Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть V. Нормативы градостроительного
проектирования зон транспортной и инженерной инфраструктур
1. Транспортная инфраструктура.
Общие положения
5.1.1. Транспортная инфраструктура должна проектироваться с учетом специфики г. Липецка. Все системы и подсистемы городского и внешнего транспорта, включая улично-дорожную сеть, должны проектироваться в органическом единстве, обеспечивая надежные, быстрые и безопасные связи для перевозки пассажиров и грузов в необходимых объемах, экономичность строительства и эксплуатации транспортных устройств и сооружений, высокую эффективность использования территории.
5.1.2. Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 300-320 легковых автомобилей, включая 3-4 такси и 2-3 ведомственных автомобиля, 25-40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50-100 единиц.
5.1.3. Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом. Указанный уровень автомобилизации допускается уменьшать или увеличивать в зависимости от местных условий, но не более чем на 20%.
2. Внешний транспорт
5.2.1. При проектировании городских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
5.2.2. Пассажирские вокзалы (железнодорожного, автомобильного транспорта и аэровокзалы) следует размещать, обеспечивая транспортные связи с центром города, между вокзалами, с жилыми и промышленными районами. Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта.
5.2.3. Пересечения железнодорожных линий между собой в разных уровнях следует предусматривать для линий категорий: I, II - за пределами территории поселений, III, IV - за пределами селитебной территории.
5.2.4. В пределах территории поселений пересечения железных дорог в одном уровне с улицами и автомобильными дорогами, а также с линиями электрического транспорта общего пользования следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 32-01-91.
5.2.5. Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной. Размеры санитарно-защитной зоны, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом месторасположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитных полей, излучений, инфразвука и др. физических факторов. Для размеров установления санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух.
Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, электромагнитных излучений, инфразвука, рассеянного лазерного излучения и др. физических факторов на внешней границе санитарно-защитной зоны.
5.2.6. Автомобильные дороги в пригородной зоне, являющиеся продолжением городских магистралей и обеспечивающие пропуск неравномерных по направлениям транспортных потоков из города-центра к загородным зонам массового отдыха, аэропортам и другим поселениям в системе расселения, следует проектировать с учетом реверсивного движения, принимая, как правило, ширину основной проезжей части в соответствии с наибольшими часовыми автомобильными потоками.
5.2.7. Аэродромы следует размещать с учетом перспективного территориального развития города и в соответствии с требованиями СНиП 32-03-96 на расстоянии от селитебной территории и зон массового отдыха населения, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума в соответствии с ГОСТ 22283-88 и электромагнитного излучения, установленные для селитебного излучения, установленные для селитебных территорий санитарными нормами.
Размеры санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливаются в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
5.2.8. Указанные требования должны соблюдаться также при размещении новых селитебных территорий и зон массового отдыха в районах действующих аэропортов.
5.2.9. Размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся обязательные аэродромы. Требования по согласованию размещения объектов приведены в СНиП 2.07.01-89 Приложение 2.
5.2.10. Береговые базы и места стоянки маломерных судов, принадлежащих спортивным клубам и отдельным гражданам, следует размещать в пригородных зонах, а в пределах городов - вне селитебной территории и за пределами зон массового отдыха населения. Размер участка при одноярусном стеллажном хранении следует принимать (на одно место), кв. м для прогулочного флота - 27, спортивного -75. Категории и параметры автомобильных дорог пригородных зон городов и систем расселения рекомендуется принимать по таблице 18:
Таблица 18
Категории дорог |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Наименьший радиус кривых и в плане, м |
Наибольший продольный уклон, %о |
Наибольшая ширина земляного полотна, м |
Магистральные: скоростного движения основные секторальные непрерывного и регулируемого движения основные зональные непрерывного и регулируемого движения Местного значения: грузового движения парковые |
150 120 100 70 50 |
3,75 3,75 3,75 4,0 3,0 |
4-8 4-8 2-4 2 2 |
1000 600 400 250 175 |
30 50 60 70 80 |
65 50 40 20 15 |
Примечания:
1. В сложных топографических и природных условиях допускается снижать расчетную скорость движения до величины последующей категории дороги с соответствующей корректировкой параметров горизонтальных кривых и продольного уклона.
2. При высокой неравномерности автомобильных потоков в часы "пик" по направлениям допускается устройство обособленной центральной проезжей части для реверсивного движения легковых автомобилей и автобусов.
3. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей следует увеличивать ширину полосы движения до 4 м, а при доле большегрузных автомобилей в транспортном потоке более 20% до 4,5 м.
3. Сеть улиц и дорог
5.3.1. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 19:
Таблица 19
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Магистральные дороги: Скоростного движения регулируемого движения Магистральные улицы: общегородского значения: непрерывного движения Регулируемого движения Районного значения: транспортно-пешеходные Пешеходно-транспортные Улицы и дороги местного значения: улицы в жилой застройке Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах) пешеходные улицы и дороги парковые дороги проезды велосипедные дорожки |
Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в городе: выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях. Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в городе, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне. Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов Проезд на велосипедах или свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь в пределах планировочных районов |
Примечания:
1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава транспортно- пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.
2. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией троллейбусно-пешеходного или автобусно-пешеходного движений.
3. В исторической части города следует предусматривать исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра: устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.
5.3.2. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 20:
Таблица 20
Категория дорог и улиц |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, М |
Число полос движения |
Наименьший радиус кривых в плане, м |
Наибольший продольный уклон, %0 |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные дороги: скоростного движения регулируемого движения |
120 80 |
3,75 3,50 |
4-8 2-6 |
600 400 |
30 50 |
|
Магистральные улицы: общегородского значения: |
|
|
|
|
|
|
непрерывного движения регулируемого движения районного значения: транспортно-пешеходные пешеходно-транспортные Улицы и дороги местного значения: улицы в жилой застройке |
100 80 70 50 40 30 |
3,75 3,50 3,50 4,00 3,00 3,00 |
4-8 4-8 2-4 2 2-3 2 |
500 400 250 125 90 50 |
40 50 60 40 70 80 |
4,5 3,0 2,25 3,0 1,5 1,5 |
улицы и дороги научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районов парковые дороги Проезды: основные второстепенные Пешеходные улицы: основные второстепенные Велосипедные дорожки: обособленные изолированные |
40 40 40 30 20 30 |
3,50 3,00 2,75 3,50 1,00 0,75 1,50 1,50 |
2 2 2 1 По расчету то же 1-2 2-4 |
50 75 50 25 30 50 |
70 80 70 80 40 60 40 30 |
1,5 1,0 0,75 По проекту то же |
Примечания:
1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно- гигиенических требований. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м:
магистральных дорог - 50-75;
магистральных улиц - 40-80;
улиц и дорог местного значения - 15-25.
2. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в городе следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м: для пропуска автобусов в часы "пик" при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8 -12 м.
На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
3. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
4. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
5. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
6. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
7. В условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
5.3.3. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП 23-03-2001, не менее 25 м.
Достаточность расстояния от проезжей части магистральных дорог, улиц, местных и боковых проездов до линии жилой застройки должна подтверждаться акустическими расчетами.
Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.
5.3.4. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.
5.3.5. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:
до проезжей части, опор, деревьев 0,75;
до тротуаров 0,5;
до стоянок автомобилей и остановок
общественного транспорта 1,5.
Примечание:
Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.
5.3.6. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:
для магистральных улиц и дорог
регулируемого движения 8
местного значения 5
на транспортных площадях 12
В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м.
При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.
Примечание:
Для транспорта общего пользования (троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливается в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов работ.
5.3.7. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного прямоугольного треугольника для условий "транспорт- транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий "пешеход-транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8 х 40 и 10 х 50 м.
В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Примечание:
В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами регулирования и специального технического оборудования.
5.3.8. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100%) короткие пандусы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50%. На путях с уклонами 30-60% необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.
5.3.9. На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом, как правило, 200-300 м.
Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом:
400-800 м на дорогах скоростного движения и железных дорогах; 300-400 м на магистральных улицах непрерывного движения.
4. Городской пассажирский транспорт общего пользования
5.4.1. Система городского пассажирского транспорта общего пользования (далее ГПТ) должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов городской территории с учетом перспектив развития города и региона.
При разработке проекта организации транспортного обслуживания населения следует обеспечивать быстроту, комфорт и безопасность транспортных передвижений постоянного и временного населения города, а также ежедневных мигрантов из пригородной зоны.
5.4.2. Дальность пешеходных подходов до ближайшего остановочного пункта ГПТ следует принимать около 500 м; дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки ГПТ от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах - не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта - не более 800 м от главного входа. В районах индивидуальной усадебной застройки дальность пешеходных подходов до ближайшего остановочного пункта ГПТ может быть увеличена до 800 м.
5.4.3. В пересадочных узлах независимо от величины расчетных пассажиропотоков время передвижения на пересадку пассажиров не должно превышать 3 минуты без учета времени ожидания транспорта. Коммуникационные элементы пересадочных узлов, разгрузочные площадки перед объектами массового посещения следует проектировать из условий обеспечения расчетной плотности движения потоков, чел./кв. метр, не более: 1,0- при одностороннем движении, 0,8 - при встречном движении: 0,5 - при устройстве распределительных площадок в местах пересечения и 0,3 - в центральных и конечных пересадочных узлах.
5.4.4. Линии ГПТ следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне. В центральных районах крупного города при ограниченной пропускной способности улично-дорожной сети допускается предусматривать внеуличные участки трамвайных линий на эстакадах.
Остановочные пункты
5.4.5. Остановочные пункты маршрутов ГПТ относятся к объектам транспортной инфраструктуры и организуются вблизи пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов: жилых массивов, предприятий, культурно-бытовых учреждений, торговых центров, мест массового отдыха, железнодорожных станций и т.д.
5.4.6. Минимальное расстояние между остановочными пунктами на линиях ГПТ следует принимать: для автобусов, троллейбусов и трамваев 400-600 м, максимальное - 800-1200 м; на линиях электрифицированных железных дорог - 1500-2000 м.
5.4.7. Остановочные пункты на маршрутах ГПТ, как правило, следует располагать вблизи перекрестков улиц.
При больших расстояниях между перекрестками при наличии крупных пассажирообразующих пунктов вдали от перекрестков остановочные пункты могут быть организованы на перегонах улиц, т.е. между перекрестками.
5.4.8. Остановочные пункты автобуса и троллейбуса следует располагать, как правило, за перекрестком, а остановочные пункты трамвая - перед перекрестком.
5.4.9. Допускается расположение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса до перекрестка в следующих случаях:
- до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт;
- резервы пропускной способности улиц до перекрестка больше, чем за перекрестком;
- до перекрестка расположен вход в подземный (надземный) пешеходный переход;
- существенно сокращается время, расходуемое пассажирами на пересадку по основным пересадочным направлениям перекрестка;
- за перекрестком сразу же начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, тоннелю, путепроводу);
- сразу же за перекрестком находится железнодорожный переезд.
5.4.10. Допускается расположение остановочных пунктов трамвая за перекрестком в следующих случаях:
- за перекрестком расположен крупный пассажирообразующий пункт;
- резервы пропускной способности за перекрестком больше, чем улицы до перекрестка;
- за перекрестком расположен вход в подземный (надземный) пешеходный переход.
5.4.11. Для удобства пассажиров остановочные пункты следует располагать как можно ближе к перекрестку, соблюдая следующие требования:
1) остановочные пункты троллейбуса и автобуса:
- если остановочный пункт располагается за перекрестком, а троллейбусы или автобусы подходят к нему, не изменяя направления движения или после выполнения маневра левого поворота, - не менее 25 м;
- если остановочный пункт располагается за перекрестком, а троллейбусы или автобусы прибывают на него после выполнения маневра правого поворота, или если остановочный пункт располагается до перекрестка до перекрестка - не менее 40 м.
2) остановочные пункты трамвая:
- если остановочный пункт расположен до перекрестка - не менее 3 м, не доезжая пешеходного перехода, а при отсутствии его - у подземного (надземного) пешеходного перехода, но не ближе 5 м от перекрестка;
- если остановочный пункт находится за перекрестком, то его следует устанавливать с таким расчетом, чтобы трамвайный поезд останавливался в 3-5 м за пешеходным переходом, а при отсутствии его - у подземного (надземного) пешеходного перехода, но не ближе 5 м за перекрестком (считая от заднего буфера). В том случае, когда1 частота движения составляет более 30 пар поездов в час, остановочный пункт должен быть отнесен вглубь перекрестка с таким расчетом, чтобы обеспечить одновременную посадку и высадку пассажиров из двух поездов.
5.4.12. При расположении остановочного пункта на перегоне (между перекрестками), его следует располагать:
- трамвая - в 3-5 м, не доезжая пешеходного перехода;
- троллейбуса и автобуса с таким расчетом, чтобы останавливались в 3-5 м за пешеходным переходом (считая от заднего буфера);
- при смещенном в одну сторону от оси улицы расположении трамвайных путей остановочный пункт трамвая, находящийся со стороны проезжей части, и при наличии рядом остановочного пункта троллейбуса или автобуса, отодвигать назад на длину посадочной площадки этого остановочного пункта.
5.4.13. При выборе местоположения остановочных пунктов вблизи крупных пассажирообразующих пунктов (стадионы, крупные предприятия, места массового отдыха и др.) следует стремиться к тому, чтобы остановочные пункты находились вблизи по крайней мере двух достаточно удаленных друг от друга входов (выходов) в эти пункты. Кроме того, необходимо, чтобы пешеходные потоки к остановочным пунктам не пересекались в одном уровне с основными транспортными потоками.
5.4.14. На остановочных пунктах, где пересекаются несколько маршрутов, и частота движения составляет более 30 поездов (автомобилей) в час, необходимо, чтобы остановочные пункты обеспечивали одновременную посадку и высадку пассажиров из двух поездов (автомобилей).
5.4.15. Остановочные пункты троллейбуса и автобуса встречных направлений, смещенных по ходу движения, на перегонах узких улиц (две или три полосы движения) должны находиться на расстоянии не менее 30 м между гранями павильонов.
5.4.16. На начальных и конечных остановочных пунктах, если на них берут начало несколько маршрутов троллейбуса и автобуса, следует устраивать остановочные пункты для пассажиров отдельно для каждого вида транспорта.
5.4.17. Остановочный пункт состоит из трех основных элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, павильон.
5.4.18. Длина остановочной площадки должна составлять: для трамвая и троллейбуса не менее габаритной длины трамвайного поезда (машины) плюс 3 м, для автобуса - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части.
5.4.19. Дорожную одежду на остановочных площадках следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.
5.4.20. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки.
5.4.21: Если остановочный пункт трамвая рассчитывается на обеспечение посадки и высадки пассажиров одновременно из двух трамвайных поездов, то длина посадочной площадки должна быть увеличена вдвое плюс 3 м длины (минимальная дистанция между трамвайными поездами).
5.4.22. Если остановочный пункт рассчитывается на обеспечение посадки и высадки из двух машин троллейбуса или автобуса, а также в случае эксплуатации троллейбусов по системе многих единиц, длина посадочной площадки должна быть не менее двух габаритных длин троллейбусов или автобусов плюс 8 м - для горизонтальных участков и плюс 10 м - на подъемах и спусках.
5.4.23. Поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 м и на подходе к павильону.
5.4.24. Поверхность посадочных площадок должна иметь поперечный уклон 0,010-0,015 на трамвайных линиях в сторону пути, а на троллейбусных и автобусных линиях - в сторону лотков и иметь твердое покрытие (асфальт, бетонные плиты и т.п.).
5.4.25. Посадочные площадки для автобусов и троллейбусов должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ним тротуара.
5.4.26. Посадочные площадки на трамвайных линиях при проезжей части ограниченной ширины (до 9 м) должны располагаться в одном уровне с головками рельсов, а на широкой проезжей части (более 9 м)- возвышаться на 15 см над проезжей частью, со светящимися маячками и возможным ограждением их перилами. Кроме того, на них должна предусматриваться возможность установки знака "Объезд препятствия справа (слева)".
5.4.27. Выбор типов покрытия посадочных площадок, тротуаров, пешеходных дорожек следует производить с учетом климатических и грунтово-геологических условий.
5.4.28. Площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней павильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел/кв. м.
5.4.29. В тех случаях, когда стоящие на остановочных пунктах троллейбусы и автобусы создают заторы движения и когда для этого есть соответствующие условия (за счет разделительной полосы между тротуаром и проезжей частью, в отдельных случаях и за счет тротуаров), должны устраиваться специальные площадки для заезда к остановочным пунктам троллейбусов и автобусов, называемые заездными карманами. Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. 5.4.17., а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.
5.4.30. Дорожную одежду на заездных карманах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.
5.4.31. Размещение павильона на остановочном пункте должно обеспечивать прямую видимость пассажирам приближающегося транспорта, то есть закрытая часть павильона должна размещаться в левой части площадки остановочного пункта относительно проезжей части. Павильон, рекламно-информационные установки, вывески и таблички, расположенные на остановочном пункте, не должны мешать пассажирам и водителям в правильной оценке дорожной ситуации в районе остановочного пункта, препятствовать посадке и высадке пассажиров. Размер павильона определяют с учетом количества одновременно находящихся на час пик на остановочном пункте пассажиров из расчета 4 чел/кв. м.
5.4.32. Ближайшая грань павильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
5.4.33. Остановочные пункты оборудуют скамьями, которые устанавливают в павильоне или на площадке ожидания из расчета 1 скамья на 10 кв. м площадки.
5.4.34. С павильоном или у скамьи размещают одну урну для мусора рядом.
5.4.35. Остановочный пункт должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии с ГОСТ.
5.4.36. Не допускается размещение в помещении (на площади) павильона торговых киосков. Торговые киоски следует размещать за пределами посадочных площадок.
Разворотные площадки и места отстоя
городского пассажирского транспорта
5.4.37. На начальных и конечных пунктах маршрутной сети ГПТ следует предусматривать разворотные площадки и места отстоя транспорта с учетом необходимости снятия с линии в межпиковый период около 30 процентов подвижного состава.
5.4.38. Для автобуса и троллейбуса площадь разворотной площадки места отстоя ГПТ должна определяться расчетом, в зависимости от количества маршрутов и частоты движения, исходя из норматива:
автобус (троллейбус) большой вместимости - 100 кв. м на одно машино-место;
автобус (троллейбус) особо большой вместимости - 130 кв. м на одно машино-место;
для трамвая площадь разворотной площадки должна определяться расчетом в зависимости от количества маршрутов и частоты движения, исходя из норматива: 0,55-0,8 га - на 1-3 маршрута.
Ширину разворотной площадки следует предусматривать: для автобусов и троллейбусов - не менее 30 метров; для трамваев - не менее 50 метров.
5.4.39. Места отстоя и разворотные площадки ГПТ, в зависимости от их емкости, должны размещаться в удалении от жилой застройки не менее чем на 50 метров.
5.4.40. На конечных и начальных пунктах маршрутов ГПТ должно предусматриваться устройство помещений для водителей и обслуживающего персонала.
5. Сооружения и устройства для хранения
и обслуживания транспортных средств
Нормы по проектированию сооружений и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств принимаются в соответствии с п. 12 ч. III.
6. Инженерное оборудование.
Водоснабжение и канализация. Санитарная очистка
5.6.1. Размеры земельных участков для станций очистки воды в зависимости от их производительности, тыс. м3/сут, следует принимать по проекту, но не более, га:
до 0,8 1
св.0.8до12 2
св. 12 до 32 3
св.32 до 80 4
св. 80 до 125 6
св. 125до250 .12
св. 250 до 400 18
св. 400 до 800 24
5.6.2. Размеры земельных участков для очистных сооружений канализации следует принимать не вышеуказанных в таблице 21:
Таблица 21
Производительность очистных сооружений канализации, тыс. м/сут |
Размеры земельных участков, га |
||
очистных сооружений |
иловых площадок |
биологических прудов глубокой очистки сточных вод |
|
До 0,7 |
0,5 |
0,2 |
- |
св. 0,7 до 17 |
4 |
3 |
3 |
св. 17 до 40 |
6 |
9 |
6 |
св. 40 до 130 |
12 |
25 |
20 |
св. 130 до 175 |
14 |
30 |
30 |
св. 175 до 280 |
18 |
55 |
- |
Примечание:
Размеры земельных участков очистных сооружений производительностью свыше 280 тыс. м3/сут следует принимать по проектам, разработанным в установленном порядке, проектам аналогичных сооружений или по данным специализированных организаций при согласовании с органами Роспотребнадзора.
5.6.3. Размеры земельных участков очистных сооружений локальных систем канализации и их санитарно-защитных зон следует принимать в зависимости от грунтовых условий и количества сточных вод, но не более 0,25 га.
5.6.4. При отсутствии централизованной системы канализации следует предусматривать сливные станции в соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200- 03.
5.6.5. Для города следует предусматривать предприятия по промышленной переработке бытовых отходов - мусороперерабатывающие предприятия.
Нормы накопления бытовых отходов допускается принимать в соответствии с таблицей 22:
Таблица 22
Бытовые отходы |
Количество бытовых |
отходов на 1 чел. в год |
кг |
л |
|
Твердые: от жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом Общее количество по городу с учетом общественных зданий Смет с 1 м2 твердых покрытий улиц, площадей и парков |
190-225 280-300 5-15 |
900-1000 1400-1500 8-20 |
Примечания:
Нормы накопления крупногабаритных бытовых отходов следует принимать в размере 5% в составе приведенных значений твердых бытовых отходов.
7. Инженерное оборудование.
Электро-, тепло-, холодо- и газоснабжение,
связь, радиовещание и телевидение
5.7.1. Расход электроэнергии, потребность в тепле, газе и мощности источников энергоснабжения следует определять:
для промышленных и сельскохозяйственных предприятий - по заявкам действующих предприятий, проектам новых, реконструируемых или аналогичных предприятий, а так же по укрупненным показателям с учетом местных особенностей:
для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд - в соответствии с ВСН 97-83, СНиП 2.04.07-86 и СНиП 2.04.08-87.
Допускается принимать укрупненные показатели электропотребления в соответствии с рекомендуемой таблицей 23:
Таблица 23
Степень благоустройства районов |
Электропотребление, кВт х ч/год на 1 чел. |
Использование максимума электрической нагрузки, ч/год |
Не оборудованные стационарными электроплитами: без кондиционеров с кондиционерами |
1700 2000 |
5200 5700 |
Оборудованные стационарными электроплитами (100% охвата): без кондиционеров с кондиционерами |
2100 2400 |
5300 5800 |
Примечания:
Приведенные укрупненные показатели предусматривают электропотребление жилыми и общественными зданиями, предприятиями коммунально-бытового обслуживания, наружным освещением, городским электротранспортом, системами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
5.7.2. Воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше следует размещать за пределами селитебной территории.
Прокладку электрических сетей напряжением 110 кВ и выше к понизительным подстанциям глубокого ввода в пределах селитебной территории города следует предусматривать кабельными линиями.
Линии электропередачи, входящие в общие энергетические системы, не допускается размещать на территории промышленных зон (районов).
В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы -территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м.
Для вновь проектируемых ВЛ, а также зданий и сооружений допускается принимать границы санитарных разрывов вдоль трассы ВЛ с горизонтальным расположением проводов и без средств снижения напряженности электрического поля по обе стороны от нее на следующих расстояниях от проекции на землю крайних фазных проводов в направлении, перпендикулярном ВЛ:
20 м - для ВЛ напряжением 330 кВ;
30м - для ВЛ напряжением 500 кВ;
40 м - для В Л напряжением 750 кВ;
55 м - для В Л напряжением 1150 кВ.
При вводе объекта в эксплуатацию и в процессе эксплуатации санитарный разрыв должен быть скорректирован по результатам инструментальных измерений.
5.7.3. При реконструкции города следует предусматривать вынос за пределы селитебной территории существующих воздушных линий электропередачи напряжением 35-110 кВ и выше или замену воздушных линий кабельными, а в крупнейших городах в случаях целесообразности застройки освобождаемой территории жилыми или общественными зданиями - также замену существующих открытых понизительных подстанций глубокого ввода закрытыми.
5.7.4. Электрические сети напряжением до 20 кВ на селитебной территории города в районах застройки зданиями в 4 этажа и выше, а также сети всех напряжений на территории курортных комплексов следует, как правило, предусматривать кабельными линиями.
5.7.5. Понизительные подстанции с трансформаторами мощностью 16 тыс. кВ х А и выше и пункты перехода воздушных линий в кабельные, размещаемые на селитебной территории, а на территории курортных комплексов - все трансформаторные подстанции и распределительные устройства следует предусматривать закрытого типа. На подходах к подстанции и пунктам перехода воздушных линий в кабельные сети следует предусматривать технические полосы для ввода и вывода кабельных и воздушных линий.
5.7.6. Размеры земельных участков для закрытых понизительных подстанций, включая комплектные и распределительные устройства напряжением 110-220 кВ, следует принимать не более 0,6 га, а пунктов перехода воздушных линий в кабельные - не более 0,1 га.
5.7.7. При размещении отдельно стоящих распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 6-20 кВ при числе трансформаторов не более двух мощностью каждого до 1000 кВ х А и выполнение мер по шумозащите расстояние от них до окон жилых и общественных зданий следует принимать не менее 10 м, а до зданий лечебно-профилактических учреждений - не менее 15 м.
5.7.8. Теплоснабжение поселений следует предусматривать в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения.
5.7.9. При отсутствии теплоснабжения в районах одно-, двухэтажной жилой застройки с плотностью населения 40 чел/га и выше системы централизованного теплоснабжения допускается предусматривать от котельных на группу общественных и жилых зданий.
5.7.10. Размеры земельных участков для отдельно стоящих отопительных котельных, располагаемых в районах жилой застройки, следует принимать по таблице 24:
Таблица 24
Теплопроизводитель котельных, Гкал/ч (МВт) |
Размеры земельных участков, га, котельных, работающих |
|
на твердом топливе |
на газомазутном топливе |
|
До 5 |
0,7 |
0,7 |
От 5 до 10 (от 6 до 12) |
1,0 |
1,0 |
св. 10 до 50 (св. 12 до 58) |
2,0 |
1,5 |
св. 50 до 100 (св. 58 до 116) |
3,0 |
2,5 |
св. 100 до 200 (св. 116 до 233) |
3,7 |
3,0 |
св. 200 до 400 (св. 233 до 466) |
4,3 |
3,5 |
Примечание:
1. Размеры земельных участков отопительных котельных, обеспечивающих потребителей горячей водой с непосредственным водоразбором, а также котельных, доставка топлива которым предусматривается по железной дороге, следует увеличить на 20%.
2. Размещение золошлакоотвалов следует предусматривать вне селитебной территории. Условия размещения золошлакоотвалов и определение размеров площадок для них необходимо предусматривать по СНиП 2.04.07-86.
3. Размеры санитарно-защитных зон от котельных определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
5.7.11. Размеры земельных участков газонаполнительных станций (ГНС) в зависимости от их производительности следует принимать по проекту, но не более, га, для станций производительностью:
10 тыс. т/год. - 6
20 - 7
40 - 8
5.7.12. Размеры земельных участков газонаполнительных пунктов (ГНП) и промежуточных складов баллонов (ПСБ) следует принимать не более 0,6 га. Расстояния от них до зданий и сооружений различного назначения следует принимать согласно СНиП 2.04.08-87.
5.7.13. Размещение предприятий, зданий и сооружений связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования следует осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
8. Размещение инженерных сетей
5.8.1. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог: под тротуарами или разделительными полосами - инженерные сети в коллекторах, каналах или тоннелях, в разделительных полосах - тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализацию.
На полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые сети низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации и диспетчеризации).
При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц.
5.8.2. При реконструкции проезжих частей улиц и дорог с устройством дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары. При соответствующем обосновании допускаются под проезжими частями улиц сохранение существующих, а также прокладка в каналах и тоннелях новых сетей. На существующих улицах, не имеющих разделительных полос, допускается размещение новых инженерных сетей под проезжей частью при условии размещения их в тоннелях или каналах; при технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжими частями улиц.
5.8.3. Прокладку подземных инженерных сетей следует, как правило, предусматривать: совмещенную в общих траншеях: в тоннелях - при необходимости одновременного размещения тепловых сетей диаметром от 500 до 900 мм, водопровода до 500 мм, свыше десяти кабелей связи и десяти силовых кабелей напряжением до 10 кВ, при реконструкции магистральных улиц и районов исторической застройки, при недостатке места в поперечном профиле улиц для размещения сетей в траншеях, на пересечениях с магистральными улицами и железнодорожными путями. В тоннелях допускается также прокладка воздуховодов, напорной канализации и других инженерных сетей. Совместная прокладка газо- и трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, с кабельными линиями не допускается.
Примечания:
1. На участках застройки в сложных грунтовых условиях (лессовые просадочные) необходимо предусматривать прокладку водонесущих инженерных сетей, как правило, в проходных тоннелях. Тип просадочности грунта следует принимать в соответствии со СНиП 2.01.01-82; СНиП 2.04-02-84; СНиП 2.04.03-85 и СНиП 2.04.07-86.
2. На селитебных территориях в сложных планировочных условиях допускается прокладка наземных тепловых сетей при наличии разрешения местной администрации.
5.8.4. Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 25:
Таблица 25
Инженерные сети |
Расстояние, м, по горизонтали (в свету) от подземных сетей до |
||||||||
фундаментов зданий и сооружений |
фундаментов ограждений предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог |
оси крайнего пути |
Бортового камня улицы дороги (кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины) |
наружной бровки кювета или подошвы насыпи дороги |
фундаментов опор воздушных линий электропередачи напряжением |
||||
железных дорог колеи 1520 мм, ноне менее глубины траншей до подошвы насыпи и бровки выемки |
Железных дорог колеи 750 мм |
до 1 кВ наружного освещения, контактной сети троллейбусов |
св. 1 до 35 кВ |
св.35 до 110 кВ и выше |
|||||
Водопровод и напорная канализация Самотечная канализация (бытовая и дождевая) Дренаж Сопутствующий дренаж Газопроводы горючих газов давления, МПа (кгс/см2); низкого до 0,005 (0,05) среднего св. 0,005 (0,05) до 0,3 (3) высокого: св. 0,3(3) до 0,6 (6) св. 0,6 (6) до 1,2(12) Тепловые сети: от наружной стенки канала, тоннеля от оболочки бесканальной прокладки Кабели силовые всех напряжений и кабели связи Каналы, коммуникационные тоннели Наружные пневмомусоропроводы |
5
3
3
0,4
2 4
10
2
5
0,6
2
2 |
3
1,5
1
0,4
1 1
1
1,5
1,5
0,5
1,5
1 |
4
4
4
0,4
3,8 4,8
7,8
10,8
4
3,2
4
3,8 |
2,8
2,8
2,8
0
2,8 2,8
3,8
3,8
2,8
2,8
2,8
2,8 |
2
1,5
1,5
0,4
1,5 1,5
2,5
2,5
1,5
1,5
1,5
1,5 |
1
1
1
-
1 1
1
2
1
1
1
1 |
1
1
1
-
1 1
1
1
1
0,5
1
1 |
2
2
2
-
5 5
5
5
2
5
2
3 |
3
3
3
- 10 10
10
10
3
10
3
5 |
Примечания:
1. Допускается предусматривать прокладку подземных инженерных сетей в пределах фундаментов опор и эстакад трубопроводов, контактной сети при условии выполнения мер, исключающих возможность повреждения сетей в случае осадки фундаментов, а также повреждения фундаментов при аварии на этих сетях. При размещении инженерных сетей, подлежащих прокладке с применением строительного водопонижения, расстояние их до зданий и сооружений следует устанавливать с учетом зоны возможного нарушения прочности грунтов оснований.
2. Расстояния от тепловых сетей при бесканальной прокладке до зданий и сооружений следует принимать как для водопровода.
3. Расстояния от силовых кабелей напряжением 110-220 кВ до фундаментов ограждений предприятий, эстакад, опор контактной сети и линий связи следует принимать 1,5 м.
5.8.5. Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 26:
Таблица 26
Инженерные сети |
Расстояние, м, по горизонтали (в свету) до |
|||||||||||||
водопровода |
канализации бытовой |
дренажа и дождевой канализации |
газопроводов давления, МПа (кгс/см2) |
кабелей силовых всех напряжений |
кабелей связи |
тепловых сетей |
каналов, тоннелей |
наружных пневмомусоропроводов |
||||||
низкого |
среднего |
высокого |
наружная стенка канала, тоннеля |
оболочка бесканальной прокладки |
||||||||||
до 0,005 (0,5) |
св. 0,005 (0,05) до 0,3(3) |
|
|
|||||||||||
Водопровод |
|
См. прим. 2 |
1,5 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
0,5 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
|
Канализация бытовая Дождевая канализация |
См. прим. 2 1,5 |
0,4 0,4 |
0,4 0,4 |
1 1 |
1,5 1,5 |
2 2 |
5 5 |
0,5 0,5 |
0,5 0,5 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
|
Газопроводы давления, Мпа(кгс/см2): низкого до 0,005 (0,05) среднего св. 0,005 (0,05) до 0,3 (3) высокого: св. 0,3 (3) до 0,6 (6) св. 06 (6) до 12 (12) Кабели силовые всех напряжений Кабели связи прокладки Тепловые сети: от наружной стенки канала, тоннеля от оболочки бесканальной |
1 1 1,5 2 0,5 0,5 1,5 1,5 |
1 1,5 2 5 0,5 0,5 1 1 |
1 1,5 2 5 0,5 0,5 1 1 |
0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 2 1 |
0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 2 1 |
0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 2 1,5 |
0,5 0,5 0,5 0,5 2 1 4 2 |
1 1 1 2 0,1 0,5 0,5 2 2 |
1 1 1 1 0,5 1 1 |
2 2 2 4 2 1 |
1 1 1,5 2 2 1 |
2 2 2 4 2 1 2 2 |
1 1,5 2 2 1,5 1 1 1 |
|
Каналы, тоннели |
1,5 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
- |
1 |
|
Наружные пневмомусоропроводы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
2 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки.
1. Примечания:
При параллельной прокладке нескольких линий водопровода расстояние между ними следует принимать в зависимости от технических и инженерно-геологических условий в соответствии со СНиП 2.04.02-84.
2. Расстояние от бытовой канализации до хозяйственно-питьевого водопровода следует принимать, м: до водопровода из железобетонных и асбестоцементных труб - 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200 мм - 1,5; диаметром свыше 200 мм - 3; до водопровода из пластмассовых труб - 1,5. Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5 м.
3. При параллельной прокладке газопроводов для труб диаметром до 300 мм расстояние между ними (в свету) допускается принимать 0,4 м и более 300 мм - 0,5 м при совместном размещении в одной траншее двух и более газопроводов.
4. В таблице указаны расстояния до остальных газопроводов. Размещение газопроводов из неметаллических труб следует предусматривать согласно СНиП 2.04.08-87.
5.8.6. При пересечении инженерных сетей между собой расстояния по вертикали (в свету) следует принимать в соответствии с требованиями СНиН Н-89-80.
Указанные в обеих таблицах расстояния допускается уменьшать при выполнении соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих требования безопасности и надежности.
5.8.7. Прокладка трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также со сжиженными газами для снижения промышленных предприятий и складов по селитебной территории не допускается.
5.8.8. Магистральные трубопроводы следует прокладывать за пределами территории поселений в соответствии со СНиП 2.05.06-85. Для нефтепродуктов, прокладываемых на территории поселений, следует руководствоваться СНиП 2.05.13- 90.
9. Инженерная подготовка и защита территорий
5.9.1. Инженерная подготовка и инженерно-строительная защита проводится для улучшения качества территории и исключения негативного воздействия на застраиваемые (реконструируемые) территории с целью создания благоприятных условий для рационального функционирования застройки, системы инженерной инфраструктуры, сохранности историко-культурных, архитектурно-ландшафтных и водных объектов, а также зеленых массивов. Вопросы инженерной подготовки и защиты территории решаются на всех стадиях разработки градостроительной документации.
При разработке проектов планировки и застройки городских поселений следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, оползней и обвалов.
5.9.2. При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.
5.9.3. Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии со СНиП 2.04.03-85, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
5.9.4. Дождеприемные колодцы устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц согласно таблице 27:
Таблица 27
Уклон проезжей части улицы, % |
Расстояние между дождеприемными колодцами, м |
до 4 |
50 |
5-10 |
60-70 |
10-30 |
70-80 |
Свыше 30 |
Не более 60 |
5.9.5. Для улиц, внутриквартальных проездов, бульваров, скверов, трассируемых на водоразделах, допускается увеличение расстояния между дождеприемными колодцами в два раза. При формировании значительного объема стока в пределах внутриквартальных территорий необходимо предусматривать ввод дождевой канализации и ее границы, что должно быть обосновано расчетом.
5.9.6. Применение открытых водоотводящих устройств - канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.
5.9.7. На территории с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории коттеджной застройки города и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается открытая осушительная сеть. Норма осушения устанавливается на 3 м от проектных отметок поверхности земли. Для понижения уровня грунтовых вод до нормы осушения территории подтапливаемых микрорайонов должны быть оборудованы дренажной сетью закрытого типа. Возможна локальная защита отдельных зданий и сооружений, и в этом случае норма осушения на прилегающей площади устанавливается на 2 м от проектных отметок поверхности земли.
5.9.8. Территории, расположенные на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне.
За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью; один раз в 100 лет - для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.
5.9.9. На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов.
Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также устройства парков.
5.9.10. На всех участках, подверженных карстово-суффозионным процессам, подлежащих любому виду градостроительного освоения, должны предусматриваться мероприятии в виде:
прекращения интенсивного использования артезианских скважин для постоянного глубинного водосбора в зонах влияния на карстово-суффозионный процесс;
организация контроля за водоотбором;
устройства противофильтрационных завес или перехватывающих дренажей на пути потоков грунтовых вод.
5.9.11. При террасировании рельефа следует проектировать подпорные стенки и откосы. Грунтовые откосы следует формировать согласно СНиП 2.05.02-85* и СНиП 3.02.01-87.
Максимальные величины углов естественных откосов в зависимости от видов грунтов приведены в таблице 28:
Таблица 28
Грунт откоса |
Максимальный угол естественного откоса (в градусах) |
Песок |
27 |
Супесь |
30 |
Суглинок |
40 |
Глина |
60 |
5.9.12. Откосы должны быть укреплены. Выбор материала и технологии укрепления зависит от местоположения откоса на территории городов, предполагаемого уровня механических нагрузок на склон, крутизны склона и формируемой среды.
5.9.13. Подпорные стенки следует проектировать с учетом разницы высот сопрягаемых террас. Перепад рельефа менее 0,4 м следует оформлять бортовым камнем или выкладкой естественного камня. При перепадах рельефа более 0,4 м подпорные стенки следует проектировать как инженерное сооружение (СНиП 2.01.15-90), обеспечивая устойчивость верхней террасы гравитационными (монолитные, из массивной кладки) или свайными (тонкие анкерные, свайные ростверки) видами подпорных стенок.
5.9.14. Необходимо предусматривать ограждение подпорных стенок и верхних бровок откосов при размещении на них транспортных коммуникаций согласно ГОСТ Р-52289-2004*. Также следует предусматривать ограждения пешеходных дорожек, размещаемых вдоль этих сооружений, при высоте подпорной стенки более 1,0 м, а откоса - более 2 м. Высота ограждения должна составлять не менее 0,9 м.
5.9.15. В жилых районах на участках холмистого рельефа все крутые склоны должны быть оборудованы системой нагорных и водоотводных каналов.
5.9.16. На территориях, сложенных естественными грунтами с низкими прочностными свойствами и на техногенных образованиях в качестве фундаментов жилых зданий и сооружений инженерной инфраструктуры микрорайонов следует преимущественно применять монолитные железобетонные плиты со специальной подготовкой оснований.
5.9.17. В историческом центре города для обеспечения устойчивости архитектурных комплексов и отдельных памятников следует устанавливать границы подземных охранных зон, для которых определяются ограничения вторжений в подземное пространство и режимы строительства, производства, производства разведочного бурения, водопонижения, эксплуатации сооружений и инженерных сетей.
5.9.18. Территории в городской черте, нарушенные карьерами и отвалами отходов производства, подлежат рекультивации для использования, в основном, в рекреационных целях. На этих территориях должен быть создан характерный ландшафт путем планировок и подсыпок грунтом, а также почвенный покров, для чего следует использовать снятый и складированный плодородный слой с других участков строительства.
5.9.19. При реабилитации ландшафтов и малых рек для организации рекреационных зон следует проводить противоэрозионные мероприятия агротехническими и агромелиоративными методами, а также берегоукрепление и формирование пляжей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.