Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К.
Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ессентуки Ставропольского края на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 21 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 марта 2023 г.
по административному делу по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации города Ессентуки Ставропольского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры Ставропольского края проведена проверка доводов обращения гражданина по вопросу исполнения природоохранного и водного законодательства при сбросе сточных вод в реку Бугунта, в результате которой в деятельности Администрации города Ессентуки выявлены нарушения. С 2013 г..Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на заявления административного ответчика направляются мотивированные отказы в предоставлении права пользования водным объектов на основании запрета сброса сточных вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов за исключением сбора очищенных вод через специальные глубоководные выпуски.
Сброс ливневых сточных вод в водные объекты реку Бугунта и ручей Капельный (по 10 водовыпускам) на территории первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, влечет ухудшение состояния водных объектов в результате сброса неочищенных сточных вод, приводит к ухудшению экологической обстановки на территории города - курорта, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с этим природоохранный прокурор просил: признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии в период с 16 октября 2013 г..по 4 октября 2022 г..мер к организации функционирования ливневой канализации, водоотведения ливневых сточных вод, исключающего сброс ливневых сточных вод в водные объекты: реку Бугунта и ручей Капельный на территории первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки; возложить на административного ответчика обязанность в срок до 31 декабря 2023 г..организовать функционирование ливневой канализации на территории города Ессентуки, исключающего сброс ливневых сточных вод в водные объекты: реку Бугунта и ручей Капельный на территории первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки; запретить администрации города Ессентуки с 1 января 2024 г..сброс ливневых сточных вод в водные объекты: реку Бугунта и ручей Капельный на территории первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 21 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 марта 2023 г, требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрации города Ессентуки Ставропольского края, поданной 18 сентября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 сентября 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, в соответствии с поручением прокуратуры Ставропольского края Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка доводов обращения гражданина по вопросу исполнения природоохранного и водного законодательства при сбросе сточных вод в реку Бугунта, в ходе которой установлено, что на территории г. Ессентуки имеется система организованного сбора и отведения ливневых стоков, сброс ливневых стоков осуществляется по 10 выпускам в водные объекты: река Бугунта (улицы Садовая, Интернациональная, Володарского, Чапаева, Элеваторная); ручей Капельный (улицы Октябрьская, Новопятигорская, Пятигорская, Пушкина, К. Маркса).
Согласно данным отчета по форме 2ТП-водхоз "Об использовании воды", представленных Управлением жилищно - коммунального хозяйства Администрации города Ессентуки, общий объем сбросов сточных вод в реку Бугунта по вышеуказанным 5 водовыпускам ливневой канализации за 2021 год составил 134, 09 тыс. куб.м, все сточные воды поступили в водный объект без очистки.
Согласно данных отчета по форме 2ТП-водхоз "Об использовании воды", общий объем сбросов сточных вод в ручей Капельный по вышеуказанным 5 водовыпускам ливневой канализации за 2021 год составил 149, 47 тыс. куб.м, все сточные воды поступили в водный объект без очистки.
16 октября 2008 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Муниципальному учреждению "Управление жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства города Ессентуки - Служба Заказчика" выдано решение о предоставлении водного объекта - реки Бугунта в пользование для сброса ливневых сточных вод, срок действия решения составлял 5 лет.
7 ноября 2013 г, 18 ноября 2013 г, 17 декабря 2013 г, 24 марта 2015 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в адрес Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города - курорта Ессентуки направлены мотивированные отказы в предоставлении права пользования водными объектами: река Бугунта и ручей Капельный, в связи с тем, что места сброса сточных вод (по всем 10 водовыпускам) расположены в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки.
Исследованными в судебном заседании доказательствами, в полном объеме подтверждены доводы административного искового заявления о том, что система сбора и отведения ливневых стоков (ливневая канализация), сброс с которой осуществляется по 10 выпускам в водные объекты: реку Бугунта и ручей Капельный, не оборудована системами очистки сточных вод, устройствами учета объемов сбрасываемых сточных вод, а также не выполняет функции по транспортировке сточных вод, поскольку сбор сточных вод осуществляется с территории города, после чего стоки самотеком поступают в водные объекты через водовыпуски.
Удовлетворяя административный иск природоохранного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что организация в границах городского округа города Ессентуки отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих сброс сточных вод в соответствии с требованиями законодательства, в том числе с ограничениями, установленными режимом первой и второй зон округа горно-санитарной охраны, является вопросом местного значения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий. Администрации города Ессентуки с 16 октября 2013 г. было известно о необходимости организации функционирования ливневой канализации, водоотведения ливневых сточных вод, исключающего сброс ливневых сточных вод на территории первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, что подтверждается мотивированными отказами в предоставлении права пользования водными объектами: река Бугунта и ручей Капельный, направленными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города - курорта Ессентуки 7 ноября 2013 г, 18 ноября 2013 г, 17 декабря 2013 г, 24 марта 2015 г. Бездействие администрации города Ессентуки выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой 29 сентября 2022 г. при поступлении информации из Администрации города Ессентуки письмом N 21-4501.
С выводами суда первой инстанции о том, что бездействие Администрации города - курорта Ессентуки, выраженное в непринятии мер к прекращению сброса ливневых сточных вод в водные объекты реку Бугунта и ручей Капельный на территории первой и второй зон округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, влечет ухудшение состояния водных объектов в результате сброса неочищенных сточных вод, приводит к ухудшению экологической обстановки на территории города-курорта, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, согласился суд апелляционной инстанции. Также судом второй инстанции отклонены доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем административном ответчике и отсутствии полномочий Администрации города - курорта Ессентуки со ссылкой на Закон Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края", поскольку система сбора и отведения ливневых стоков (ливневая канализация), сброс с которой осуществляется по 10 выпускам в водные объекты: реку Бугунта и ручей Капельный, не является централизованной системой водоотведения, а, соответственно, полномочия по организации функционирования данной ливневой канализации, возложены в силу пунктов 8, 11, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на Администрацию муниципального образования города Ессентуки.
Судебная коллегия не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены состоявшихся судебных актов, полагает их принятыми с соблюдением нор материального и процессуального права при соответствии выводов судов обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 г. N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
В соответствии с пунктом 13 названного Положения об округах санитарной охраны на территории второй зоны запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органа местного самоуправления городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, к вопросам местного значения городского округа также относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8, 11 и 28 части 1 статьи 16 названного Федерального закона).
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования прокурора, указав, что решение вопросов местного значения на территории города Ессентуки должно осуществляться с соблюдением, в том числе требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, предусматривающего запрет на сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки.
Ссылка административного ответчика на то, что надлежащим административным ответчиком является уполномоченный орган государственной власти Ставропольского края в связи с перераспределением полномочий по решению вопросов местного значения подлежит отклонению, поскольку аналогичные доводы апелляционной жалобы были предметом изучения суда второй инстанции и мотивированно опровергнуты.
Согласно ст. 1, 3 Закона Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края", органам государственной власти Ставропольского края переданы полномочия органов местного самоуправления по организации водоотведения, понятие которого определяется в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 указанного Федерального закона под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Таким образом, предметом требований природоохранного прокурора в данном случае организация централизованной системы водоотведения по смыслу Закона Ставропольского края от 20 декабря 2018 г. N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" не является, поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами установлено отсутствие системы сбора и транспортировки ливневых стоков, поступающих самотеком через водовыпуски без очистки сточных вод.
При этом, вопреки доводам жалобы, судами обоснованно указано, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие бюджетных денежных средств не освобождает Администрацию города Ессентуки от возложенной на нее законом обязанности по организации водоотведения ливневых сточных вод в соответствии с ограничениями, установленными подпункта 2 пункта 2 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", пункта 13 Положения об округах санитарной охраны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425. Вместе с тем, резолютивная часть решения суда не содержит суждений о возложении на административного ответчика обязанностей по прямому расходованию бюджетных средств вне рамок бюджетного процесса, предусматривая организационные правомочия исполнительного органа местного самоуправления, в связи с чем доводы жалобы о затрагивании интересов представительного органа Думы города Ессентуки подлежат отклонению.
Организация в границах городского округа города Ессентуки отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих сброс сточных вод в соответствии с требованиями законодательства, в том числе с ограничениями, установленными режимом первой и второй зон округа горно-санитарной охраны, является вопросом местного значения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
При таком положении основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 21 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ессентуки Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 ноября 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.