Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 13 декабря 2007 г. N 488-пс
Областная целевая программа
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и государственного учета
объектов недвижимости на территории Липецкой области (2008-2011 годы)"
См. также областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Липецкой области (2009-2011 годы)", утв. постановлением Администрации Липецкой области от 9 октября 2008 г. N 274
Паспорт
областной целевой программы
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и государственного учета
объектов недвижимости на территории Липецкой области (2008-2011 годы)"
Наименование Областная целевая программа "Создание
Программы автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов
недвижимости на территории Липецкой
области (2008-2011 годы)" (далее -
Программа)
подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости
на территории Липецкой области
(2008-2011 годы)" (далее подпрограмма)
Государстве- Администрация Липецкой области
нный
заказчик
Программы и
подпрограммы
Основной Управление имущественных и земельных
разработчик отношений Липецкой области
Программы
Основной Управление Федерального агентства
разработчик кадастра объектов недвижимости по
подпрограммы Липецкой области
Исполнитель Управление имущественных и земельных
Программы и отношений Липецкой области
подпрограммы
Цели и создание полного источника информации
задачи об объектах недвижимости, находящихся в
Программы и собственности Липецкой области;
подпрограммы ведение Реестра государственной
собственности Липецкой области;
сокращение времени при предоставлении
сведений из реестра объектов
недвижимости и земельных участков;
оценка рыночной стоимости объектов
недвижимости;
создание условий обеспечения
государственных гарантий прав
собственности и иных вещных прав на
недвижимое имущество;
совершенствование системы налогового
администрирования, создание полного и
достоверного источника информации об
объектах недвижимости;
совершенствование государственных
услуг, оказываемых организациям и
гражданам, а также органам
государственной власти и органам
местного самоуправления;
создание единой системы
государственного кадастрового учета,
обеспечивающей индивидуализацию и
идентификацию объектов недвижимости;
информационное наполнение
государственного кадастра недвижимости;
развитие института налоговой оценки
объектов недвижимости, проведение
кадастровой оценки объектов
недвижимости;
Сроки 2008-2011 годы
реализации
Программы и
подпрограммы
Объем и Сумма расходов на реализацию Программы
источники в 2008-2011 годах из областного бюджета
финансирова- прогнозно составляет всего 244,216 млн.
ния рублей, в том числе:
Программы и 2008 г. - 40,376 млн. руб.;
подпрограммы 2009 г. - 64,127 млн. руб.;
2010 г. - 77,414 млн. руб.;
2011 г. - 62,299 млн. руб.;
в том числе финансирование подпрограммы
- всего 195,716 млн. рублей., в том
числе:
2008 г. - 24,676 млн. руб.;
2009 г. - 49,127 млн. руб.;
2010 г. - 66,514 млн. руб.;
2011 г. - 55,399 млн. руб.
Ожидаемые создание системы учета объектов
конечные недвижимости, находящихся в
результаты собственности Липецкой области;
реализации создание системы электронного обмена
Программы, сведениями между органами по
подпрограммы формированию, кадастровому учету,
и показатели технической инвентаризации, регистрации
социально- прав на недвижимое имущество и сделок с
экономичес- ним, органами по управлению
кой государственным и муниципальным
эффективнос- имуществом, налоговыми и другими
ти органами; регистрация права
собственности Липецкой области на
объекты недвижимости и земельные
участки и ввод полученной информации в
автоматизированные базы данных,
содержащие актуальную информацию о
земельных участках и прочно связанных с
ними объектах недвижимого имущества;
создание системы государственного
кадастрового учета объектов
недвижимости на территории Липецкой
области, включая внедрение
автоматизированной информационной
системы государственного кадастра
недвижимости; обеспечение
информационного наполнения
государственного кадастра недвижимости
сведениями об объектах недвижимости;
формирование налоговой базы, которая
обеспечит более полный сбор налоговых
платежей в консолидированный областной
бюджет
Контроль за Администрация области
исполнением
Программы
1. Характеристика проблем и обоснование необходимости
их решения за счет мероприятий Программы
Программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Липецкой области (2008-2011 годы)" направлена на создание системы учета объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в собственности Липецкой области, выполнение оценочных работ по определению рыночной стоимости зданий, строений и сооружений; проведение работ по разграничению государственной собственности на землю, обеспечение оборота земель сельскохозяйственного назначения, создание картографического материала и геоинформационной системы (далее ГИС) на территории Липецкой области, создание автоматизированной системы учета объектов недвижимости.
Наличие неактуальных сведений технической паспортизации объектов недвижимости, либо их полное отсутствие не позволяет провести регистрацию права собственности области и иных вещных прав на объекты недвижимости и получать доходы в полном объеме в областной бюджет.
В 2006-2007 годах проведена регистрация права собственности Липецкой области на 125 гидротехнических сооружений, совмещенных с автодорогами областного значения. Исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему, для обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, необходимо провести регистрацию права собственности Липецкой области на 125 земельных участков, в границах которых расположены водные объекты.
Отсутствие современной картографической основы территории Липецкой области создает проблемы при формировании и учете земельных участков с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю. Невозможность ведения мониторинга и анализа использования земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, как составной части системы формирования и учета объектов недвижимости, ограничивает оборот земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области, реализацию инвестиционных проектов в секторе экономики области.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в собственности Липецкой области.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного, производственного, технического, технологического и образовательного характера.
Управлением имущественных и земельных отношений области постоянно проводится работа по формированию и учету объектов недвижимости государственной собственности Липецкой области.
В соответствии с действующим законодательством РФ осуществляется государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, являющиеся имуществом казны, а также на вновь выявленные здания и сооружения. Основные затраты, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, относятся на изготовление технической документации.
Для объектов приватизации, включенных в прогнозный план (программу) приватизации областного имущества обязательным условием является проведение оценки минимальной стоимости. Затраты на оценку определяются на основании Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Приказов Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", от 20 июля 2007 г. N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)", от 20 июля 2007 г. N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".
2. Основные цели и задачи Программы и сроки ее реализации
Основными целями Программы являются:
создание полного источника информации об объектах недвижимости, находящихся в собственности Липецкой области;
ведение Реестра государственной собственности Липецкой области;
сокращение времени при предоставлении сведений из реестра объектов недвижимости и земельных участков;
проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.
Основными задачами Программы являются:
создание системы формирования и учета объектов недвижимости, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
информационное наполнение базы данных;
создание геоинформационной системы для оперативного управления, мониторинга и анализа использования земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, как составной части системы формирования и учета объектов недвижимости на территории Липецкой области.
Планируется:
инвентаризация и введение сведений об объектах недвижимости в Реестр государственной собственности Липецкой области;
проведение оценки рыночной стоимости объектов капитального строительства;
выполнение работ по разграничению государственной собственности на землю, регистрация права собственности Липецкой области на земельные участки;
выполнение работ по образованию земельных участков из невостребованных земельных долей в составе земель сельскохозяйственного назначения, регистрация права собственности Липецкой области;
создание картографического материала в масштабе 1:10000 и ГИС - системы на территории Липецкой области;
повышение квалификации и переподготовка специалистов; текущая модернизация программно-технических комплексов и оснащение компьютерной техникой и лицензионными программными средствами.
Срок реализации Программы - 2008-2011 годы. Индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в Приложении 1.
3. Мероприятия Программы
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1) формирование и учет объектов недвижимости, в том числе:
выполнение работ по технической инвентаризации объектов недвижимости;
регистрация права собственности Липецкой области на объекты недвижимости;
введение сведений об объектах недвижимости в Реестр государственной собственности Липецкой области и их мониторинг;
2) выполнение оценочных работ по определению рыночной стоимости зданий, строений и сооружений;
3) разграничение государственной собственности на землю, в том числе:
выполнение землеустроительных работ по земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Липецкой области, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация права собственности Липецкой области на такие земельные участки;
выполнение землеустроительных работ по земельным участкам, в границах которых расположены водные объекты и иные природные объекты, постановка их на кадастровый учет и регистрация права собственности Липецкой области;
4) обеспечение оборота сельскохозяйственных земель, в том числе:
формирование сведений о невостребованных земельных долях, подлежащих выделу в земельный участок, а также принятие решения об образовании этого земельного участка;
сообщение о невостребованных земельных долях в средствах массовой информации;
выполнение землеустроительных работ по установлению границ земельного участка, а также постановка его на государственный кадастровый учет;
обращение в суд с заявлением о признании права собственности Липецкой области на этот земельный участок;
регистрация права собственности Липецкой области на земельный участок;
5) создание картографического материала и ГИС - системы на территории Липецкой области, в том числе:
формирование автоматизированных баз данных на основе сведений, поступивших от муниципальных образований, областных и федеральных органов исполнительной власти;
создание нормативно - методической базы по обеспечению контроля за использованием и анализа эффективности использования земель, находящихся в собственности Липецкой области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения;
разработка полнофункциональной геоинформационной системы земель, находящихся в собственности Липецкой области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, включая модули оперативного управления, мониторинга и формирования регламентированной отчетности;
приобретение и подготовка картографических данных;
формирование базы пространственных данных, включая базовые картографические слои и кадастровые данные;
тестирование и ввод в эксплуатацию разработанной геоинформационной системы;
обучение пользователей работе геоинформационной системы;
6) создание информационно-технической инфраструктуры автоматизированной системы учета управления объектами недвижимости, в том числе земельными участками:
обеспечение новой компьютерной техникой и обновление существующей, ремонт и модернизация сетевого оборудования;
приобретение новых лицензионных программных средств и обновление существующих;
приобретение специализированного программного обеспечения (ведение реестра, электронного архива);
развитие сервисных услуг в интересах граждан, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе Интернет технологий;
7) повышение квалификации и переподготовка специалистов управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, осуществляющих работы по формированию и учету, оценке объектов недвижимости, с использованием современных информационных технологий, в том числе системы дистанционного обучения и тестирования.
Расчет затрат на работы по технической инвентаризации объектов недвижимости определен на основе Прейскуранта цен на работы по техническому учету объектов недвижимости для бюджетных организаций, утвержденного приказом ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" от 09.01.2007 г. N 3.
Затраты на проведение работ по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости определены на основе Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом Минимальных тарифов на проведение оценочных работ в Российской Федерации, утвержденных национальным Советом по оценочной деятельности в РФ (протокол N 15 от 20.04.2005 г.) и сложившейся практики при заключении государственных контрактов на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Расчет средств, необходимых для выполнения работ по землеустройству земельных участков, а также на создание картографического материала, определен на основе сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, утвержденного приказом Роскомзема от 28.12.1995 г. N 70.
Затраты на получение сведений государственного земельного кадастра по земельным участкам определены на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра".
Создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости, в том числе:
- создание цифровой картографической основы ведения государственного кадастра недвижимости и ее обновление в соответствии с установленной периодичностью;
- организация и проведение работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель, массовой оценке объектов недвижимости;
- инвентаризация и перевод в электронный вид архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, реализуются за счет средств областного бюджета согласно Приложению 2.
Сумма расходов на реализацию Программы в 2008-2011 годах из областного бюджета прогнозно составляет всего 244,216 млн. руб., в том числе:
2008 г. - 40,376 млн. руб.;
2009 г. - 64,127 млн. руб.;
2010 г. - 77,414 млн. руб.;
2011 г. - 62,299 млн. руб.;
в том числе финансирование подпрограммы - всего 195,716 млн. руб., в том числе:
2008 г. - 24,676 млн. руб.;
2009 г. - 49,127 млн. руб.;
2010 г. - 66,514 млн. руб.;
20411 г. - 55,399 млн. руб.
5. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Государственным заказчиком Программы является администрация Липецкой области.
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области вносит предложения о включении в областной бюджет средств на финансирование программных мероприятий.
Государственный заказчик Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществляет свои функции во взаимодействии с органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация области. Контроль включает периодическую отчетность (1 раз в полугодие) о реализации мероприятий Программы и использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств. Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном бюджетным законодательством порядке.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Социально-экономическая эффективность реализации Программы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное и рациональное использование земель и иной недвижимости, находящейся в собственности Липецкой области.
Программа предусматривает создание системы формирования и учета объектов недвижимости в целях обеспечения гарантий прав собственности Липецкой области и иных вещных прав на недвижимое имущество, их социальную и экономическую защищенность.
Точность описания объектов недвижимости, их однозначная идентификация и привязка к местности, доступность сведений об объектах недвижимости для организаций и граждан позволят сократить срок предоставления выписок из реестра - до 4 рабочих дней.
Государственный кадастр недвижимости создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющий получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования сделают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что окажет существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений как структур власти и управления, так и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности Липецкой области, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, проблемно - ориентированная геоинформационная система, содержащая автоматизированные базы данных, обеспечивающая формирование и учет объектов недвижимости, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, позволяют получать на их основе различные справочные и аналитические материалы с целью мониторинга, анализа и прогнозирования в сфере управления недвижимым имуществом.
Геоинформационная система позволит проводить визуальный мониторинг земельных участков и объектов недвижимости. Возможность определения положения земельного участка на карте (плане) позволяет более эффективно и предметно принимать решения о возможности и необходимости перевода земельных участков из одной категории земель в другую, о целесообразности продажи земельных участков и объектов недвижимости.
Создание условий для обмена информацией в электронном виде со всеми структурными подразделениями администрации области, муниципальными образованиями, территориальными управлениями федеральных органов позволит значительно сократить время на предоставление государственных услуг, избежать дублирования информации в отраслевых базах данных, повысить достоверность и точность информации.
Эффективность реализации мероприятий Программы состоит:
в создании условий для регулярного роста доходов от арендной платы за земельные участки и недвижимое имущество Липецкой области, а также от возмездного отчуждения недвижимого имущества Липецкой области;
в возрастании доходов областного бюджета, активизации сделок на рынке земли и иной недвижимости, росте объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятии эффективных решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости;
в создании условий для регулярного роста налоговой базы по земельному налогу и налогам на имущество, а также сборов, получаемых за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости.
Результатом реализации мероприятий Программы будет являться развитие рыночных институтов, в том числе института налоговой оценки объектов недвижимости, института формирования объектов государственного кадастрового учета недвижимости, что даст возможность создания новых рабочих мест.
Подпрограмма
"Создание системы кадастра недвижимости
на территории Липецкой области (2008-2011 годы)"
1. Характеристика проблем и обоснование необходимости
их решения за счет мероприятий подпрограммы
Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2008-2011 годы)" областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2003-2007 годы)" (далее - подпрограмма) разработана в развитие подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой Программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560 и направлена на создание системы государственного кадастра недвижимости на территории Липецкой области, а также реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления экономики, повышение благосостояния граждан, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирование полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям, гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Срок постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет 1 месяц. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра (Управление Роснедвижимости по Липецкой области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Липецкой области), технического учета объектов капитального строительства (ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация", ФГУП "Ростехинвентаризация" Липецкий филиал), а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.
В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
Для создания государственного кадастра недвижимости Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках и объектах капитального строительства. На территории Липецкой области архивы органов технической инвентаризации объектов капитального строительства ведутся как в бумажном, так и в электронном виде. Вместе с тем, электронная база содержит только технические описания объектов капитального строительства и частично земельные и поэтажные планы на недвижимое имущество. Таким образом, существуют определенные трудности инвентаризации вышеуказанных архивов в части формирования электронных баз чертежей и схем, а также конвертации баз данных органов технической инвентаризации в общую базу единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС).
Наличие достоверного планово-картографического материала является базовой основой для создания кадастра объектов недвижимости. На территории только восьми из восемнадцати районов Липецкой области полностью выполнено создание и обновление ортофотопланов масштаба 1:10000 (год создания 2005-2006). По населенным пунктам трех полностью и двух частично районов и восьми городам области изготовлены ортофотопланы масштаба 1:2000 (год создания 2001-2006). За счет проведения мероприятий данной подпрограммы планируется изготовление необходимых картографических материалов и обновление существующих. Отсутствие современной цифровой (картографической) основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
За счет средств областного бюджета на территории Липецкой области создается базовая опорно-межевая сеть. Посредством реализации данной подпрограммы планируется провести работы по сгущению уже существующей опорной межевой сети на территории сельских населенных пунктов и городов области. В результате выполненных мероприятий будут устранены затруднения, связанные с проведением полевых геодезических измерений при межевании. Это позволит снизить стоимость вышеуказанных работ, а, следовательно, и стоимость оформления документов на земельные участки.
Целью проведения работ по государственной кадастровой оценке земель является создание налоговой базы для исчисления земельного и ряда других имущественных налогов, что определено Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 65, ст. 66), актами Президента и Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель"; постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель").
Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в области осуществлялось в рамках реализации областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Липецкой области (2003-2007 годы)", утвержденной постановлением областного Совета депутатов от 30.10.2003 г. N 354-пс.
В настоящее время на территории Липецкой области проведена кадастровая оценка земель всех категорий. Работы по определению кадастровой стоимости земельных участков проводились специалистами ОАО "Липецкгипрозем", Центрально-черноземного филиала ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, ООО "Снарк", ОАО "Земельные ресурсы". Результаты выполненных работ согласованы Роснедвижимостью и утверждены постановлениями администрации Липецкой области.
В 2006 году проведена актуализация государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения области. Результаты выполненной работы утверждены постановлением администрации Липецкой области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения" N 165 от 27.11.2006 г.
Информация, полученная в результате проведения оценочных работ, необходима всем участникам оборота земельных участков для принятия правильных и обоснованных решений при совершении сделок с объектами недвижимости и приобретения на них прав.
Согласно п. 3 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства РФ N 316 от 08.04.2000 г., государственная кадастровая оценка земельных участков проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В связи с этим результаты выполненных работ по оценке нуждаются в актуализации для последующего налогообложения.
Актуализация работ предусматривает детальное изучение рынка, приведение значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в соответствие с уровнем цен на земельном рынке и направлена на увеличение налоговых платежей в местные бюджеты. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с 2006 года вводится порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. При отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.
Мероприятиями подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости на территории Липецкой области (2008-2011 годы)" предусмотрено проведение работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель всех категорий.
Результатом решения вышеуказанных задач является создание и ведение государственного кадастра недвижимости.
Создание и ведение государственного кадастра недвижимости исключает возможность двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль деятельности органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.
Положительным является снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключение их неоправданного дублирования, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.
Интеграция актуальной и полной информации государственного кадастра недвижимости, возможность оперативной передачи ее в налоговую службу повышают эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций. При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также у организаций и граждан появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа и прогнозирования с целью принятия решений.
Однако следует отметить, что реализация данной подпрограммы предъявляет более высокие требования к технической инфраструктуре, но ее исполнение будет компенсироваться положительным эффектом.
2. Основные цели и задачи подпрограммы и сроки ее реализации
Основными целями и задачами подпрограммы являются:
создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;
создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, используемого в целях налогообложения;
совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;
создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;
сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и получении сведений из государственного кадастра недвижимости;
создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости, развитие сервисных услуг на основе портальных Интернет / Интернет технологий.
Подпрограмма рассчитана на 2008-2011 годы, в ходе ее реализации планируется провести:
инвентаризацию и введение сведений об объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости;
формирование обновленной цифровой картографической основы;
создание опорных межевых сетей;
актуализацию результатов государственной кадастровой оценки земель, проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства.
К концу 2011 года будет создана система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Липецкой области, обеспечено информационное наполнение государственного кадастра недвижимости и организован доступ к нему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан.
Индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в Приложении 1.
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы приведена в Приложении 2.
3. Мероприятия подпрограммы
Реализация подпрограммы осуществляется по следующим направлениям:
3.1 Создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости, в том числе:
создание цифровой картографической основы ведения государственного кадастра недвижимости и ее обновление в соответствии с установленной периодичностью;
создание и сгущение опорной межевой сети.
Целью является формирование базовой пространственной основы кадастра объектов недвижимости на территории Липецкой области, оптимизация затрат на проведение межевания земельных участков.
Объемы работ требуют затрат на их финансирование из средств областного бюджета. Работы будут выполняться в течение четырех лет.
В 2008 году планируется проведение аэрофотосъемочных работ на территории Воловского, Грязинского, Добринского, Долгорукрвского, Елецкого, Задонского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Липецкого, Становлянского, Тербунского, Усманского, Хлевенского, Чаплыгинского районов, создание цифровых (электронных) карт масштаба 1:10000 на территории муниципальных районов (Грязинского, Липецкого, Усманского, Добринского, Хлевенского, Становлянского, Краснинского).
В 2009 году будет сформирована цифровая пространственная основа масштаба 1:2000 для населенных пунктов 6 районов (Грязинского, Елецкого, Задонского, Липецкого, Усманского, Чаплыгинского).
В 2010 году запланировано завершение создания цифровых (электронных) карт масштаба 1:10000 (Воловский, Тербунский районы) и изготовление карт масштаба 1:2000 (населенные пункты Добринского, Долгоруковского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Становлянского, Хлевенского районов).
В 2011 году будут завершены работы по формированию цифровой пространственной основы (электронные) карты масштаба 1:2000 для населенных пунктов Воловского и Тербунского районов).
По состоянию на 01.01.2007 г. в границах населенных пунктов области закреплено 4700 межевых знаков. В соответствии с обязательными при выполнении работ по созданию и развитию опорной межевой сети "Основными положениями об опорной межевой сети", утвержденными приказом Росземкадастра N П/261 от 15.04.2002 г., планируется посредством реализации данной подпрограммы в течение 2008-2011 г.г. заложить на территории сельских населенных пунктов и городов 2100 знаков опорной межевой сети:
в 2008 году на территории Грязинского района, г. Липецка, г. Данкова, Данковского района, г. Чаплыгина в количестве 592 знака;
в 2009 году на территории Добринского, Добровского, Долгоруковского, Елецкого, Задонского, Липецкого, Усманского районов в количестве 522 знака;
в 2010 году на территории Измалковского, Краснинского, Лебедянского, Лев-Толстовского, Хлевенского, Чаплыгинского районов в количестве 512 знаков;
в 2011 году на территории Воловского, Становлянского, Тербунского районов - 474 знака.
Объем средств, необходимых на реализацию мероприятия, определен на основе сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель, утвержденного приказом Роскомзема от 28.12.1995 г. N 70.
Реализация мероприятия позволит в 2011 году осуществить переход к ведению на территории Липецкой области государственного кадастра недвижимости, а в течение формирования государственного кадастра недвижимости пространственная основа будет использоваться для обеспечения выполнения работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель всех категорий и проведения оценки объектов недвижимости.
3.2. Организация и проведение работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель, массовой оценке объектов недвижимости.
Целью проведения мероприятия является наполнение базы данных об объектах налогообложения (земельные участки, здания, строения, сооружения и др.), определение их кадастровой стоимости и поддержание удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в актуальном состоянии для расчета налога.
Работы будут выполняться в течение четырех лет.
Мероприятием предполагается актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель:
- в 2008 году - оценка земель лесного фонда, садоводческих объединений;
- в 2009 году - водного фонда, земель промышленности и иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов;
- в 2011 году - земель сельскохозяйственного назначения.
Расчет средств, необходимых для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель, осуществлялся на основании "Рекомендаций по организации работ по государственной кадастровой оценке земель", утвержденных приказом Росземкадастра от 30.01.2003 г. N П/8 и фактически сложившейся стоимости 1 человеко-месяц при проведении оценочных работ.
В 2010-2011 г.г. будет проводиться массовая оценка объектов недвижимости. Затраты на проведение оценочных работ определялись на основе Прейскуранта цен на работу по государственному учету, технической инвентаризации и плановой инвентаризации жилищного фонда по Липецкой области, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 11.01.2007 г. N 3 и величины стоимости одного объекта оценки, рекомендованной письмом Роснедвижимости от 15.06.2007 г. N КЯ/1482.
Реализация мероприятия предполагает проведение актуализации государственной кадастровой оценки земель всех категорий, проведение массовой оценки объектов недвижимости, в том числе выявление неучтенных объектов недвижимости, а в конечном итоге - осуществление перехода к ведению на территории Липецкой области государственного кадастра недвижимости.
3.3. Инвентаризация и перевод в электронный вид архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости.
Целью мероприятия является создание электронных копий архивов, содержащих данные о проинвентаризированных органами технической инвентаризации объектов недвижимости, привязка данных об объектах недвижимости к графическим сведениям, имеющимся на картографическом материале (ортофотопланах).
Работы будут выполняться в течение двух лет. Мероприятием предполагается:
- в 2008 году - фотографирование семантической и графической части архивов, привязка электронных образов графической части архивов к семантической информации;
в 2009 году - формирование сведений о местоположении инвентаризируемого объекта относительно других объектов недвижимости при проведении работ по переводу сведений из архивов организаций технической инвентаризации в электронный вид, привязка данных об объектах недвижимости к графическим сведениям, имеющимся на картографических материалах, а также актуализация подготовленных данных 2009 года в соответствие с внесенными изменениями в сведения архивов организаций технической инвентаризации, проведение экспертизы подготовленных данных в организациях технической инвентаризации, подготовка заключения о соответствии внесенных данных сведениям архива, сдача результатов работ с проведением проверки корректности сведений об объектах недвижимости, передаваемых в электронном виде.
При планировании стоимости данного комплекса работ исходили из расчета средств, необходимых для инвентаризации и перевода в электронный вид сведений об одном объекте капитального строительства, рекомендованного письмом Роснедвижимости от 31.07.2006 г. N ММ/0573.
Реализация мероприятия обеспечит информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, более полный сбор имущественных налогов, позволит перейти на единую систему налогообложения.
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Подпрограмма будет реализована за счет финансирования из средств областного бюджета. Финансирование системы мероприятий подпрограммы приведено в Приложении 3.
В рамках реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости на территории Липецкой области (2008-2011 годы)" за счет финансирования из областного бюджета будут выполнены следующие мероприятия:
создание и обновление цифровой (картографической) основы;
создание и сгущение опорной межевой сети;
актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель всех категорий;
проведение массовой оценки недвижимости;
проведение работ по инвентаризации и переводу в электронный вид архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.
В ходе реализации подпрограммы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей областного бюджета.
5. Механизм реализации подпрограммы
Государственным заказчиком подпрограммы является администрация Липецкой области.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию подпрограммы, и предварительных результатов выполнения мероприятий подпрограммы уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления.
6. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры государства, позволяющей обеспечить рациональное использование земель и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства России.
Подпрограмма предусматривает создание государственного кадастра недвижимости в целях обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, их социальную и экономическую защищенность.
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы состоит в создании условий для регулярного роста налоговой базы по земельному налогу и налогам на имущество, а также сборов, получаемых за ведение государственного кадастрового учета недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости.
Существенный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней будет достигнут за счет более полного государственного кадастрового учета недвижимости и государственной кадастровой оценки, в том числе от дополнительно выявленных объектов налогообложения.
Увеличение совокупных поступлений в консолидированный областной бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, в результате реализации мероприятий данной подпрограммы составит 1272,528 млн. руб. (Приложение 2). Расчет произведен исходя из увеличения к концу 2011 года поступлений, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов. В 2006 году по данным Управления ФНС России по Липецкой области поступления составили 1767,4 млн. рублей, в том числе от сбора земельного налога - 462,4 млн. рублей, налога на имущество юридических лиц - 1276 млн. рублей, налога на имущество физических лиц - 29 млн. рублей. Всего за время реализации подпрограммы за счет выполненных мероприятий будет собрано около 8342,128 млн. рублей.
Кроме того, в результате уплаты государственной пошлины за проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости запланировано увеличение поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (после внедрения государственной системы кадастрового учета на территории всей страны).
Точность описания объектов недвижимости, их однозначная идентификация и привязка к местности, доступность сведений государственного кадастра недвижимости для организаций и граждан создадут условия для усиления гарантий прав на недвижимое имущество со стороны государства, позволят сократить срок проведения государственного кадастрового учета недвижимости до 20 календарных дней, а срок предоставления выписок - до 4 рабочих дней.
Государственный кадастр недвижимости создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования сделают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что окажет существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений как структур власти и управления, так и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Эффективность реализации подпрограммы будет заключаться в активизации сделок на рынке земли и иной недвижимости, создании благоприятного делового климата и росте объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятии эффективных решений по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости.
Результатом реализации мероприятий подпрограммы будет являться развитие рыночных институтов, в том числе института налоговой оценки объектов недвижимости, института формирования объектов государственного кадастрового учета недвижимости, что даст возможность создания новых рабочих мест.
Приложение 1
"Создание системы кадастра
недвижимости на территории Липецкой
области (2008-2011 годы)"
Индикаторы и показатели
эффективности реализации подпрограммы
"Создание системы кадастра недвижимости на территории
Липецкой области (2008-2011 годы)"
Наименование показателя |
Базовое значе- ние |
Единица измерения |
Показатели эффективности реализации подпрограммы |
||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||
1 | Создание государственного кадастра недвижимости на территории Липецкой области |
проценты | 100 | ||||
2 | Уровень информационного наполнения кадастра объектов недвижимости |
0 | проценты | 100 | |||
3 | Количество объектов недвижимости, прошедших кадастровую оценку |
0 | проценты | 100 | |||
4 | Рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, полученных от сбора земельного и имущественных налогов |
1767,4 млн. руб. |
проценты | 5 | 7 | 8 | 10 |
5 | Сокращение срока государственного кадастрового учета |
1 месяц | календарные дни |
20 | |||
6 | Сокращение срока предоставления выписки из государственного кадастра объектов недвижимости |
1 месяц | рабочие дни | 4 | |||
7 | Количество обращений организаций и граждан по вопросам государственного кадастрового учета и предоставления сведений из государственного кадастра объектов недвижимости посредством портальных услуг |
0 | проценты | 50 | 100 | 150 | 200 |
8 | Количество обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу предоставления служебных каталогов, справочных и аналитических сведений об объектах кадастрового учета из государственного кадастра недвижимости |
1075 | проценты | 100 | 200 | 300 | 1000 |
Приложение 2
"Создание системы кадастра
недвижимости на территории
Липецкой области (2008-2011 годы)"
Методика
эффективности реализации
подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости
на территории Липецкой области (2008-2011 годы)"
Расчет показателя, характеризующего рост
совокупных поступлений в консолидированный бюджет
Липецкой области, получаемых от сбора земельного
и имущественных налогов
Рост совокупных поступлений в консолидированный областной бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, предполагается обеспечить за счет более полного учета объектов недвижимости.
За точку отсчета принят 2006 год, в котором поступления составили 1767,4 млн. рублей, в том числе поступления, получаемые от сбора земельного налога - 462,4 млн. рублей, налога на имущество юридических лиц -1276 млн. рублей, налога на имущество физических лиц - 29 млн. рублей.
Увеличение ежегодных совокупных поступлений запланировано с 2008 года. К концу 20 И года предполагается увеличение на 30 процентов ежегодных совокупных поступлений, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, по сравнению с базовой величиной, в том числе в 2008 году - на 5 процентов, в 2009 году - на 7 процентов, в 20 10 году - на 8 процентов, в 2011 году - на 10 процентов.
Совокупные поступления, получаемые от сбора земельного и имущественных налогов, за время реализации подпрограммы определяются как:
Q2008-2011 = Q2006 х Кув,
где Q2008-2011 - совокупные поступления за 2008-2011 годы;
Q2006 - совокупные поступления в 2006 году;
Кув - коэффициент увеличения поступлений с учетом планируемых процентов.
Кув = (1 + 5/100) + (1 + 5/100) х (1 + 7/100) + (1 + 5/100) х (1 + 7/100) х (1 + 8/100) + (1 + 5/100) х (1 + 7/100) х (1 + 8/100) х (1 + 8/100) (1 + 10/100) = 4,72.
Таким образом, в течение 2008-2011 годов планируется собрать около 8 342,128 млн. рублей за счет земельного и имущественных налогов.
Увеличение к 2011 году совокупных поступлений (q), получаемых от сбора земельного и имущественных налогов, за счет мероприятий подпрограммы определяется как:
q = Q2008-2011 - 4 x Q2006
q = 8342,128 - 4 x 1767,4 = 1272,528 млн. руб.
К концу 2011 года за счет мероприятий подпрограммы должно быть дополнительно собрано 1 272,528 млн. рублей.
Расчет
показателя, определяющего сокращение
временных издержек правообладателей при ведении
государственного кадастрового учета объектов недвижимости
и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости
Временные издержки правообладателей при проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости определяются посредством сравнения даты приема документов, зафиксированной в книге учета входящих документов, и даты внесения записи в государственный кадастр недвижимости, содержащей описание объекта недвижимости и его кадастровый номер.
К концу 2011 года планируется сокращение срока проведения государственного кадастрового учета. В результате реализации подпрограммы указанный срок должен составить не более 20 календарных дней. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" кадастровый учет земельных участков проводится в течение 1 месяца.
Временные издержки заинтересованных лиц при получении сведений из государственного кадастра недвижимости определяются посредством сравнения даты приема заявки на предоставление выписки из кадастра, зафиксированной в книге учета заявок на предоставление выписки, и даты предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости заинтересованному лицу, зафиксированной в книге выдачи информации.
К концу 2011 года планируется сокращение срока предоставления выписки из государственного кадастра недвижимости. В результате реализации подпрограммы этот показатель должен составить не более 4 рабочих дней. В настоящее время срок предоставления сведений из государственного земельного кадастра составляет 1 месяц.
Планируется автоматизированное ведение книги учета входящих документов, книги учета заявок на предоставление выписки, а также книги выдачи информации. Сокращение срока государственного кадастрового учета и предоставление выписки из государственного кадастра недвижимости планируется определять автоматически путем использования данных автоматизированной системы государственного кадастра недвижимости.
Приложение 3
"Создание системы кадастра
недвижимости на территории
Липецкой области (2008-2011 годы)"
Система
мероприятий подпрограммы
"Создание системы кадастра недвижимости на территории
Липецкой области (2008-2011 годы)"
N п/ п |
Название мероприятия | Исполнитель | Объем финансирования (млн. рублей) | ||||
2008-2011 годы - всего |
в том числе | ||||||
2008 год | 2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
1 | Создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра недвижимости: |
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области |
52,459 | 11,952 | 14,046 | 19,964 | 6,497 |
1.1 создание цифровой картографической основы |
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области |
44,059 | 9,584 | 11,958 | 17,916 | 4,601 | |
1.2 сгущение опорной межевой сети |
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области |
8,400 | 2,368 | 2,088 | 2,048 | 1,896 | |
2 | Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель, организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости: |
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области |
106,193 | 2,346 | 8,395 | 46,55 | 48,902 |
2.1 организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель |
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области |
13,093 | 2,346 | 8,395 | 2,352 | ||
2.2 организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости |
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области |
93,100 | 46,55 | 46,55 | |||
3 | Инвентаризация и перевод в электронный вид архивов организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости |
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области |
37,064 | 10,378 | 26,686 | ||
Итого из бюджета Липецкой области |
195,716 | 24,676 | 49,127 | 66,514 | 55,399 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.