В целях приведения нормативных правовых актов Тербунского района в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "С внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных и организационных ресурсов путей совершенствования системы программно-целевого управления, руководствуясь Уставом Тербунского района Липецкой области, постановляю:
1. Утвердить Порядок разработки, утверждения и реализации районных целевых программ (далее - Порядок) согласно Приложению.
2. Начальника отделов администрации района: социальной политики (Ельянц Т.М.); молодежи культуры, физкультуры и спорта (Шашков В.В.); социальной защиты населения; жилищно-коммунального хозяйства (Черников В.В.); образования (Лесных B.C.)
2.1. Проанализировать районные целевые программы по курируемым вопросам на предмет их соответствия нормам федерального и областного законодательства и обеспечить своевременное внесение изменений в районные целевые программы, действие которых предусматривается в 2008 году, в целях их финансирования из районного бюджета в пределах планируемых бюджетных ассигнований.
2.2. Обеспечить подготовку проектов районных целевых программ, действие которых предусматривается на 2009 год и далее, в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением, в целях их своевременного принятия представительным органом Тербунского района.
Глава Тербунского района |
С.В.Иванов |
Приложение
Главы Тербунского района
от 27 мая 2008 г. N 69
Порядок
разработки, утверждения и реализации
районных целевых программ
Порядок разработки, утверждения и реализации районных целевых программ (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Уставом Тербунского района. Порядок определяет требования, которым должны соответствовать районные целевые программы, общий порядок разработки, согласования, утверждения, реализации, внесения изменений и дополнений, управления и контроля за ходом реализации районных целевых программ.
1. Общие положения
1.1. Районная целевая программа (далее - целевая программа) представляет собой комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в социально- экономическом развитии района.
1.2. Целевая программа должна обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным экономическим и социальным эффектом - конечным результатом.
1.3. Целевые программы могут подразделяться:
а) по целевой направленности на:
- комплексные, обеспечивающие эффективное решение приоритетных межведомственных (межотраслевых) проблем социально-экономического развития района;
- отраслевые, направленные на решение конкретных задач, стоящих перед исполнительным органом муниципальной власти района, осуществляющим в соответствии с его компетенцией координацию, контроль и регулирование в определенной отрасли;
б) по срокам реализации:
- краткосрочные - продолжительностью до 3 лет;
- среднесрочные - продолжительностью от 3 до 5 лет;
- долгосрочные - продолжительностью свыше 5 лет.
1.4. Основаниями для разработки и реализации целевой программы могут служить наличие рекомендаций в областных нормативных правовых актах, возможность устранения выявленных проблем социально-экономическое развития района только программно-целевыми методами.
1.5. Финансовое обеспечение реализации целевых программ осуществляется исключительно за счет средств районного бюджета.
1.6. В процессе разработки и реализации целевой программы выделяются следующие субъекты:
1.6.1. Инициатор разработки целевой программы (далее - Инициатор) структуры администрации района, заинтересованные в постановке проблем и предложений для их решения программно-целевым методом.
1.6.2. Заказчик-целевой программы - администрация Тербунского района Липецкой области.
1.6.3. Разработчик целевой программы (далее - Разработчик) - структуры администрации района, ответственные за своевременную и качественную организацию разработки, утверждения и реализации целевой программы.
1.6.4. Разработчик-координатор целевой программы (далее - Разработчик-координатор) определяется для комплексных целевых программ и несет ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом.
1.6.5. Исполнители целевой программы (далее - Исполнители) - структуры администрации района.
1.7. Разработка, утверждение и реализация целевых программ включает следующие основные этапы:
1.7.1. Инициирование предложений и их отбор для программной разработки.
1.7.2. Разработка проекта целевой программы.
1.7.3. Экспертиза и утверждение проекта целевой программы.
1.7.4. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения. Внесение изменений, приостановление и прекращение действия целевой программы.
2. Инициирование предложений и их отбор для программной разработки
2.1. Предложения о программной разработке проблемы с учетом инициативных предложений представляются заинтересованными структурами администрации района, в соответствии с утвержденной формой (приложение 1 к настоящему Порядку) в отдел экономики администрации района (далее - отдел экономики).
2.2. Отдел экономики после получения инициативного предложения проводит его анализ на предмет соответствия действующему законодательству и требованиям настоящего Порядка и в двухнедельный срок готовит заключение о целесообразности или нецелесообразности разработки целевой программы.
2.3. Отбор инициативных предложений для разработки проекта целевой программы осуществляется исходя из:
- значимости проблемы;
- соответствия целям и приоритетам стратегического развития района, реализации муниципальных целевых программ, приоритетных национальных проектов, комплексных исследований социального и экономического развития отдельных территорий района;
- невозможности комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимости муниципальной поддержки для ее решения;
- необходимости координации межотраслевых связей для решения данной проблемы;
- ресурсных и организационных возможностей реализации, наличия альтернативных источников софинансирования (областных, внебюджетных);
- принципиальной новизны в решении организационных, технических и иных вопросов, отсутствия дублирующих целевых программ.
2.4. Решение о разработке проекта целевой программы принимается на заседании администрации района с определением Разработчика (Разработчика-координатора) целевой программы, указанием основных целей, задач и сроков разработки проекта целевой программы и, в случае необходимости, предусматриваются поручения соответствующим структурам администрации района по обеспечению разработки проекта целевой программы.
3. Разработка проекта целевой программы
3.1. Проект целевой программы разрабатывается структурами администрации района в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку.
3.2. Разработчик (Разработчик-координатор) направляет проект целевой программы в отдел экономики и отдел финансов Тербунского района (далее - отдел финансов) со следующими приложениями:
- выписка из протокола заседания администрации района о необходимости разработки проекта целевой программы;
- пояснительная записка, кратко излагающая целесообразность и основания разработки проекта;
- технико-экономическое обоснование, включающее в случаях, предусмотренных действующим законодательством, график предполагаемых сроков окупаемости;
- заключения экспертиз (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации);
- сводная информация о планируемых и привлекаемых объемах и источниках финансирования, мероприятиях в рамках федеральных и областных программ;
- значения целевых показателей до и после реализации целевой программы, оценка эффективности от реализации программы.
3.3. Объемы финансирования целевых программ по годам планируются в сопоставимых ценах с учетом индексов-дефляторов соответствующих лет.
4. Экспертиза и утверждение проекта целевой программы
4.1. Отделы экономики и финансов в месячный срок после получения проекта целевой программы проводят экспертизу на предмет его соответствия требованиям настоящего Порядка. В случае несоответствия - проект целевой программы возвращается Разработчику (Разработчику-координатору) для доработки. После доработки проект целевой программы направляется для повторной экспертизы не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому.
4.2. Объем финансирования целевой программы из районного бюджета определяется исходя из предельных объемов расходов, доведенных до субъектов бюджетного планирования отделом финансов в соответствии с порядком составления проекта районного бюджета, установленным нормативным правовым актом администрации района.
4.3. При соответствии требованиям настоящего Порядка проект постановления администрации района об утверждении целевой программы визируется руководителями отделов экономики и финансов и направляется Разработчиком (Разработчиком-координатором) для заключения в структуры администрации района, чьи интересы и функциональные обязанности затрагивает проект целевой программы, а также в правовой отдел администрации района.
4.4. Проект постановления администрации района выносится на заседание администрации района, где окончательно рассматривается и утверждается.
Целевые программы, предлагаемые к финансированию на очередной финансовый год, и изменения в действующие целевые программы утверждаются администрацией района до 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Объемы финансирования целевых программ включаются в проект районного бюджета на очередной финансовый год.
5. Управление реализацией целевой
программы и контроль за ходом ее выполнения.
Внесение изменений, приостановление и
прекращение действия целевой программы
5.1. Объектами мониторинга и контроля являются целевые программы, утвержденные администрацией района и принятые к финансированию.
Мониторинг предусматривает программную оценку на всех стадиях реализации целевых программ и проводится в целях выявления достижимости намеченных целей, и влияния на социально-экономическую ситуацию в районе.
5.2. По каждой целевой программе отделами: экономики, финансов ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации по критериям в соответствии с приложением 3 к настоящему Порядку.
5.3. Для осуществления контроля за ходом исполнения целевой программы Разработчик (Разработчик-координатор) в установленные сроки (по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) предоставляет в отделы экономики и финансов отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев, год в электронном виде и на бумажных носителях:
- информацию об оценке эффективности реализации целевой программы (приложение 3 к настоящему Порядку);
- информацию о ходе выполнения целевой программы (приложение 4 к настоящему Порядку);
- отчет об объемах финансирования целевой программы (приложение 5 к настоящему Порядку).
К отчетной информации прилагается пояснительная записка, отражающая:
- состояние проблем, на решение которых была направлена целевая программа;
- достижение поставленных целей;
- эффективность реализованных мероприятий.
Для целевых программ, которые завершаются в отчетном году, в отчете дается оценка за весь период их реализации.
5.4. По результатам анализа выполнения целевых программ до 15 сентября года, предшествующего планируемому, администрацией района может быть принято одно из следующих решений:
а) о корректировке целей и срока реализации целевой программы, перечня программных мероприятий;
б) о смене Разработчика (Разработчика-координатора), об изменении форм и методов управления реализацией целевой программы;
в) о сокращении финансирования целевой программы за счет средств районного бюджета на очередной финансовый год;
г) о досрочном прекращении реализации целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
д) о принятии в установленном порядке мер к Разработчику (Разработчику- координатору) целевой программы.
5.5. Предложение по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия целевой программы также может быть внесено по инициативе Разработчика (Разработчика-координатора).
5.6. Внесение изменений в целевую программу, приостановление или прекращение действия целевой программы осуществляется в порядке, установленном для утверждения целевой программы.
5.7. Контроль за ходом реализации целевой программы также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей Разработчика (Разработчика-координатора), отделов экономики, финансов.
Приложение N 1
к Порядку
разработки, утверждения
и реализации районных
целевых программ
Форма для заполнения инициативного предложения
1. Предполагаемое наименование целевой программы.
2. Информация об инициаторе постановки проблемного вопроса:
- полное наименование инициатора;
- почтовые реквизиты;
- контактные телефоны, факс;
- адрес электронной почты.
3. Описание проблемного вопроса и его актуальности:
- характер проблемы и причины ее возникновения;
- обоснование необходимости государственной поддержки.
4. Описание социально-экономической значимости предлагаемой целевой программы:
- решение вопросов, определенных стратегией или генеральной схемой пространственного развития района, действующими целевыми программами;
- наличие рекомендаций о разработке и реализации целевой программы в областных нормативных правовых актах;
- решение вопросов, оформленных в виде публичных обязательств главы администрации района;
- межотраслевой характер проблемного вопроса;
- решение вопросов, имеющих федеральное значение.
5. Оценочные параметры разработки проекта целевой программы:
- предложения по выбору Разработчика проекта целевой программы;
- планируемые сроки разработки проекта;
- оценка затрат на разработку и предполагаемые объемы и источники их финансирования.
6. Предполагаемый процесс реализации целевой программы:
- описание основных этапов и сроков их реализации;
- описание механизма реализации целевой программы;
- предполагаемые Исполнители и участники.
7. Предварительная оценка объемов финансирования из районного бюджета на реализацию целевой программы (с разбивкой по этапам).
8. Ожидаемые эффекты от реализации целевой программы:
- предварительная оценка результативности;
- конкретные конечные результаты с выделением по основным этапам.
Приложение N 2
к Порядку
разработки, утверждения
и реализации районных
целевых программ
Типовая структура
целевой программы
На титульном листе указываются:
- полное наименование целевой программы;
- сроки ее реализации.
Программный документ должен включать следующие обязательные разделы: паспорт, описательную часть и систему программных мероприятий.
I. Паспорт целевой программы:
- наименование целевой программы;
- основание для разработки целевой программы;
- наименование Заказчика, Разработчика (Разработчика-координатора);
- цели и задачи целевой программы;
- сроки (этапы) реализации целевой программы;
- перечень подпрограмм (при их наличии);
- наименования основных исполнителей программных мероприятий;
- объемы и источники финансирования;
- ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и показатели активности;
- порядок осуществления контроля за ходом выполнения целевой программы.
II. Описательная часть целевой программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа.
Раздел целевой программы должен содержать постановку проблемы в той или иной сфере, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития района, целесообразности программного решения проблемы на уровне района.
2. Цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации.
Цель (цели) целевой программы должна быть направлена на полное или частичное решение проблемы. Цель (цели) целевой программы должна соответствовать следующим требованиям:
- соответствие приоритетной проблеме, решение которой требует применения программного метода;
-конкретность;
- достижимость.
Задачи - части, на которые разбивается цель целевой программы, которые должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствие и упорядоченность по отношению к цели целевой программы;
- измеримость в конкретных количественных показателях;
- определенность по срокам достижения.
Среднесрочные и долгосрочные целевые программы могут осуществляться поэтапно. При этом этапы реализации целевой программы определяются условиями, поставленными целями и задачами, характером выполнена мероприятий целевой программы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы.
Определяется общий объем финансирования целевой программы и районного бюджета с разбивкой по периодам финансирования.
Объем финансового обеспечения на стадии разработки целевой программы определяется прогнозно на весь период реализации целевой программы с разбивкой по этапам, годам и исполнителям.
Расчет финансовых ресурсов приводится в сопоставимых ценах и ежегодно конкретизируется на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации целевой программы и контроль за ходом е выполнения.
Излагается форма взаимодействия ее участников в целях обеспечения реализуемости и достижения результатов. Механизм реализации целевой программы включает:
- нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников целевой программы;
- обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации целевой программы, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
- условия и схемы финансирования мероприятий и инвестиционных проектов, входящих в целевую программу;
- меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке между участниками целевой программы.
Система управления и контроля формируется с учетом специфики целевой программы, при необходимости уточняются права и обязанности участников целевой программы. Приводится схема управления и контроля за реализацией целевой программы.
5. Оценка эффективности целевой программы.
Определение эффективности целевой программы производится на этапе разработки целевой программы и далее отслеживается на всех этапах ее реализации.
Оценка последствий реализации целевой программы включает выявление полного комплекса конечных результатов целевой программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в районе.
Оценка эффективности целевой программы определяется в соответствии с приложением 3 к настоящему Порядку.
III. Система программных мероприятий:
Система программных мероприятий содержит перечень конкретных, взаимоувязанных мероприятий в табличной форме с указанием Исполнителя, сроков исполнения, объемов финансирования из районного бюджета.
Каждое программное мероприятие описывается соответствующими количественными и качественными показателями. Программные мероприятия должны соответствовать следующим признакам:
- целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации (или ее части);
- ограниченность во времени, то есть наличие сроков начала и окончания мероприятий, увязанных с достижением одной или нескольких задач целевой программы;
- фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых, информационных);
- разграничение программной деятельности с текущей деятельностью Исполнителя.
Все программные мероприятия должны быть увязаны с целью (целями) и задачами целевой программы.
Не допускается включение в целевую программу мероприятий, дублирующих основную деятельность Разработчика (и/или Исполнителя) целевой программы и подведомственных ему учреждений, реализация которых возможна на основе непрограммного финансирования.
Программные мероприятия не должны содержать мероприятий, исполнение которых относится к полномочиям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также мероприятий, которые носят декларативный характер и не предусматривают финансирование из районного бюджета.
По каждому мероприятию требуется указать сроки его реализации, Исполнителей и необходимые объемы финансирования. К проекту целевой программы должны быть приложены расчеты, обосновывающие затраты на проведение мероприятий.
Механизмы (Порядки), необходимые для реализации программных мероприятий, излагаются в форме приложений к целевой программе.
Система программных мероприятий
N пп |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения по периодам выполнения |
Объем финансирования из районного бюджета |
Исполнители |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Программные мероприятия могут быть взаимоувязаны в отдельные подпрограммы. Количество подпрограмм определяется Разработчиком (Разработчиком-координатором) целевой программы исходя из учета масштабов и степени сложности программной цели. Подпрограммы могут формироваться по отраслевому и функциональному признакам.
Приложение N 3
к Порядку
разработки, утверждения
и реализации районных
целевых программ
Оценка эффективности реализации целевой программы
Используемые показатели эффективности и методы их определения задаются целями и задачами целевой программы. В ходе разработки проекта целевой программы ее эффективность определяется как расчетная, при реализации - как фактическая.
Показатели должны включать следующие характеристики: четкое определение (наименование), указание на источник информации, периодичность сбора информации, базовое значение, целевое значение и единицу измерения.
Источниками сбора информации для оценки эффективности могут быть:
- статистическая информация;
- отчеты участников целевой программы о ходе реализации целевой программы;
- управленческая и финансовая отчетность предприятий и учреждений;
- анализ освещения реализации целевой программы в средствах массовой информации;
- анализ общественного мнения путем проведения социологических исследований;
- другие источники информации.
Выбранные показатели и их плановые величины сводятся в единую таблицу. При подготовке отчетности о реализации целевой программы заполняются фактические показатели Согласно таблице:
Оценка эффективности реализации целевых программ проводится по двум видам:
1. Экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины затрат на достижение программных мероприятий к показателям непосредственных результатов этих мероприятий.
Бюджетная эффективность определяется отношением:
- суммы прироста налоговых отчислений в бюджет к сумме муниципальной поддержки;
- суммы привлеченных инвестиций к сумме муниципальной поддержки.
2. Общественная эффективность, под которой понимается отношение индикаторов целей программы к показателям непосредственных результатов реализации программных мероприятий.
Все виды эффективности реализации целевых программ рассчитываются по каждому целевому показателю в разрезе этапов реализации.
На основе расчета экономической и общественной эффективности делаются выводы:
- об общих итогах реализации целевой программы;
- о проблемах и перспективах реализации целевой программы в очередном финансовом году;
- определяются цели, задачи и планы действий на очередной финансовый год;
- даются предложения по реализации и финансированию целевой программы;
- даются рекомендации по совершенствованию управления реализацией целевой программы;
- даются рекомендации по инициированию разработки и реализации новых целевых программ;
- даются предложения по корректировке целевой программы (при необходимости).
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в базовом году (до начала реализации целевой программы) |
Период действия целевой программы |
|||||
Период 1 |
Период 2 |
Период... |
|||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
||
Цель (задача) 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 1.2 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель ... |
|
|
|
|
|
|
|
Цель (задача) 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель 2.2 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель ... |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 4
К Порядку
разработки, утверждения и реализации
районных целевых программ
Информация
о ходе выполнения целевой программы
_____________________________
(наименование программы)
за ________________________________________
(период)
|
Ответственный исполнитель |
Утверждено по программе |
План финансирования на ________ период |
Фактическое финансирование за _________ период |
Отметки о соблюдении сроков выполнения мероприятий и сроков финансирования |
|
План |
Факт |
|||||
Всего по целевой программе |
|
|
|
|
|
|
в том числе по мероприятиям: _ |
|
|
|
|
|
|
в том числе пообъектно: _ |
|
|
|
|
|
- |
Подпись руководителя.
Отчет должен включать:
1. Результаты выполнения целевой программы.
Пояснительная записка, отражающая ход выполнения целевой программы, а также причины и факторы, повлиявшие на отклонение от сроков и этапов реализации целевой программы.
2. Оценка достижения целей целевой программы (для годового отчета).
Для составления годового отчета оценка эффективности реализации целевой программы представляется в табличной форме с выделением источников информации.
3. Информация о выполнении графика окупаемости (в случаях, предусмотренных законодательством).
Приложение N 5
к Порядку
разработки, утверждения
и реализации районных
целевых программ
Отчет
об объемах финансирования целевой программы
_________________________________________________________
(наименование программы)
за ______________________________________________________
(период)
Название программы |
Утвержденный план на отчетный период |
Профинансировано за отчетный период |
||||||||
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
|||||
Капитальное строительство |
Капитальный ремонт |
Оборудование |
Капитальное строительство |
Капитальный ремонт |
Оборудование |
|||||
Всего по целевой программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе по мероприятиям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе пообъектно: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись руководителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок определяет требования, которым должны соответствовать районные целевые программы, общий порядок разработки, согласования, утверждения, реализации, внесения изменений и дополнений, управления и контроля за ходом реализации районных целевых программ.
Районная целевая программа представляет собой комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в социально- экономическом развитии района.
Целевая программа должна обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным экономическим и социальным эффектом - конечным результатом.
Финансовое обеспечение реализации целевых программ осуществляется исключительно за счет средств районного бюджета.
Разработка, утверждение и реализация целевых программ включает следующие основные этапы:
- инициирование предложений и их отбор для программной разработки;
- разработка проекта целевой программы;
- экспертиза и утверждение проекта целевой программы;
- управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения. Внесение изменений, приостановление и прекращение действия целевой программы.
Постановление Главы Тербунского района Липецкой области от 27 мая 2008 г. N 69 "О порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ"
Текст постановления официально опубликован не был