1. Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование главного - Управление физической
распорядителя культуры, спорта и
средств областного туризма Липецкой
бюджета области (далее
- управление)
Наименование программы - Ведомственная целевая
программа "Развитие
физической культуры и
спорта в Липецкой
области на 2009-2011
годы" (далее
- Программа)
Должностное лицо, - Начальник управления
утвердившее ФКСиТ "__"______2008 г.
программу (дата
утверждения), или
наименование и
номер
соответствующего
нормативного акта
Цель и задачи Цель: Повышение роли
физической культуры и
спорта в формировании
здорового образа жизни
населения Липецкой
области
Задачами, решаемыми в
рамках Программы
являются:
Задача 1. - развитие
массового спорта и
физкультурно-
оздоровительного
движения среди всех
возрастных групп и
категорий населения;
Задача 2. - развитие
детско-юношеского
спорта в системе
учреждений
дополнительного
образования спортивной
направленности;
Задача 3.- создание
оптимальных условий для
развития спорта высших
достижений;
Целевые индикаторы - Создание условий для
и показатели привлечения населения к
систематическим
занятиям физической
культурой и спортом
(Приложение 1):
- увеличение удельного
веса населения,
систематически
занимающегося
физической культурой и
спортом, с 14,1% в 2007
году до 14,6% в 2011
году;
- увеличение количества
населения,
систематически
занимающегося
физической культурой и
спортом, со 165,6 тыс.
чел. в 2007 году до
171,5 тыс. чел. в 2011
году
- стабильность
пропускной способности
спортсооружения (СК
"Спартак"), (340 тыс.
чел. в год)
- увеличение удельного
веса детей в возрасте
6-15 лет, занимающихся
в учреждениях
дополнительного
образования спортивной
направленности Липецкой
области, с 3,1% в 2007
году до 4,1% в 2011
году;
- увеличение количества
проводимых мероприятий
с 1081 в 2007 г. до
1114 в 2011 году;
- увеличение количества
завоеванных медалей
липецкими спортсменами
на всероссийских
спортивных
соревнованиях со 144 в
2007 году до 156 в 2011
году;
- увеличение количества
завоеванных медалей
липецкими спортсменами
на международных
спортивных
соревнованиях с 32 в
2007 году до 40 в 2011
году;
- увеличение количества
спортсменов-членов
сборных команд России
по видам спорта с 80 в
2007 году до 88 в 2011
году;
Характеристика - Определение
программных приоритетных
мероприятий направлений развития
физической культуры и
спорта и увеличение
обеспеченности широких
слоев населения
условиями для занятий
спортом и физической
культурой на регулярной
основе;
- Пропаганда здорового
образа жизни среди
широких слоев населения
с целью формирования
соответствующих
ценностей и создания
необходимых условий для
физического и
духовно-нравственного
развития личности в
процессе занятия
физической культурой и
спортом;
- Вовлечение к
систематическим
занятиям физической
культурой и спортом
детей в учреждениях
дополнительного
образования спортивной
направленности;
- Развитие спорта
высших достижений;
Сроки реализации - 2009-2011 годы
Объемы финансирования - 2009 - 164873,1 тыс.
из областного бюджета руб.
2010 - 179422,9 тыс.
руб.
2011 - 193366,5 тыс.
руб.
Ожидаемые конечные - Улучшение состояния
результаты реализации физического здоровья
программы и показатели населения, рост общего
общественно- числа занимающихся
экономической физической культурой и
эффективности спортом до 14,7%.
Увеличение количества
завоеванных наград на
соревнованиях
различного уровня.
Повышение уровня
подготовки спортсменов
высокого класса в
учреждениях
дополнительного
образования спортивной
направленности;
Количественная и
качественная
стабильность
спортсменов области на
крупнейших турнирах,
включая чемпионаты
мира, Европы и
Олимпийские игры.
2. Характеристика задач, решение
которых осуществляется путем
реализации Программы
2.1. Физическая культура и спорт, как неотъемлемая часть общей культуры, являются уникальными средствами воспитания здорового молодого поколения. Занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние на все функции и системы организма человека, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых, нравственных и гражданских качеств личности, что в конечном счете определяет благополучие во всех сферах жизнедеятельности населения.
За последние годы управление физической культуры, спорта и туризма области добилось положительной динамики роста числа занимающихся всеми формами физической культуры и спорта. Анализ основных показателей развития отрасли показывает, что:
- отмечается постоянный рост числа населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом (2006 г. - 163,7 тыс. чел., 2007 г. - 165,6 тыс. чел., 2008 г. - 166,8 тыс. чел.);
- увеличивается число проводимых соревнований (2006 г. -1070, 2007 г. - 1081, 2008 г. - 1092); - при общем снижении числа учащихся отмечается рост численности учащейся молодежи, занимающейся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.
Липецкие спортсмены входят в составы сборных команд России, являются участниками и призерами международных соревнований, чемпионатов Мира и первенств Европы.
Несмотря на положительную тенденцию роста основных показателей развития физической культуры и спорта, многое еще предстоит сделать, и в рамках данной Программы для решения обозначены проблемы:
- недостаточная вовлеченность населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры задачам развития массового спорта, а также ее моральное и физическое старение.
Решать указанные проблемы планируется путем:
а) Создания условий для массового привлечения населения к занятиям физической культурой, использования спортивных сооружений, предназначенных для обеспечения учебно-тренировочного процесса, а также для проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
б) Определения приоритетных направлений развития физической культуры и спорта и формирования системы основных нормативов обеспеченности широких слоев населения условиями для занятий спортом и физической культурой на регулярной основе.
в) Пропаганды здорового образа жизни среди широких слоев населения с целью формирования соответствующих ценностей и создания необходимых условий для физического и духовно-нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой и спортом.
г) Одним из основных инструментов реализации Программы являются спортивно-массовые мероприятия, направленные на привлечение максимального количества участников и зрителей.
Планируется увеличение количества спортивно-массовых мероприятий и улучшение их качества проведения.
2.2. Целесообразность и необходимость
решения программных задач
на ведомственном уровне
Физическая культура и спорт являются одной из важнейших составляющих современной культурной жизни, которая представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.
В соответствии с положением об управлении физической культуры, спорта и туризма области от 28.08.2006 г. N 651-р основными задачами управления являются проведение единой государственной политики в области физической культуры, пропаганда и распространение знаний о физической культуре, спорте и здоровом образе жизни. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по организации и проведению мероприятий в рамках данной ведомственной Программы.
Мероприятия Программы предусматривают решение конкретных задач, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям с учетом их современного состояния, тенденциям развития физической культуры и спорта, исходя из существующей нормативно-правовой базы, сложившейся социально-экономической ситуации в регионе; предполагают поэтапное решение проблемы вовлечения детей и подростков в занятия физической культурой и спортом, совершенствование системы детских физкультурно-спортивных учреждений для подготовки спортивного резерва сборных команд, усиление работы в молодежной среде с целью формирования спортивного стиля жизни и пропаганды ценностей здорового образа жизни.
3. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы "Развитие физической культуры и спорта на 2009-2011 годы" является:
Повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Липецкой области.
Основным показателем конечного результата достижения главной стратегической цели будет являться доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, в процентном отношении в его общей численности, доведение ее до 14,6% (2007 г. - 14,1%).
Достижение главной цели возможно за счет решения следующих тактических задач:
Задача 1.
- развитие массового спорта физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий населения;
Состояние современного общества требует устойчивого развития массового спорта как одного из направлений ориентации общества на здоровый образ жизни, сохранения здоровья и работоспособности как основы материального благополучия.
Необходимо привлечь к активным занятиям спортом большую часть трудоспособного населения Липецкой области, которое составляет 1 млн. 174 тыс. человек.
В настоящее время в Липецкой области организованно занимаются физической культурой и спортом более 165,5 тыс. человек, что составляет 14,1 процента от всего населения. Ежегодно рост данного показателя составляет в среднем - до 0,2%.
В рамках решения данной тактической задачи планируется проведение следующих мероприятий:
Обучение плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, проведение работы с подростками в оздоровительных группах, с детьми с отклонениями в физическом развитии (нарушение осанки), проведение работы, направленной на оздоровление различных слоев населения и возрастных групп населения.
Разработка и внедрение программ, в том числе:
- Технология разработки и внедрения региональной системы мониторинга психофизического здоровья и физической подготовленности населения;
- Резервы здоровья и работоспособности молодежи Липецкой области;
- Технология разработки и внедрения региональной системы массовых физкультурно-спортивных форм для различных слоев населения Липецкой области;
- Физкультурно-массовое движение по месту жительства;
- Долгосрочная акция-программа "Если хочешь быть здоров!";
- Развитие физкультурно-спортивного движения в летних оздоровительных лагерях Липецкой области;
- Развитие издательско-просветительского сопровождения здорового спортивного стиля жизни.
Задача 2.
- развитие детско-юношеского спорта в системе учреждений дополнительного образования спортивной направленности;
Задача направлена на максимальное вовлечение детей и подростков в регулярные занятия физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования. Это позволит в определенной степени решить комплекс проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, отвлечения молодежи от прогрессирующих негативных явлений, таких как наркомания, пьянство, табакокурение, преступность и пр.
Кроме того, в рамках выполнения указанной тактической задачи решается вопрос подготовки в учреждениях дополнительного образования из наиболее талантливых обучающихся спортивного резерва для сборных команд области по различным видам спорта.
Сегодня в областных учреждениях дополнительного образования спортивной направленности занимается в возрасте от 6 до 15 лет 4073 человека, что составляет от общего числа данного возраста 3,1%.
В рамках указанной тактической задачи планируется проведение учебно-тренировочных сборов, первенства школ к знаменательным датам, участие спортсменов спортивных школ регионального уровня в областных, всероссийских и международных соревнованиях.
Задача 3.
- создание оптимальных условий для развития спорта высших достижений
Задача направлена на сохранение заметной позиции Липецкой области во всероссийском спортивном рейтинге.
Липецкая область продолжает занимать одно из ведущих мест в России по уровню результатов выступления на межрегиональных соревнованиях. Спортсмены Липецкой области достойно представляют Россию на крупнейших турнирах, включая чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры.
Спортсмены Липецкой области продолжают успешно выступать на всероссийских и международных соревнованиях. Количественным показателем реализации тактической задачи является динамика роста числа победителей и призеров всероссийских и международных соревнований.
Как результат реализации данной задачи - серебряная медаль, завоеванная спортсменкой, представительницей Липецкой области, на Олимпийских играх в Пекине.
В рамках указанной тактической задачи планируется проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов ШВСМ, осуществление мер по оздоровлению спортивного резерва, выступления на крупнейших турнирах, в том числе на чемпионатах мира, Европы.
4. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит обеспечить устойчивое, поступательное развитие системы физической культуры и спорта на основе более полного удовлетворения различных потребностей детей, молодежи, населения.
Расширение возможностей для выявления и развития способностей вышеназванных категорий населения позволит обеспечить:
1. Рост общего числа занимающихся физической культурой и спортом.
2. Улучшение состояния физического здоровья населения, снижение его заболеваемости за счет привлечения к спорту и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения современных оздоровительных технологий.
3. Снижение количества проявлений асоциальных форм поведения (алкоголизма, наркомании), в том числе в молодежной среде, путем формирования спортивного стиля жизни населения.
Выполнение программных мероприятий будет способствовать позитивным изменениям в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи, повышению уровня физической подготовленности всего населения, продлению активного творческого долголетия людей старшего возраста.
Увеличение количества проводимых спортивно-массовых мероприятий и активная пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни позволят привлечь большее число жителей, в том числе инвалидов, к регулярной спортивно-оздоровительной деятельности.
5. Сроки реализации программы
2009-2011 годы
6.Социально-экономические последствия
реализации Программы, общая оценка ее вклада
в достижение соответствующей стратегической цели,
оценка рисков реализации Программы
Создание благоприятных условий для тренировок высококвалифицированных и юных спортсменов обеспечит рост их мастерства, будет способствовать увеличению количества завоеванных ими наград на международных и российских соревнованиях, а также представительства липецких спортсменов в национальных сборных командах по различным видам спорта. Реализация мер, направленных на совершенствование подготовки спортивного резерва и спортсменов высшей квалификации, укрепит авторитет области и будет инициировать желание юных липчан заниматься физической культурой и спортом.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление запланированных темпов роста показателей Программы вследствие снижения финансирования. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
- срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов. Способом ограничения административного риска являются:
- контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
7. Оценка эффективности расходования
бюджетных средств по годам в течение всего срока
реализации ведомственной целевой программы
Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам определяется по следующей формуле:
где:
Увп - уровень выполнения программы, в процентах;
Уфи - количество фактически набранных баллов за выполнение индикаторов программы;
УПmax - максимальное количество баллов.
При выполнении индикатора программы ему присваивается 1 балл, при невыполнении баллы не присваиваются. Максимальное количество баллов соответствует количеству индикаторов программы.
8. Оценка экономической и общественной
эффективности Программы
Эффективность решения задач будет оцениваться следующими показателями:
- стабильность пропускной способности спортсооружения (СК "Спартак"),(340 тыс. чел. в год);
- увеличение удельного веса детей в возрасте 6-15 лет, занимающихся в областных учреждениях дополнительного образования спортивной направленности Липецкой области, 3,1% в 2007 году до 4,2% в 2011 году;
- увеличение количества проводимых мероприятий с 1081 в 2007 г. до 1114 в 2011 году;
- увеличение количества завоеванных медалей липецкими спортсменами на всероссийских спортивных соревнованиях с 144 в 2007 году до 156 в 2011 году;
- увеличение количества завоеванных медалей липецкими спортсменами на международных спортивных соревнованиях с 32 в 2007 году до 40 в 2011 году;
- увеличение количества спортсменов-членов сборных команд по видам спорта с 80 в 2007 году до 88 в 2011 году.
Общественная эффективность будет выражаться в снижении количества проявлений асоциальных форм поведения (алкоголизма, наркомании), в том числе в молодежной среде, путем формирования спортивного стиля жизни населения.
Оценка экономической эффективности Программы рассчитывается по итогам отчетного года по следующей формуле:
Ээк=(ОФпл/КЗпл)/(ОФф/КЗф)
где:
Ээк - оценка экономической эффективности расходования бюджетных средств
ОФпл - объем финансирования, предусмотренного законом Липецкой области на соответствующий финансовый год на реализацию Программы;
ОФф - фактический объем финансирования на реализацию Программы за год;
КЗпл - количество занимающихся физической культурой и спортом в соответствии с плановыми целевыми индикаторами реализации Программы на год;
КЗф - фактическое количество занимающихся физической культурой и спортом за соответствующий финансовый год.
Экономическая эффективность признается достигнутой при условии, что значение Э" больше или равно 1.
Показателями результата развития массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди всех возрастных групп и категорий населения будут - количество ежегодно проводимых спортивно-массовых мероприятий, численность участников соревнований.
Оптимальные условия для развития спорта высших достижений - увеличение финансирования на командирование, проведение учебно-тренировочных сборов, повышение профессионального уровня тренерско-преподавательского состава, в т.ч. и за счет повышения уровня зарплаты.
Программа разработана в соответствии с целями и задачами, стоящими перед управлением.
Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни каждого человека, являясь одним из главных средств сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, повышения социальной активности людей, особенно молодежи, что доказано исследованиями крупнейших научных центров в России и за рубежом (здоровье на 50-55% зависит от условий и образа жизни человека).
9. Финансово-экономическое обоснование
потребности Программы
в необходимых ресурсах
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Прогнозируемый объем финансирования мероприятий на весь период реализации Программы составит в 2009-2011 г.г. 537662,5 тыс. рублей, в том числе по годам (Приложение 2):
2009 год - 164873,1 тыс. рублей;
2010 год - 179422,9тыс. рублей;
2011 год - 193366,5 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Липецкой области на 2009 - 2011 годы"
Текст программы опубликован в "Липецкой газете" от 23 января 2009 г. N 12
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Управления физической культуры, спорта и туризма Липецкой области от 25 марта 2009 г. N 109-О