Областное трехстороннее соглашение
на 2009 - 2011 годы между администрацией
Липецкой области, Федерацией
профсоюзов Липецкой области,
объединениями работодателей Липецкой области
Настоящее Областное трехстороннее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
См. постановление Липецкой областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 17 сентября 2009 г. N 8 "О ходе выполнения областного трехстороннего соглашения на 2009 - 2011 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области и объединениями работодателей Липецкой области в I полугодии 2009 года"
См. постановление Липецкой областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 30 марта 2010 г. N 1 "О ходе выполнения областного трехстороннего соглашения на 2009 - 2011 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области и объединениями работодателей Липецкой области в 2009 году"
Общие положения
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее - Администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее - Работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее - Профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию Липецкой области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения в 2009 - 2011 годах.
Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнерства.
Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области системы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие организациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров при заключении территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности, расположенных на территории Липецкой области. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерального соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе.
Обязательства сторон, включенные в данное соглашение, выполняются ими в порядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области.
I. В области экономического развития
Стороны совместно:
1.1. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения области.
1.2. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.
1.3. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот.
1.4. Проводят активную промышленную политику, создают условия для развития отечественного товаропроизводства и предпринимательства. Содействуют продвижению продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок.
1.5. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по вопросам бюджетной и налоговой политики, вносят свои предложения в проекты программ социально-экономического развития Липецкой области.
1.6. Разрабатывают меры по развитию системы земельных отношений на территории области в соответствии с законодательством.
1.7. В целях изучения и распространения лучшего опыта производственно-экономической деятельности организуют областные смотры, конкурсы организаций различных отраслей экономики, производственной сферы и сферы обслуживания.
1.8. Способствуют продвижению имиджа Липецкой области как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культурного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов, активно укрепляющего свои позиции в международной и межрегиональной системе связей, через обмен делегациями, презентации области перед потенциальными партнерами, организацию и участие в зарубежных, российских и областных конференциях, выставках, семинарах.
1.9. Содействуют реализации Программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
Администрация:
1.10. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития. Разрабатывает программы социально-экономического развития области и организует их реализацию.
1.11. Формирует заявки на участие в федеральных программах, способствующих экономическому и социальному развитию области, и организует реализацию мероприятий этих программ на территории области.
1.12. Способствует разработке Стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований до 2020 года, включая сельские поселения.
1.13. Совершенствует нормативную правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность. Осуществляет меры государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты.
1.14. Продолжает взаимодействие с Министерством иностранных дел РФ, Министерством экономического развития РФ по вопросам совершенствования внешнеэкономических связей региона.
1.15. Осуществляет комплекс мер по защите и поддержке товаропроизводителей области при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию.
1.16. Осуществляет финансовую поддержку хозяйствующих субъектов производственной сферы и сферы обслуживания в рамках областных целевых программ в соответствии с законом области об областном бюджете и иными правовыми актами области.
1.17. Осуществляет поддержку и стимулирование развития научно-технического потенциала в учебных учреждениях высшей школы, научных и производственных организациях.
1.18. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепления материально-технической базы сельского хозяйства.
1.19. Предусматривает в областном бюджете ассигнования на развитие агропромышленного комплекса. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализации программ "Социальное развитие села до 2012 года", "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012 годы".
1.20. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способствует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговыми, перерабатывающими предприятиями.
1.21. В целях наращивания продовольственных ресурсов области, обеспечения социальных гарантий и занятости сельского населения оказывает финансовую поддержку личным подсобным хозяйствам в рамках областных целевых программ.
1.22. Проводит в пределах предусмотренных бюджетных средств финансирование мероприятий по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
1.23. Оказывает содействие и осуществляет контроль за выполнением обязательных условий реструктуризации задолженности организаций агропромышленного комплекса области в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
1.24. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли, предпринимательства. Способствует развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем расширения заготовительной деятельности, проведения розничных ярмарок в городах и районах области, на межрегиональных и международных выставках.
1.25. С целью насыщения рынка товарами (услугами) местного производства, создания дополнительных рабочих мест, увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в пополнение доходной части областного и местных бюджетов в рамках областных программ оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству во всех секторах экономики.
1.26. Содействует сохранению и развитию сети организаций бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и спорта различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.27. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пределах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железнодорожного транспорта в пригородном сообщении. Содействует созданию условий по доступности авиауслуг населению.
1.28. Содействует обеспечению населения области доступным по стоимости жильем, увеличению объемов жилищного строительства, совершенствованию рынка жилья.
1.29. Осуществляет меры, направленные на повышение качества и оперативности оказания наиболее социально значимых услуг, в частности путем применения системы "одного окна" и электронного обмена информацией.
Работодатели:
1.30. Принимают меры по обеспечению прибыльной работы организаций, созданию дополнительных рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий.
1.31. Осуществляют освоение новых конкурентоспособных товаров, расширение видов и качества услуг. Принимают меры по внедрению менеджмента управления качества на предприятиях. Участвуют в выставках и ярмарках на территории области, в других регионах России и за ее пределами.
1.32. Разрабатывают и реализуют бизнес-планы в целях привлечения капиталов для инвестирования инновационной деятельности.
1.33. Не допускают задержки уплаты налогов и сборов, платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды.
1.34. Регулярно информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по развитию производства, беспрепятственно предоставляют представителям профсоюзных организаций информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзы:
1.35. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития области, городов и районов, целевыми программами развития отраслей и предприятий.
1.36. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников через коллективные договоры, соглашения, конкурсы, общественные смотры.
1.37. Принимают активное участие в снижении социальной напряженности. С целью предотвращения несанкционированных митингов и забастовок, приводящих к дестабилизации экономики, проводят разъяснительную работу среди работников предприятий.
1.38. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников.
1.39. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства. Защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
Работодатели и профсоюзы:
1.40. Проводят консультации с органами государственной власти в установленном порядке по вопросам защиты интересов организаций, потребителей против установления необоснованно завышенных цен (тарифов) и ставок на услуги естественных монополий на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее Комиссии) и при необходимости направляют предложения в соответствующие уполномоченные органы.
II. В области развития рынка труда,
занятости и кадровой политики
Стороны совместно:
2.1. Обеспечивают всесторонний анализ рынка труда, объединяют усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смягчения последствий долговременной безработицы.
2.2. Участвуют в работе областного координационного комитета содействия занятости населения.
2.3. Проводят текущее и перспективное прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специальностях в разрезе профессионально-квалификационной структуры в целях организации заблаговременной их подготовки.
2.4. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в т.ч. через развитие организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на селе.
2.5. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники финансирования этих мероприятий.
2.6. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в результате массового увольнения работников предприятий и организаций. При определении уровня массового высвобождения работников руководствуются следующими критериями:
а) ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.7. Совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования человека труда, поднимают престиж массовых профессий через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, предоставляют особо отличившихся работников к награждению государственными и областными наградами, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся наилучших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.
2.8. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.
2.9. Совершенствуют и развивают единую систему профессиональной ориентации среди учащихся и выпускников школ, учреждений начального и среднего профессионального образования ("школа" - "базовое предприятие" - "профессиональное образовательное учреждение" - "предприятие").
2.10. Содействуют расширению объема и перечня видов оплачиваемых общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения.
2.11. В целях удовлетворения потребностей областного рынка труда в кадрах и повышения качества их образовательного процесса:
- проводят реструктуризацию сети начального и среднего профессионального образования;
- участвуют в разработке системы взаимодействия высших учебных заведений с работодателями;
- участвуют в создании системы поддержки научных школ и ведущих учебных вузов региона.
Администрация:
2.12. Предоставляет государственные услуги в области содействия занятости населения. Разрабатывает и реализует программы содействия занятости населения области и социальной поддержки безработных граждан с учетом ситуации на рынке труда.
2.13. Способствует реализации мер, направленных на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области, осуществляет прогноз потребности организаций в подготовке квалифицированных кадров для экономики области на 5-летнюю перспективу.
2.14. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников предусматривает в проекте областного бюджета средства на проведение конкурсов профессионального мастерства.
2.15. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалидов, несовершеннолетних сирот, одиноких и многодетных родителей несовершеннолетних детей, выпускников образовательных учреждений, лиц предпенсионного возраста и др.).
2.16. Содействует организации общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, участвует в мероприятиях по обеспечению профессиональной ориентации несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
2.17. Принимает меры по укреплению учебно-материальной базы и повышению качества подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования области.
2.18. Информирует население о состоянии и перспективах развития рынка труда, трудовых ресурсов и кадрового потенциала области.
2.19. Реализует полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.20. Осуществляет регулирование использования на территории области иностранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством.
Работодатели:
2.21. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, а также рабочих мест с гибким рабочим временем и возможностью трудоустройства на них инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, не допускают массового высвобождения работников.
2.22. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве - первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.
2.23. Принимают меры при планируемом сокращении работников по максимальному обеспечению рабочими местами высвобождаемых работников за счет перепрофилирования производства, переобучения, введения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством.
2.24. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации персонала на производстве, содействуют работникам, желающим повысить квалификацию за счет средств предприятия, получить другую профессию, специальность, востребованную на предприятии.
2.25. Осуществляют прогнозные расчеты потребности в работниках на перспективу.
2.26. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам.
2.27. Предоставляют оплачиваемые рабочие места для временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.
Выделяют и создают рабочие места в счет квоты для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.28. Оказывают материальную помощь сокращаемым работникам согласно условиям коллективного договора.
2.29. Содействуют развитию базы начального профессионального образования. Взаимодействуют с учреждениями начального профессионального образования по вопросам подготовки кадров.
2.30. При проведении процедуры банкротства включают в ликвидационные комиссии представителей профсоюзных организаций.
2.31. Содействуют трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования и их закреплению на рабочих местах.
2.32. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательными учреждениями:
- предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики;
- обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осуществляют доплату наставникам;
- предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве, устанавливают им доплаты;
- определяют стипендиатов среди учащихся профучилищ и лицеев и выплачивают им стипендию, установленную за счет средств предприятий;
- обеспечивают учащихся спецодеждой и при необходимости спецпитанием во время производственной практики;
- оказывают помощь в подготовке учебных заведений к новому учебному году и работе в зимних условиях.
2.33. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия - архивным органам.
Работодатели и профсоюзы:
2.34. В случае массового увольнения работников предпринимают согласованные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
2.35. При разработке коллективных договоров предусматривают дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации при сокращении численности или штата работников.
Профсоюзы:
2.36. Участвуют в выработке дополнительных мер по защите трудящихся при массовых высвобождениях работников, способствуют сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
2.37. Вносят в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
2.38. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в вопросах найма, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставления предусмотренных законодательством, коллективными договорами льгот и гарантий.
2.39. Осуществляют контроль и принимают меры в организациях за необоснованным и массовым применением срочных трудовых договоров.
2.40. При увольнении работников по сокращению штатов контролируют выполнение работодателями гарантий, льгот и компенсаций высвобожденным работникам, предусмотренных действующим законодательством и коллективными договорами, соглашениями, а также способствуют недопущению подмены увольнения по этой причине увольнением по собственному желанию либо соглашению сторон.
2.41. В целях обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедуры банкротства представители профсоюзной организации участвуют в собрании кредиторов организации должника.
2.42. Информируют членов профсоюза о состоянии рынка труда, об изменениях в законодательстве о занятости.
2.43. Оказывают материальную помощь безработным членам профсоюзов, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей.
III. В области оплаты труда,
доходов и уровня жизни населения
Стороны совместно:
3.1. Рекомендуют устанавливать размер минимальной заработной платы работников предприятий и учреждений, независимо от их организационно-правовой формы собственности, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях, на уровне не ниже прожиточного минимума, утвержденного администрацией области для трудоспособного населения.
3.2. Принимают в пределах своей компетенции меры, направленные на рост заработной платы, опережающий темпы роста инфляции, повышение уровня жизни населения области и снижение масштабов бедности.
3.3. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно устанавливающих системы оплаты и стимулирования труда, нормативы, регулирующие размеры различного вида выплат работникам, закреплялись в коллективных договорах, соглашениях.
3.4. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. Ориентируются при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, на оптимизацию удельного веса тарифа в заработной плате не менее 60%.
3.5. Разрабатывают предложения и осуществляют практические действия по:
- регулированию заработной платы работников различных отраслей на основе социального партнерства, настоящего соглашения, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров;
- обеспечению своевременной выплаты стипендий и пособий, заработной платы работникам, повышению реальных доходов населения, ликвидации и недопущению в дальнейшем возникновения задолженности по выплате заработной платы.
3.6. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий.
3.7. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольному вступлению застрахованных лиц в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области.
Администрация:
3.8. Принимает меры по поэтапному повышению размера оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета, с сохранением надбавок, доплат и компенсаций с целью приближения ее к уровню средней заработной платы по области.
3.9. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджетных отношений между Липецкой областью и муниципальными образованиями Липецкой области предусматривает средства на:
- повышение заработной платы, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций работникам областных государственных учреждений;
- компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных учреждений Липецкой области в установленном законодательством порядке;
- компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения;
- материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успехи в учебе;
- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области.
3.10. Обеспечивает реализацию нормативных актов по прожиточному минимуму в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Проводит оценку уровня жизни населения.
3.11. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Липецкой области и по основным социально-демографическим группам населения.
Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения.
3.12. Обеспечивает переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы области.
3.13. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучающихся в образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета.
Работодатели и профсоюзы:
3.14. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят изменения в действующие договоры и соглашения, предусматривая в них:
- ежегодное реальное повышение заработной платы, уровня жизни работников;
- обязательства по увеличению удельного веса заработной платы в затратах на производство и реализацию выпускаемой продукции, предоставление услуг;
- формы, системы оплаты труда, размеры минимальной оплаты труда, ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников;
- условия, размеры и порядок выплаты компенсации за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, а также стимулирующих выплат;
- размеры тарифной ставки 1 разряда не ниже установленных в отраслевых соглашениях;
- размеры оплаты нерабочих праздничных дней в соответствии со ст. 112 ТК РФ;
- применение систем нормирования труда (норм выработки, нормированных заданий, норм обслуживания и нормативов численности);
- сроки выплаты заработной платы;
- размеры и порядок индексации несвоевременно выплаченной заработной платы, оплаты отпусков, выплат при увольнении и других выплат.
Работодатели:
3.15. Устанавливают размер тарифной ставки 1 разряда (оклада) рабочих, занятых в нормальных условиях труда, не ниже предусмотренных областными отраслевыми соглашениями с обязательным включением в коллективные договоры.
3.16. Обеспечивают первоочередность выдачи начисленной заработной платы, оплаты отпуска и выплат при увольнении перед остальными платежами (в том числе и в случаях реорганизации или ликвидации организации).
3.17. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда.
3.18. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требований законодательства и нормативных актов о труде.
3.19. Признают время приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по причинам экономического или организационного характера, возникшим по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивают его в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
3.20. При наличии финансовых средств предоставляют работникам, нуждающимся в жилых помещениях, безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций.
Профсоюзы:
3.21. Участвуют в обсуждении проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам.
3.22. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов о труде. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
3.23. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды с индексацией, предусмотренной коллективным договором, отраслевым соглашением, но не ниже уровня, установленного действующим законодательством.
3.24. Проводят работу по выполнению работодателями отраслевых соглашений. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет ее повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
3.25. Рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства.
3.26. Включают в коллективные договоры организаций всех форм собственности условия по обучению специалистов и профактива по вопросам трудового законодательства.
IV. В области улучшения условий
и охраны труда, обеспечения
экологической безопасности
Стороны совместно:
4.1. Признавая в настоящем соглашении приоритетными действия по сохранению жизни и здоровья работников, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности.
4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности.
4.3. Инициируют разработку, принятие и выполнение программ и мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
4.4. Проводят семинары, совещания, "круглые столы" по вопросам условий и охраны труда.
4.5. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля в трудоохранной сфере и экологической безопасности.
4.6. Участвуют в разработке и реализации мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за ходом их выполнения.
4.7. Участвуют в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, областной Межведомственной комиссии по охране труда, а также в других областных комиссиях при рассмотрении вопросов охраны труда и экологической безопасности.
4.8. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда руководителей, специалистов предприятий и организаций всех форм собственности, а также отдельных категорий руководителей и специалистов, обучаемых охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.9. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях.
Администрация:
4.10. В пределах полномочий реализует задачи, направленные на соблюдение трудовых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодательством; осуществляет государственное управление в области охраны труда, окружающей среды на территории области, разрабатывает и реализует соответствующие областные программы.
4.11. Осуществляет контроль качества аттестации рабочих мест по условиям труда через проведение государственной экспертизы условий труда и принимает меры по введению на территории области сертификации соответствия организации работ по охране труда.
4.12. Обеспечивает контроль за:
- ходом выполнения первоочередных природоохранных мероприятий в рамках областных программ по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;
- выделением и использованием по назначению средств областного бюджета, предназначенных на экологические мероприятия.
4.13. В пределах своих полномочий осуществляет необходимые меры в области пожарной безопасности и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.
4.14. Освещает в средствах массовой информации проводимые мероприятия в области охраны труда и экологической безопасности; регулярно информирует население о состоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан.
4.15. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
Работодатели:
4.16. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, принимают меры по предупреждению промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, в зоне расположения организаций решают вопросы экологической безопасности.
4.17. При осуществлении производственной деятельности создают службы охраны труда в организациях с численностью более 50 человек, при эксплуатации опасных объектов внедряют оптимальную систему управления охраной труда и промышленной безопасности.
4.18. Способствуют развитию медицинской помощи работникам по месту работы.
4.19. Направляют на обучение и проверку знаний по охране труда работников отдельных категорий руководителей и специалистов, обучаемых охране труда за счет средств Фонда социального страхования РФ, руководителей, специалистов, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
4.20. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансирование на:
- мероприятия по охране труда и окружающей среды;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- предоставление дополнительных гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- обеспечение работников льготным (бесплатным) горячим питанием, в т.ч. диетическим (по медицинским показаниям), сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- отдых и оздоровление, санаторно-курортное лечение работающих и членов их семей;
- обеспечение дополнительных обязательств работодателя по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.
4.21. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства работников своих организаций, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.22. В установленные сроки проводят экспертизу промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
4.23. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышению качества рабочих мест и условий труда, снижению смертности от предотвратимых причин.
4.24. Своевременно организуют проведение обучения и инструктажей по вопросам охраны труда; обучение работников безопасным методам и приемам работы, подготовку инструкторов по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при травмах на производстве.
4.25. Осуществляют обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разъясняют застрахованным их права и обязанности, а также порядок и условия этого вида страхования.
4.26. Проводят совместно с профсоюзами аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, используя результаты аттестации в качестве плановой основы деятельности по улучшению охраны труда, а также для обоснования предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.27. Организуют надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованием охраны труда, соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха работников.
4.28. За счет собственных средств проводят предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, внеочередное обследование по их просьбе с сохранением места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения осмотров.
4.29. Организуют проведение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации углубленные медицинские осмотры лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
4.30. Осуществляют строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение при наличии соответствующих положительных заключений экспертиз.
4.31. В установленные сроки выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной и экологической безопасности, рассматривают в установленном порядке представления органов общественного контроля.
4.32. Обеспечивают проведение производственного лабораторного контроля за уровнем воздействия вредных производственных факторов, разработку и реализацию мер по их доведению до предельно допустимых уровней и концентраций; информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
4.33. Обеспечивают наличие законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, учитывающих специфику организации.
4.34. Ведут техническую политику применения "чистых технологий", модернизацию и замену устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья и полуфабрикатов; способствуют внедрению в производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
4.35. Предоставляют органам государственного управления, надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательных и иных правовых актов по охране труда, экологической безопасности необходимую информацию для осуществления возложенных на них полномочий.
4.36. Не допускают сокрытия несчастных случаев.
Профсоюзы:
4.37. Содействуют реализации государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности работников на территории области.
4.38. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологической безопасности.
4.39. Принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области охраны труда и экологической безопасности работников.
4.40. Взаимодействуют с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, органами государственной власти и местного самоуправления в осуществлении контроля за условиями и охраной труда, правильностью предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с тяжелыми, опасными и (или) вредными условиями труда.
4.41. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляют их самостоятельное расследование.
4.42. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному активу организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников, правил и норм по охране труда и экологической безопасности.
4.43. Организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда и профактива организаций.
4.44. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодателей по охране труда в коллективных договорах и соглашениях, а также в связи с изменением условий труда.
4.45. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюзов, пострадавших от трудового увечья, профзаболевания; защиту прав застрахованных в системе обязательного социального и медицинского страхования.
4.46. Вносят в установленном законом порядке предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и должностных лиц за невыполнение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, правил и норм по охране труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.
4.47. Организуют включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда; содействуют включению в коллективные договоры дополнительных обязательств работодателей по возмещению ущерба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращению продолжительности рабочего дня при работе с вредными и тяжелыми условиями труда, обеспечению работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
V. В области молодежной политики,
улучшения демографической ситуации,
поддержки социальной сферы
Стороны совместно:
5.1. В целях повышения уровня жизни инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, детей-сирот, граждан, оказавшихся в трудной (экстремальной) жизненной ситуации и других слабо защищенных категорий населения изыскивают дополнительные возможности их материальной и иной социальной поддержки и помощи.
5.2. Обеспечивают методическую поддержку молодежным объединениям, организациям, профсоюзным организациям, молодежным комиссиям (советам, комитетам), участвующим в осуществлении государственной молодежной политики в Липецкой области.
5.3. Обеспечивают координацию деятельности всех заинтересованных структур при организации трудоустройства (в т.ч. временного) молодежи. Содействуют трудоустройству по специальности выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования. Разрабатывают и реализуют мероприятия по трудовой адаптации молодежи.
5.4. Разрабатывают меры поддержки и закрепления на предприятиях и в организациях молодых специалистов, решения их социально-бытовых проблем в рамках реализуемых в области целевых программ.
5.5. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях с целью повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодежной среде.
5.6. Обеспечивают реализацию основных направлений демографической политики Липецкой области, программ, мероприятий в области народонаселения.
5.7. Изыскивают возможности материальной поддержки лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3-х лет, детьми-инвалидами, а также молодым и многодетным малообеспеченным семьям.
5.8. Принимают долевое участие в финансировании культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Оказывают организационно-методическую помощь досуговым, оздоровительным учреждениям.
5.9. Способствуют сохранению сети летних оздоровительных лагерей всех типов для детей и подростков, лагерей труда и отдыха.
5.10. Принимают меры по сохранению и использованию по назначению социально-бытовых, дошкольных, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности, в том числе профсоюзных объектов и учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов и других граждан.
5.11. Формируют заявку на подготовку кадров для организаций всех форм собственности.
Администрация:
5.12. Обеспечивает социальное обслуживание и защиту населения области в пределах и порядке, установленных федеральным и областным законодательством.
5.13. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленный на снижение числа граждан области, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного по Липецкой области.
5.14. В целях повышения качества жизни населения области продолжает оказание государственной поддержки органам местного самоуправления на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, строительству и реконструкции объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры.
5.15. При формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривает средства на:
- организацию летнего и зимнего отдыха, оздоровление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей из малообеспеченных семей, в том числе многодетных и неполных семей;
- приобретение литературы для библиотек, организацию подписки на периодическую печать, обеспечение доступа к сети Интернет в бюджетных организациях, финансируемых из областного бюджета;
- субвенции местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
5.16. Осуществляет мониторинг демографических процессов на территории области.
5.17. Организует разработку и реализацию областных целевых программ, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, увеличение продолжительности жизни и улучшение положения детей и женщин.
5.18. Содействует в пределах полномочий устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, развитию в сельской местности различных отраслей материального производства, сферы услуг, сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультативного обеспечения, систем энергоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования, телекоммуникационной и телефонной связи.
5.19. Обеспечивает реализацию на территории области федеральных и областных законов и программ по социальной защите различных категорий граждан, имеющих право на льготы и нуждающихся в дополнительной поддержке.
5.20. Предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры в сельской местности, рабочих поселках (городского типа).
5.21. Предусматривает средства областного бюджета в рамках областных жилищных программ для предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, работникам бюджетной сферы, молодым специалистам, изъявившим желание работать в сельской местности, сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; компенсацию целевого займа (кредита) при рождении (усыновлении) ребенка и части процентной ставки отдельным категориям граждан, установленным Законом Липецкой области от 27.12.2007 г. N 120-ОЗ "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья".
5.22. Разрабатывает меры поддержки молодых квалифицированных специалистов с целью их закрепления на предприятиях и в организациях, в том числе на селе, улучшения их социально-бытовых условий.
5.23. Продолжает предоставление льгот по оплате проезда на пассажирском транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, имеющим такое право в соответствии с федеральным и областным законодательством, в т.ч. в период проведения сезонных работ на садово-дачных участках.
5.24. Оказывает социальную поддержку в виде социальных выплат на питание учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
5.25. Содействует сохранению и развитию сферы культуры и искусства, досуга и отдыха населения, поддерживает деятельность мастеров искусств, развитие народных промыслов, самодеятельного художественного, прикладного и иных видов народного творчества.
5.26. Обеспечивает оказание молодым гражданам психологической, педагогической, информационной помощи через Г(О)У "Липецкий областной Центр социализации молодежи".
5.27. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально-культурной сферах.
5.28. Содействует созданию необходимых условий для оздоровления, занятий физкультурой, спортом и туризмом различных категорий населения, особенно детей и молодежи, сельского населения, малообеспеченных граждан.
Работодатели:
5.29. С целью улучшения демографической ситуации в области при наличии финансовых возможностей осуществляют за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка, увеличивая сумму выплат при рождении второго и каждого последующего, оказывают материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс.
5.30. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы учащейся молодежи, молодежных трудовых отрядов.
5.31. При заключении коллективных договоров предусматривают разделы по работе с молодежью с указанием мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптации в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные компенсации на найм жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и другие меры).
5.32. Принимают участие в профориентационной работе с молодежью, уделяя больше внимания формированию положительного имиджа своих предприятий, учреждений, организаций за счет улучшения условий и оплаты труда, широкого информирования молодежи о работе трудовых коллективов.
5.33. Совместно с профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
5.34. Совместно с профсоюзами предусматривают мероприятия по сохранению и доступности услуг, оказываемых пунктами общественного питания, культурно-просветительными, спортивными, оздоровительными и социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, поддержанию на должном уровне их технического состояния.
5.35. Предоставляют отпуск преимущественно в летнее время матерям и отцам, в семьях которых двое и более несовершеннолетних детей.
5.36. Сохраняют высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работникам очередь на получение жилья, улучшение жилищных условий и возможность пользования детскими дошкольными учреждениями в течение трех лет, а также в течение двух лет - право на получение путевок в санатории и профилактории, оздоровительные детские лагеря, пользование услугами лечебных учреждений, обеспечение топливом на равных условиях с работающими, первоочередное трудоустройство на своем предприятии при наличии свободных рабочих мест.
5.37. Реализуют меры по поддержке и трудовой адаптации молодых работников в период освоения профессии или специальности (доплаты, повышенные тарифные ставки, пониженные нормы выработки, наставничество и др.).
5.38. Оказывают материальную помощь гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, в размере, определяемом коллективным договором.
Выплачивают единовременное пособие при приеме на работу детей-сирот в размере, определяемом коллективным договором.
Работодатели и профсоюзы:
5.39. С целью закрепления рабочих кадров в отраслях производства направляют усилия на восстановление традиции наставничества, обеспечивающего преемственность поколений, сохранение накопленного профессионального опыта.
5.40. Через коллективные договоры и соглашения предусматривают социальную защиту, дополнительные (сверх установленных законодательными актами) гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия на рождение детей, поддержка беременных и кормящих женщин); родителям многодетных, неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, родителям одаренных детей (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата на питание детей, оказание помощи в обучении детей в специализированных учебных заведениях), работающим пенсионерам, бывшим работникам предприятий и организаций за счет собственных средств по критериям прожиточного минимума и среднедушевого дохода.
5.41. В целях усиления социальной защищенности молодых работников в организации:
- вносят соответствующий раздел в коллективный договор;
- разрабатывают комплексные программы работы с молодежью и мероприятия по их реализации.
Профсоюзы:
5.42. Предусматривают совместно с работодателями в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов организаций, профбюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию условий для досуга и отдыха работников и членов их семей, особенно в местных здравницах, пансионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях.
5.43. Организуют обучение молодых профсоюзных активистов, председателей молодежных советов и комиссий. Изучают и обобщают опыт работы с молодежью членских организаций и внедряют его в практику работы профкомов первичных профсоюзных организаций.
5.44. Защищают социально-трудовые права и интересы молодых членов профсоюза на предприятиях всех форм собственности.
5.45. Создают комиссии (советы) по работе с молодежью при профкомах.
VI. В области развития социального партнерства
и координации действий сторон соглашения
Стороны совместно:
6.1. В целях совершенствования на территории области системы защиты трудовых прав граждан, устранения и предупреждения нарушений трудового законодательства, усиления взаимодействия органов государственного управления, работодателей и профсоюзов стороны при осуществлении государственной политики в сфере социально-трудовых отношений руководствуются принципами Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный Федеральный округ, Ассоциацией территориального объединения организаций профсоюзов Центрального Федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального Федерального округа на 2008-2010 годы, Закона Липецкой области "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Липецкой области" и данного Соглашения.
6.2. Стороны проводят консультации по выполнению пунктов соглашения, а также по вопросам, не включенным в него, но представляющим взаимный интерес.
6.3. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, принимают меры по повышению качественного уровня заключаемых коллективных договоров и соглашений, организации контроля за их выполнением.
6.4. Способствуют предотвращению коллективных и трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с действующим законодательством на принципах примирительных, компромиссных решений и процедур, не допуская перерастания трудовых споров в остро конфликтные формы.
6.5. Определяют основные направления в развитии социального партнерства в районах и городах области через трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.6. Способствуют обобщению и распространению передового опыта социального партнерства.
6.7. Организуют трудовое соперничество (соревнование) между районами, городами, трудовыми коллективами организаций всех форм собственности.
Вносят предложения по кандидатурам для занесения на областную Доску почета и в Книгу "Трудовая слава Липецкой области" для обсуждения на областной трехсторонней комиссии.
6.8. Проводят согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих отраслевых и территориальных объединений работодателей и профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов.
6.9. Оказывают практическое и методическое содействие заключению и реализации отраслевых и территориальных соглашений, считают обязательным заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности области и их уведомительную регистрацию в установленном порядке.
6.10. Обеспечивают регулярную публикацию материалов, посвященных развитию системы социального партнерства на территории области, ходу выполнения настоящего Соглашения, деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, практике урегулирования коллективно-трудовых споров в печатных и электронных средствах массовой информации, на официальном сайте администрации области.
6.11. Проводят в рамках социального партнерства мероприятия и обучение представителей работодателей, профсоюзов, органов местного самоуправления формам и методам регулирования социально-трудовых отношений, совершенствованию механизма трехсторонних отношений.
6.12. Создают в каждой организации на паритетной основе с профсоюзами комиссию по трудовым спорам и обеспечивают ее работу.
Администрация и работодатели:
6.13. Содействуют обеспечению условий для организации и уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов, в организациях независимо от их форм собственности.
Администрация:
6.14. Предоставляет возможность для участия представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых администрацией области постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы, приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости населения, выполнения национальных проектов и другие проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интересов работников и жителей области.
6.15. В целях согласования интересов сторон обеспечивает условия для участия Комиссии в разработке и обсуждении проектов законодательных и нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда в порядке, установленном настоящим законодательством.
6.16. Проводит предварительную экспертизу областных отраслевых тарифных соглашений в части финансового обеспечения, соответствия законодательным и нормативным актам Российской Федерации и Липецкой области.
6.17. В целях распространения опыта работы по заключению коллективных договоров ежегодно проводит областной конкурс, направленный на поддержку социально-трудовых прав граждан через коллективный договор.
Администрация и профсоюзы:
6.18. Продолжают выпуск приложения "Мы" в областной газете "Липецкая газета".
6.19. Организуют обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам социального партнерства, трудового законодательства, охраны труда.
6.20. Оказывают практическую помощь в создании и работе объединений работодателей.
Работодатели:
6.21. Объединяются в союзы, ассоциации и другие формы объединений с целью координации своих действий, направленных на укрепление экономической эффективности организаций.
6.22. Перечисляют ежемесячно в полном объеме и бесплатно на счет профсоюзной организации членские взносы членов профсоюзов одновременно с выплатой им заработной платы.
6.23. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах освобожденным работникам профсоюзных комитетов выделение средств на оплату труда, льготы и гарантии, установленные для работников данной организации, а также обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
6.24. При заключении коллективных договоров рассматривают возможность выделения необходимых финансовых средств выборным органам (комитетам) профсоюзных организаций всех уровней для организации культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий, приобретения путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха работникам и членам их семей.
Профсоюзы:
6.25. Поддерживают усилия администрации области и органов местного самоуправления, представителей работодателей, направленные на повышение эффективности развития хозяйственного комплекса, жизненного уровня трудящихся, социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
6.26. В установленном порядке участвуют в работе коллегиальных органов администрации.
6.27. Добиваются заключения коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности.
6.28. В период действия настоящего соглашения профсоюзы не организуют забастовок по вопросам, включенным в соглашение, при условии их выполнения. Возникающие разногласия и конфликты по поводу невыполнения отдельных обязательств Соглашения рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.
6.29. Принимают меры по повышению мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.
6.30. Продолжают работу по восстановлению ранее действовавших и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.
6.31. Организуют работу территориальных координационных советов профсоюзов в муниципальных образованиях.
Работодатели и профсоюзы:
6.32. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные, территориальные отраслевые и иные соглашения основой заключения коллективных договоров и включают в коллективные договоры условия, не противоречащие соглашениям и не ухудшающие положение работников по сравнению с соглашениями.
6.33. Обеспечивают регулирование отношений работников и работодателей в организациях на основе соблюдения норм Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров и соглашений, индивидуальных трудовых договоров.
6.34. Заключают коллективные договоры в организациях всех форм собственности и отраслей экономики, сферы обслуживания независимо от численности работающих, своевременно вносят в них изменения и дополнения, не реже одного раза в год подводят итоги выполнения коллективных договоров и отчитываются о них на собраниях, конференциях работников организаций.
6.35. Проводят обучение профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, социального партнерства, обеспечения прав работников, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
VII. Действие областного соглашения,
обеспечение контроля за ходом
его выполнения и ответственность сторон
7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2009 года.
7.2. Стороны создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, обмениваются взаимной информацией и сообщают через печать, электронные СМИ, официальный сайт администрации области населению о ходе реализации Соглашения. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не реже одного раза в полугодие с заслушиванием ответственных исполнителей на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.3. Контроль за исполнением Соглашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
7.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон после предварительного обсуждения и одобрения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.5. Соглашение открыто для присоединения к нему других профсоюзов, работодателей и их объединений согласно установленному порядку.
7.6. Текст Соглашения после подписания публикуется в печати и размещается на официальном сайте администрации области.
Глава администрации |
О. Королев |
Председатель Федерации |
А. Жидких |
Координатор областной |
В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областное трехстороннее соглашение на 2009 - 2011 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области
Соглашение вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст Соглашения опубликован в "Липецкой газете" от 28 января 2009 г. N 15-16
Настоящее Областное трехстороннее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия