Решение Арбитражного суда Липецкой области
от 9 июля 2007 г. N А36-1607/2007
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2007 г. N А36-1607/2007 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Липецкой области, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО "Л" г. Липецк о признании недействительным постановления Управления Энергетики и Тарифов Липецкой области N 02-1058 от 14.06.2007 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 12 административный орган: Управление Энергетики и Тарифов Липецкой области при участии в заседании:
от заявителя: Ж.К.К. доверенность N 18 от 01.11.2006 г.
от административного органа: заместитель начальника отдела О.А.П. доверенность N 01-03 от 23.03.2007 г., консультант О.Т.А. доверенность N 01-4 от 30.03.2007 г., установил:
Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Энергетики и Тарифов Липецкой области N 02-1058 от 14.06.2007 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 12.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что административным органом при вынесении постановления нарушены нормы материального права, так как ОАО "Л" является самостоятельным хозяйствующим субъектом и согласно законодательству Российской Федерации само вправе устанавливать цены и тарифы на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.
Представитель административного органа - Управления Энергетики и Тарифов Липецкой области не согласился с доводами заявителя и пояснил, что постановление от 14 июня 2007 года о наложении штрафа на ОАО "Л" в размере 40000 руб. является законным и оснований для его отмены не имеется.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора суд пришел к следующему выводу:
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (деле# в параграфе 2 главы 25 настоящего кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (п. 1 ст. 207 АПК РФ).
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (п. 2 ст. 211 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам (пункт 11 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2).
Следовательно, в арбитражный суд обжалуются постановления, вынесенные в отношении юридических лиц или предпринимателей органами, созданными и уполномоченными законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением главы администрации Липецкой области от 05.02.2007 г. N 15 "О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области" (в редакции постановления главы администрации Липецкой области от 20.02.2007 г. N 21), Управление является органом исполнительной власти Липецкой области и действует в соответствии с Положением об управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утвержденным распоряжением администрации Липецкой области от 6 марта 2007 года N 124-р (в редакции распоряжения администрации Липецкой области от 28.04.2007 N 307-р).
Согласно п.п. 3.44-3.45 Положения Управление осуществляет контроль за применением установленных органами ценового регулирования Липецкой области тарифов (цен, расценок, ставок, сборов и т.п.) на товары (услуги), рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением государственной дисциплины цен, а также с невыполнением в установленный срок законного предписания, решения Управления, непредставлением сведений или представлением заведомо недостоверных сведений в Управление, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Открытое акционерное общество "Л" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Правобережного района г. Липецка 05.05.1993 за N 503 (свидетельство серии 48 N 000126730).
23.05.07 г. при плановой проверке ОАО "Л" выявлено, что обществом выставлен счет-фактура от 28.04.07 г. N 09339 на оплату за потребленные Липецкой таможней услуги водоснабжения по тарифу 11.95 руб./куб. м (без НДС) и услуги водоотведения по тарифу 4.97 руб./куб. м (без НДС). Указанные тарифы для общества уполномоченным на то органом в области регулирования тарифов не устанавливались.
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 12 от 14.06.2007 года ОАО "Л" привлечено к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ (без указания по какой части данной статьи) в виде штрафа 40000 руб.
Исходя из требований ст. 14.6. КоАП РФ (Нарушение порядка ценообразования).
1. Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
2. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий. (часть вторая введена Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КОАП РФ).
В соответствии со ст. 25.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
В ст. 28.2. КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела; а законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, который подписывается должностным лицом, его составившим, и законным представителем.
Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть подписан законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении N 02-960 от 01.06.2007 г. подписан директором по экономике ОАО "Л" К.А.Ю., доверенность на которого в материалах административного дела N 12 отсутствует. В судебном заседании представителем заявителя суду было представлено две доверенности на К.А.Ю. N 18-962 от 01.12.2006 г. и без номера от 12.03.2007 г., а также его должностная инструкция от 14.10.2006 г. за N ИД-01-04. В соответствии с данными документами он не наделен правом подписания протокола об административном правонарушении в отношении общества. Данный факт свидетельствует о нарушении ч.ч. 4 и 5 ст. 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как заместитель директора по экономике К.А.Ю. по смыслу статьи 25.4. КоАП РФ не является законным представителем общества, а иных документов, свидетельствующих о том, что ему было поручено представлять интересы юридического лица в административных правоотношениях суду не представлено.
Кроме того, в силу ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Из разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 следует, что установленные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными, и не подлежат восстановлению, в связи с чем, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Суд установил, что вменяемое обществу правонарушение было выявлено административным органом 23.05.2007 г., что подтверждается актом проверки N 12 от 23.05.2007 года, последующим составлением протокола N 02-960 от 01.06.2007 г. и вынесения постановления N 02-1058 от 14.06.2007 г. по делу об административном правонарушении N 12. Время совершения административного правонарушения отражено в протоколе - 28.04.2007 г. выставлен счет-фактура N 09339 на оплату за потребленные Липецкой таможней услуги водоснабжения по тарифу 11.95 руб./куб. м (без НДС) и услуги водоотведения по тарифу 4.97 руб./куб. м (без НДС).
Однако выявленное правонарушение не является длящимся, его следует считать законченным с момента подписания сторонами дополнительного соглашения N 7 к договору N 269 от 08.12.2003 года на отпуск воды и прием сточных и загрязняющих веществ вод между ОАО "Л" и Липецкой таможней - 23 января 2006 года сроком действия до 31.12.2006 г., в связи с чем, у административного органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. (Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 03.05.2007 г. дело N А36-2596/2006).
На 2007 год между обществом и Липецкой таможней договорные отношения на оказание услуг по подаче воды и приема сточных вод отсутствуют. Выставленные обществом таможне счета на оплату за период с января по июнь 2007 года на момент рассмотрения дела не оплачены.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что вышеуказанные процессуальные нарушения порядка принятия оспариваемого решения о привлечении к административной ответственности ОАО "Л" являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь ст.ст. 2, 13, 27, 110, 167-170, 189, 197-201, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области N 02-1058 от 14.06.2007 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 12 на ОАО "Л" по ст. 14.6 КоАП РФ в размере 40000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд г. Воронежа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 9 июля 2007 г. N А36-1607/2007
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании