Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 13. Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Розничные рынки
2.13.1. Предприятия обслуживания следует размещать на территории городских округов, городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
На территории участка должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения:
вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте;
при наличии на территории или участке сложного рельефа, следует предусматривать подъемные устройства, пандусы и поручни;
на территории или участке следует предусмотреть не менее одного доступного маршрута, соединяющего доступные зоны посадки (высадки) на транспорт и вход в здание, обеспечивающего условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к зданию или сооружению;
при проектировании территории следует соблюдать непрерывность пешеходных путей. Пути должны стыковаться с внешними по отношению к территории транспортными и пешеходными коммуникациями и остановками общественного транспорта.
2.13.2. Предприятия обслуживания следует размещать в отдельно стоящих зданиях, а также во встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных помещениях к жилым домам или зданиям иного назначения.
2.13.3. Предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 минут. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.
2.13.4. Отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, розничные рынки следует размещать при соблюдении требований действующих противопожарных и строительных норм и правил.
2.13.5. Объемно-планировочная структура и генеральный план участка магазина или торгового центра должны предусматривать функциональное зонирование с разделением потоков движения покупателей и товаров, а также пешеходных и транспортных потоков, в том числе в зоне подвоза и разгрузки товаров.
2.13.6. На земельном участке магазина и торгового центра или в их структуре, в том числе на подземных уровнях, следует размещать автостоянку. Расчетное количество машино-мест на автостоянке следует определять согласно подразделу 12 раздела III Нормативов.
2.13.7. Радиус обслуживания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:
в городах при застройке:
многоэтажной |
500 м |
одно-, двухэтажной |
800 м |
в сельских поселениях |
2000 м |
2.13.8. Размещение общедоступных предприятий питания, их вместимость и тип следует предусматривать, руководствуясь перспективными схемами развития генеральных планов поселений с учетом как нового строительства, так и реконструкции действующих предприятий с возможным изменением их специализации, исходя из инвестиционных предпочтений заказчиков.
2.13.9. Предприятия общественного питания (рестораны, бары, кафе, общедоступные столовые, как правило, большой вместимости) целесообразно размещать в общественных и торговых центрах, на магистралях и площадях, вблизи остановок городского транспорта, вокзалов и в аналогичных местах оживленного движения населения, а также на рекреационных территориях.
2.13.10. Предприятия общественного питания вместимостью до 75 мест (кафе, закусочные, бары, магазины кулинарии, столовые общедоступные, диетические и раздаточные - в том числе для пенсионеров, инвалидов и благотворительные), а также домовые кухни следует ориентировать на приближенное обслуживание и размещать на территории жилых (муниципальных) районов с учетом обслуживания населения и работников предприятий и учреждений, размещаемых на этих территориях.
2.13.11. Помещения для продажи кулинарных полуфабрикатов и изделий (магазин кулинарии) следует предусматривать в составе предприятий общественного питания и предприятий розничной торговли, имеющих цех по производству продукции (гипермаркеты, супермаркеты и т.д.), допускается эти помещения размещать в зданиях иного назначения.
2.13.12. В помещениях встроенных, встроено-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины торговой площадью более 1000 кв. м.
2.13.13. При этом должны сохраняться все функциональные параметры как самого предприятия, так и объекта, в который оно встраивается.
2.13.14. В жилых домах допускается размещать встроенные или пристроенные предприятия питания с режимом функционирования до 23 часов и без оркестрового сопровождения, магазины кулинарии без технологических процессов торговой площадью не более 150 кв. м, а также кафетерии в составе предприятий торговли.
2.13.15. Не допускается размещать предприятия питания на придомовых территориях жилых зданий.
2.13.16. Предприятия общественного питания могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроено-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, общественных зданий, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
Производственные цеха предприятий питания не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях.
В нежилых помещениях жилых зданий допускается размещать предприятия питания общей площадью не более 700 кв. м, с числом посадочных мест не более 50.
Предприятиям питания, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается.
2.13.17. Размещение общедоступного предприятия питания в экологически неблагоприятной зоне (с превышением ПДК и допустимых уровней вредных воздействий) без соответствующих компенсационных мероприятий не допускается.
2.13.18. Площади земельных участков при проектировании отдельно стоящих зданий общедоступных предприятий питания следует принимать по заданию на проектирование.
2.13.19. Эти территории должны учитываться в балансе микрорайона и муниципального района, как часть общественной территории.
2.13.20. На земельном участке следует предусмотреть четкое зонирование, с выделением: зоны для посетителей, при необходимости с площадкой для сезонного размещения дополнительных столиков на открытом воздухе; производственной зоны, куда могут входить хозяйственный двор с подъездными путями для грузовых автомобилей, разгрузочная площадка, примыкающая к группе складских помещений, мусоросборник, площадка отдыха для персонала; стоянки для индивидуального автотранспорта.
2.13.21. Хозяйственную зону и разгрузочные площадки предприятий питания, размещаемых в жилых зданиях, следует располагать с той стороны жилого здания, где нет окон и входов в жилые помещения.
2.13.22. Расстояние от окон и дверей помещений предприятия питания до площадок с мусоросборником должно быть не менее 25 м.
2.13.23. Элементы участка должны быть доступны для инвалидов:
открытые лестницы и пандусы на участке должны обеспечивать безопасность и удобство передвижения;
ограждения, перила и приспособления должны использоваться также для движения индивидуальных колясок;
материалы покрытия и их фактура, применяемые на пути движения людей, должны предотвращать скольжение и т.п.
2.13.24. Здания и постройки, в которых размещаются предприятия питания, должны располагаться не менее чем в 6 м от красной линии. Расстояния между зданиями предприятий питания и другими зданиями: жилыми, общественными, производственными - должны приниматься с учетом противопожарных расстояний.
2.13.25. Розничные рынки проектируются из расчета 24-40 кв. м торговой площади на 1 тыс. чел.
2.13.26. Площади земельных участков под размещение рыночных комплексов принимаются по норме 7-14 кв. м на 1 кв. м торговой площади рыночного комплекса в зависимости от вместимости:
14 кв. м - при торговой площади до 600 кв. м;
7 кв. м - св. 3000 кв. м.
Для розничного рынка на 1 торговое место следует принимать 6 кв. м торговой площади.
2.13.27. Расстояние от рынков и организаций торговли площадью более 1000 кв. м до жилых зданий должно быть не менее 50 м.
2.13.28. Предприятия бытового обслуживания следует проектировать как объекты системы торгово-бытового обслуживания и размещать в отдельно стоящих зданиях, в составе торгово-бытовых центров, в многофункциональных комплексах, а также во встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных помещениях к жилым домам или зданиям иного назначения.
2.13.29. Загрузку предприятий бытового обслуживания, размещенных во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях жилых домов, следует предусматривать с торцов зданий, не имеющих окон, или со стороны магистралей - при наличии специальных загрузочных помещений. Допускается не проектировать указанные загрузочные помещения при общей площади встроенных помещений до 150 кв. м.
2.13.30. Для отдельно стоящих предприятий бытового обслуживания рекомендуется предусматривать разгрузочные площадки шириной не менее 2,5 м, длиной по расчету, но не менее 1,5 м.
В необходимых случаях на земельном участке предприятий бытового обслуживания рекомендуется предусматривать хозяйственную зону с площадками для разгрузки материалов и изделий, закрытыми площадками для контейнеров с технологическими и бытовыми отходами, а также стоянки для индивидуального транспорта.
2.13.31. Размеры площадок для контейнеров с технологическими и бытовыми отходами определяются заданием на проектирование. Во встроенных в жилые дома предприятиях бытового обслуживания для отходов следует предусматривать кладовые в составе помещений.
2.13.32. Вместимость бань принимается из расчета:
в городских округах и городских поселениях - 5 мест на 1 тыс. жителей;
в сельских поселениях - 7 мест на 1 тыс. жителей.
В поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тыс. чел. допускается уменьшать до 3 мест.
Размеры земельных участков бань устанавливаются 0,20 - 0,40 га на объект.
2.13.33. Размещение бань и банно-оздоровительных комплексов производится, как правило, в селитебной территории в границах микрорайона с радиусом обслуживания 500-800 м.
Размещение здания выполняется с ориентацией главного фасада на городскую магистраль или местный проезд с отступом от красной линии на 10 - 15 м. Вокруг здания следует предусматривать проезд шириной 3,5 м.
2.13.34. При расчете количества и вместимости предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания следует исходить из необходимости удовлетворения различных социальных групп населения, в том числе с ограниченными физическими возможностями, принимая социальные нормативы обеспеченности в соответствии с СниП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.