Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 14 мая 2009 г. N 998-пс
Рекомендации
"круглого стола" на тему "Актуальные проблемы
реализации Закона Липецкой области
"О профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Липецкой области"
На протяжении последних лет на территории Липецкой области проводится последовательная планомерная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" возложил на субъекты РФ значительные полномочия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создал основу для законодательного урегулирования системы правоотношений всех органов и учреждений в указанной сфере с учетом региональных возможностей и особенностей.
В целях формирования государственной политики Липецкой области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних был принят Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года N 87-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области". В нем нашел свое закрепление механизм реализации правозащитных функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, их координирующие и профилактические функции, функции по сбору информации о безнадзорности, беспризорности и правонарушениях несовершеннолетних, нарушениях их прав и законных интересов, ее систематизации и анализу.
На сегодняшний день Закон Липецкой области "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области" действует в области более полутора лет. Результаты мониторинга его реализации показали, что профилактическая работа с подростками "группы риска" носит планомерный слаженный характер. Принимаются меры по организации занятости, отдыха и оздоровления детей, состоящих на профилактическом учете, оказанию социальной помощи детям из неблагополучных семей, привлечению к индивидуальной профилактической работе с "трудными подростками" общественности.
В течение двух лет Областная комиссия по делам несовершеннолетних проводит подготовку доклада "О положении детей в Липецкой области", в котором находят отражение итоги реализации Закона области о профилактике.
Постепенно выполняются рекомендации депутатских слушаний Липецкого областного Совета депутатов, состоявшихся 13 сентября 2007 года: реорганизуется система дополнительного образования, увеличивается число школьных инспекторов милиции, внедряются ювенальные технологии, осуществляется постоянный надзор за исполнением Закона области о профилактике со стороны прокуратуры.
Профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетних реализуются в рамках целого ряда программ: областной целевой комплексной программы по профилактике правонарушений в Липецкой области на 2009 - 2012 годы, областных целевых программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009 - 2012 годы", "Молодежь Липецкой области (2009 - 2013 годы)"; "Патриотическое воспитание населения Липецкой области (2009 - 2013 годы)" и других.
В результате принимаемых мер в 2008 году достигнуты определенные позитивные изменения в структуре и динамике подростковой преступности. Сократилось на 14,7% число преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 7,4% до 6,4% снизился их удельный вес. Данный показатель ниже среднероссийского (6,8%). Уменьшилось на 27,4% число участников уголовно-наказуемых деяний, не достигших 18-летнего возраста. На 59% снизилось число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
В течение последних четырех лет наметилась устойчивая тенденция снижения количества совершаемых несовершеннолетними преступлений: в 2005 г. ими было совершено 787 преступлений, в 2006 г. - 745, в 2007 г. - 719, в 2008 г. - 613.
Анализ судебной практики и актов прокурорского реагирования свидетельствует о том, что одной из основных причин противоправного поведения несовершеннолетних по-прежнему остается социальное сиротство, сопряженное с инертностью отдельных органов и учреждений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ряде случаев мотивационным фактором выступает деятельность коммерческих организаций (продажа детям спиртных напитков, в том числе пива, табачных изделий). В результате на фоне низкого уровня показателей распространенности алкоголизма и наркомании наблюдается повышение по сравнению с 2007 годом на 5,3% выявленных детей с начальными формами злоупотребления алкоголем и увеличение на 15,6% несовершеннолетних, впервые употребивших наркотические вещества. Негативное влияние на подростковую преступность оказывает низкий уровень профилактической работы в профессиональных училищах и лицеях, отсутствие контактов и взаимодействия с Центром диагностики и консультирования, центрами психолого-медико-социального сопровождения и социально-реабилитационными центрами.
Преодоление факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних, осуществляется посредством использования в судебной системе области ювенальных технологий. С принятием Закона области о профилактике была создана правовая основа для их внедрения. К работе с несовершеннолетними, попавшими в поле зрения судебных органов, привлекаются помощники судей с функциями социальных работников, педагоги-психологи, социальные работники и добровольцы (волонтеры). В процессе отправления правосудия используется инструментарий, очерченный Законом области о профилактике (составление карт социально-психологического сопровождения, разработка индивидуальных реабилитационных программ). Применение ювенальных технологий дает положительные результаты. С 1 июня 2008 года по 31 декабря 2008 года федеральными судами Липецкой области было рассмотрено 202 уголовных дела в отношении 253 несовершеннолетних. Только 5 несовершеннолетних из 253 вновь совершили повторные преступления.
Принятие Закона области о профилактике позволило активизировать профилактическую деятельность органов местного самоуправления. В ряде районов, Елецком, Добринском, Задонском, Усманском, Измалковском и других, с несовершеннолетними и семьями "группы риска" ведется постоянная работа: создаются мобильные группы и организуются рейдовые выезды; оказывается индивидуальная материальная помощь, помощь в трудоустройстве, организации досуга и отдыха несовершеннолетних; используются ресурсы образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования (ведется учетная, аналитическая, воспитательная работа в отношении подростков "группы риска", внедряется институт "общественного инспектора").
Вместе с тем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних остается ряд нерешенных проблем: своевременное оформление и ведение документов персонифицированного учета и индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, совершенствование механизма информационного обмена участников системы профилактики, увеличение кадрового состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Выработка путей преодоления данных проблем и развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области продолжает оставаться приоритетной задачей.
Проанализировав актуальные проблемы реализации Закона Липецкой области "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области" и результаты деятельности субъектов профилактики, обсудив причины безнадзорности, беспризорности и социального сиротства, условия, способствующие противоправной активности несовершеннолетних, участники "круглого стола" рекомендуют:
Липецкому областному Совету депутатов:
Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о необходимости принятия проекта Федерального закона N 270008-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Провести мониторинг реализации Закона Липецкой области от 30.12.2004 г. N 167-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
Рассмотреть возможность внесения проекта Закона Липецкой области "Об общественных воспитателях несовершеннолетних в Липецкой области".
Администрации Липецкой области:
Утвердить схему межведомственного взаимодействия по выявлению, учету и организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Предусмотреть в рамках областных целевых программ мероприятия по обеспечению реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Утвердить административный регламент по исполнению государственной услуги по назначению ежемесячной социальной выплаты малоимущим молодым семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет и ежемесячной социальной выплаты на компенсацию затрат малоимущим молодым семьям по найму (поднайму) жилого помещения.
Провести анализ статистических данных о совершении преступлений и правонарушений подростками, оставшимися без попечения родителей или иных законных представителей; проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившимися или подкинутыми; самовольно оставившими семью, самовольно ушедшими из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, не имеющими места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшимися в иной трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и (или) реабилитации.
Рассмотреть вопрос о создании Областного кадетского корпуса как альтернативы закрытого учреждения образовательного типа.
Управлению административных органов Липецкой области:
Внести предложения по изменению областной целевой комплексной программы по профилактике правонарушений в Липецкой области на 2009 - 2012 годы с целью включения мероприятий, направленных на организацию и поддержку участия общественных организаций в профилактической работе, осуществляемой субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Управлению образования и науки Липецкой области:
Провести анализ уровня организации профилактической работы в учебных заведениях области и продолжить работу по организации советов профилактики в образовательных учреждениях.
Активизировать работу учреждений дополнительного образования и усилить меры по занятости детей в свободное от учебы время.
Задействовать материально-техническую базу учебных заведений для проведения внеклассной и внешкольной работы с подростками: деятельности спортивных, технических, литературно-просветительских и иных кружков и секций; показа документальных и художественных фильмов; привлечения интересных личностей для проведения лекций, бесед и выступлений.
Рассмотреть возможность создания групп продленного дня для детей, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе.
Обеспечить контроль за автоматическим оповещением родителей (опекунов, попечителей), иных законных представителей несовершеннолетних об отсутствии последних в учебных заведениях.
Проанализировать причины самовольного ухода несовершеннолетних из детских домов, школ-интернатов и иных учреждений поддержки детства и принять меры реагирования к ответственным лицам.
Управлению социальной защиты населения Липецкой области:
В целях дальнейшего развития на территории области ювенальной юстиции разработать и направить в судебные органы Липецкой области информацию о функционирующих социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и других учреждениях социальной защиты населения, а также законодательно закрепленных мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики.
С целью конструктивного разрешения кризиса семьи, профилактики семейного неблагополучия обеспечить организацию выездных приемов граждан специалистами "Кризисного центра помощи женщинам и женщинам с детьми" в муниципальных образованиях области.
Продолжить работу по обеспечению временного жизнеустройства детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Разработать мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, по преодолению последствий психологической или моральной травмы.
Управлению культуры и искусства Липецкой области:
На базе государственных (областных) учреждений культуры организовать на постоянной основе деятельность театральных студий, краеведческих кружков и иных форм организации досуга для детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Продолжить работу по развитию сети филиалов (выездных классов) музыкальных школ и школ искусств в сельских поселениях.
Управлению труда и занятости Липецкой области:
Активизировать работу по трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, на квотируемые рабочие места в соответствии с Законом Липецкой области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите".
Обеспечить сохранение объемов и видов работ для временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период школьных каникул.
На основе взаимодействия органов образования и службы занятости оказывать содействие в предоставлении подросткам услуг по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению, продолжать организацию ярмарок учебных и рабочих мест для учащейся и незанятой молодежи.
Применять меры административного воздействия в отношении руководителей, не обеспечивающих квотирование рабочих мест для несовершеннолетних.
Липецкому областному суду:
Обобщать судебную практику рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних и материалов применения Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Закона Липецкой области от 22.08.2007 года N 87-ОЗ. По результатам обобщения направлять информационные письма в адрес органов и учреждений системы профилактики.
Обеспечивать дальнейшее взаимодействие и межведомственную координацию органов власти и управления, судов, прокуратуры, адвокатуры, правоохранительных органов и органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при внедрении ювенальных технологий в рамках Координационного совета по развитию ювенальных технологий в Липецкой области.
УВД по Липецкой области:
Проанализировать деятельность школьных инспекторов милиции и оценить эффективность профилактической работы среди учащихся и родителей несовершеннолетних в закрепленных за ними учебных заведениях.
Организовать совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних реализацию статьи 3.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Разработать маршруты патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности на территории области с учетом мест массового нахождения несовершеннолетних (парки, стадионы и т. д.). Увеличить количество патрулей в период летних каникул в обозначенных местах.
Прокуратуре Липецкой области:
Совместно с правовым управлением Липецкого областного Совета депутатов разработать методические рекомендации по применению Закона Липецкой области от 22.08.2007 года N 87-ОЗ.
Областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
Задействовать несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в фестивалях и смотрах, форумах и конференциях, акциях, спортивных соревнованиях и иных областных мероприятиях.
Предусмотреть мероприятия, направленные на организацию подготовки и повышения квалификации ответственных секретарей и членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам реализации Закона области о профилактике с учетом правовых актов Областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, актов прокурорского реагирования и судебной практики, складывающейся в связи с внедрением ювенальных технологий.
Органам местного самоуправления:
Обратить внимание на невыполнение рекомендаций депутатских слушаний на тему "О состоянии преступности несовершеннолетних в Липецкой области" от 13 сентября 2007 года.
Провести мониторинг реализации Закона Липецкой области от 22.08.2007 года N 87-ОЗ в каждом муниципальном образовании, продолжить совершенствование механизма взаимодействия субъектов профилактики. При этом использовать опыт работы администрации и депутатов Архангельского сельского поселения Елецкого района по профилактике безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних.
Установить механизм привлечения представителей учебных заведений, учреждений культуры, правоохранительных органов, общественных организаций, политических партий и религиозных конфессий к адресной профилактической работе с несовершеннолетними.
В целях повышения уровня правовой культуры и правосознания подростков привлекать адвокатов, следователей, судей, депутатов, иных представителей юридического сообщества для проведения тематических занятий и выступлений.
Использовать опыт Краснинского муниципального района в сфере организации детского и молодежного досуга, формирования здорового образа жизни, привлечения общественности к охране правопорядка для выработки эффективных путей реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Задействовать подростков "группы риска" в экспедициях, походах, слетах, палаточных лагерях, а также иных формах детского отдыха с использованием опыта Усманского и Становлянского районов.
Общественной палате Липецкой области:
Активизировать деятельность детских и молодежных общественных организаций по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
Средствам массовой информации:
Расширить сеть специализированных областных программ для родителей и подростков по правовому просвещению, в том числе по вопросам деятельности органов прокуратуры, милиции, судебных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Выработать способы привлечения коммерческих организаций к созданию антинаркотической, антиалкогольной рекламы, рекламы здорового образа жизни, а также иной социальной рекламы, направленной на формирование позитивных установок у подрастающего поколения.
Информировать население о патриотических объединениях, спортивных клубах, центрах, деятельность которых направлена на поддержание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 14 мая 2009 г. N 998-пс "О результатах мониторинга Закона Липецкой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.