Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Т.В.А. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 69 Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", по апелляционным жалобам Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" на решение Оренбургского областного суда от 19 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" (далее также - Распоряжение от 15 декабря 2022 года N2816р), размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее также - Перечень на 2023 год).
В пункт N Перечня на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - нежилое здание с кадастровым номером N, спорное здание/объект недвижимости).
Индивидуальный предприниматель Т.В.А. (далее также - административный истец), являясь собственником спорного здания, обратился в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня на 2023 год, указав в обоснование требований, что нежилое здание с кадастровым номером N необоснованно включено в оспариваемый Перечень, поскольку объект недвижимости не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации; включение здания в Перечень нарушает права административного иска как собственника здания, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Оренбургского областного суда от 19 июня 2023 года административные исковые требования индивидуального предпринимателя Т.В.А. удовлетворены; признан не действующим с момента принятия пункт N Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год"; с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу индивидуального предпринимателя ТерёхинаВ.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее также Министерство) просит решение Оренбургского областного суда от 19 июня 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Министерством указано, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке, который предполагает размещение административного здания, то есть отвечает критериям статьи 378.2 НК РФ; судом первой инстанции необоснованно не принят в качестве надлежащего доказательства акт обследования от 14 октября 2022 года, согласно которому фактическое использование здания попадает под требования статьи 378.2 НК РФ; согласно документам технического учета (техническому паспорту) здание также предназначено для оказания бытовых услуг населению.
Заинтересованное лицо государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" (далее также - ГБУ "Госкадоцентр Оренбургской области", бюджетное учреждение) в апелляционной жалобе просит решение Оренбургского областного суда от 19 июня 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы бюджетным учреждением указано, что судом первой инстанции необоснованно не принят в качестве надлежащего доказательства акт обследования от 14 октября 2022 года, согласно которому фактическое использование здании попадает под требования статьи 378.2 НК РФ, что является самостоятельным основанием для включения объекта в Перечень.
Административным истцом представлен отзыв относительно апелляционных жалоб, в которых полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п.8 ст. 378.2 НК РФ).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе к ним отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В соответствии с пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и является обязательным к уплате на территории Оренбургской области.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Проанализировав нормы федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Распоряжение от 15 декабря 2022 года N2816р, являющееся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принято в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Т.В.А. является собственником здания с кадастровым номером N, назначение: нежилое, площадь - 1300, 9 кв.м, количество этажей - 2, адрес (местонахождение) объекта: "адрес".
На момент принятия оспариваемого в части распоряжения Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816р спорный объект недвижимости имел следующие характеристики: площадь - 1300, 9 кв. м, назначение "нежилое здание", наименование "здание"; располагался на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "размещение административно-хозяйственного здания со спортивным залом".
Анализируя вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на котором расположен спорный объект недвижимости, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание по указанному основанию, вопреки доводам апелляционных жалоб, в Перечень на 2023 год включению не подлежало.
Согласно техническому паспорту, составленному Центральным межмуниципальным отделением Оренбургского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 14.04.2012 г, на здание с наименованием "Административно-хозяйственное здание со спортивным залом", назначением - нежилое здание, литера Е, площадью 1300, 9 кв.м, по экспликации помещения в составе здания относятся к площади предназначенной под административные помещения, имеют назначение: 1-ый этаж: лестничная клетка, хозпомещения, санузлы, раздевалки, парная, душевая, фойе, тренажерный (226, 4 кв.м.); 2-ой этаж: лестничная клетка, коридор, кабинеты, санузлы, раздевалки, душевые, спортзал (437, 6 кв.м.), хозпомещение; на отм. +8, 75: лестничная клетка, кабинет, зал заседаний, трибуна, коридор.
Из анализа вышеприведенных сведений ЕГРН и документов технического учета (инвентаризации) не следует наличие в спорном здании помещений площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, наименование и разрешенное использование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания либо объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2023 год включению также не подлежало.
Как следует из апелляционных жалоб, спорное здание было включено в Перечень на 2023 год также исходя из фактического использования более 20% от его общей площади под офисные помещения, торговые помещения и помещения, используемые для размещения объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 14.1.7 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 г. N 5-ук Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2017 г. N 975-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Порядок устанавливает механизм осуществления органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 1).
Пунктами 14-15 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий проводится фотосъемка (при необходимости - видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объектов недвижимости, а также фотосъемка (при необходимости - видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на объекте недвижимости.
По результатам проведения мероприятий в течение 10 рабочих дней со дня завершения указанных мероприятий должностным лицом уполномоченного органа, указанным в приказе о проведении мероприятий, составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (приложение N 2 к Порядку) с приложением соответствующих фотоматериалов и видеоматериалов (при наличии).
Результаты мероприятий, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, должны быть оформлены с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Акт подписывается всеми участвующими в мероприятиях лицами и утверждается приказом уполномоченного органа в течение 20 календарных дней со дня завершения мероприятий.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости стороной административного ответчика в материалы дела представлен Акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 14 октября 2022 года.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела:
ГБУ "Госкадоцентр Оренбургской области" 4 мая 2022 года направило в адрес заявителя по месту его регистрации уведомление от 29 апреля 2022 года N N о проведении в период времени с 23 мая 2022 года по 30 сентября 2022 года в целях реализации ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений). В уведомлении разъяснено, что заявитель вправе предоставить копии документов, подтверждающих фактическое использование объекта, в уведомлении указаны контактные данные должностного лица, с которым можно связаться по всем возникающим вопросам, в том числе о точной дате посещения объекта недвижимости;
уведомление было направлено простым почтовым отправлением, почтовому отправлению присвоен номер почтового идентификатора N. Согласно официальному сайту АО "Почта России", почтовое отправление с почтовым идентификатором N 5 мая 2022 года прибыло в место вручения, 6 мая 2022 года имело место неудачная попытка вручения, 6 июня 2022 года почтовое отправление возвращено отправителю;
14 июля 2022 года по адресу: N, Комиссией Министерства проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания для целей налогообложения;
14 октября 2022 года Комиссией составлен акт N о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения.
Согласно Акту о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения от 14 октября 2022 года:
- спорный объект недвижимости с кадастровым номером N имел площадь 1300, 9 кв. м.;
- основание проведения обследования - мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения;
- способ проведения - с доступом в здание (строение, сооружение), нежилое помещение, с фотофиксацией (дата проведения 14 июля 2022 г.);
- в качестве источников сведений, используемых для расчета показателей площадей, указаны: документы технического учёта (инвентаризации), сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
Из раздела V Акта - "Описание нежилой площади" следует, что:
этаж 1: наименование помещений "Автомойка, кабинет массажа, солярий, тренажерный зал, кардиозал", вид фактического использования - бытовое обслуживание, площадь 475, 22 кв.м, доля фактического использования - 37, 86 %, этаж 2: наименование помещения "Кабинет администрации", вид фактического использования - административно-деловое, площадь 12, 2 кв.м, доля фактического использования - 0, 97 %;
этаж 1: наименование помещения "Торговая точка "Спортивное питание", вид фактического использования - торговое, площадь 10 кв.м, доля фактического использования - 0, 8 %;
этажи 2, 31: наименование помещения "Спортивные залы", вид фактического использования - спортивное, площадь 627, 3 кв.м.;
без указания этажа: наименование помещения "Подсобные, раздевалки, кухня, хозпомещения, душевые", вид фактического использования - прочее, площадь 130, 43 кв.м, без указания этажа: наименование помещения "Места общего пользования", вид фактического использования - прочее, площадь 45, 75 кв.м.
Из раздела VI Акта от 14.10.2022 г. следует, что по результатам осмотра и обследования объекта недвижимости с кадастровым номером N, дано заключение: фактическое использование здания (строения, сооружения) и нежилого помещения - объект бытового обслуживания, подлежит включению в перечень для налогообложения.
Проанализировав указанный Акт от 14.10.2022 г, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, пришел к правильному выводу, что данным Актом не подтверждается использование помещений площадью не менее 20% общей площади здания в целях размещения объектов бытового обслуживания и офисов.
Акт от 14.10.2022 г. не содержит: расчетов площадей, которые фактически используются для размещения объектов бытового обслуживания с учетом сведений документов технического учета (инвентаризации), т.е. со ссылкой на поэтажные планы и экспликацию; фототаблицу, включая фотографии, имеющие привязку к конкретным помещениям согласно документам технического учета (инвентаризации), что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 НК РФ.
Кроме того, в Акте от 14.10.2022 г. отсутствуют критерии отнесения помещений к фактически используемым для размещении офисов и объектов бытового обслуживания, подтверждающие изложенные в Акте выводы.
Содержание как Акта обследования от 14.10.2022 г, так и представленных фотоматериалов, не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания и офисов и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Кабинеты массажа, деятельность которых административным ответчиком отнесена к бытовому обслуживанию, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, принятому приказом Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст, относятся к разделу Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг", подпункту 86.90 "Деятельность в области медицины прочая", который включает в себя деятельность по обеспечению здоровья человека, не осуществляемую больницами, врачами или стоматологами; деятельность медсестер, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала, в том числе, и в области массажа. Эти виды деятельности осуществляются как в лечебных организациях, так и в прочих организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах.
В этой связи нельзя признать правомерным отнесение кабинета массажа к объектам бытового обслуживания и, соответственно, к помещениям, отвечающим критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Из письма Министерства спорта Российской Федерации от 14 ноября 2019 года N исх-07-4-15/12182 следует, что объект спорта "Зал спортивный крытый универсальный с покрытием из древесины", расположенный по адресу: "адрес", внесен во Всероссийский реестр объектов спорта.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, предназначенный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 18 марта 2003 года N 80-ст принят и введен в действие государственный стандарт Российской Федерации "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" ГОСТ Р 52024-2003.
Согласно пункту 3.1. ГОСТ Р 52024-2003, физкультурно-оздоровительная услуга: деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения: здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащенные специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга (пункт 3.8. ГОСТ Р 52024-2003).
Спортивное оборудование: приборы, аппараты, устройства, которыми оборудуют места проведения соревнований и тренировочных занятий (пункт 3.9. ГОСТ Р 52024-2003).
Спортивное снаряжение и инвентарь: комплект предметов, приспособлений, необходимый для обеспечения процесса обслуживания потребителей услуг (пункт 3.10. ГОСТ Р 52024-2003).
Проанализировав приведенные положения Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ГОСТ Р 52024-2003, а также положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2006 года N 2496-р, которым определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, установив, что в помещениях с наименование/назначением "тренажерный зал" и "кардиозал" спорного объекта недвижимости осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность по удовлетворению потребностей потребителей в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также в проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга, вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что тренажерный зал и кардиозал относятся к помещениям, оснащенным специальными техническими средствами и предназначенным для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга, в связи с чем не подлежат отнесению к объектам бытового обслуживания по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кабинет администрации (12, 2 кв. м) в отсутствие сведений о его использовании в качестве офиса, а не в целях деятельности спортивного центра (фитнес-центра), также не подлежит отнесению к помещениям, соответствующим критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о фактическом использовании не менее 20% общей площади спорного объекта недвижимости для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком и заинтересованным лицом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт 69 Перечня на 2023 год подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующим, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 69 Перечня на 2023 год недействующим с момента принятия нормативного правового акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Терёхина В.А. о признании недействующим пункта 69 Перечня на 2023 год, с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 19 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.