Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницына А.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ляха ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лях С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 22 декабря 2022 года N 7834-ДИЗО/22 и возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" для ведения садоводства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 22 декабря 2022 года ему отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" для ведения садоводства со ссылкой на его расположение в территориальной зоне "Ж-2А" (зона для индивидуального жилищного строительства), в которой ведение садоводства не предусмотрено, и несоответствие цели использования земельного участка проекту межевания, согласно которому испрашиваемый земельный участок учтен под объекты индивидуальной жилой застройки.
С указанным решением административный истец не согласен, считает его незаконным, поскольку он, как член садового некоммерческого объединения, имеет право на получение земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ.
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен СОПК "Птицевод-1".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года, административный иск Ляха С.Ю. удовлетворен частично, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предварительном согласовании предоставления Ляху С.Ю. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" для ведения садоводства, выраженный в уведомлении от 22 декабря 2022 года N 7834-ДИЗО/22; на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ляха С.Ю. от 30 ноября 2022 года N 9560-102-2022.
29 августа 2023 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Кривогорницыным А.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 7 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Ляхом С.Ю. административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на невозможность формирования испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства в связи с его расположением в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая настоящее дело, суды, установив, что Лях С.Ю. является членом СОПК " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания N 5 от 21 мая 2004 года, в данном кооперативе для ведения садоводства ему распределен земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, образованный из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, изложенного в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 22 декабря 2022 года N 7834-ДИЗО/22, об отказе Ляху С.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, учитывая, что в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 названного Федерального закона до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, при этом предоставленный административному истцу земельный участок соответствует совокупности условий, установленных в данной норме.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В оспариваемом решении административный ответчик указал о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность по причине его расположения в территориальной зоне для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска, в которой ведение садоводства, как вид разрешенного использования, не предусмотрено, и согласно проекту межевания территории земельный участок учтен под объекты индивидуальной застройки.
Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлены специальные правила приобретения в собственность членами некоммерческих организаций земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ одним из документов, необходимым для решения вопроса о предоставлении земельного участка гражданину в собственность, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 27 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности спорный земельный участок расположен в пределах территории, предназначенной для ведения садоводства, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" отнесена к территориальной зоне Ж-2А - зона для индивидуального жилищного строительства. Образование земельного участка предусмотрено Проектом планировки и межевания территории кварталов "Птицевод", "Речевая школа" городского округа "город Якутск", утвержденного распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 8 августа 2017 года N 1302р.
Исходя из требований пункта 8 статьи 39.15, статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, не отнесено к числу обстоятельств, являющихся основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В пункте 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования, в том числе не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В данном случае территория садоводства была образована до принятия Правил землепользования и застройки г. Якутска.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения в форме уведомления об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в целях его использования для ведения садоводства, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении административных исковых требований Ляха С.Ю. являются правильными.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.