Председателю Добринского
районного Совета депутатов
Липецкой области
Попову А.И.
Решением Добринского районного Совета депутатов Липецкой области от 26.11.2008 г. N 83-рс утверждено Положение "Об арендной плате за земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Добринского района в 2009 году", которое опубликовано в газете "Добринские вести", N 147 от 29.11.2008 г.
Данное Положение противоречит действующему федеральному и региональному законодательству: в части отсутствия норм, учитывающих особенности установления размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся у юридических лиц на праве аренды в результате переоформления права постоянного (бессрочного пользования), в части установления с превышением полномочий порядка определения арендной платы и сроков ее внесения, в части установления ставок арендной платы в размере 50% кадастровой стоимости земельных участков с нарушением антимонопольного законодательства.
Так, Положением установлены ставки арендной платы следующим образом:
2.1. Установить ставки арендной платы за земли сельхозназначения в следующем размере:
- пашня, в размере 1,5% от среднерайонной кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (43669 руб./га) принимается 655,04 руб./га;
- пашня малопродуктивная (приложение N 1 с планами), в размере 0,5% от среднерайонной кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, принимается 218,35 руб./га;
- пашня малопродуктивная (приложение N 2 с планами), в размере 0,35% от среднерайонной кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, принимается 152,84 руб./га;
- за участки пашни (приложение N 3 с планами), которые до предоставления их в аренду не обрабатывались в течение года и более, в первый год после передачи в аренду, арендную плату не взимать;
- за многолетние насаждения, сенокосы и пастбища в размере 0,3% от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в разрезе сельскохозяйственных предприятий;
- за земли, занятые животноводческими фермами, комплексами, мастерскими, токами, используемые для производства и первичной переработки с/х продукции в размере 7,5% от среднерайонной кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (43669 руб./га) принимается 3275,18 руб./га;
- за земли, покрытые водой, предоставленные для выращивания рыбы, организации досуга населения или иной хозяйственной деятельности, в размере 5% от среднерайонной кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, принимается 2183,45 руб./га;
- за земли, занятые предприятиями коммунального хозяйства в размере 1,5% от кадастровой стоимости;
- за земли, занятые предприятиями промышленности, расположенными как за чертой населенных пунктов, так и в черте, размер арендной платы принять в размере 15% от кадастровой стоимости.
2.2. Установить ставки арендной платы за земли населенных пунктов в следующем размере:
- за участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, выделяемые гражданам в размере нормы, определенной сельскими поселениями, устанавливается в однократном размере со ответствующей ставки земельного налога, т.е 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещений домов индивидуальной жилой застройки;
- за участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, выделяемые гражданам сверх установленной нормы (норма определяется сельскими поселениями), устанавливается в двукратном размере соответствующей ставки земельного налога, т.е. 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
- за участки, занятые объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в размере 50% от их кадастровой стоимости;
- за участки, занятые предприятиями, организациями или частными лицами с целью оказания услуг по ремонту автомобилей, ритуальных услуг и автозаправочными станциями, в размере 50% от кадастровой стоимости земель, занятых объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- за участки, занятые индивидуальными гаражами, в размере 2% от кадастровой стоимости данной категории в разрезе населенных пунктов;
- за участки, занятые автостоянками, в размере 1,0% от кадастровой стоимости земель данной категории;
- за участки, занятые производственными объектами (дорожные, строительные организации, объекты газового хозяйства, пункты сбора металлолома и т.д.), в размере 2% от среднего удельного показателя для земель конкретного населенного пункта;
- за участки, занятые животноводческими фермами, мастерскими, токами, столовыми, административно-управленческими зданиями, находящимися на балансе предпринимателей, фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, в размере 7,5% от среднерайонной кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (43669 руб./га) принимается 3275,18 руб./га;
- за участки, используемые под административные и офисные здания (банки, почты, аптеки и т.д.), в размере 10% от кадастровой стоимости земель данной категории;
- за участки, не предусмотренные пунктами настоящего положения, аренда устанавливается в размере ставок земельного налога по видам категорий земель арендованного участка.
Из содержания данного Положения следует, что его действие распространяется на все земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах Добринского муниципального района, а, следовательно, и предусмотренных им ставок арендной платы.
Земельное законодательство предусматривает право органов местного самоуправления муниципальных районов определять размеры ставок арендной платы как величину процента от кадастровой стоимости земельного участка. Так, в силу п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов; порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение указанного, постановлением Администрации Липецкой области от 24.12.2007 г. N 179 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно п. 1.2 которого годовая арендная плата за земельные участки рассчитывается по формуле: А = КСЗ х П : 100, где А - годовая плата за аренду земельного участка (руб.), КСЗ - кадастровая стоимость земельного участка (руб.), П - процент от кадастровой стоимости земельного участка (%). При этом процент от кадастровой стоимости земельного участка, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Между тем, действующим федеральным законодательством предусмотрено ограничение обозначенного права органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и находящихся у юридических лиц на праве аренды в результате переоформления права постоянного (бессрочного пользования).
Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условия порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся государственной или муниципальной собственности" внесены изменения пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 137-ФЗ "О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации", определяющей сроки переоформления земельных участков, находящихся у юридических лиц на праве постоянного (бессрочного пользования), а также размеры арендной платы, устанавливаемые для таких участков.
В частности, размер арендной платы на год, начиная с 29.10.2007 года устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (за исключением земельных участков, которые находятся государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов).
Поскольку, действие районного Положения распространяется на все земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах Добринского муниципального района, а равно и предусмотренных им ставок арендной платы, несоответствующих предусмотренным п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размерам арендной платы, следует, что особенности установления размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся у юридических лиц на праве аренды в результате переоформления права постоянного (бессрочного пользования), не учтены в районном Положении. Таким образом, Положение противоречит в этой части федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствие с ним путем внесения в него норм, определяющих ставки арендной платы в отношении обозначенной категории земельных участков с учетом требований федерального закона.
Кроме того, как следует из приведенных выше норм права, федеральным и региональным законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления только по установлению размера ставки арендной платы в виде процента от кадастровой стоимости земельного участка. Право устанавливать порядок определения размера арендной платы принадлежит субъекту, которым предусмотрена формула расчета годовой арендной платы, включающая П - процент от кадастровой стоимости земельного участка (%). Таким образом, вносить изменения в установленный порядок расчета органы власти муниципальных районов не вправе.
Однако, вопреки требованиям законодательства, районным Положением с превышением предусмотренных полномочий устанавливаются проценты не от кадастровой стоимости конкретного земельного участка, предоставляемого в аренду, а от среднекадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий; от кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в разрезе сельскохозяйственных предприятий; за участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства - от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещений домов индивидуальной жилой застройки; за участки, занятые предприятиями, организациями или частными лицами с целью оказания услуг по ремонту автомобилей, ритуальных услуг и автозаправочными станциями, - от кадастровой стоимости земель, занятых объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; за участки, занятые индивидуальными гаражами, - от кадастровой стоимости данной категории в разрезе населенных пунктов; от среднего удельного показателя для земель конкретного населенного пункта; от кадастровой стоимости земель соответствующей категории, то есть вносятся изменения в предусмотренный субъектом порядок определения арендной платы.
Таким образом, районное Положение противоречит в обозначенной части действующему законодательству, а именно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 1.2. Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации Липецкой области от 24.12.2007 г. N 179, что недопустимо и требует приведения Положения в соответствие с нормами федерального и регионального законодательства.
Аналогичное нарушение допущено в районном Положении при установлении сроков внесения арендной платы. Так, п. 3.3 Положения предусмотрено, что арендная плата за арендуемые земельные участки юридическими и физическими лицами, включая физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, отчисляется равными долями ежеквартально - не позднее 25 числа последнего месяца квартала, а за четвертый квартал - не позднее 15 ноября текущего года.
Указанное противоречит п.п. 3.1, 3.2, 3.3 Положения субъекта, согласно которым арендная плата за земельные участки вносится в сроки, указанные в договоре аренды; арендаторами, использующими земельные участки в целях своей деятельности, за исключением ведения сельского хозяйства, арендная плата вносится ежеквартально - до 10 числа месяца, следующего за отчетным; арендаторами, использующими арендуемые земельные участки в целях ведения сельского хозяйства, арендная плата вносится один раз в год - до 15 ноября текущего года.
Поскольку в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по установлению сроков внесения арендной платы принадлежат субъектам Российской Федерации, районное Положение содержит нормы о сроках внесения арендной платы, противоречащие региональным нормам, необходимо привести районное Положение в соответствие с действующим законодательством.
Вместе с тем, в районном Положении отдельные ставки арендной платы установлены с нарушением антимонопольного законодательства. Так, согласно п. 2.2 Положения установлены ставки арендной платы за участки, занятые объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в размере 50% от их кадастровой стоимости; за участки, занятые предприятиями, организациями или частными лицами с целью оказания услуг по ремонту автомобилей, ритуальных услуг и автозаправочными станциями, в размере 50% от кадастровой стоимости земель, занятых объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ч. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором, в силу ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Реализация указанных положений затрудняется в случае, если одна из сторон договора является доминирующим хозяйствующим субъектом. Обеспечить свободу экономической деятельности в данном случае призвано антимонопольное законодательство.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия как установление, поддержание монопольно высокой цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)и др.
При этом, статьей 4 Закона даются следующее определение понятиям товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Уполномоченные на распоряжение земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, органы местного самоуправления муниципальных районов являются хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке.
При этом, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся владельцами объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, администрация района будет являться единственным возможным контрагентом по договору аренды такого земельного участка, с которым они обязаны вступить в договорные отношения в силу ч.1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
В соответствии с ч.1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, администрация района является более сильной стороной в рассматриваемых договорных отношениях, доминирующим хозяйствующим субъектом.
В силу п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В силу п. 1.2 ст.36 ЗК РФ цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей стать и, не может превышать их кадастровую стоимость.
Исходя из изложенного, установленная через ставки арендной платы в размере 50% кадастровой стоимости цена договора аренды земельных участков на 1 год является монопольно высокой.
Таким образом, указанные ставки арендной платы в размере 50% кадастровой стоимости земельных участков установлены с нарушением антимонопольного законодательства, выразившемся в установлении доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены на товар и навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего бизнеса прокуратурой района установлено, что объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, заняты, в основном, на территории района субъектами малого и среднего бизнеса, в связи с чем применение нормы Положения об арендной плате за земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории района, утв. решением Добринского районного Совета депутатов Липецкой области N 83-рс от 26.11.2008 г., устанавливающей 50%-процентный размер арендной платы за участки, занятые объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 23 Федерального закону "О прокуратуре РФ", требую:
1. Решение Добринского районного Совета депутатов Липецкой области от 26.11.2008 г. N 83-рс "О Положении "Об арендной плате за земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территорий Добринского района в 2009 году" привести в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии районного Совета депутатов.
3. О результатах рассмотрения протеста необходимо незамедлительно уведомить прокурора Добринского района в письменной форме.
Прокурор района |
С.В. Фаустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокуратуры Добринского района Липецкой области от 29 апреля 2009 г. N 430 на решение Добринского районного Совета депутатов Липецкой области от 26.11.2008 г. N 83-рс "О Положении "Об арендной плате за земли, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Добринского района в 2009 году"
Текст протеста официально опубликован не был