Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текстовая часть
1) характеристика текущего состояния, в том числе формулировки основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков в сфере развития экономики района.
Экономические показатели за последние годы свидетельствуют о стабильном развитии экономики района.
В 2012 году индекс промышленного производства составил 168% и достиг уровня 2336 млн. руб. Продукции сельского хозяйства произведено на сумму 3267 млн. руб., рост производства составил 141% к уровню 2011 года.
Оборот розничной торговли вырос на 16% и составил 5280 млн. руб., объем бытовых услуг - на 14%. Заработная плата возросла на 17%.
Объем инвестиций в основной капитал по всем видам деятельности в 2012 году увеличился на 4% и составил 2606 млн. руб., на душу населения инвестировано свыше 81 тыс. руб. Создано 395 новых рабочих мест.
В районе развивается Особая Экономическая Зона РУ промышленного типа "Чаплыгинская". В 2012 году ОЭЗ пополнилась 2 новыми участниками ООО "Раненбургский метизный завод" (Производство крепежных металлоизделий) и китайская компания ЗАО "ВостокПром" (Предприятие по производству строительной и машинной техники, электрооборудования, запчастей, машинно-технической продукции). Сегодня на ее территории зарегистрировано 8 участников с общим объемом инвестиций 56,25 млрд. руб. Фактическую деятельность осуществляют четыре предприятия и индивидуальный предприниматель Тарасова Л.В. ОЭЗ "Чаплыгинская" демонстрирует лучшие показатели по объему произведенной продукции и уплаченных налогов среди региональных зон промышленно-производственного типа. С начала деятельности участниками ОЭЗ произведено продукции на сумму 3385 млн. руб., уплачено налогов в районный бюджет 22,8 млн. руб., объем инвестиций составил 1790 млн. руб., создано 200 новых рабочих мест.
Рост наблюдается во всех отраслях экономики.
Малый бизнес играет стратегическую роль в развитии экономики и обеспечении занятости населения района. Он обеспечивает 17% от общего объема инвестиций и 45% всех налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет. За 2012 год в местный бюджет от субъектов малого бизнеса поступило 97,3 млн. рублей (рост 131%).
Считаем, что одним из направлений решения стоящей перед обществом сегодня проблемы - массового социального неравенства - это развитие коллективных форм хозяйствования.
На сегодняшний день в районе создано 64 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Из них 36 сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооператива по закупке и реализации продукции растениеводства и животноводства.
Развиваются и кредитные сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Они созданы в каждом поселении и сейчас их в районе 28. С начала деятельности (с 2010 г.) выдано 2066 займов на сумму 46 млн. руб., привлечено личных сбережений от населения 12 млн. руб.,
В настоящее время основным источником экономического роста района является развитие малого и среднего бизнеса, малых форм хозяйствования, кооперации.
Сокращение численности населения трудоспособного возраста снижает возможности экстенсивного роста экономики. Поэтому ставится задача компенсировать этот дефицит за счет вовлечения в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих детей, молодежи. В этих целях необходимо продолжить интенсивную работу по созданию рабочих мест в малом бизнесе, сфере потребительского рынка, кооперации. Также важным условием развития малого бизнеса и малых форм является устранение ограничений конкуренции, создание равных условий доступа ко всем видам ресурсов.
В районе имеются все необходимые предпосылки для развития туризма: выгодное географическое положение, высокая транспортная доступность, инвестиционная привлекательность, высокие темпы развития экономики, политическая и социальная стабильность.
По инициативе администрации района ведется работа по формированию на территории района туристического кластера с целью его включения в федеральную целевую программу "Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011 - 2018 гг.)". В настоящее время в "Научно-исследовательском центре инновационных технологий" (г. Москва) под руководством Александра Григорьевича Шнайдера разрабатывается проект, составлен опорный план кластера "Ораниенбурхъ".
В границы особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Ораниенбурхъ" войдут исторический центр города и участок в микрорайоне "Заречье", расположенный в непосредственной близости от запланированной объездной дороги. Планируется реконструкция и строительство объектов туристской индустрии, среди которых гостиницы, рестораны, кафе, торгово-развлекательные центры, сервисные центры обслуживания автомобилей и многое другое.
Реализация данного проекта позволит району освоить федеральные средства в рамках федеральной целевой программы, привлечь дополнительные инвестиции, обеспечит создание новых рабочих мест, и рост доходной части муниципального бюджета, будет способствовать развитию уже существующих брендов и созданию новых туристических маршрутов.
В экономике района наблюдается ряд проблем требующих решения, в их числе:
1. В сфере малого и среднего предпринимательства и малых форм хозяйствования:
- при развитой ресурсной базе района, отсутствуют субъекты малого и среднего бизнеса и кооперативы в перерабатывающей отрасли;
- недостаточно развит малый бизнес в поселениях;
- низкая активность населения в создании кооперативов;
- уровень развития сельской кооперации и заготовительной деятельности не отвечает реальным потребностям личных подсобных хозяйств;
- объемы организованных закупок остаются недостаточно высокими.
2. В сфере потребительского рынка:
- высокая концентрация субъектов торговой деятельности и бытового обслуживания в районном центре при недостаточном обеспечении стационарными объектами потребительского рынка малочисленных и отдаленных сельских поселений.
3. В сфере туризма:
- недостаточно активный темп реализации проекта ОЭЗ ТРТ РУ "Ораниенбурхъ";
- высокая конкуренция между субъектами федерации и муниципальными образованиями на внутреннем туристском рынке.
4. В сфере развития ЛПХ:
- используются низкомеханизированные технологии, велики затраты ручного труда.
В целях эффективного решения названных проблем требуется реализация мероприятий муниципальной программы "Создание условий для развития экономики Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа).
2) приоритеты муниципальной политики в сфере развития экономики района, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач.
Основные приоритеты муниципальной политики в сфере развития экономики района, повышения экономической активности бизнеса определены в Стратегическом плане социально-экономического развития Чаплыгинского муниципального района до 2020 года, в том числе:
1. Обеспечение самозанятости за счет развития малого бизнеса и кооперации, создание новых рабочих мест в сельской местности.
2. Использование ресурсной базы района, в том числе сельскохозяйственной продукции, для развития перерабатывающих производств.
3. Формирование современного, отвечающего растущим потребностям населения, потребительского рынка района. Обеспечение доступности услуг торговли и бытового обслуживания для всех жителей района, независимо от места проживания.
4. Создание условий для вхождения Чаплыгинского района в число высокоразвитых туристских центров федерального значения.
Целью Программы является создание условий для развития экономического потенциала района, стимулирования экономической активности бизнеса.
Индикаторы достижения цели:
- темп роста инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий), %;
- темп роста объема отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) (по полному кругу предприятий), %;
- темп роста налоговых поступлений, %;
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и функционирования малых форм хозяйствования района.
2. Создание благоприятных условий для развития субъектов торговой деятельности и бытового обслуживания района.
3. Создание условий для формирования и развития конкурентоспособной туристской индустрии района.
4. Формирование механизмов финансовой поддержки личных подсобных хозяйств.
Результатом решения поставленных задач станет:
- увеличение оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями,
- рост объема закупаемой (произведенной) продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
- увеличение объема выданных займов кредитными сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
- увеличение доли продукции, закупленной у личных подсобных хозяйств;
- увеличение объема проданных товаров на 1 жителя;
- увеличение объема оказанных бытовых услуг на душу населения;
- увеличение объема туристского потока, тыс. чел./год;
- увеличение объемов производства молока и мяса в ЛПХ, %.
3) перечень подпрограмм, сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы.
Для решения поставленной цели и задач Программы реализуются четыре подпрограммы: в сфере развития малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка, туризма и развитие ЛПХ:
1. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства и малых форм хозяйствования Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на 2014 - 2020 годы".
2. Подпрограмма "Развитие потребительского рынка Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на 2014 - 2020 годы".
3. Подпрограмма "Развитие туризма в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области на 2014 - 2020 годы".
4. Подпрограмма "Развитие личных подсобных хозяйств в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области на 2014 - 2020 годы"
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Чаплыгинском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы" направлена на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и функционирования малых форм хозяйствования района посредством решения следующих задач
- повышение финансовой устойчивости, информационной обеспеченности субъектов малого и среднего предпринимательства
- содействие в организации эффективной практической деятельности сельскохозяйственным потребительским кооперативам, в том числе кредитным;
- обеспечение рынков сбыта для продукции, произведенной кооперативами и личными подсобными хозяйствами через развитие заготовительной деятельности.
Подпрограмма "Развитие потребительского рынка Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на 2014 - 2020 годы" направлена на создание благоприятных условий для развития субъектов торговой деятельности и бытового обслуживания района посредством решения задачи обеспечения условий для организации развозной торговли и бытового обслуживания.
Подпрограмма "Развитие туризма в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области на 2014 - 2020 годы" направлена на создание конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию района, удовлетворению спроса потребителей на туристические услуги.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
1. Создание условий для увеличения въездного туристического потока в Чаплыгинский район Липецкой области. Формирование имиджа Чаплыгинского района как благоприятного для развития туризма.
2. Развитие регионального и межрегионального сотрудничества в сфере туризма.
Подпрограмма "Развитие личных подсобных хозяйств в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области на 2014 - 2020 годы" направлена на создание благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств посредством оказания разносторонней помощи в обеспечении ЛПХ материально-техническими ресурсами и льготными кредитами.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
Улучшение доступа ЛПХ к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
2. Формирование механизмов финансовой поддержки личных подсобных хозяйств.
4) краткое описание этапов и сроков реализации муниципальной программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации муниципальной программы.
Сроки реализации Программы охватывают период 2014 - 2020 годов без выделения этапов.
Результатом реализации Программы является создание к 2020 году благоприятных условий для повышения конкурентоспособности экономики района, эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, малых форм хозяйствования, кооперативов, субъектов торговой деятельности и сферы обслуживания, формирования конкурентоспособной туристской инфраструктуры района.
К ожидаемым конечным результатам выполнения Программы в 2020 году относятся:
- прирост инвестиций в основной капитал на 21%;
- прирост объема отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на 15%;
- прирост налоговых поступлений на 40%;
- увеличение среднемесячной начисленной заработной платы в 2 раза;
- увеличение объема туристического потока в 2 раза;
- увеличение: производство молока в 1,7 раза;
производство мяса всех видов в 1,3 раза.
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам и целевым показателям задач, характеризующим позитивные изменения в экономике района в целом, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, потребительского рынка, туристской отрасли.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач Программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в Приложении 1 к Программе.
5) краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации муниципальной программы с обобщением данной информации по форме.
Финансовое обеспечение реализации Программы в 2014 - 2020 годах планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований районного бюджета в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы за весь период реализации прогнозно составит 114311 тыс. руб., в том числе:
- подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства и малых форм хозяйствования Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на 2014 - 2020 годы" - предположительно 97511 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие потребительского рынка Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на 2014 - 2020 годы" - предположительно 9775 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие туризма в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области на 2014 - 2020 годы" - предположительно 2670 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие ЛПХ в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области на 2014 - 2020 годы" - предположительно 4355 тыс. руб.
6) описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач муниципальной программы с обобщением данной информации по форме.
В рамках реализации Программы предусмотрено использование мер муниципальной поддержки в виде предоставления налоговых льгот субъектам хозяйственной деятельности в соответствии с федеральным и региональным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
1) В целях обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства и иных субъектов хозяйственной деятельности к заемным ресурсам (задача 1, 2, 3 муниципальной программы) предусмотрено предоставление объектов муниципального залогового фонда для обеспечения обязательств по кредитам и займам, полученным в кредитных организациях и НО "Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства" (решение Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района от 28.12.2010 г. N 281 "Об утверждении Положения о залоговом фонде Чаплыгинского муниципального района Липецкой области".
2) В целях повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства (задача 1 муниципальной программы) предусмотрены льготные ставки арендной платы (освобождение от арендной платы) за пользование муниципальным имуществом (Постановление администрации Чаплыгинского муниципального района N 503 от 30.05.2013 г. "О предоставлении АНО Бизнес-инкубатор Молодежь муниципальных площадей и имущества").
3) В целях стимулирования деятельности участников ОЭЗ ТРТ "Ораниенбурхъ" (задача 3 муниципальной программы) предусмотрено:
- освобождение от налогообложения в соответствии с Законом Липецкой области от 27 ноября 2003 г. N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области";
- освобождение от транспортного налога в соответствии с Законом Липецкой области от 25.11.2002 г. N 20-ОЗ "О транспортном налоге в Липецкой области;
- применение пониженной налоговой ставки в соответствии с Законом Липецкой области от 29 мая 2008 г. N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет.
4) В целях создания благоприятного налогового режима для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства (задача 1 муниципальной программы) предусмотрено:
- применение пониженной ставки (с 15% до 5%) для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ;
- применение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для субъектов хозяйственной деятельности, работающих на едином налоге на вмененный доход, в соответствии с решением Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района от 23.11.2010 г. N 262 о внесении изменений в Положение "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Чаплыгинского муниципального района".
Это позволит снизить налоговую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства и стимулировать рост их числа. В 2020 году планируется довести численность вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства до 150 ед.
7) анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы.
К основным рискам, способным оказать негативное влияние на результаты реализации Программы, можно отнести:
- рост цен на энергоресурсы;
- высокие процентные ставки по банковским кредитам;
- ресурсные ограничения для хозяйствующих субъектов, в том числе ограниченный доступ к земельным участкам, нехватку квалифицированных кадров;
- инфраструктурные проблемы, включая длительные процедуры присоединения к объектам электросетевого и газового хозяйства, коммунальной инфраструктуры, недостаток мощностей;
- недофинансирование мероприятий Программы из районного бюджета.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы относятся:
1. Планирование и прогнозирование. Ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями вносит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации Программы на соответствующий год.
2. Формирование и использование современной системы мониторинга на всех стадиях реализации Программы.
8) мониторинг реализации муниципальной программы.
Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утвержденным Постановлением администрации муниципального района от 12.08.2013 г. N 725. Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ежегодно с учетом приоритетов Программы.
Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) Программы (подпрограмм) и основных мероприятий.
Мониторинг реализации Программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.