Рассмотрев информацию главы администрации области об итогах выполнения за 2007 год Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года, руководствуясь Законом Липецкой области от 22 декабря 2004 года N 147-ОЗ "О программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года" и учитывая решения комитетов областного Совета депутатов, областной Совет депутатов постановляет:
1. Принять к сведению информацию об итогах выполнения за 2007 год Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года.
2. Рекомендовать администрации области при подведении итогов выполнения Программы социально-экономического развития Липецкой области представлять в Липецкий областной Совет депутатов информацию об исполнении областных целевых программ в разрезе мероприятий программ.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного Совета депутатов |
П. Путилин |
Информация
по выполнению Программы социально-экономического развития
Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года за 2007 год
В соответствии с основными направлениями и приоритетными задачами, определенными Программой социально-экономического развития области на 2005 год и на период до 2008 года, в 2007 году экономика области демонстрировала динамичное поступательное развитие, повышался уровень жизни населения.
Темпы роста по большинству основных показателей превысили сложившийся среднегодовой уровень:
Идет активное формирование особых экономических зон федерального и регионального уровней, создается необходимая инфраструктура.
Реализуются областные целевые программы, направленные на улучшение демографической ситуации, строительство жилья, формирование здорового образа жизни, приобщение к культурным и духовным ценностям.
Усилены позиции области в экономике страны.
Область, по-прежнему, занимает ведущее место в рейтингах, как среди регионов Центрального федерального округа, так и в целом в Российской Федерации.
Все это в значительной степени отражается на благосостоянии населения.
Среднедушевые доходы граждан возросли на 25%, реальные располагаемые - на 13%, пенсии - на 30%.
Доля населения со среднедушевыми доходами от 12 до 30 тыс. руб. в месяц увеличилась в 1,5 раза и составила 23% от общей численности населения.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась до 11%, а его среднедушевой доход составил 2459 руб. и увеличился на 26%.
Среднемесячная заработная плата возросла на 25% и составила в среднем по области 10873 руб., опередив рост инфляции на 15 процентных пунктов. Опережающими темпами она росла в сельском хозяйстве (139%), обрабатывающих производствах (131%), строительстве и торговле (128%).
Задолженность по выплате заработной платы снизилась более чем в 2 раза и составила 5,7 млн. руб. Основной ее объем - 3,2 млн. руб. или 56% приходится на сельское хозяйство. Своевременно и в полном объеме выплачивают текущую заработную плату и не имеют долгов 16 муниципальных районов и городов области.
На реализацию государственных целевых программ из областного бюджета направлено 4,8 млрд. руб. с ростом 114%, из федерального - 282 млн. руб., рост - 117%.
На мероприятия государственной политики занятости населения израсходовано 125 млн. руб., из них 110 млн. руб. - средства федерального бюджета, 2,7 млн. руб. - областного, 1,6 млн. руб. - местных бюджетов и 10,8 млн. руб. - средства работодателей и внебюджетных источников.
В результате принятых мер сохранен достаточно низкий уровень регистрируемой безработицы, он, по-прежнему, остается одним из самых низких в Российской Федерации - 0,8% (по РФ - 2,1%).
В общей численности зарегистрированных безработных граждан снизилась доля молодежи с 28% до 25%, женщин - с 73% до 69 %.
В то же время сохраняется дифференциация территорий по уровню регистрируемой безработицы, в 11 территориях он выше среднеобластного.
За последние 3 года в области создано более 23 тыс. рабочих мест, в том числе около 8 тыс. новых конкурентоспособных мест - в 2007 году.
С целью компенсации естественной убыли населения и привлечения в область высококвалифицированных кадров с 2007 года реализуется программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом. В область уже прибыло 25 семей из Киргизии, Казахстана, Украины, Туркмении.
На обеспечение социальной защиты граждан из бюджетов всех уровней направлено 3,5 млрд. руб., что на 11% больше, чем в 2006 году.
На социальную поддержку льготных категорий населения по расходным обязательствам области выделено 1,4 млрд. руб., из них 558 млн. руб. или около 40% - денежными выплатами.
Ежегодно увеличивается объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета области. В 2007 году он возрос на 23% и составил 1,1 млрд. руб. Более 144 тыс. малообеспеченных граждан получили адресную помощь на сумму около 136 млн. руб. с ростом в 1,3 раза. Средний размер выплаты на одного человека увеличился на 40% и составил 834 руб.
На расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных субсидий малоимущим гражданам, из областного бюджета выделено 493 млн. руб. с ростом 115%.
Воспользовались льготами по оплате за жилищно-коммунальные услуги более 350 тыс. граждан на сумму свыше 767 млн. руб. или на 18% выше уровня 2006 года.
Произошли позитивные изменения в демографической ситуации.
В 2007 году коэффициент рождаемости в области сложился самый высокий за последние 15 лет - 10,2 на 1000 чел. с ростом на 7%, родилось 11985 детей.
Коэффициент смертности населения - самый низкий с 2002 года - 17,1 на 1000 чел. и сократился к уровню 2006 года на 2%. На 5% уменьшилась детская смертность. В результате естественные потери населения сократились на 13% и составили 6,9 на 1000 чел.
Во многом такие показатели обусловлены осуществлением комплекса мер по защите детства, материнства и семьи в рамках государственной политики. В целом государственная поддержка в 2007 году составила около 2 млрд. руб. и с учетом инфляции возросла к уровню 2000 года в 3 раза.
Миграционный прирост более чем на треть компенсировал естественные потери населения и вырос к уровню 2006 года на 400 человек.
Вместе с тем, демографическая ситуация пока остается сложной.
Сохраняется высокая смертность населения и низкая продолжительность жизни.
Для решения задачи по увеличению рождаемости, продолжительности жизни, сокращению смертности принимались меры по улучшению организации медицинской помощи населению.
На выполнение программы государственных гарантий оказания гражданам области бесплатной медицинской помощи направлено более 6,4 млрд. руб. с ростом - 116 %, в том числе бюджетных ассигнований - 3,4 млрд. руб., средств ОМС - более 3 млрд. руб.
Подушевое финансирование в расчете на одного жителя увеличилось на 17% и составило 5,5 тыс. руб. На бесплатный отпуск медикаментов льготным категориям населения израсходовано около 630 млн. руб., из средств областного бюджета - 210 млн. руб., федерального - почти 420 млн. руб.
На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" направлено из всех уровней бюджетов более 1 млрд. руб., в том числе из федерального - около 760 млн. руб.
Повышена среднемесячная заработная плата врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, медсестер, работающих с названной категорией врачей - до 13,8 тыс. руб. (в 2,6 раза) и 7,4 тыс. руб., соответственно. У средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и медиков скорой медицинской помощи она возросла в 2 раза - до 8 тыс. руб., "узких" специалистов - на 30%.
В 2007 году было выдано 12,6 тыс. родовых сертификатов, помощь оказана почти 10 тыс. женщин.
В рамках приоритетного национального проекта обеспечена существенная модернизация имеющегося арсенала диагностической техники - в область поступило 135 единиц современной медицинской аппаратуры.
Приобретена 41 машина скорой медицинской помощи, благодаря чему сроки ожидания приезда скорой помощи сократились в среднем на 13% или до 20 минут.
Проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы отрасли. Завершена реконструкция отделения областной клинической больницы под Центр гемодиализа на 45 коек, проведены ремонты в 62 ФАПах, 57 отделениях участковых и районных больниц, 43-х городских и 26-ти областных отделениях лечебно-профилактических учреждений.
В 11 районах области появились 14 офисов врачей общей практики, укомплектованных современной диагностической аппаратурой, санитарным автотранспортом, жильем для семейных врачей. В зоне их обслуживания проживают более 40 тыс. человек, которые теперь обеспечены максимально доступной и качественной медицинской помощью.
На финансирование учреждений образования из бюджета области выделено 7,2 млрд. руб., бюджетная обеспеченность отрасли увеличилась на 13%.
Продолжена работа по созданию сети базовых школ, как ресурсных центров, обеспечивающих профили обучения. Число школ с профильным обучением за год увеличилось с 95 до 174, число профильных классов - почти в 2 раза.
Улучшается обеспеченность школ компьютерной техникой, в среднем по области на 1 компьютер приходится 19 учащихся (по России - 21).
Охват горячим питанием учащихся школ области составил 82%. Размер социальных выплат на одного обучающегося в день в муниципальных общеобразовательных учреждениях - 7 руб.
Продолжалась работа по развитию института приемной семьи, создано 48 приемных семей, в которые переданы на воспитание 70 детей (в 2006 году, соответственно, 40 и 64).
На государственную поддержку талантливой молодежи направлено 6,3 млн. руб., в т.ч. 5,9 млн. руб. - из областного бюджета. Более 100 молодых людей получили премии за победу на международных, всероссийских и областных мероприятиях.
В целях укрепления материально-технической базы введены в строй: школа в поселке Сырский Рудник на 500 мест, пристройки в Усманском районе и к школе слепых в г. Липецке, столовая на 100 посадочных мест в детском доме села Павловка Добринского района, проведена реконструкция школы-интерната в селе Вторые Тербуны.
Для решения проблемы обеспечения детей дошкольными учреждениями в прошедшем году создано и введено в действие 872 дополнительных места, в том числе детские сады в г. Липецке (на 110 мест) и Тербунском районе (на 30 мест). Это позволило увеличить охват детей дошкольными образовательными услугами на 4 процентных пункта (более 62%).
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году в систему образования привлечено дополнительно около 350 млн. руб. денежных средств, в том числе более 200 млн. руб. - средств федерального бюджета.
Выплачено дополнительное вознаграждение около 8 тыс. педагогических работников общеобразовательных школ за выполнение функций классного руководителя за счет средств федерального бюджета в сумме более 86 млн. руб., областного бюджета - около 66 млн. руб.
На поддержку школ, внедряющих инновационные образовательные программы, направлено свыше 34 млн. руб., в т.ч. 6,2 млн. руб. - из областного бюджета.
На поощрение лучших учителей израсходовано 8,5 млн. руб. средств федерального бюджета и 1,8 млн. руб. - областного.
За счет средств федерального и областного бюджетов приобретено 65 автобусов для организации подвоза детей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, 177 комплектов учебно-наглядного пособия и лабораторного оборудования. Все школы области подключены к широкополосному доступу к сети Интернет.
На развитие культуры и искусства из бюджета области направлено более 930 млн. руб. с ростом - 118 %.
В соответствии с областными целевыми программами проводилась работа по укреплению материально-технической базы сельских учреждений культуры, на эти цели израсходовано свыше 133 млн. руб. средств областного бюджета.
В рамках федеральных программ "Культура России" и "Социальное развитие села" из средств федерального бюджета выделено более 41 млн. руб.
На проведение реставрационных работ памятников истории и архитектуры из областного бюджета израсходовано 72 млн. руб.
Завершены капитальные ремонты домов культуры поселка Вторые Тербуны, Бутырского и Больше-Хомутецкого и строительство культурно-спортивного комплекса в Тербунском районе. Ведутся работы по ремонту домов культуры п. Солидарность Елецкого района, Грачевского - Усманского района и Дмитряшевского сельского Дома культуры Хлевенского района.
Около 2 млн. руб. из областного бюджета направлено на выплату областных стипендий и премий заслуженным работникам культуры и искусства, учащимся музыкальных, художественных школ, школ искусств и средних специальных учебных заведений культуры и искусства.
На развитие физической культуры и спорта из бюджета области направлено 527 млн. руб. Около 14% населения области (164 тыс. человек) регулярно занимаются физической культурой и спортом (в среднем по России - 13%, по ЦФО - 11,8%), по этому показателю область находится на четвертом месте среди областей ЦФО.
В 2007 году проведено 165 соревнований по 65 видам спорта.
За счет средств областного бюджета сданы в эксплуатацию 5 плавательных бассейнов в Липецком, Долгоруковском, Грязинском, Хлевенском, Чаплыгинском районах. В девяти городах и районах области введены в строй спортивные площадки с синтетическим покрытием.
Сдан в эксплуатацию физкультурно-спортивный комплекс "Задонск", где созданы отличные условия для занятий лыжным спортом, а также лыжероллерами в летнее время и велоспортом.
Велась работа по дальнейшему продвижению области в сфере туризма на российском и международном рынках. Область участвовала в трех международных туристических выставках.
В особых экономических зонах туристско-рекреационного типа регионального уровня "Елец" и "Задонщина" созданы туристско-информационные центры. Фирмой "Воронежпроект" осуществляется детальная разработка плана развития особой экономической зоны регионального уровня "Елец", заключен договор о ведении туристско-рекреационной деятельности на ее территории с ООО "Петровский парк".
В области достигнут рекордный результат по вводу жилья - 705 тыс. м 2, рост к уровню 2006 года - 114%. Индивидуальными застройщиками сдано в эксплуатацию 380 тыс. м 2 общей площади жилых домов с ростом - 124%.
Наибольшие объемы строительства и ввода жилья обеспечены в городах Липецке (343,6 тыс. кв. м) и Ельце (63,7 тыс. кв. м), Липецком (51,4 тыс. кв. м), Грязинском (37,3 тыс. кв. м), Усманском (29,5 тыс. кв. м), Лебедянском (22,3 тыс. кв. м) районах.
Ввод жилья на душу населения составил 0,6 м 2, что в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель - 0,4 м 2.
Этому в значительной мере способствовала реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", основным механизмом которого является выполнение областных жилищных программ: "Свой дом", "Ипотечного жилищного кредитования", "Социальное развитие села до 2010 года", "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года" и "Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006-2010 г.г.".
Государственная поддержка, оказанная в рамках этих программ, составила 702 млн. руб. с ростом к уровню 2006 года - 169%, в том числе за счет средств областного бюджета - 604 млн. руб., федерального - 97,5 млн. руб.
На выполнение государственных обязательств по улучшению жилищных условий льготных категорий граждан из федерального бюджета поступило свыше 81 млн. руб.
На реализацию мероприятий областной программы "Молодежь Липецкой области (2006-2010 годы)" в 2007 году из областного бюджета выделено 11,3 млн. руб., проведено свыше 60 областных и межрегиональных мероприятий духовно-нравственной, спортивной, творческой, научно-практической направленности, семинаров, фестивалей и т.д.
В рамках реализации государственной молодежной политики в соответствии с законом Липецкой области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" проведено 250 мероприятий.
В целях гражданского и патриотического воспитания молодежи свою деятельность осуществляли более 1,5 тыс. объединений, общественных организаций, кружков, секций и клубов патриотической направленности, проведено обучение более 500 граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям.
На организацию временной занятости несовершеннолетней молодежи в свободное от учебы время и в период школьных каникул из областного бюджета направлено более 2,7 млн. руб.
Одним из механизмов становления и развития институтов гражданского общества является реализация областной целевой программы "Развитие гражданского общества (2007-2010 годы)", на финансирование мероприятий которой из областного бюджета направлено 29 млн. руб.
В 2007 году подготовлена и принята новая редакция Положения "О социальном гранте Липецкой области (Областном гранте)".
Проведен пятый ежегодный региональный Гражданский Форум на тему: "Взаимодействие органов власти и общества по повышению качества жизни жителей Липецкой области", осуществляли свою деятельность Общественная палата и Молодежный Парламент области.
В целях обеспечения надежной защиты конституционных прав и свобод граждан, общества и государства реализуются долгосрочные комплексные программы, направленные на борьбу с преступностью, противодействие злоупотреблению наркотиками, профилактику правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения, повышение правовой культуры населения. На их выполнение из областного бюджета направлено 43 млн. руб.
В результате комплекса организационно-управленческих и практических мер сократилось количество разбойных нападений, грабежей, изнасилований, квартирных краж, противоправных деяний со стороны несовершеннолетних, преступлений в состоянии опьянения. На 19,5% больше выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на 4% возросло количество вскрытых экономических и налоговых преступлений.
В результате проведенной работы по профилактике пьянства и алкоголизма на 33% сократилось количество граждан, умерших в результате злоупотребления алкоголем и его суррогатами.
Постоянное внимание уделялось вопросам организации деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушению пожаров и ликвидации их последствий. На эти цели из областного бюджета было направлено 75,8 млн. руб.
Продолжалась работа по совершенствованию системы организации местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Для реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий из областного фонда компенсаций в бюджеты муниципальных районов, городских округов и сельских поселений переданы средства в сумме 2,6 млрд. руб.
Для обеспечения мероприятий по благоустройству населенных пунктов, проведения капитального ремонта учреждений бюджетной сферы, развития социальной инфраструктуры на условиях софинансирования из фондов муниципального развития и софинансирования социальных расходов в 2007 году было выделено 500 млн. руб., что значительно увеличило возможности органов местного самоуправления по обеспечению выполнения основных расходных полномочий.
Результаты благоустройства ощутили жители практически всех сельских поселений области. В формировании внебюджетного фонда на благоустройство территорий поселений в истекшем году приняли участие 254 муниципальных образования, при этом в 198 из них сумма привлеченных средств превысила 600 руб. на одного жителя.
В целях увеличения доходной части местных бюджетов в муниципальных образованиях утверждены мероприятия по дополнительному поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, созданы межведомственные комиссии для осуществления комплексного анализа деятельности предприятий и организаций. В 2007 году число прибыльных территорий увеличилось с 13 до 17.
Финансовое положение области в 2007 году характеризовалось устойчивой положительной динамикой:
- сальдированный финансовый результат (прибыль) превысил 68 млрд. руб., при этом дополнительно получено прибыли (без металлургического комплекса) 4 млрд. руб. или 35%;
- прибыльными являются все основные отрасли экономики;
- доля прибыльных предприятий достигла 79%.
С положительным финансовым результатом завершили 2007 год большинство муниципальных образований, за исключением трех районов - Лев-Толстовского, Воловского и Измалковского, экономика которых остается убыточной.
Особенностями исполнения бюджета области за 2007 год явились устойчивый рост доходов бюджета, четкое выполнение органами власти всех уровней принятых расходных обязательств.
Плановые назначения по доходам выполнены, в консолидированный бюджет поступило 30,6 млрд. руб. с ростом 109,7%, в областной - 23 млрд. руб., рост - 108,7%.
Процесс диверсификации экономики, развитие новых производств снизили в бюджете долю металлургического сектора с 60% до 44%. При этом возросли поступления от других отраслей: строительных организаций - в 2 раза, предприятий торговли и бытового обслуживания - почти в 3 раза.
Объем расходов консолидированного бюджета составил 32,3 млрд. руб. с ростом на 18% (5 млрд. руб.). Расходы областного бюджета возросли по сравнению с 2006 годом на 4 млрд. руб. или 19% и составили 24,4 млрд. руб.
Несмотря на то, что бюджет области по-прежнему имеет социально-направленный характер (около 60% - расходы на социально-культурные цели), в прошедшем году значительно (на 2,3 млрд. руб. или на 33%) возросли вложения в национальную экономику. В результате изменилась структура расходов: доля реального сектора экономики увеличилась с 26% до 29%.
По оценке объем валового регионального продукта составит более 220 млрд. руб. сростом 109%.
В структуре регионального продукта существенных изменений не произошло: более 50% ВРП формируется в обрабатывающих производствах.
В расчете на душу населения валовой региональный продукт составляет 187,8 тыс. руб., по этому показателю область занимает 2 место в Центральном федеральном округе после Москвы.
Индекс физического объема промышленного производства составил 108%, без учета черной металлургии - 117%.
По объему производства продукции обрабатывающих отраслей на душу населения область занимает 2 место в Российской Федерации и 1 место в Центральном федеральном округе.
Продолжается формирование федеральной и региональных особых экономических зон.
В ОЭЗ "Липецк" зарегистрированы 9 резидентов. Пущены первые очереди заводов ООО "ЧСЗ-Липецк" и ООО "СЭСТ-ЛЮВЭ". Объем освоенных инвестиций составил 3,4 млрд. руб., произведено продукции на сумму 648 млн. руб., создано более 500 рабочих мест, объем налоговых отчислений составил 11,2 млн. руб.
В качестве участников ОЭЗ регионального уровня промышленно-производственного типа "Тербуны" зарегистрированы 4 предприятия: заводы по производству керамического кирпича, металлоконструкций и сендвич-панелей, антибиотиков, сахара. На участие в особой экономической зоне рассматривается заявка ОАО "Тербунский сыродельный завод" (производство сыров).
В ОЭЗ РУ "Чаплыгинская" зарегистрированы 2 резидента: нефтеперерабатывающий комплекс и завод по производству запорной арматуры для водоснабжения. Рассматриваются заявки ООО "Чаплыгинский крахмал" (строительство завода по производству пищевого крахмала) и ООО "Руспринко" (производство бумаги-основы для изготовления гофро-картона из вторичного сырья).
В 2007 году начата работа по созданию объектов инфраструктуры особых экономических зон регионального уровня, подготовлены проекты планировок ОЭЗ "Тербуны" и "Чаплыгинская".
В области продолжилось развитие территориального кластера конкурентоспособной сети близко локализованных предприятий по производству "белой техники", идет формирование еще одного кластера - по производству строительных материалов.
В прошедшем году из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2007-2010 годы выделено 28 млн. руб., в т.ч. 17 предприятиям, реализующим планы реформирования и финансового оздоровления, оказана государственная поддержка в сумме 25,3 млн. руб. (в виде субсидирования процентной ставки по кредитам банков 22,3 млн. руб., бюджетного кредита - 3,0 млн. руб.). Кроме того, реформируемые предприятия воспользовались господдержкой в виде налоговых льгот в сумме 11,1 млн. руб. Намеченные Программой задачи на 2007 год выполнены. Объем промышленного производства на реформируемых предприятиях к базовому периоду вырос в 1,9 раза, в т.ч. в 2007 г. - в 1,3 раза), налоговые платежи - на 71% (в т.ч. в 2007 г. - на 15%), среднемесячная заработная плата - в 1,5 раза, дополнительно создано 281 новое рабочее место, задолженность в бюджеты всех уровней снизилась на 2,6 млн. руб., в т.ч. по пени и штрафам на 1,6 млн. руб. Привлечено около 0,5 млрд. инвестиций на техперевооружение и реконструкцию основных фондов (в т.ч. в 2007 г. - 287 млн. руб.), освоено 175 видов новой продукции, бюджетная эффективность на каждый вложенный рубль государственной поддержки составила 2,81 рубль.
В результате государственной поддержки промышленных предприятий в рамках действующих областных Законов и Программ в сумме более 1,4 млрд. руб. в отрасль привлечено более 12 млрд. руб. инвестиций и создано 2,3 тыс. рабочих мест.
Продолжена работа по проведению мониторинга инновационной деятельности. Отгружено продукции инновационного характера на сумму 9,6 млрд. руб., что в 4,1 раза выше уровня 2006 года. Однако, доля отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме производства составила около 4%.
50 предприятий и организаций сертифицировали свои системы качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, 15 предприятий работают над их внедрением.
Внешнеторговый оборот области достиг 4,9 млрд. долларов США с ростом - 128%. Объем экспорта машинотехнической продукции увеличился на 48%, достигнув 154 млн. долл. США. В целом экспорт превысил импорт в 4 раза.
Область уверенно занимает позиции одного из субъектов Российской Федерации, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Доля агропромышленного комплекса в общем объеме валового регионального продукта области составляет 18%, в том числе сельского хозяйства - 9%.
На внутрироссийской выставке "Золотая осень-2007" область награждена Гран-при за "Лучшую экспозицию выставки", удостоена 34 золотых медалей, 22 серебренных, 13 бронзовых, получила 4 диплома за качество выпускаемой продукции.
Объем производства сельскохозяйственной продукции за 2007 год возрос на 15%, в том числе в сельхозпредприятиях - на 15%, личных подсобных хозяйствах - на 19%.
По производству валовой продукции на душу населения область занимает 4 место в России и 3 место в Центральном Федеральном округе.
Область, по-прежнему, сохраняет за собой лидирующие позиции среди регионов России по урожайности сельскохозяйственных культур.
Валовой сбор зерна составил 1,9 млн. тонн при урожайности 31,5 ц/га (в среднем по России - 22 ц/га), сахарной свеклы - 2,1 млн. тонн при урожайности -388 ц/га (в среднем по России - 290 ц/га).
Область входит в "тройку" регионов России, обеспечивающих наибольший рост производства мяса, которое во всех категориях хозяйств составило 148 тыс. тонн и, с начала реализации национального проекта (2006 год), увеличилось на 43 тыс. тонн или на 40%.
Особенно высокие темпы прироста достигнуты в производстве свинины - на 23 тыс. тонн (в 2,5 раза) и мяса птицы - на 26 тыс. тонн (в 1,5 раза).
Впервые надой на корову превысил 4 тыс. кг (105%), в девяти районах - превышен среднеобластной уровень.
Таких результатов удалось достичь благодаря взвешенной аграрной политике, реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и областных целевых программ развития растениеводства и животноводства.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса из областного бюджета составила 1,5 млрд. руб. (в 1,5 раза), из федерального бюджета - 1,1 млрд. руб. (в 2 раза). Каждый рубль областного бюджета, выделенный на поддержку сельского хозяйства, позволил привлечь в отрасль более 7 руб. инвестиций. Всего в основной капитал сельского хозяйства привлечено более 7 млрд. руб.
В особой экономической зоне регионального уровня агропромышленного типа "Астапово" зарегистрированы 3 резидента (ООО "им. Горького", ООО "Стимет", ООО "НПП "Биоритм"), создано около 600 рабочих мест.
За два года реализации приоритетного национального проекта личным подсобным и фермерским хозяйствам, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдано кредитов на сумму 1,3 млрд. руб., выплачено около 33 млн. руб. субсидий из федерального и областного бюджетов.
В области создано 18 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных - 8, перерабатывающих - 4 и снабженческо-сбытовых - 6.
В 2007 году международное рейтинговое агентство "Фитч рейтингз" изменило прогноз по долгосрочным рейтингам области по международной шкале со "Стабильного" на "Позитивный".
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" по итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России в 2006-2007 годах область занимает второе место по уровню интегрального инвестиционного, законодательного и социального рисков. Кроме того, область признана первым субъектом Российской Федерации, где криминальный риск минимален.
Региональная поддержка отраслей хозяйственного комплекса для активизации инвестиционных и инновационных процессов в рамках областных законов и программ составила около 3 млрд. руб.
В 2007 году в экономику области за счет всех источников финансирования инвестировано 56,3 млрд. руб. капитальных вложений с ростом на 13%, при этом до 50% инвестиций направляется на техническое перевооружение и модернизацию производств.
Основными источниками финансирования остаются собственные средства предприятий, на их долю приходится около 52% общего объема инвестиций. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций приходится на обрабатывающие производства - 55%, сельское хозяйство - 17%, транспорт и связь - 5,5%.
Область на протяжении последних лет занимает ведущие позиции по объему инвестиций на душу населения. За 2007 год данный показатель увеличился на 27% и составил 48 тыс. руб., что на 6% выше, чем в целом по стране.
Среди муниципальных образований лидирующие позиции по объемам инвестиций в основной капитал на душу населения занимают Лев-Толстовский (153,3 тыс. руб.), Лебедянский (71,1 тыс. руб.), Грязинский (58,6 тыс. руб.) районы и город Липецк (76,2 тыс. руб.).
Продолжает увеличиваться объем иностранных инвестиций. В 2007 году иностранными инвесторами в экономику области вложено около 199 млн. долларов США, что в 1,5 раза выше уровня 2006 года. Наибольший рост иностранных инвестиций обеспечен в Лебедянском районе - на 60% и г. Липецке - на 36%.
Активно развивались международные и межрегиональные связи. Область посетили 12 делегаций из 8 стран мира: Японии, Австрии, Италии, США, Канады, Дании, Германии, Китая.
В рамках Года Китая в Российской Федерации организованы визиты в область делегаций провинций Шаньдун, Цзилинь и Гуандун (КНР). Крупным событием в экономической и культурной жизни области стали проведенные в августе 2007 года совместно с Правительством Москвы "Дни Москвы".
На капитальное строительство и капитальный ремонт из областного бюджета направлено более 740 млн. руб., работы велись на 33 объектах.
В г. Липецке появился еще один спортивный комплекс с искусственным льдом, а в Тербунах - новая автостанция.
На выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог из областного бюджета направлен 942 млн. руб., введено в эксплуатацию более 22 км автомобильных дорог общего пользования, из них 12 км - регионального значения. Велись работы по развитию сети коммунальной инфраструктуры, проложено 17,6 км водопроводов, 9,7 км - тепловых и 176 км - газовых сетей.
Оборот розничной торговли составил более 68 млрд. руб. (рост - 120%), общественного питания - около 2,3 млрд. руб. (рост - 108%) бытовых услуг - более 2,9 млрд. руб. (рост - 108%).
Введено в действие около 600 новых объектов торгового и бытового обслуживания, в том числе 350 или 58% - в сельской местности.
Продано товаров на 1 жителя в целом по области на сумму 58 тыс. руб., по районам - более 35 тыс. руб.
В целях дальнейшего улучшения качества жизни сельского населения и поддержки субъектов торговой деятельности на реализацию мероприятий Программы государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения было выделено 20 млн. руб.
Активизация работы по совершенствованию сети предприятий торговли позволила сократить долю продаж товаров на рынках до 19% (2006 г. - 25%).
Продолжалась практика проведения областных и муниципальных розничных ярмарок по продаже товаров народного потребления в городах и районных центрах.
На 1 жителя в целом по области оказано бытовых услуг на сумму 2,5 тыс. руб., по районам - свыше 850 руб. В 2007 году открыто около 100 объектов бытового обслуживания, причем больше половины из них - в районах.
Государственная поддержка бытового обслуживания сельского населения из областного бюджета в сумме 3,2 млн. руб. позволила обеспечить более высокие темпы роста объемов бытовых услуг в районах области - 129%.
Организована централизованная доставка заказов сельского населения на специализированные предприятия города Липецка, доставлено заказов более чем на 5,5 млн. руб.
В целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения, в рамках программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" из областного бюджета направлено 586 млн. руб.
Для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда за счет всех источников направлено 326 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 50,8 млн. руб., областного бюджета - 263 млн. руб., муниципальных бюджетов - 12,4 млн. руб. Ликвидировано 9,5 тыс. м 2 аварийного жилья, улучшили жилищные условия 184 семьи или 496 человек.
На реализацию мероприятий по обеспечению населения питьевой водой за счет всех источников финансирования выделено 310 млн. руб., в том числе из областного бюджета - 191 млн. руб. За счет средств областного бюджета построено 7 водонапорных башен и 19 эксплуатационных скважин, выполнен тампонаж 48 бездействующих скважин, реконструировано 3,4 км и построено 51 км водопроводных сетей. Удалось улучшить качество питьевой воды в 19 населенных пунктах и решить вопрос ее дефицита для 31 населенного пункта.
На строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов водоотведения из всех источников направлено 50 млн. руб., в том числе из областного бюджета - 15 млн. руб., местных бюджетов - 5 млн. руб., средств предприятий - 30 млн. руб.
Завершены работы по строительству очистных сооружений в р.ц. Добринка, продолжена реконструкция существующих очистных сооружений в с. Становое, начаты работы по реконструкции канализационных насосных станций и канализационного коллектора в р.ц. Тербуны. Построено и реконструировано 2,3 км канализационных сетей.
Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий составил 3 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 397,5 млн. руб., областного - 807 млн. руб., местных бюджетов - 1122 млн. руб., привлеченных на безвозмездной основе - 683 млн. руб.
Капитально отремонтировано около 4 млн. м 2 дорожных покрытий, в том числе с асфальтовым покрытием - 1,5 млн. м 2. Построено 197 км тротуаров, в том числе с применением тротуарной плитки - 84 км. Дополнительно установлено и заменено 7,8 тыс. ед. светильников.
На озеленение территорий выделено около 121 млн. руб., высажено 10 тысяч деревьев и кустарников, засеяно 1,5 млн. м 2 газонов.
Введен в эксплуатацию полигон для хранения твердых бытовых отходов в п. Добринка, велось строительство полигона в Данковском районе.
На газификацию области направлено 400 млн. руб., в том числе из областного и местного бюджетов - 37 млн. руб. Введено в эксплуатацию около 259 км газовых сетей, газифицировано более 6 тыс. квартир и домов.
Государственная поддержка транспортного комплекса составила более 892 млн. руб. с ростом 115%, в том числе автомобильного пассажирского транспорта - около 784 млн. руб. (из них из бюджета области - более 743 млн. руб.).
На покрытие убытков автотранспортных предприятий от выполнения пассажирских перевозок на социально-значимых маршрутах из бюджета области направлено более 602 млн. руб.
За счет средств областного бюджета приобретено 19 автобусов на общую сумму 43 млн. руб.
За счет средств муниципалитетов и собственных средств автотранспортных предприятий обновлялся подвижной состав в Данковском, Усманском, Тербунском районах и г. Ельце (5 автобусов на общую сумму 5,5 млн. руб.).
За счет средств областного бюджета построено 92 автопавильона и 126 остановочно-посадочных площадок.
На государственную поддержку воздушного транспорта из областного бюджета направлено 73,3 млн. руб. За 2007 год выполнено 1430 рейсов, перевезено более 27 тыс. пассажиров или 112% к уровню 2006 года, в 1,2 раза увеличилось количество чартерных рейсов. Коммерческие доходы от авиаперевозок составили почти 58 млн. руб. или 111% к уровню 2006 года.
За счет всех источников финансирования на строительство объектов связи направлено 200 млн. руб., из них на новое строительство - 123 млн. руб., расширение и реконструкцию - 69 млн. руб., техперевооружение - 7,7 млн. руб. Введено в эксплуатацию 19,5 тыс. номеров., в т.ч. на сельских телефонных станциях - 12 тыс. номеров. Уровень "цифровизации" телефонной сети области достиг 72% с ростом 111%.
Плотность телефонных аппаратов на 100 жителей на конец года составила почти 31 шт., в т.ч. по ГТС - 38, СТС - 19. За прошедший год "очередь" на установку телефона сократилась до 9118 чел. против 19438 чел. - на начало года. В 1,8 раза выросло количество пользователей сети Интернет.
В области зарегистрировано более 6,6 тыс. малых предприятий, свыше 30,9 тысяч индивидуальных предпринимателей, 1142 крестьянских-фермерских хозяйства. Количество субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) на 1000 жителей составляет 32, количество малых предприятий - 5,6.
Доля малого бизнеса в общем объеме туристских услуг - 100%, бытовых услуг - 81%, оптовой торговли - 73%, розничной торговли - 52%, строительстве и транспорте - 46%, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленном производстве - 3%.
В бюджет области от малого бизнеса поступило свыше 2 млрд. руб., что на 29% выше уровня прошлого года.
Объем инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, за счет всех источников финансирования составил 1,7 млрд. руб.
На реализацию долгосрочной программы "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010 годы)" за счет всех источников выделено 174 млн. руб., в том числе 27 млн. руб. - средства областного бюджета, 19 млн. руб. - средства местных бюджетов, 128 млн. руб. - средства природопользователей. Средства областного бюджета направлены на выполнение работ по охране водных объектов, разработку проектов расчистки рек, повышение устойчивости берегов. Отремонтировано 4 гидротехнических сооружения, начаты восстановительные работы на гидротехническом комплексе Матырского водохранилища.
В 2007 году областной заказ для государственных нужд размещен на сумму 7,5 млрд. руб., экономия бюджетных средств составила более 280 млн. руб. (2006 г. - 151 млн. руб.).
Размещение областного заказа осуществляется с использованием средств автоматизированной системы госзакупок Липецкой области (далее АИС ГЗ), к которой подключены 283 организации бюджетополучателей и работают свыше 600 специалистов, в том числе свыше 100 специалистов - муниципальных заказчиков.
Вся информация о размещении государственного и муниципального заказов области аккумулируется на сайте АИС ГЗ. Ведутся реестры государственных и муниципальных контрактов. Ежесуточная посещаемость сайта составляет в среднем 600 человек, из которых 40% - посетители области, а 60% - посетители регионов России и ближнего зарубежья.
Правительством РФ дана высокая оценка реализации административной реформы в области, по рейтингу из 46-ти субъектов Российской Федерации область заняла первое место.
Кроме того, регион стал победителем конкурса, проводимого Министерством экономического развития и торговли РФ, на оказание поддержки из федерального бюджета. В результате на реализацию двух проектов - "Создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Липецкой области" и "Формирование и реализация антикоррупционной политики" из федерального бюджета выделено 9,8 млн. рублей. На территории Елецкого района создается первый в области многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Исполнительными органами государственной власти области разработаны 22 регламента по наиболее востребованным населением государственным услугам, 9 из них - примерные для муниципальных образований. Проводился мониторинг эффективности внедрения административных регламентов и эффективности государственного управления.
Начата работа по созданию Портала государственных услуг, целью которого является предоставление услуг в дистанционном режиме.
Активно велась работа по выполнению областной программы "Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006-2010 годы)", на мероприятия которой из областного бюджета направлено 28,5 млн. руб. В результате с учетом профессиональной подготовки и переподготовки повысили свою квалификацию 546 гражданских служащих, что на 41% больше уровня 2006 года.
Анализ социально-экономической ситуации позволяет сделать вывод, что предусмотренные Программой социально-экономического развития области мероприятия на 2007 год выполнены. В области созданы условия для качественно нового уровня управления развитием экономики, формирования человеческого капитала, повышения качества жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 3 апреля 2008 г. N 567-пс "Об итогах выполнения за 2007 год Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления (без приложения N 1) опубликован в "Липецкой газете" от 16 апреля 2008 г. N 76