Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Порядку разработки
и реализации районных
целевых программ
Типовая структура районной целевой программы
Проект целевой программы оформляется стандартно согласно требованиям типовой структуры целевой программы. На титульном листе указываются:
- полное наименование целевой программы;
- сроки ее реализации;
- номер и дата распоряжения главы администрации района о разработке проекта целевой программы.
Далее прилагается лист согласования проекта целевой программы с необходимыми структурными подразделениями администрации (организациями) района.
Программный документ должен включать следующие обязательные разделы.
I. Паспорт муниципальной целевой программы
Паспорт содержит краткие сведения о целевой программе:
1. Полное наименование целевой программы.
2. Основание для разработки целевой программы.
3. Заказчик целевой программы.
4. Координатор целевой программы.
5. Разработчик целевой программы (полное наименование организации, почтовый адрес, Ф.И.О. руководителя организации, телефон в случае, если разработчиком является сторонняя организация).
6. Цели и задачи целевой программы.
7. Этапы и сроки реализации целевой программы и входящих в нее подпрограмм и (или) проектов.
8. Объемы финансирования по источнику и срокам.
9. Ожидаемые конечные результаты.
10. Исполнители целевой программы.
11. Целевые показатели целевой программы.
II. Основные понятия и термины
Кратко раскрывается содержание основных понятий и терминов, наиболее часто употребляемых в тексте.
III. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
В разделе содержится анализ проблемной ситуации и ее последствий для муниципального района, обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время и целесообразность использования программно-целевого подхода при ее решении.
IV. Цель, задачи, сроки и этапы реализации целевой программы
Указывается цель (цели) программы, которая должна быть направлена на полное или частичное решение проблемы. Цель (цели) программы должна соответствовать следующим требованиям:
- соответствие приоритетной проблеме, решение которой требует применения программного метода;
- конкретность;
- достижимость.
Задачи представляют собой относительно самостоятельные части, на которые разбивается цель целевой программы, и обязательно имеют количественное выражение. Задачи целевой программы должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствие и упорядоченность по отношению к цели целевой программы;
- измеримость в конкретных количественных показателях;
- определенность по срокам достижения.
Среднесрочные и долгосрочные целевые программы могут осуществляться поэтапно. При этом этапы реализации целевой программы определяются условиями, поставленными целями и задачами, характером выполнения мероприятий целевой программы.
V. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий содержит перечень конкретных, взаимоувязанных мероприятий в табличной форме с указанием исполнителя, сроков исполнения, объемов финансирования. Каждое программное мероприятие описывается соответствующими количественными и качественными показателями. Программные мероприятия должны соответствовать следующим признакам:
- наименование мероприятия должно отражать конкретное действие и выражаться глаголом совершенного вида;
- целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации (или ее части);
- ограниченность во времени, т.е. наличие сроков начала и окончания мероприятий, увязанных с достижением одной или нескольких задач целевой программы;
- фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых, информационных);
- комплексный учет взаимосвязанных социальных, экономических, организационных, технических, технологических, экологических задач;
- отделение программной деятельности от текущей деятельности исполнителя.
При наличии новизны решений и неповторимости действий в реализации мероприятий целевой программы необходимо об этом указать.
Все программные мероприятия должны быть увязаны с целью (целями) и задачами целевой программы. Не допускается включение в целевую программу мероприятий, дублирующих основную деятельность заказчика (и/или исполнителя) целевой программы и подведомственных ему учреждений, реализация которых возможна на основе непрограммного финансирования. Функции исполнителей целевой программы, осуществляемые в рамках текущего финансирования, необходимо обозначить в целевой программе как приоритеты администрации в текущей работе, а не вносить в перечень программных мероприятий.
По каждому мероприятию требуется указать конкретные поквартальные сроки его реализации, исполнителей и необходимые объемы финансирования. К проекту целевой программы должны быть приложены расчеты, обосновывающие затраты на проведение мероприятий.
Система программных мероприятий
N п/п |
Мероприятия |
Исполнители мероприятия |
Сроки исполнения с разбивкой по периодам выполнения мероприятия |
Источники финансирования (местный бюджет) |
Объем финансирования |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Итого: |
|
|
|
|
Программные мероприятия могут быть взаимоувязаны в отдельные подпрограммы. Количество уровней подпрограмм определяется разработчиком целевой программы из учета масштабов и степени сложности программной цели. Подпрограммы могут формироваться по отраслевому и функциональному признакам. Финансовые затраты должны быть указаны с отнесением их к текущим и капитальным расходам бюджета муниципального района.
К числу программных мероприятий относятся инвестиционные (объекты капитальных вложений) или некоммерческие проекты и увязанные с ними мероприятия, предусматривающие поставку продукции, оказание услуг и производство работ, а также организационно-правовые изменения, посредством которых решаются задачи целевой программы.
Мероприятия, включаемые в целевые программы в виде отдельных подпрограмм и (или) проектов, должны иметь краткое описание, включающее:
1. Полное наименование.
2. Цели и задачи.
3. Этапы и сроки реализации.
4. Объемы финансирования по срокам.
5. Ожидаемые конечные результаты.
6. Исполнители.
VI. Механизм реализации целевой программы
Излагается организационно-экономический механизм реализации целевой программы - форма взаимодействия ее участников в целях обеспечения реализуемости и достижения результатов. Организационно-экономический механизм реализации целевой программы в общем случае включает:
- нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников целевой программы;
- обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации целевой программы, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
- условия и схемы финансирования мероприятий и инвестиционных проектов, входящих в целевую программу (определяются на основе анализа и сопоставления альтернативных вариантов);
- систему управления реализацией проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации целевой программы) должную синхронизацию деятельности отдельных участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий в целях успешного завершения целевой программы. Система управления формируется с учетом специфики целевой программы, при необходимости уточняются права и обязанности участников целевой программы. Приводится схема управления реализацией целевой программы.
Отдельные элементы организационно-экономического механизма на стадии реализации целевой программы могут закрепляться и конкретизироваться в договорах между участниками.
VII. Ресурсное обеспечение целевой программы
Определяется общий объем финансирования целевой программы с разбивкой по периодам финансирования. Расчет потребности целевой программы в ресурсах осуществляется в целях:
- определения стоимости ее разработки, реализации и обоснования объемов денежных ресурсов;
- оценки социальной, экономической и (или) экологической эффективности реализации целевой программы;
- организации закупок и поставок продукции для реализации целевой программы.
Объем финансового обеспечения на стадии разработки программы определяется на весь период реализации целевой программы как прогнозный с разбивкой по этапам, годам и исполнителям. При определении потребности в ресурсах используются экспертный, нормативный и аналоговый методы. Расчет финансовых ресурсов проводится в ценах текущего года и ежегодно конкретизируется на очередной финансовый год.
VIII. Ожидаемые социально-экономические эффекты
от реализации программных мероприятий
Раскрываются прямые и косвенные ожидаемые эффекты реализации целевой программы. Определение эффективности целевой программы производится на этапе разработки целевой программы и далее отслеживается на всех этапах ее реализации.
Оценка последствий реализации целевой программы включает выявление полного комплекса конечных результатов целевой программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в районе.
Используемые показатели эффективности и методы их определения задаются целями и задачами целевой программы. В ходе разработки проекта целевой программы ее эффективность определяется как расчетная, при реализации - как фактическая.
Показатели эффективности должны удовлетворять следующим условиям:
- быть измеряемыми и ориентированными на результаты;
- обоснованными и объективными;
- сопоставимыми в течение всего срока реализации целевой программы;
- иметь однозначную трактовку.
Показатели должны включать следующие характеристики: четкое определение/наименование, указание на источник информации, периодичность сбора информации, базовое значение, целевое значение и единицу измерения.
Источниками/методами сбора информации для оценки эффективности могут быть:
- статистическая информация о развитии муниципального района и (или) отдельных отраслей экономики и социальной сферы;
- законодательная база и тенденции ее изменения;
- анализ общественного мнения путем проведения социологических исследований, телефонных горячих линий, интернет-форумов, круглых столов и семинаров;
- анализ освещения реализации целевой программы в средствах массовой информации;
- управленческая и финансовая отчетность предприятий и учреждений;
- отчеты участников целевой программы о ходе реализации целевой программы;
- другие источники информации по выбору разработчика целевой программы.
В тех случаях, когда организация системы показателей целевой программы требует затрат (например, необходим сбор дополнительной статистической информации, которая отсутствует в статистических сборниках, или требуется проведение социологических исследований), в проекте целевой программы должен быть представлен расчет затрат на сбор показателей.
Выбранные показатели и их плановые величины сводятся в единую таблицу. При подготовке отчетности о реализации целевой программы заполняются фактические показатели. На основе сопоставления плановых и фактических показателей делается оценка результативности целевой программы, анализ проблем реализации, даются предложения по корректировке целевой программы.
Система показателей целевой программы
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в базовом году (до начала реализации целевой программы) |
Плановые показатели |
||
период 1 |
период 2 |
период_ |
||
Цель (задача) 1 |
|
|
|
|
Показатель 1.1 |
|
|
|
|
Показатель 1.2 |
|
|
|
|
Показатель... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель (задача) 2 |
|
|
|
|
Показатель 2.1 |
|
|
|
|
Показатель 2.2 |
|
|
|
|
Показатель... |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.