решении суда от 25 октября 2006 г. по делу N 2-83/2006 сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью превышает размер суммы, установленной законом с учетом инфляционных процессов за период с 2007 по 2021 г.г, в связи с чем отказал истцу в удовлетворении требований об индексации выплат.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, приведенные выше выводы судебных инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статье 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункту 12 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ ("Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Оценивая доводы истца, судебные инстанции обоснованно приняли во внимание то обстоятельство, что в настоящий момент размеры выплачиваемых Х.Л.А. на основании решения суда компенсационных выплат превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 3 этого закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Статьей 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа указанных в названной норме лиц была предусмотрена выплата ежегодной компенсации за ущерб здоровью в размере четырех - (III группа) либо пятикратной (I и II группы) суммы минимальной заработной платы.
В соответствии с той же нормой в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ выплаты были установлены уже за вред здоровью и в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (соответственно 400 и 500 руб.).
Новый порядок установления ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом РФ от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, которым было установлено исчисление указанной выплаты в твердом размере, исходя из базовой суммы 100 руб. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации гарантировалась ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 группы в размере 500 руб, инвалидам 3 группы - 400 руб. В последующем выплаты индексировались путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.
В редакции части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, действовавшей до 1 января 2018 г. (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции действующей в настоящее время) размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего г. исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В силу указанной нормы закона размеры выплат гражданам, установленные названным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Постановлении от 1 декабря 1997 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Во исполнение требований закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, размеров компенсаций и иных выплат.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N и от 11 мая 2007 г. N), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ), установлено, что индексация денежных доходов граждан производится не произвольно, а в соответствии с механизмом, установленным государством.
При этом назначение и получение истцом ежемесячной денежной компенсации в большем размере, чем размер, устанавливаемый ежегодно постановлениями Правительства Российской Федерации не нарушает конституционные права и законные интересы истца, так как суммы, назначенные по решению суда, истцу выплачиваются в полном объеме.
Поскольку размер выплачиваемой в настоящий момент на основании решения суда указанной компенсационной выплаты превышает ее размер относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, индексация указанной выплаты необходимо производить только после того, как ее размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации порядке, достигнет размера получаемых Х.Л.А. выплат.
Ссылка заявителя на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П как на основание для индексации выплат, не может быть принята, поскольку порядок действующей индексации установлен законодательством после принятия указанного акта органа конституционного контроля и, в свою очередь, не признавался не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 4 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Х.Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.