Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Л.Г.Н. на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю от 20 октября 2022 года N 26512223800072300003, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13 декабря 2022 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 марта 2023 года, вынесенные в отношении ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Центр Автотехнических экспертиз" Л.Г.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю от 20 октября 2022 года N26512223800072300003, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13 декабря 2022 года и решением судьи Ставропольского краевого суда от 22 марта 2023 года, ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Центр Автотехнических экспертиз" (далее - ООО "Центр Автотехнических экспертиз") Л.Г.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Л.Г.Н. просит судебные акты, состоявшиеся в отношении нее, отменить, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Закон о государственной регистрации юридических лиц).
Из пункта 2 статьи 17 названного закона следует, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 6 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц определено, что документы, предусмотренные этим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Л.Г.Н. к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что названным лицом, являющимся ликвидатором ООО "Центр Автотехнических экспертиз", 24 июня 2022 года в регистрирующий орган (Межрайонная ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю) в электронной форме направлены документы о ликвидации юридического лица (Форма NР15016), в том числе Решение единственного участника о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора N1 от 23 июня 2022 года, которое не подтверждено нотариально, то есть содержит недостоверные сведения в части соблюдения установленного законодательством порядка принятия решения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: решением N1 от 23 июня 2022 года единственного участника ООО "Центр Автотехнических экспертиз" К.И.Н. (л.д.67); заявлением о ликвидации юридического лица (л.д. 9); решением об отказе в государственной регистрации (л.д.15); протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2022 года (л.д. 44); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 23); иными материалами дела.
Из материалов дела следует, что единственным участником ООО "Центр Автотехнических экспертиз" К.И.Н. принято решение N от 23 июня 2022 года о добровольной ликвидации ООО "Центр Автотехнических экспертиз"; освобождении от занимаемой должности директора ООО "Центр Автотехнических экспертиз" К.И.Н. на основании заявления об увольнении от 10 июня 2022 года в соответствии со статьей 80 ТК РФ; назначении ликвидатором ООО "Центр Автотехнических экспертиз" Л.Г.Н.; передаче ликвидатору полномочий по управлению делами Общества, поручении ему выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией ООО "Центр Автотехнических экспертиз". Лицом, ответственным за уведомление регистрирующего органа о начале ликвидации ООО "Центр Автотехнических экспертиз" и за уведомление регистрирующего органа о назначении ликвидатора назначен ликвидатор ООО "Центр Автотехнических экспертиз" (л.д.67).
ДД.ММ.ГГГГ Л.Г.Н. в электронной форме направила документы о ликвидации юридического лица (Форма NР15016) в Межрайонную ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю, указав себя в качестве заявителя.
Решением Межрайонной ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю от 1 июля 2022 года заявителю было отказано в государственной регистрации, т.к. ею не представлены необходимые для государственной регистрации документы; не соблюдена нотариальная форма представленных документов; заявление подписано неуполномоченным лицом; документы содержат недостоверные сведения.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ликвидатор ООО "Центр Автотехнических экспертиз" Л.Г.Н. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы поданной в ФИО2 кассационный суд общей юрисдикции жалобы о том, что заявитель является физическим, а не должностным лицом, в связи с чем привлечение ее к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконно, основаны на неправильном понимании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность должностных лиц регламентирована статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следует из примечания к указанной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 названного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Лица, уполномоченные быть заявителями при государственной регистрации юридического лица, перечислены в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". К ним относятся руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Таким образом, руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица несет административную ответственность как должностное лицо.
Ликвидатором Л.Г.Н. была назначена решением N1 от 23 июня 2022 года единственного участника ООО "Центр Автотехнических экспертиз" К.И.Н, который указанным решением был освобожден от должности директора Общества.
При подаче заявления по форме N Р15016 заявителем не мог быть бывший руководитель юридического лица; правом подписи заявления по указанной форме обладает только вновь избранный руководитель юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Закон о государственной регистрации не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений; прекращение трудовых отношений К.И.Н. в связи с увольнением повлекло для него утрату права на подачу заявления в налоговый орган. Такое право приобрела ликвидатор Л.Г.Н.
То, что нотариус подтвердил принятие решения N1 от 23 июня 2022 года только 01 июля 2022 года не свидетельствует о том, что полномочия ликвидатора заявитель приобрела не 23 июня 2022 года, а 01 июля 2022 года, так как свою волю о назначении ликвидатора ООО "Центр Автотехнических экспертиз" и о передаче ему всех полномочий по управлению делами Общества единственный участник ООО "Центр Автотехнических экспертиз" К.И.Н. изложил в решении N от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном им и ликвидатором Л.Г.Н.
Таким образом, довод Л.Г.Н. о том, что она не является субъектом вмененного ей административного правонарушения, подтверждения не нашел.
Из иных доводов поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Все доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судов, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных актов. Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ликвидатора ООО "Центр Автотехнических экспертиз" Л.Г.Н. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Л.Г.Н. в размере минимального размера административного наказания, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении судебными инстанциями норм материального или процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену либо изменение состоявшихся судебных постановлений, настоящая жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 11 по Ставропольскому краю от 20 октября 2022 года N 26512223800072300003, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13 декабря 2022 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 марта 2023 года, вынесенные в отношении ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Центр Автотехнических экспертиз" Л.Г.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ликвидатора ООО "Центр Автотехнических экспертиз" Л.Г.Н. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья районного суда Кузнецова Н.М.
судья краевого суда Корнушенко О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.