Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
Липецкая область (далее - область) - одна из наиболее индустриально развитых областей России. По объему промышленного производства она занимает ведущее место среди областей Центрального Федерального округа.
Существенный вклад в создаваемый в области валовой региональный продукт вносят предприятия промышленности. По оценке комитета государственной статистики области, доля промышленности в составе регионального продукта в последние годы составляет около 60%. Промышленность обеспечивает занятость третьей части экономически активного населения области и три четвертых налоговых поступлений в областной бюджет, представлена предприятиями практически всех отраслей. На протяжении последних лет среднегодовой темп роста промышленного производства составляет 107% (по России-105%), в 2007 г. - 108%.
В то же время ряд характеристик промышленной деятельности имеет негативную направленность, сдерживающую дальнейшее развитие промышленности области.
Анализ работы промышленности области позволяет выделить (сгруппировать) основные существующие проблемы:
1. Наличие в промышленном секторе экономики области предприятий с нестабильным финансово-экономическим положением, требующих проведения процедур реформирования и финансового оздоровления (по итогам 2007 года доля убыточных организаций в обрабатывающих производствах составила 36% от общего числа организаций).
2. Высокая доля износа основных фондов, технологически отсталое и морально устаревшее оборудование (по итогам 2007 года степень износа основных фондов в промышленности составила 37,2%).
3. Низкий уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий.
4. Значительную долю в промышленном секторе экономики области занимают предприятия не производящие или производящие незначительные объемы инновационной продукции (доля инновационно активных предприятий в 2007 году составила 10,4% от общего количества предприятий).
5. Низкие темпы освоения инновационных технологий, оборудования и видов продукции (доля отгруженной продукции инновационного характера в 2007 году составила 3,5% от общего объема промышленного производства области, без учета предприятий черной металлургии).
6. Сдерживающим фактором опережающего инновационного развития является отсутствие системы коммерциализации и внедрения в производство научных разработок.
7. Моноотраслевая структура промышленного сектора экономики области (доля объема выпуска продукции предприятиями черной металлургии составляет в 2007 году составила 62%).
8. Недостаточная инвестиционная привлекательность промышленного комплекса области.
Программа является одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года и логическим продолжением промышленной политики области по созданию условий для организации и развития конкурентоспособных и эффективных производств.
Актуальность Программы обусловлена проводимой государственной политикой по решению задач, поставленных Президентом РФ по удвоению Валового Внутреннего продукта, задач, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2007 году и на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" в части улучшения основных макроэкономических показателей экономики и обеспечения должного уровня экономической свободы, создания равных условий конкуренции.
Программа как базовый системный документ определяет задачи промышленной деятельности в области на 2009 - 2011 годы и позволяет сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы, достижение которых позволит создать благоприятные условия для дальнейшего эффективного развития промышленного комплекса и научно-технического потенциала области, повышения занятости и качества жизни населения, решения социально-экономических проблем области, являются:
1. Повышение конкурентоспособности и ускорение темпов роста промышленного производства.
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.1. Повышение эффективности работы промышленных производств.
Приоритетные направления работ:
- обеспечение стимулирования процессов реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий на основе создания эффективных систем и комплексных механизмов управления на реформируемых предприятиях, обеспечивающих непрерывный процесс улучшения финансового состояния и конкурентоспособности предприятий.
1.2. Содействие масштабному технологическому обновлению промышленных производств на основе внедрения передовых технологий.
Приоритетные направления работ:
- формирование позитивного (заинтересованного) отношения промышленных предприятий к процессам технического перевооружения и модернизации производств;
- обеспечение стимулирования процессов технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий по следующим направлениям: производство комплектующих изделий для сложнобытовой техники, производство сельхозтехники, оборудования и запасных частей, производство автокомпонентов и готовых металлических изделий.
1.3. Повышение качества продукции и конкурентоспособности производств.
Приоритетные направления работ:
- обеспечение стимулирования промышленных предприятий по сертификации системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам;
- целевая подготовка специалистов промышленных предприятий по проблемам качества продукции и конкурентоспособности предприятий;
- активное продвижение интересов промышленного комплекса области на межрегиональном и международном уровнях;
- проведение мероприятий по популяризации и повышению престижа рабочих специальностей и инженерного труда в целях привлечения квалифицированных кадров на промышленные предприятия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития.
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
2.1. Повышение восприимчивости предприятий к инновациям.
Приоритетные направления работ:
- организация мониторинга инновационных процессов и тенденций в промышленном секторе экономики области;
- проведение мероприятий, способствующих повышению инновационной активности промышленных предприятий;
- целевая подготовка специалистов промышленных предприятий по вопросам, способствующим повышению инновационной активности предприятий.
2.2. Развитие системы коммерциализации и внедрение результатов научных разработок.
Приоритетные направления работ:
- обеспечение стимулирования промышленных предприятий внедряющих инновации в производство;
- проведение мероприятий по обмену опытом, популяризации и повышению престижа труда рационализаторов и изобретателей.
3. Диверсификация промышленного комплекса.
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
3.1. Развитие потенциала особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа.
Приоритетные направления работ:
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в области;
- привлечение новых участников в ОЭЗ РУ ППТ и инвестиций для развития инфраструктуры ОЭЗ РУ ППТ.
3.2. Укрепление и развитие благоприятного инвестиционного климата.
Приоритетные направления работ:
- содействие по установлению прямых контактов и сотрудничества промышленных предприятий с потенциальными инвесторами и кредитно-финансовыми учреждениями, формирование положительного имиджа успешно развивающихся промышленных предприятий области;
- организация и проведение международных конференций.
Выполнение поставленных целей и задач позволит сформировать благоприятные условия для устойчивого и динамичного роста объемов промышленного производства, перехода промышленности в режим инновационного развития, привлечения инвестиций в экономику области.
Достижение целей будет осуществляться посредством предусмотренных Программой мероприятий.
Постановлением Администрации Липецкой области от 27 августа 2009 г. N 313 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Предполагаемый объем средств на реализацию программных мероприятий составляет 49349 тыс. руб., в том числе:
2009 год - 12745 тыс. руб.;
2010 год - 19526 тыс. руб.;
2011 год - 17078 тыс. руб.
Управлению промышленности, развития малого и среднего бизнеса Липецкой области предусматривается 41647 тыс. руб., из них на 2009 г. - 10888 тыс. руб., 2010 г. - 16961 тыс. руб., 2011 г. - 13798 тыс. руб.
Управлению инвестиций и международных связей Липецкой области предусматривается 7702 тыс. руб., из них на 2009 г. - 1857 тыс. руб., 2010 г. - 2565 тыс. руб., 2011 г. - 3280 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация области.
Управление промышленности, развития малого и среднего бизнеса Липецкой области осуществляет:
- выполнение мероприятий программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- координацию деятельности по реализации Программы;
- аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от их запланированных показателей в рамках реализации Программы и вносит предложения по уточнению ее целевых установок;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год
Управление инвестиций и международных связей Липецкой области осуществляет:
- реализацию мероприятий программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- оказание методической помощи и содействие в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- распространение презентационных материалов - через посольства, торговые экономические представительства зарубежных стран, международные объединения деловых кругов, среди исполнительных органов власти, потенциальных инвесторов, территориальных образований иностранных государств и РФ, зарубежных и российских некоммерческих и коммерческих организаций, по другим каналам с последующим анализом результатов данной работы;
- подготовку предложений координатору программы по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий при формировании бюджета на очередной финансовый год, исполнителями которых являются.
Главные распорядители бюджетных средств - исполнители Программы, выполняют обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными Законом Липецкой области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация области.
Управление промышленности, развития малого и среднего бизнеса Липецкой области представляет отчетные данные об исполнении Программы в управление контроля и проверки исполнения, экономики администрации области, финансов области в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы, обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы, в том числе: создает и размещает в средствах массовой информации тематические разделы (рубрики), циклы теле- и радиопередач по основным направлениям Программы; изготавливает и размещает социальную рекламу (как в средствах массовой информации, так и на наружных носителях - рекламных щитах, перетяжках, билбордах и т.п.); организует и проводит творческие конкурсы среди журналистов и средств массовой информации в соответствии с целями и задачами Программы; осуществляет иные мероприятия по ее информационному сопровождению.
5. Оценка эффективности Программы
Назначение Программы - стимулирование процессов, направленных на эффективное решение приоритетных для развития промышленности области задач, посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования.
Результатом реализации Программы является создание условий для повышения конкурентоспособности и ускорения темпов роста промышленного производства, для системного перехода промышленности в режим инновационного развития и диверсификации промышленного комплекса.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе сравнения фактических показателей развития промышленного комплекса области и целевых индикаторов, приведенных в таблице.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от степени исполнения принятой в Программе стратегии промышленной политики, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Целевые индикаторы оценки эффективности Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.