Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации
Лев-Толстовского
муниципального района
от 8 июля 2009 г. N 343
Программа
антикризисных мер Лев-толстовского
муниципального района на 2009 год
1. Приоритеты
программы антикризисных мер
Современный экономический кризис носит глобальный системный характер. Кризисные явления затронули и экономику района.
Основной проблемой экономики района является обострение накопленных проблем в агропромышленном комплексе. Сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы, приобретаемые сельским хозяйством, снижает мотивацию производства, приводит к уменьшению доходности сельхозтоваропроизводителей, увеличению сроков окупаемости имвестиционных проектов.
Серьезное давление на рынок сельскохозяйственной продукции и сырья оказывает демпинговая продукция импортного производства, провоцируя снижение закупочных цен, рентабельности производства, сокращение рынков сбыта на продукцию местных товаропроизводителей.
Недостаток правовых мер по справедливому распределению доходов на пути от производителей сельскохозяйственного сырья к потребителям продовольствия привел к дисбалансу интересов по всей товаропроизводящей цепи, недостаточному росту потребления населением основных продуктов питания.
Медленное развитие инфраструктуры земельного рынка, дороговизна и сложность процедуры землеустроительных работ делают невозможным использование земли как предмета залога, приводят к ограничению возможности привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитных ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов, текущей деятельности.
Вторая проблема - недостаточная конкурентноспособность промышленных предприятий.
Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора. На экономический кризис банковский сектор отреагировал ужесточением кредитной политики - требований к заемщикам, залогу, увеличением процентных ставок по выдаваемым кредитам. Кредитные организации установили жесткие лимиты по выдаваемой сумме кредита, увеличили срок рассмотрения заявок, практически отказались от долгосрочных кредитов. Кредитные ресурсы для предприятий района стали недоступны.
Основными целями системы антикризисных мер в районе являются:
- поддержание сбалансированности бюджетной системы района с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, социальной защиты, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;
- содействие занятости населения;
сохранение и создание рабочих мест.
В октябре 2008 года, когда мировой финансовый кризис начал оказывать воздействие на экономику района, распоряжением главы Лев-Толстовского муниципального района от 30.10.2008 года N 707-р была создана антикризисная комиссия. С ноября 2008 года по апрель 2009 года было проведено 9 заседаний антикризисной комиссии.
Утвержден и реализуется план антикризисных мер на 2008-2009 годы, который включает в себя мероприятия по осуществлению мониторинга социально-экономического положения района, преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса в бюджетно-финансовой сфере.
Аграрная политика будет направлена на развитие малых форм хозяйствования на селе, микрофинансирование, улучшение их информационно-консультационного обслуживания и правового обеспечения, совершенствование механизмов использования муниципальных залоговых фондов для развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Будут усилены меры поддержки малого и среднего предпринимательства как одного из основных факторов стабилизации ситуации на рынке труда и стимулирования внутреннего спроса.
2. Приоритеты
среднесрочной политики
и их соотношение
с антикризисными мерами.
Экономические проблемы, возникшие в условиях кризиса, не отменяют стратегические приоритеты социально-экономического развития района, которые определены Стратегией социально-экономического развития Лев-Толстовского муниципального района на период до 2020 года и Программой социально-экономического развития Лев-Толстовского муниципального района на 2009-2012 годы.
В 2009 году будет последовательно проводиться политика, направленная на обеспечение занятости населения, повышение уровня социальной защищенности, обновления экономики. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами социально-экономического развития.
Антикризисные меры будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать дальнейшее прогрессивное развитие экономики и социальной сферы.
К важнейшим направлениям экономической и социальной политики на 2009 год относятся:
- устойчивое и динамичное развитие человеческого капитала: повышение эффективности системы образования, социального обеспечения, улучшение жилищных условий. Именно эти секторы должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях - в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре;
- усиление внутреннего спроса в целях обеспечения экономического роста;
- приоритетное развитие конкурентоспособных инвестиционных проектов в молочном и мясном скотоводстве, направленное на развитие конкуренции на сельскохозяйственных и продовольственных рынках, расширение внутреннего спроса и импортозамещение;
- развитие инфраструктуры: транспортной, коммунальной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики;
- обеспечение сбалансированной бюджетной системы района. Предстоит осуществить комплекс мер по реформированию муниципальных финансов, нацеленных на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов;
- последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьба с бедностью, формирование и реализация эффективной политики занятости;
Все вышеперечисленные приоритеты также найдут отражение при формировании бюджетной политики на 2010 и последующие годы.
3. Обеспечение
гарантий медицинской помощи
В целях недопущения в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения получит дальнейшее развитие на территории района национальный проект "Здоровье", основной акцент которого будет направлен на формирование здорового образа жизни. Активная его пропаганда позволит нивелировать негативные социальные явления, возникшие в условиях экономического кризиса.
Реализуются меры, направленные на дальнейшее повышение эффективности профилактических мероприятий в рамках реализации распоряжения администрации области от 08.12.2009 года N 519-р "О совершенствовании работы по медицинской профилактике, гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни".
4. Повышение
эффективности системы
образования
Одной из основных задач в сфере образования останется работа по оптимизации и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.
Для повышения эффективности системы образования на территории района продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование". Приоритетными направлениями работы в условиях кризиса будут являться:
- создание базы данных, содержащей информацию о перечне программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, предлагаемых учреждениями профессионального образования и образовательными подразделениями предприятий, для организации опережающего обучения;
- работа с учреждениями профессионального образования по переподготовке кадров.
5. Усиление
социальной защиты населения
В целях привлечения в социальную сферу дополнительных ресурсов из негосударственного сектора, создания условий для развития меценатства и спонсорства, не допущения снижения уровня жизни населения и социального взрыва в районе постановлением администрации Лев-Толстовского муниципального района принята программа "Милосердие и благотворительность в Лев-Толстовском муниципальном районе на 2009-2010 годы".
Целями и задачами Программы являются:
- социальная поддержка и защита граждан, в том числе для улучшения материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- привлечение в социальную сферу дополнительных ресурсов из негосударственного сектора;
- поддержка профессиональной деятельности в области социальной защиты населения;
- профилактическая работа, связанная с преодолением последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф и с предотвращением несчастных случаев;
- содействие повышения престижа и роли семьи в обществе;
- содействие в защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения и духовному развитию личности;
- охрана окружающей природной среды и защиты животных;
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, а также мест захоронения.
6. Поддержка
сферы занятости
В режиме немедленного реагирования в районе принимаются меры по снижению напряженности на рынке труда.
Задача органов муниципальной власти - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их "растянутость" во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
Организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Кроме того, проводится ежедневный мониторинг планируемого высвобождения работников предприятий района и численности безработных граждан.
Важнейшими направлениями антикризисной политики является реализация мероприятий по содействию занятости населения.
В рамках программы антикризисных мер для поддержки занятости населения района на 2009 год предусматривается:
- переобучение и трудоустройство 25 работников организаций, находящихся под риском увольнения. Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованных в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий;
- создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 79 незанятых граждан;
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 18187,7 тыс. руб. в том числе:
- субсидии из федерального бюджета - 154,9 тыс. руб.
- средства областного бюджета - 32,8 тыс. руб.;
- средства работодателей - 18000 тыс. руб.
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения.
Продолжится работа по информированию работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения и о ситуации на рынке труда. Организована работа консультационного пункта и телефонной "горячей линии".
В 2009 году за счет открытия новых производств предполагается создание 255 рабочих мест.
Администрацией района ведется работа по недопущению задолженности по заработной плате. На заседания антикризисной комиссии приглашаются руководители, допустившие задолженность по заработной плате, принимаются меры, по мере необходимости материалы передаются в прокуратуру.
7. Развитие
инвестиционного потенциала
В 2009 году в экономику района планируется инвестировать более 1,0 млрд. руб. капитальных вложений, будет создано более 200 рабочих мест.
Планируется в 2009 году:
- ввести в эксплуатацию животноводческий комплекс на 1200 голов коров - 600 млн. руб. инвестиций;
- завершить строительство пятой очереди свинокомплекса - 100 млн. руб.;
- начать строительство завода по производству грибов - 500 млн. руб.
Продолжится реализация проекта по развитию особой экономической зоны регионального уровня агропромышленного типа "Астапово". В особой экономической зоне зарегистрировано 3 участника: ООО "Стимет", ООО им. М.Горького, ООО НЛП "Биоритм". До конца года планируется включить в число участников ОЭЗ РУ АПТ "Астапово" строительную компанию ООО "МонтажОбъектСтрой" и ЗАО "Центральный грибной комплекс".
8. Развитие
агропромышленного комплекса
Основные приоритеты аграрной политики района определены областной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009-2012 годы, охватывающей производственную и социальную сферы села.
Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, увязка финансирования с достижением результатов, четкое взаимодействие с федеральным центром будут направлены на обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, развитие конкуренции на сельскохозяйственных и продовольственных рынках, снижение импортозависимости.
Основное внимание будет направлено на развитие молочного скотоводства и свиноводства. Приоритетным станет завершение строительства свиноводческого комплекса и молочного комплекса.
Повышенное внимание будет уделяться развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, что позволит создать условия для увеличения доходов личных подсобных хозяйств, снижения социальной напряженности на селе.
В целях стимулирования и доступности кредитования малых форм хозяйствования в районе сформирован муниципальный залоговый фонд в сумме 7584370 руб.
9. Жилищное строительство
и жилищно-коммунальный комплекс
За счет средств местного бюджета будет разработана проектная документация на строительство коммунальной инфраструктуры на микрорайон "Северный" (в районе улицы Малокрасноармейской). Будет разработана документация по планировке сельских поселений района.
Важнейшим направлением в жилищно-коммунальной сфере станет энергоэффективность. Работу по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере планируется осуществлять в рамках областной адресной программы "Поэтапный переход на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых приборов учета), утвержденной постановлением администрации области от 06.04.09 N 93.
10. Развитие
транспортного комплекса
Политика в сфере транспортного комплекса направлена на обеспечение безопасного, устойчивого функционирования и развития транспорта, доступности транспортных услуг для бизнеса и населения.
На развитие МУП "Пассажирский парк" будет выделено 4.0 млн. руб. Район участвует в федеральной программе обновления парка автомобильной техники, используемой для перевозки пассажиров. В 2009 году предполагается приобретение автобус общей стоимостью 2880 тыс. руб., доля муниципального бюджета - 345 тыс. руб.
11. Торговля
и бытовое обслуживание
В целях сдерживания роста потребительских цен в районе принята целевая программа "Обеспечения поселений, входящих в состав Лев-Толстовского муниципального района услугами торгового и бытового обслуживания на 2009 год". Реализация мероприятий программы будет осуществляться на условиях софинансирования из областного бюджета, для чего в местном бюджете предусмотрено 100 тыс. руб.
В целях оказания поддержки социально не защищенной части населения района, создания эффективного механизма, обеспечивающего оптимизацию уровня цен на основные продукты питания, принимаются меры по созданию социальных отделов в магазинах на территории района.
С целью стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на территории района, активизации работы по вовлечению всех хозяйствующих субъектов, занимающихся этим видом деятельности, в 2009 году будет оказываться государственная поддержка местным бюджетам в виде субсидий из областного фонда софинансирования расходов. В местном бюджете на эти цели предусмотрено 150 тыс. руб.
12. Развитие
малого и среднего
предпринимательства
Одним из ключевых направлений антикризисных мероприятий, реализуемых в районе, является усиление мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
В районе принята долгосрочная целевая программа "Развития малого и среднего предпринимательства в Лев-Толстовском муниципальном районе на 2009-2012 годы".
В 2009 году объемы финансирования целевой "Программы развития малого и среднего предпринимательства в Лев-Толстовском муниципальном районе на 2009-2012 годы" составит - 759 тыс. руб.
В рамках реализации данной программы предусмотрены следующие направления финансовой поддержки малого предпринимательства:
- субсидия НО "Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства" на предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства - 559 тыс. руб.;
- привлечение субъектов малого бизнеса на предмет участия в выделении субсидий для развития малого предпринимательства - 50 тыс. руб.;
- субсидии для стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции - 150 тыс. руб.
Решением Совета депутатов от 19.06.2009 года N 137 утверждено Положение "О порядке формирования, ведении и обязательного опубликования перечня
имущества, находящегося в собственности Лев-Толстовского муниципального района для предоставления его в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Лев-Толстовского муниципального района".
13. Повышение
устойчивости финансовой
системы
Основными целями системы антикризисных мер принимаемых на местном уровне, являются:
- поддержание сбалансированности районного бюджета с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов;
- содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.
Важная роль в условиях кризиса принадлежит бюджетной политике. Главным приоритетом в работе по преодолению последствий кризиса будет выполнение всех публичных социальных обязательств органов местного самоуправления перед населением района.
Общий объем доходов районного бюджета в текущем году снижен на 6,2% к уровню прошлого года и составляет 287,9 млн. руб.
При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.
В целях оптимизации расходов приняты поправки в проект бюджета района, направленные на ограничение объемов финансирования.
Установлен перечень расходов бюджета района на 2009 год, подлежащих финансированию в первоочередном порядке.
Проведены мероприятия по сокращению численности работников органов местного самоуправления, оптимизации сети бюджетных учреждений.
Продолжается работа по внедрению новых моделей эффективного управления расходами, направленными на получение конечного результата.
В целях сбалансированности местного бюджета намечены мероприятия по повышению собираемости налогов и оптимизации бюджетных расходов.
14. Развитие
эффективных механизмов
взаимодействия органов местного
самоуправления, населения
и структур гражданского общества
В условиях экономического кризиса важной представляется организация на муниципальном уровне системы взаимодействия власти, населения и структур гражданского общества.
Основные цели развития гражданского общества в районе - создание условий для социальной активности населения и укрепления стабильности общества, обеспечение эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии района.
Для достижения поставленной цели необходимо продолжить решение следующих приоритетных задач:
- вовлечение населения в активную общественно полезную деятельность через общественные и некоммерческие организации;
- обеспечение межконфессиональной и межнациональной стабильности.
В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия, направленные на:
- разработку новых форм и механизмов поддержки социально-значимых инициатив общественных объединений и некоммерческих организаций района;
- оказание всестороннего содействия по участию социально значимых проектов общественных объединений и некоммерческих организаций района в конкурсах на получение федеральных средств;
- развитие системы доступа общественных объединений и некоммерческих организаций к средствам массовой информации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области от 8 июля 2009 г. N 343 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.