Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 5 июля 2023 года по административному делу по административному иску заместителя Ахтубинского городского прокурора к администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель Ахтубинского городского прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать бездействие администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" (далее - администрация) в части непринятия мер направленных на устранение нарушений в сфере пожарной безопасности путем организации мероприятий по приведению в надлежащее и исправное состояние пожарных гидрантов на территории г. Ахтубинска; возложить обязанность на администрацию по приведению в исправное состояние пожарных гидрантов, расположенных по адресам: "данные изъяты" восстановить работу сливного устройства, установить координатную табличку, обеспечить установку указателей в соответствии с пунктом 48 Правил; по "данные изъяты" установить координатную табличку, нормализовать давление в сети пожарного гидранта, обеспечить установку указателей в соответствии с пунктом 48 Правил.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 мая 2023 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 5 июля 2023 года решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 октября 2023 года, администрация ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального. По мнению заявителя, при рассмотрении дела судами не было учтено, что обязанность по содержанию и поддержанию водопроводной сети с установленными гидрантами в надлежащем состоянии в силу закона и договорных положений возложена на МУП "ЖКХ Ахтубинское", в связи с чем возложенные обязанности на администрацию не основаны на нормах права.
Определением судьи от 31 октября 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац 2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац 5); под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац 15 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Закона.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены статьей 63 Закона 123-ФЗ и включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно части 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Пожарные гидранты, установленные на водопроводных сетях холодного водоснабжения, не могут функционировать сами по себе, так как являются частью системы водоснабжения, в связи с чем, представляют собой единое сооружение, поэтому не могут быть отдельными объектами недвижимости, подлежащими регистрации в установленном законом порядке.
Таким образом, поддержание находящихся на территории муниципального образования средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления поселения.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Ахтубинского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности администрации, в ходе которой установлено, что спорные пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами исследован вопрос по определению лица, ответственного за состояние перечисленных пожарных гидрантов, на которое должна быть возложена соответствующая обязанность.
На основании постановления администрации N 711 от 29 июня 2022 года закреплено имущество за МУП "ЖКХ Ахтубинское" муниципального образования "Город Ахтубинск на праве хозяйственного ведения (магистральные водопроводы, водопроводные сети, канализационные сети, малогабаритная плавучая насосная станция).
1 июля 2022 года отделом имущественных отношений администрации и МУП "ЖКХ Ахтубинское" муниципального образования "Город Ахтубинск" заключен договор хозяйственного ведения имущества N, согласно которому собственник предоставляет, а получатель принимает в хозяйственное ведение магистральные водопроводы, водопроводные сети, канализационные сети.
1 февраля 2023 года главе администрации внесено представление N с требованием об устранении выявленных нарушений. Данные требования административным ответчиком не устранены.
Согласно техническому паспорту данных разводящих линий водопровода, пожарные гидранты в состав разводящих линий данного водопровода не входят.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку в силу вышеприведенных норм материального права, исходя из фактических обстоятельств, установленных судом, обязанность по обслуживанию и содержанию указанных в административном иске пожарных гидрантов, должна нести именно администрация.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городское поселение город Ахтубинск Ахтубинского муниципального района Астраханской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 6 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.