Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем,
на решение которой направлена Программа
Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Липецкой области (далее область). Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций, так и для области в целом.
Ориентация Программы на реализацию государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями исполнительных органов государственной власти области, органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, Федерации профсоюзов, объединений работодателей.
На предприятиях и в организациях области наблюдается высокий уровень профессиональных рисков. В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам условий труда, заняты 40,3 тыс. человек или 29,3% работающих.
По прежнему велика доля оборудования, морально и физически устаревшего, и не отвечающего требованиям безопасности. Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, почти 80% несчастных случаев связаны с организацией труда. К ним относятся: неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ; допуск к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда; нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. Если в обрабатывающих производствах затрачено на одного работающего 8080 руб., то в строительстве - 2224 руб., сельском хозяйстве - 1944 руб.
Разница в затратах на охрану труда снижает социальную защищенность работников и, самое главное, приводит к нарушению законодательства в области охраны труда.
Серьезной проблемой остается высокий уровень производственного травматизма в строительстве и аграрном секторе, где численность пострадавших в расчете на 1000 работающих, соответственно, 5,4 и 3,4 против областного показателя - 2,2.
Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Поставленные задачи могут быть решены только программными методами при осуществлении согласованного комплекса мероприятий.
В этой связи Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- снижение профессиональных рисков на производстве;
- повышение качества рабочих мест и условий труда;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для достижения поставленных целей, необходимо исполнение следующих задач:
- обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти, органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, работодателей и профсоюзов;
- улучшение условий труда работников через проведение аттестации рабочих мест и разработка по ее результатам плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
- создание инфраструктуры охраны труда.
Задача. Обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти, органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, работодателей и профсоюзов.
Выполняется через организацию постоянной работы по совершенствованию созданной в области системы социального партнерства, форм и методов реализации государственной политики в сфере труда, составной частью которой выступает охрана труда, способствует обеспечению приоритета жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Задача. Улучшение условий труда работников через проведение аттестации рабочих мест и разработка по ее результатам плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
Выполняется через реализацию комплекса мер, предусматривающих заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда, в том числе посредством направления сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Эффективный и безопасный труд возможен только на рабочем месте, условия труда которого отвечают всем государственным нормативным требованиям охраны труда.
Условием, необходимым для решения данной задачи, является улучшение условий труда работников на рабочих местах, снижение профессиональных рисков и числа профессиональных заболеваний, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и разработка по ее результатам плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организациях.
Задача. Создание инфраструктуры обеспечения охраны труда.
Для решения этой задачи предусматривается подготовка: методических рекомендаций по участию органов исполнительной власти и местного самоуправления в расследовании несчастных случаев на производстве; методических рекомендаций по организации общественного контроля за профессиональными рисками на производстве.
Проведение семинаров, совещаний, круглых столов по вопросам условий и охраны труда, в том числе для субъектов малого предпринимательства. Проведение областной конференции по охране труда на тему: "Роль социального партнерства в управлении профессиональными рисками", а также проведение ежегодных специализированных выставок, ярмарок средств индивидуальной защиты.
3. Обоснование ресурсного обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий прогнозируемый объем финансирования составит 944 тыс. руб. в том числе по годам:
2009 г. - 295 тыс. рублей,
2010 г. - 315 тыс. рублей,
2011 г. - 334 тыс. рублей.
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий программы ежегодно уточняются при рассмотрении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком программы является администрация области, которая осуществляет контроль за ее исполнением.
Исполнителем программы является управление труда и занятости Липецкой области.
Управление труда и занятости Липецкой области вносит предложения по уточнению и корректировки программных мероприятий.
Управление труда и занятости Липецкой области представляет отчетные данные в соответствии с Постановлением администрации области от 28.11.2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" управлениям: контроля и проверки исполнения администрации области, экономики администрации области и финансов области.
Размещение заказов на поставки товаров выполнением работ и оказанием услуг осуществляется в порядке, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы, обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы, в том числе: создает и размещает в средствах массовой информации тематические разделы (рубрики), циклы теле-радиопередач по основным направлениям Программы; изготавливает и размещает социальную рекламу (как в средствах массовой информации, так и на наружных носителях - рекламных щитах, перетяжках, билбордах и т.п.); организует и проводит творческие конкурсы среди журналистов средств массовой информации в соответствии с целями и задачами Программы; осуществляет иные мероприятия по ее информационному сопровождению.
5. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет достигнуто снижение производственного травматизма на 8-10%, не допущен рост количества несчастных случаев с тяжелым и летальным исходом.
В ходе выполнения мероприятий коллективных договоров и соглашений по охране труда, планов оздоровительных мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест, ожидается улучшение условий труда для более 40 тыс. человек.
Наименование целей, задач и показателей |
Величина показателя в базовом году (до начала реализации программы) |
Период действия программы |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
план |
план |
план |
||
Цель: Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение профессиональных рисков на производстве. |
|
|
|
|
Задача N 1. Реализация государственной политики в области охраны труда. |
|
|
|
|
Показатель 1.1. Количество проведенных совместных проверок органа государственного управления охраной труда с государственной инспекцией труда и "Ростехнадзором" |
12 |
18 |
20 |
22 |
Показатель 1.2. Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требованиям охраны труда (чел.) |
4500 |
4800 |
5200 |
5500 |
Задача N 2. Снижение профессиональных рисков на производстве. |
|
|
|
|
Показатель 2.1. Уровень производственного травматизма. (К/ч-количество несчастных случаев на 1000 работающих) |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
Показатель 2.2. Уровень профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих |
5,55 |
5,5 |
5,4 |
5,0 |
Показатель 2.3. Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация (тыс. рабочих мест) |
76,1 |
80,3 |
82,0 |
85,1 |
Задача N 3 Создание инфраструктуры обеспечения охраны труда. |
|
|
|
|
Показатель 1.1. Подготовка и приобретение информационно-методических материалов по охране труда (шт.). |
6 |
6 |
8 |
12 |
Социально значимый эффект реализации Программы:
1. Социальный эффект от реализации мероприятий Программы проявится в увеличении числа рабочих мест, отвечающих требованиям охраны труда; в повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда.
2. Индикаторы целей Программы:
- снижение уровня производственного травматизма на 8-10%;
- рост количества рабочих мест отвечающим требованиям безопасности на 12-15%;
Источниками информации для оценки эффективности реализации Программы являются статистические отчеты и информация органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.