Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а- 2563/2023 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Швыряевой Натальи Павловны, ООО "Центрсвязьстрой" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1.2 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом 8362 в Перечень на 2023 год включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0001019:10894, расположенное по адресу: адрес (далее - Помещение 10894).
Пунктом 7112 в Перечень на 2023 год включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:04:0001019:10389, расположенное по адресу: адрес (далее -Помещение 10389).
ИП фио обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеозначенные пункты Перечня на 2023 год.
В порядке частей 3 и 4 статьи 41 КАС РФ в административное дело в качестве соистца вступило ООО "Центрсвязьстрой".
В обоснование требований указано о том, что Помещения не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1. Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; для собственника увеличено налоговое бремя.
При вынесении решения судом не разрешен вопрос о признании недействующим вышеуказанных пунктов Перечня на 2023 год.
Представитель ИП Швыряевой Н.П. и ООО "Центрсвязьстрой" в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил о вынесении по ним дополнительного решения.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития адрес в судебном заседании против удовлетворения указанных требований возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили; судом на основании статей 150, 152, 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что фио является собственником Помещений, что подтверждается представленными в материалы административного дела выписками из ЕГРН; ее право собственности зарегистрировано 10 января 2022 года. Ранее указанного времени с 20 декабря 2016 года Помещения принадлежали ООО "Центрсвязьстрой", которое передало их Швыряевой Н.П. на основании соглашения об отступном от 22 декабря 2021 года. Площадь Помещения 10894 составляет 730, 2 кв.м, площадь Помещения 10389 - 450 кв.м.
Данные Помещения расположены в многоквартирных домах с кадастровыми номерами, соответственно, 77:04:0001019:10859 по адресу: адрес (Помещение 10894) и 77:04:0001019:10113 по адресу: адрес (Помещение 10389).
Никем не оспаривается, что фио обязана уплатить в отношении Помещений налоги исходя из их кадастровой стоимости, в том числе по повышенной налоговой ставке, так как они включены в Перечень на 2023 год; это свидетельствует о ее праве на обращение в суд с настоящими требованиями.
Также установлено, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 г. "Устав адрес", статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона адрес от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах адрес", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечень на 2023 год официально опубликован и размещен на официальном сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ (размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022).
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории адрес в соответствии со статьей 1.1 (пункт 2.1.) Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на спорные налоговые периоды налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории адрес осуществляется в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
В соответствии с положениями данного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4.).
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6.).
При этом для целей Порядка торговым объектом признается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что Помещения включены в Перечень на 2023 год ввиду их расположения в многоквартирных домах, площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 кв.м. исходя из их фактического использования под торговые объекты, установленного на основании актов Госинспекции N9120614/ОФИ от 31 июля 2020 года (в отношении Помещения 10389), а также N 9043441/ОФИ от 14 февраля 2020 года и N9120620/ОФИ от 29 июля 2020 года (в отношении Помещения 10894).
Как следует из актов N 9043441/ОФИ от 14 февраля 2020 года и N9120620/ОФИ от 29 июля 2020 года (в отношении Помещения 10894) в нем размещается объект торговли (магазин "Пятерочка" (ООО "Агроторг") (доля такого вида использования - 100%).
Оснований не доверять указанным актам и ставить под сомнение их выводы суд не имеет; они составлены уполномоченными на то должностными лицами, подписаны всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в них расчеты ясны, а заключения не оспорены; на фототаблицах подробным образом зафиксирована работа магазина; проверки фактического использования Помещения 10894 проведены в соответствии с требованиям Порядка, в том числе с доступом в помещение и указанием в актах выявленных признаков размещения торгового объекта, фотофиксацией вывесок и информационных стендов магазина, торгового оборудования, используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В материалы дела не представлено доказательств, которые бы объективно опровергали или ставили под сомнения выводы данных актов, последние отвечают требованиям процессуального закона (статьи 59-61 КАС РФ); нахождение в Помещении 10894 названного выше магазина в спорный налоговый период сторона административных истцов также оспаривает (статья 65 КАС РФ).
При таких данных, акты N 9043441/ОФИ от 14 февраля 2020 года и N9120620/ОФИ от 29 июля 2020 года, по убеждению суда, могут быть положены в основу решения как подтверждающие в полной мере фактическое использование Помещения 10894 в юридически значимый период в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
При этом, согласно собранным по делу доказательствам в многоквартирном доме с кадастровым номером 77:04:0001019:10859 по адресу: адрес, в котором расположено Помещение 10894, общая площадь нежилых помещений составляет 3 356, 3 кв.м, что также соответствует требованиям пункта 2.1 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Доводы стороны административных истцов об обратном и представленные в обоснование этих аргументов расчеты судом проверены и признаются несостоятельными с учетом представленных Управлением Росреестра по Москве и органами технического учета (инвентаризации) сведений о нежилых помещениях в доме; оснований полагать, что общая площадь нежилых помещений включает "сдвоенную" площадь одних и тех же помещений, не имеется; повторность в подсчете площади нежилых помещений отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что включение Помещения 10894 в Перечень на 2023 год в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и не нарушает права заявителей; нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в оспариваемой части, не имеется.
При таких данных, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействующими пункта 8362 Перечня на 2023 год.
Согласно акту N9120614/ОФИ от 31 июля 2020 года на Помещение 10389 мероприятия проведены в плановом порядке, без доступа в нежилое помещение; при его визуальном внешнем осмотре установлен пункт выдачи товаров Wildberries, зафиксированная вывеска которого представлена на фототаблице, в связи с чем заключено о размещении в Помещении 10389, площадью 450, 5 кв.м, объекта торговли (доля такого вида использования - 100%).
Вместе с тем, к указанному акту суд относится критически в силу следующего.
По фотоматериалам раздела 5 "Фототаблица" акта N9120614/ОФИ от 31 июля 2020 года у обследованного помещения на входе зафиксирован пандус с прямым съездом (перпендикулярно входу и стене дома), какие-либо фотографии с адресом многоквартирного дома в акте отсутствуют.
Вместе с тем, как следует из объяснений представителя административных истцов и дополнительно подготовленных им фотоматериалов входной группы в Помещение 10389, выполненных по состоянию на 16 мая 2023 года, на входе в спорное помещение организован пандус с поворотом на 90 градусов и съездом вдоль внешнего фасада дома, а пункт выдачи заказов расположен в соседнем многоквартирном доме по адресу: адрес.
Оснований не доверять указанным доказательствам и доводам стороны административных истцов суд не имеет; они подтверждаются ответом ООО "Вайлберриз" на судебный запрос, из которого следует, что у организации и ее партнеров по адресу: адрес не находится и не функционирует пункт выдачи заказов, а сведения о такого рода конфигурации пандуса при входе в Помещение 10389 приведены на поэтажном плане МосгорБТИ и, кроме того, зафиксированы на фототаблице в актах Госинспекции N9043435 от 14 февраля 2020 года, N91230169ОФИ от 23 ноября 2022 года о фактическом использовании Помещения 10389 для целей налогообложения.
При таких данных, суду представляется, что в акте N9120614/ОФИ от 31 июля 2020 года на фототаблице зафиксировано не спорное помещение; ввиду изложенного указанный документ, вопреки доводам административного ответчика, объективно не подтверждает фактическое использование Помещения 10389 под размещение объектов торговли на 1 января 2023 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Как следует из акта Госинспекции N9043435 от 14 февраля 2020 года, Помещение 10389 для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости не используется; указанный акт незаконным не признан, оснований не доверять ему не имеется.
Из объяснений представителя административных истцов, договора аренды от 11 июня 2021 года и дополнительного соглашения к нему от 09 февраля 2022 года при рассмотрении административного дела судом установлено, что с 11 июня 2021 года часть Помещения 10389, площадью 243, 4 кв.м, передана во временное владение и пользование ИП фио под детское дошкольное учреждение.
Оснований не доверять указанным доказательствам суд также не имеет, они в полной мере согласуются со сведениями, изложенными в акте Госинспекции N91230169ОФИ от 23 ноября 2022 года, содержащего заключение о том, что 96, 83% общей площади Помещения 10389 используются в образовательной деятельности под размещение детского сада "Росток". Данный акт составлен непосредственно перед началом спорного налогового периода, с доступом в спорное помещение (без фотофиксации непосредственно занятий в групповых детских комнатах) и содержит подкрепленные поэтажными планами, экспликацией, сведениями открытых источников и фотоматериалами конкретные указания на выявленные признаки размещения и работы детского сада.
При этом, стороной административных истцов также в материалы дела представлена лицензия N 040528 от 20 декабря 2019 года, выданная Департаментом образования и науки адрес фио, на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по вышеуказанному виду и уровню образования.
Оценивая указанные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, принимая во внимание, что договор аренды Помещения 10389 никем не оспорен, суд находит, что материалами дела подтверждается, что в юридически значимый период в Помещении 10389 осуществлялась образовательная деятельность.
Учитывая изложенное, несмотря на то, что собранными по делу доказательствами также подтверждается, что в многоквартирном доме с кадастровым номером 77:04:0001019:10113 по адресу: адрес, в котором расположено Помещение 10389, общая площадь нежилых помещений превышает 3 000 кв.м, по убеждению суда, данное помещение в Перечень на 2023 год включено неправомерно; никаких объективных доказательств фактического использования Помещения 10389 на 1 января 2023 года под торговлю либо иную упомянутую в статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" деятельность, административным ответчиком в нарушение требований статей 62 и 213 КАС РФ не представлено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы касательно включения Помещения 10389 в Перечень на 2023 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права Швыряевой Н.П, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения; в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца этот пункт Перечня подлежит признанию недействующими с момента вступления его в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Согласно части 1 статьи 193 КАС РФ до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 183, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов адрес") в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 7112.
В удовлетворении требований о признании недействующими пункта
8362 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов адрес"), отказать.
Сообщение о принятии настоящего дополнительного решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Дополнительное решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Дополнительное решение в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.