Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
администрации Воловского
муниципального района
Программа
повышения качества торгового и бытового обслуживания
населения Воловского муниципального района
Липецкой области на 2009-2013 годы
2008 год
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа повышения качества торгового и бытового обслуживания населения Воловского муниципального района на 2009-2013 годы (далее - Программа) |
Заказчик программы |
Администрация Воловского муниципального района Липецкой области. |
Разработчик программы |
Отдел экономики администрации Воловского муниципального района |
Основные исполнители Программы |
Отдел экономики, отдел финансов администрации Воловского муниципального района Липецкой области |
Основание для разработки программы |
- Федеральный Закон от 06.10 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - Устав Воловского муниципального района Липецкой области - Закон Липецкой области от 25.12.2006 г. N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года" - Закон Липецкой области от 22.12.2004 г. N 247-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года" ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 147-ОЗ" |
Цель Программы |
Повышение качества и комфортности жизни посредством создания условий наиболее полного удовлетворения спроса жителей, проживающих вне районного центра, на потребительские товары и бытовые услуги при обеспечении их ценовой и территориальной доступности и установленных государством гарантиях качества и безопасности товаров и услуг. |
Задачи программы |
- Обеспечение необходимого уровня и качества потребления товаров в соответствии с действующими социальными стандартами и оказание бытовых услуг населению района, уменьшение диспропорции в обеспечении населения районного центра и удаленных населенных пунктов товарами и услугами. - Содействие в привлечении частных инвестиций с целью активизации работы по совершенствованию материально-технической базы действующих предприятий сферы потребительского рынка путем проведения технического перевооружения. - Способствование в решении вопросов занятости. |
Сроки реализации Программы |
2009 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Сумма расходов на реализацию мероприятий Программы из бюджета муниципального района составит прогнозно 1080 тыс. руб., в том числе: 2009 г.- 20 тыс. руб. 2010 г.- 180 тыс. руб. 2011 г.- 211 тыс. руб. 2012 г.- 296 тыс. руб. 2013 г.- 373 тыс. руб. Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании бюджета муниципального района на очередной финансовый год.
|
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Воловского муниципального района Липецкой области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и Показатели активности |
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов: - обеспечение доступности качественных товаров и услугами населения, проживающего вне районного центра; - увеличение в 2013 году к уровню 2008 года продажи товаров на 38% и оказания бытовых услуг на 18% на одного жителя; - уменьшение диспропорции в обеспечении населения районного центра и удаленных населенных пунктов товарами и услугами; - привлечение частных инвестиций в сферу потребительского рынка. |
1. Характеристика проблем на потребительском рынке,
на решение которых направлена Программа
Принятие районной целевой Программы повышения качества торгового и бытового обслуживания населения Воловского муниципального района Липецкой области на 2009-2013 годы" обусловлено необходимостью сохранения стабильного функционирования потребительского рынка района, увеличения объемов торговых и бытовых услуг, обеспечения их доступности для населения района, уменьшения диспропорций в обеспечении жителей товарами и услугами.
Мероприятия Программы обеспечивают преемственность программ социально-экономического развития Воловского муниципального района и области.
Деятельность органов местного самоуправления в рамках реализации Программы основана на сочетании основополагающих принципов:
- ориентирование бюджетных расходов на сферы, определяющие качество жизни населения;
- стимулирование инвестиционной активности субъектов торговли и услуг, осуществляющих обслуживание сельского населения.
За последние годы на потребительском рынке происходят позитивные изменения. Торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская активность в этой сфере одна из самых высоких. Анализ ситуации последних 3 лет говорит об устойчивой тенденции роста товарооборота розничной торговли. Современный потребительский рынок отличается высокой насыщенностью. Товарного дефицита фактически нет.
Активно развивается материально-техническая база сферы потребительского рынка, увеличивается количество торговых предприятий: в 2003 открыто 17 торговых предприятий, в 2004 - 12 торговых предприятий, в 2005 - 8 торговых предприятий, 2006 - 5 торговых предприятий, в 2007 - 12 торговых предприятий. Наблюдается рост показателя обеспеченности торговыми площадями на 1 тысячу жителей (2007 году - 316 м2, 2006 год - 268.6 м2, рост 117.7%).
Начиная с 2003 года, субъекты потребительского рынка района принимают участие в областных программах государственной поддержки торгового и бытового обслуживания. В результате использования бюджетных средств, выделенных в рамках программы 2003-2007 г.г., достигнуты показатели, свидетельствующие об улучшении торгового и бытового обслуживания населения района:
- оборот розничной торговли увеличился со 137,3 млн. руб. в 2003 году до 348,7 млн. руб. в 2007 году, темп роста составил 178%, при областном показателе 187%;
- темп роста объема бытовых услуг составил 114,5%, при областном показателе - 121%;
- объем продаж на душу населения составил 23.1 тыс. руб. в 2007 году против 8,4 тыс. руб. в 2003 году и объем бытовых услуг соответственно 527 руб. и 201,5 руб.
- изменилась структура оборота розничной торговли в сторону роста доли непродовольственных товаров по району с 42% в 2003 году до 52% в 2007 году, в том числе в ПО "Хлебокомбинат" соответственно с 15% до 22% за счет льготных кредитных ресурсов, направленных на их закупку;
- была обеспечена ценовая доступность товаров первой необходимости в результате применения ограниченных торговых надбавок;
- повысили квалификацию специалисты торговли и службы быта в результате участия в семинарах, конкурсах профессионального мастерства.
Вместе с тем, в сфере потребительского рынка сохраняется ряд проблем. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий. Имеют место недостатки в организации торгового обслуживания удаленных населенных пунктов. Сложившееся размещение объектов потребительского рынка не отвечает потребностям населения. Сохраняется неравномерность размещения и дефицит объектов торговли и услуг в ряде сел и деревень района Обеспеченность торговыми площадями неравномерна и колеблется от 23 до 316 м2 в расчете на 1000 жителей. Из 113 предприятий торговли 38 (34%) расположены в районном центре. В районе из 77 населенных пунктов 44 не имеют стационарных торговых предприятий (в том числе в 7 селах с численность населения более 100 человек). Комплексные приемные пункты имеются только в населенных пунктах, расположенных в центре сельских поселений.
Организация торгового и бытового обслуживания жителей этих поселений осуществляется через развозную торговлю и выездное обслуживание, для чего в рамках предыдущих областных программ был приобретен специализированный автотранспорт.
Географическая удаленность от районного центра и малая численность населенных пунктов делает эту форму обслуживания наиболее приемлемой, однако, и она требует значительных финансовых затрат (расход горюче-смазочных материалов, амортизация, заработная плата водителя и продавца и т.д.), которые не окупаются из-за небольших объемов розничного оборота и количества заказов бытовых услуг в связи с недостаточным платежеспособным спросом.
Как правило, маршруты доставки пролегают по бездорожью, что приводит к частым поломкам и быстрому износу автотранспортных средств. Техническое состояние имеющегося автотранспорта затрудняет обеспечение бесперебойного снабжения торговыми и бытовыми услугами, особенно отдаленных и малонаселенных пунктов.
Одной из проблем является убыточность продажи хлеба и хлебобулочных изделий в торговых предприятиях района, особенно в отдаленных и малонаселенных пунктах. Социальная значимость этой продукции ограничивает уровень торговой надбавки до 10-15%, доходы от продажи не перекрывают затраты на автомобильное топливо.
Сельская местность для инвесторов является непривлекательной в плане финансовых вложений. Недостаток собственных оборотных средств не позволяет привести материально-техническую базу в соответствие с современными требованиями, произвести реконструкцию и ремонт объектов торговли и бытового обслуживания, приобрести новое технологическое оборудование, а также увеличить запасы товаров и материалов.
Несмотря на смещение структуры продажи непродовольственных товаров в сторону увеличения, в целом обеспеченность жителей данной группой товаров нельзя считать удовлетворительной.
Указанные проблемы помогает решить практика привлечения заемных средств банков, что способствует укреплению материально-технической базы предприятий потребительского рынка, увеличению торговых и продовольственных площадей, расширению ассортимента предлагаемых товаров и услуг, следовательно, увеличению объемов розничного оборота и бытовых услуг.
Существенные изменения происходят в сфере бытового обслуживания, сворачиваются услуги, не нашедшие широкого спроса или не дающие прибыли, такие как ремонт бытовой техники, современной телерадиоаппаратуры, пошив обуви, ремонт трикотажных изделий, услуги химической чистки и другие. Вместе с тем, эти виды услуг востребованы. Для расширения их перечня и ценовой доступности населению необходима организация и координация доставки заказов в специализированные предприятия г. Липецка.
Реализация программных мероприятий способствует созданию условий для развития в районе торговли и бытового обслуживания, более полному удовлетворению потребностей жителей района в товарах народного потребления и бытовых услугах, а также закреплению положительных тенденций.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы.
Программа повышения качества торгового и бытового обслуживания населения Воловского муниципального района на 2009-2013 годы предусматривают план действий по повышению качества обслуживания и созданию благоприятной среды для развития розничной торговли и бытового обслуживания населения.
Цель Программы - повышение качества и комфортности жизни населения района посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары, услуги бытового обслуживания при обеспечении ценовой и территориальной доступности.
Для достижения указанной цели Программой решаются главные задачи:
1. Обеспечение необходимого уровня и качества потребления товаров, услуг населению района, уменьшение диспропорции в обеспечении населения районного центра и удаленных населенных пунктов товарами и услугами;
2. Содействие в решении вопросов занятости.
Результативность программных мероприятий характеризуется достижением показателей, разработанных в соответствии с целью и задачами Программы.
|
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Период действия программы |
Итого |
||||
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
||||
1. |
Обеспечение необходимого уровня и качества потребления товаров и услуг населению района, уменьшение диспропорции в обеспечении городских и сельских жителей товарами и услугами |
|||||||
1.1 |
Темп роста оборота розничной торговли |
в % к пред. году в сопост. ценах |
105,8 |
106,5 |
106,2 |
106,0 |
105,8 |
138,0* |
1.2 |
Оборот розничной торговли на одного жителя |
Руб. |
28900 |
33400 |
38400 |
44700 |
51300 |
51300 |
1.3 |
Структура оборота розничной торговли, в т.ч. |
% |
|
|
|
|
|
|
- доля продовольственных товаров |
48 |
48 |
48 |
49 |
50 |
50 |
||
- доля непродовольственных товаров |
52 |
52 |
52 |
51 |
50 |
50 |
||
1.4 |
Охват торговым обслуживанием населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.5 |
Темп роста объемов бытовых услуг |
в % к пред. году в сопост. ценах |
101 |
103 |
104 |
104 |
104 |
118* |
1.6 |
Объем оказанных бытовых услуг на одного жителя |
руб. |
600 |
757 |
940 |
1139 |
1413 |
1747 |
* Темпы роста к уровню 2008 года
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.
Предполагаемый объем средств на реализацию программных мероприятий приведен из средств бюджета муниципального района составляет 1080 тыс. руб., в том числе:
2009 год - 20 тыс. руб.
2010 год - 180 тыс. руб.
2011 год - 211 тыс. руб.
2012 год - 296 тыс. руб.
2013 год - 373 тыс. руб.
Объем финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняется при формировании бюджета муниципального района на очередной финансовый год. Предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Воловского муниципального района на реализацию мероприятий Программы.
4. Механизм реализации программы и контроль
за ходом ее реализации.
Субсидии, определенные мероприятиями Программы, предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных решением Совета депутатов Воловского муниципального района о бюджете на очередной финансовый год и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Воловского муниципального района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Воловского муниципального района Липецкой области. Отдел экономики администрации Воловского муниципального района Липецкой области ежеквартально предоставляет отчет об исполнении Программы.
5. Оценка эффективности Программы.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- обеспечению доступности для сельского населения качественных товаров и услуг через организацию развозной торговли и выездного обслуживания во все населенные пункты района;
- увеличению в сельской местности оборота розничной торговли и объемов бытовых услуг;
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться на основе использования целевых индикаторов.
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измер. |
Период действия целевой программы |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
1. |
Предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для доставки товаров и заказов сельскому населению |
|||||||
1.1. |
Прирост оборота розничной торговли в сельской местности к предыдущему году |
млн.руб. |
60 |
60 |
75 |
90 |
103 |
|
1.2. |
Прирост объема бытовых услуг в сельской местности к предыдущему году |
млн.руб. |
2,3 |
2,7 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
|
1.3. |
Охват торговым обслуживанием населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Источником информации для оценки эффективности реализации Программы служат данные, предоставленные исполнителями и участниками Программы, а также территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Липецкой области в Воловском районе.
Сбор информации для оценки эффективности выполнения мероприятий Программы осуществляется по истечении календарного года.
6. Мероприятия Программы повышения качества
торгового бытового обслуживания населения
Воловского района Липецкой области на 2009-2013 годы
Nп/п |
Наименование мероприятий |
Объем финансирования (прогноз) - тыс. руб. |
Исполнитель мероприятия |
|||||
Всего2009 - 2013 г. |
в том числе |
|||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
|||
1. |
Предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для организации развозной торговли в населенных пунктах района, не имеющих стационарной торговой сети и для сбора и доставки заказов при оказании бытовых услуг. |
1080 |
20 |
180 |
211 |
296 |
373 |
Отделы: экономики и финансов администрации Воловского муниципального района |
|
Итого |
1080 |
20 |
180 |
211 |
296 |
373 |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Воловского муниципального района Липецкой области от 3 ноября 2008 г. N 425 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.