Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть
муниципальной долгосрочной целевой программы
"Население Лев-Толстовского муниципального района:
стратегия народосбережения 2009-2011 годы"
1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Сложившаяся демографическая ситуация в Лев-Толстовском районе не связана непосредственно и исключительно с экономическими трудностями переходного периода. Демографические процессы слишком инерционны и не могут быть объяснены изменениями в благосостоянии населения на таком промежутке времени. Сегодняшние тенденции имеют корни в процессах, искажавших структуру населения и влиявших на его численность на протяжении всего XX века.
Лев-Толстовский район (далее - район) входит в группу районов Липецкой области, которые имеют в основном однотипные негативные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие депопуляции (высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости); старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности; высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и связанный с ней большой разрыв в ожидаемой продолжительности предстоящей жизни у мужчин и женщин; недостаточный миграционный прирост населения.
численность населения:
на 01.01.2003 г. - 18525 человек
на 01.01.2004 г. - 18343 человека
на 01.01.2005 г. - 17600 человек
на 01.01.2006 г. - 17320 человек
на 01.01.2007 г. - 17143 человека
на 01.01.2008 г. - 16940 человек
рождаемость: смертность:
2003 год - 148 детей 2003 год - 371 человек
2004 год - 140 детей 2004 год - 360 человек
2005 год - 159 детей 2005 год - 369 человек
2006 год - 160 детей 2006 год - 358 человек
2007 год - 161 ребенок 2007 год - 288 человек
2008 год - 197 детей 2008 год - 326 человек
Как показывают цифры за последние шесть лет численность населения Лев-Толстовского района уменьшилась на 1585 человек или на 8,5%. При таких темпах через 50 лет в районе не останется ни одного жителя. Главная причина снижения численности населения - смертность. На протяжении последних лет мы ежегодно теряем более 300 человек по причине их смертности. Основные причины смертности - заболевания сердечно-сосудистой системы - в 2008 году - из 326 умерших - 211 или 65 % (в 2007 году - из 288 умерших - 149 или 51%), злокачественные образования - в 2008 году - 171 человек или 52 % (в 2007 году - 27 человек или 9%), высока доля смертности населения от неестественных причин: отравления алкоголем, убийства, самоубийства - 40 человека или 12 % из них в трудоспособном возрасте 18 человек На протяжении уже многих лет общую тенденцию смертности определяет ситуация со смертностью трудоспособного населения. И основные причины их смертности это несчастные случаи в состоянии алкогольного опьянения, от отравлений алкоголем, дорожные травмы.
Наряду с высокой смертностью огромной проблемой является низкая рождаемость населения, несмотря на то, что за три прошедших года, впервые за несколько лет, произошел рост рождаемости, показатель рождаемости на 1000 человек населения района составил 9,5 на 1000 человек населения, что выше средне-областного - 9,4 на 1000 родившихся.
В последние годы характер рождаемости в районе определяется массовым распространением малодетности, т.е. 1-2 ребенка в семье.
Отказ многих женщин от рождения детей или откладывание желания обзавестись потомством в ближайшее время, в значительной степени обусловлены удорожанием жизни населения, при котором затраты на содержание и воспитание, даже одного ребенка, нередко ставят перед семьей трудноразрешимую экономическую проблему.
Все более распространенными становятся неформальные брачные сожительства или, как их принято сейчас называть, гражданские браки.
За последнее время значительно улучшилось положение с брачностью населения, так в 2008 году на 97 заключенных браков пришлось 74 развода, 2007 году на 129 заключенных браков пришлось 72 развода, для сравнения в 2006 году на 110 браков 60 разводов, в 2005 году - 93 брака и 75 разводов, в 2004 году было заключено 99 браков и 66 разводов. Возросшее количество браков вселяет уверенность в том, что увеличится рождаемость.
Одна из серьезных причин сокращения численности населения трудоспособного возраста, является миграция населения.
Ежегодно десятки молодых людей выезжают за пределы района и после окончания учебных заведений стараются закрепится в городе, только единицы возвращаются в родные места. Еще одно направление - скрытая миграция - отъезд значительной части мужского населения трудоспособного возраста на заработки за пределы района и области. Последствия сказываются на развитии экономики района, так как это вызывает дефицит рабочей силы.
Таким образом, демографические процессы, которые происходят в нашем районе, по большинству показателей продолжают ухудшаться, что в перспективе приведет к усилению проблем в экономической и социальной сферах района.
Последствия существенного сокращения численности населения района могут быть крайне негативными.
Существенное сокращение численности населения трудоспособного возраста затруднит экономическое развитие района. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности трудоспособного населения вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой миграции. В то же время рост доли населения пенсионного возраста заставит выделять все большие средства на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание.
Заметно затормозить убыль населения района может проведение активной демографической политики.
Среди основных направлений демографической политики в районе приоритетным является повышение рождаемости, ибо при ее уровне ниже рубежа простого воспроизводства населения никакая даже самая низкая смертность не обеспечит прекращение убыли населения и стабилизацию ее численности.
Оптимизация миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не могут рассматриваться как панацея в решении проблем демографической динамики. Но в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения района, омоложению его возрастного состава.
Стратегическая цель демографической политики в области рождаемости - восстановление рождаемости до 2-3 детей в большинстве семей, постоянно проживающих на территории района.
В целях улучшения демографической ситуации в районе осуществлялись мероприятия, направленные на повышение уровня благосостояния населения, увеличение реальных доходов граждан, социальную защиту семьи, формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семьи с детьми.
Ежеквартально проводился анализ демографической ситуации в районе, подготовлены предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в реализуемые на территории района программы. Ведется информационно-просветительская работа с целью формирования здорового образа жизни населения и популяризации семейных ценностей. Проводились различные мероприятия, посвященные Международному дню 8 Марта, Международному дню Семьи, дню Матери, Дню Отца, Международному дню защиты детей, Дню семьи, любви и верности.
Материалы о приоритетах демографической политики и принимаемых мерах по стабилизации демографической ситуации в районе оперативно размещаются на страницах районной газеты "Народное слово".
Настоящая Программа предусматривает комплекс дополнительных правовых, информационных, организационных, финансовых мер для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, обеспечения количественного и качественного роста населения, и в первую очередь - дополнительных мер по реализации имеющихся резервов в области рождаемости и укрепления института семьи.
2. Цели
и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографическом развитии района.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- создать правовые, информационные, организационные и финансовые условия для преодоления негативных тенденций в демографических процессах, обеспечить количественный и качественный рост населения;
- принять дополнительные меры по реализации имеющихся резервов в области рождаемости и укрепления института семьи
3. Система
программных мероприятий
Мероприятиями Программы предусматривается создание условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографическом развитии района.
В этих целях предусматриваются основные направления реализации Программы.
Повышение рождаемости и укрепление института семьи:
- повышение престижа семей, воспитывающих нескольких детей;
- повышение авторитета родителей в воспитании детей, особенно отцов;
- проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного здоровья населения и противодействие абортам.
4. Механизм
реализации Программы
Реализация Программы осуществляется исполнителями Программы.
Администрация района:
- осуществляет корректировку Программы по промежуточным итогам ее реализации;
- проводит ежегодный анализ целевого использования средств, выделенных на реализацию Программы;
- разрабатывает предложения по объемам финансовых средств районного бюджета, направленных на реализацию Программы;
- проводит информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач Программы через средства массовой информации.
Исполнители Программы:
- осуществляют ежегодную подготовку предложений по объемам финансовых средств, направляемых на выполнение мероприятий Программы за счет бюджетных средств;
- составляют отчет об использовании средств, направленных на реализацию Программы.
5. Оценка
эффективности реализации Программы
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
- увеличение доли семей, воспитывающих 2-х и более детей;
- сокращение числа прерываний беременностей по немедицинским показаниям;
- сокращение числа разводов;
- рост рождаемости.
Перечень
мероприятий районной целевой программы
"Население Лев-Толстовского района:
стратегия народосбережения 2009-2011 годы"
N п/п |
Наименование мероприятий |
Объем финансирования тыс. руб. |
Источник финансирования |
Исполнители |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||||
1. |
Приобретение ценного подарка на рождение первого ребенка в районе в новом году. |
4 |
4 |
4 |
Районный бюджет |
МУЗ "Лев-Толстовская" ЦРБ Отдел по работе с детьми, молодежью массовому спорту и демографической политики |
2. |
Проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному дню 8 Марта |
20 |
20 |
20 |
Районный бюджет |
Отдел культуры и искусства Отдел по работе с детьми, молодежью массовому спорту и демографической политики |
3. |
Проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному дню Семьи |
10 |
10 |
10 |
Районный бюджет |
-//-//-//- |
4. |
Проведение праздничных мероприятий, посвященных дню Матери |
30 |
30 |
30 |
Районный бюджет |
-//-//-//- |
5. |
Проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному дню защиты детей |
10 |
10 |
10 |
Районный бюджет |
Отдел образования Отдел культуры и искусства Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
6. |
Проведение районного праздника "День Отца" |
17 |
17 |
17 |
Районный бюджет |
Отдел культуры и искусства Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
7. |
Проведение районной конференции женщин |
2 |
2 |
2 |
Районный бюджет |
Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
8. |
Организация работы клуба "Молодая семья" |
2 |
2 |
2 |
Районный бюджет |
Отдел ЗАГС |
9. |
Чествование жителей района, отмечающих золотые и бриллиантовые юбилеи семейной жизни |
19 |
20 |
25 |
Районный бюджет |
Отдел ЗАГС |
10. |
Проведение районной акции "Семья-семье" |
1 |
1 |
1 |
Районный бюджет |
ОСЗН, отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
11. |
Проведение различных мероприятий и вечеров отдыха, организация походов и экскурсий |
65 |
70 |
75 |
Районный бюджет |
Отдел культуры и искусства Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
12. |
Участие жителей района в различных областных мероприятиях |
5 |
5 |
5 |
Районный бюджет |
Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
13. |
Обеспечение размещения на страницах районной газеты "Народное слово" постоянных разделов (рубрик) о приоритетах демографической и семейной политики и о принимаемых мерах по стабилизации демографической ситуации в районе и области |
- |
- |
- |
- |
Редакция районной газеты "Народное слово" |
14. |
Размещение социальной рекламы, направленной на формирование ценностей семейной жизни, материнства, отцовства, здорового образа жизни |
- |
- |
- |
- |
Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
15. |
Демографическая экспертиза нормативных, правовых актов, направленных на повышение рождаемости и укрепление статуса семьи, снижения смертности и рост продолжительности жизни, оптимизацию миграционных процессов |
- |
- |
- |
- |
Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
16. |
Проведение семинаров по проблемам семейно-демографической политики для глав сельсоветов и руководителей структурных подразделений администрации района и представителей общественных организаций |
- |
- |
- |
- |
Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
17. |
Проведение работы по обучению населения правилам оказания первой медицинской помощи |
- |
- |
- |
- |
МУЗ "Лев-Толстовская" ЦРБ |
18. |
Обеспечить изготовление и размещение наглядной агитации по предупреждению несчастных случаев в быту, правилам пожарной безопасности, поведения на воде, в т.ч. в зимнее время в образовательных учреждениях на предприятиях и организациях района всех форм собственности |
- |
- |
- |
- |
МУЗ "Лев-Толстовская" ЦРБ Отдел образования руководители организаций и предприятий района |
19. |
Ежеквартальный прием у главы Лев-Толстовского муниципального района одаренных детей, отличников учебы 9-11 классов и ПУ-9. |
165 |
170 |
175 |
Районный бюджет |
Отдел образования |
20. |
Ежеквартальные встречи малообеспеченных беременных женщин (с 21 недели беременности) и кормящих матерей (до 1 года) с представителями ОСЗН, МУЗ ЦРБ (с выдачей продуктовых наборов на сумму 400 руб. в месяц). |
250 |
300 |
350 |
Районный бюджет |
ОСЗН МУЗ "Лев-Толстовская" ЦРБ Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
21. |
Ежеквартальный районный праздник "Я родился", с участием родителей новорожденных в районе детей. |
400 |
420 |
440 |
Районный бюджет |
ОСЗН МУЗ "Лев-Толстовская" ЦРБ Отдел по работе с детьми, молодежью, массовому спорту и демографической политики |
|
Итого на программу: |
1000 |
1081 |
1166 |
Районный бюджет |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.