Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио начальника УВД по адрес ГУ МВД России по
адрес фио на решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Продсоюз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Первого заместителя прокурора адрес фио от 11 декабря 2020 года в отношении ООО "Продсоюз" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес - начальника отделения миграционного контроля фио N 221/163 от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением заместителя начальника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио от 25 января 2022 года, ООО "Продсоюз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с назначением наказания виде штрафа в размере сумма.
Решением судьи Хорошевского районного суда адрес от 28 марта 2023 года решение заместителя начальника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио от 25 января 2022 года отменено, дело возвращено в административный орган на новое рассмотрение жалобы ООО "Продсоюз" на постановление должностного лица.
В Московский городской суд обратился врио начальника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио с жалобой в порядке ст. 30.9 КоАП РФ на решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Продсоюз", в которой выражает несогласие с выводами судьи районного суда, считает, что оснований для отмены решения вышестоящего должностного лица административного органа не имелось, поскольку факт совершения правонарушения доказан материалами дела.
В судебное заседание заявитель жалобы - врио начальника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявлял.
Представитель УВД по адрес ГУ МВД России по адрес по доверенности фио явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Заместитель прокурора адрес фио направила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя прокуратуры округа, решение по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.
Защитники ООО "Продсоюз" фио, фио в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы врио начальника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио, полагая исполненной обязанность по уведомлению компетентного органа в сфере миграции в соответствии с требованиями закона.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав в судебном заседании участников процесса, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно ч 4 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом названного пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены приказом МВД России от 04 июня 2019 года N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на адрес".
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, должностными лицами прокуратуры адрес
07 сентября 2020 года в ходе проведения проверки соблюдения работодателем миграционного законодательства РФ установлен факт нарушения ООО "Продсоюз" требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона N 115 -ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившегося в не уведомлении в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты прекращения (расторжения) трудового договора территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о расторжении трудового договора с 21 февраля 2020 года с гражданином адрес
В ходе проверки установлено, что гражданин адрес осуществляла трудовую деятельность в ООО "Продсоюз" в качестве котломойщика на основании трудового договора N 887
от 20 августа 2019 года и приказом N 198 о прекращении (расторжении) трудового договора уволен 21 февраля 2020 года.
ООО "Продсоюз" представило уведомление о прекращении трудового договора с иностранным гражданином от 25 февраля 2020 года, подписанное исполнительным директором ООО "Продсоюз" фио, действующим на основании Доверенности N 2 от 02.09.2019.
Однако согласно почтовым документам, уведомление было адресовано "Центру госуслуг адрес ФМС" и направлено по адресу: адрес письмом с объявленной ценностью с идентификатором
N 11519143140536, которое согласно сведениям с сайта адрес об отслеживании почтовой корреспонденции адресатом не получено.
В соответствии с п. 9 Порядка при приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом подразделения по вопросам миграции территориального органа на региональном или районном уровне проверяются правильность заполнения уведомления, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление.
Приложением N 14 к приказу МВД России от 04.06.2019 N 363
"Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на адрес" установлена форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).
Пунктом 5 установленной Формы уведомления предусмотрено обязательное указание паспортных данных лица, подавшего уведомление по доверенности и реквизитов доверенности, предоставляющей лицу право подавать уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) в территориальный орган МВД России.
В ходе проверки установлено, что п. 5 уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с вышеуказанным иностранным гражданином содержит сведения о следующем лице, подавшем уведомление по доверенности:
- фио, паспортные данные, к/п 770-056, паспортные данные, зарегистрирована по адресу: адрес.
Уведомление подано по доверенности N б/н от 08 июня 2020 года.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что указанная доверенность
выдана фио исполнительным директором ООО "Продсоюз" фио, действующим на основании Доверенности N 2 от 02.09.2019.
В прокуратуру адрес
ООО "Продсоюз" представлена доверенность N 2 от 02.09.2019, согласно которой ООО "Продсоюз" в лице генерального директора фио уполномочивает Качаргина фио (паспортные данные, к/п 230-029) быть представителем доверителя со всеми полномочиями, которыми наделен доверитель, в любых организациях и учреждениях адрес, перед любыми физическими и юридическими лицами и т.д, по всем вопросам организации надлежащей деятельности Общества.
При этом доверенность N 2 от 02.09.2019 выдана сроком по 31.12.2020
без права передоверия.
В соответствии с ч. 1 ст. 187 ГК РФ и исходя из содержания доверенности N 2 от 02.09.2019, фио (лицо, которому выдана доверенность), должен лично совершать те действия, на которые он настоящей доверенностью уполномочен. При этом, учитывая, что доверенность N 2 от 02.09.2019 выдана без права передоверия, фио в силу закона не имеет полномочий передоверить совершение действий, на которые он уполномочен настоящей доверенностью, другому лицу, так как доверенностью N 2 от 02.09.2019 запрещено передоверие полномочий иным лицам.
Таким образом, доверенность, выданная фио
фио на основании Доверенности N 2 от 02.09.2019, является недействительной и не наделяет фио правом представлять интересы ООО "Продсоюз", в том числе и при подаче уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) в территориальных органах МВД России.
В связи с изложенным, указание фио в уведомлении о прекращении (расторжении) трудового договора ООО "Продсоюз" с иностранным гражданином в качестве лица, подавшего уведомление по доверенности, нарушает требования к форме уведомления, установленные приказом МВД России от 04.06.2019 N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на адрес", предъявляемые к форме уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства).
По результатам проверки действия юридического лица квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, так как при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор пришел к выводу, что ООО "Продсоюз" нарушены как Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (уведомления направлены в ненадлежащий орган), так и форма указанного уведомления, что лишило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции возможности обеспечить надлежащий контроль за перемещением иностранных граждан на адрес.
Постановлением заместителя начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес - начальника отделения миграционного контроля фио N 221/163 от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением заместителя начальника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио от 25 января 2022 года, ООО "Продсоюз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с назначением наказания виде штрафа в размере сумма.
Отменяя решение вышестоящего должностного лица, судья районного суда сослался на то, что Общество исполнило обязанность по уведомлению компетентного органа о расторжении трудового договора с иностранным гражданином путем направления его в адрес Центра госуслуг адрес ФМС, указав при этом, что пользователи услуг УВМ ОМВД России по адрес не были уведомлены о том, что корреспонденцию направлять данному административному органу нельзя.
Вместе с тем, согласиться с выводами суда первой инстанции нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), утверждённым приказом МВД России от 04 июня 2019 года N 363 (далее - Порядок), работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне (далее также - территориальный орган на региональном уровне) в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Согласно п. 8 Порядка уведомление может быть представлено на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
При направлении уведомления в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Уведомление может представляться на бумажном носителе в территориальные органы МВД России на районном уровне (далее - территориальный орган на районном уровне) в случае принятия соответствующего решения начальником (руководителем) территориального органа на региональном уровне.
В случае принятия решения, указанного в абзаце втором названного пункта, информация о возможности представления уведомления в территориальный орган на районном уровне, а также перечень соответствующих территориальных органов, в которые может быть представлено уведомление, размещаются на официальном сайте территориального органа на региональном уровне в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Таким образом, названным Порядком предусмотрено, что указанные уведомления подлежат направлению в территориальный орган МВД России на региональном уровне, а также в случае принятия соответствующего решения начальником (руководителем) территориального органа на региональном уровне - в территориальные органы МВД России на районном уровне.
Организация деятельности многофункциональных центров в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 указанного Закона предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Государственное бюджетное учреждение адрес центры предоставления государственных услуг адрес" (далее - ГБУ МФЦ адрес) - это некоммерческая организация, созданная в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории адрес".
Приказом Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 28.07.2017 N 551 утверждено Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по адрес.
Согласно п. 2, 5 Положение о ГУ МВД России по адрес, ГУ МВД России по адрес является территориальным органом МВД России на региональном уровне. ГУ МВД России по адрес осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности ГУ МВД России по адрес.
В соответствии с п.п. 19 п. 14 вышеуказанного Положения, ГУ МВД России по адрес, помимо прочего, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
Между Государственным Бюджетным Учреждением адрес центры предоставления государственных услуг адрес" (ГБУ МФЦ адрес) и ГУ МВД России по адрес 13.12.2016 заключено Соглашение N МФЦ-12/16-140 о взаимодействии, 20.02.2020 между ГБУ МФЦ адрес и ГУ МВД России по адрес заключено дополнительное соглашение N 18 к Соглашению N МФЦ-12/16-140, заключенному 13.12.2016.
Положения вышеуказанных соглашений не предусматривают как возможность приема сотрудниками ГБУ МФЦ адрес уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых или гражданско-правовых договоров, так и обязанность передачи полученных сотрудниками ГБУ МФЦ адрес уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых или гражданско-правовых договоров сотрудникам территориальных органов МВД России.
Таким образом, правом приема от работодателя либо его законного представителя уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых или гражданско-правовых договоров и обязанностью осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции обладают лишь сотрудники территориальных органов МВД России.
При этом вывод в решении судьи районного суда о том, что ООО "Продсоюз" направило уведомление в Отдел по вопросам миграции по адрес, расположенный по адресу: адрес, объективно не подтвержден, из содержания представленных в материалы дела документов (квитанция об оплате почтового отправления, почтовый конверт) следует, что корреспонденция адресовалась именно в Центр госсуслуг адрес и направлено по месту его нахождения - адрес.
Нахождение по адресу: адрес отделения по вопросам миграции ОМВД России по адрес, само по себе не свидетельствует о надлежащем выполнении Обществом обязанности, поскольку в адрес данного органа государственной власти уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином адрес направлено не было.
Учитывая изложенное, направление Обществом почтовым отправлением уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в адрес Центра госуслуг адрес ФМС, не свидетельствует о соблюдении требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
Также судом первой инстанции допущены иные нарушения КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 КоАП РФ такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
Однако в решении судьи районного суда событие административного правонарушения, вмененное ООО "Продсоюз", не описано.
Описывая событие правонарушения, судья районного суда указал в решении, что 25 февраля 2020 года ООО "Продсоюз" направило в установленном порядке и (или) форме уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора от
21 февраля 2020 года в территориальный орган МВД России по адрес, в срок, не превышающий трех дней с даты прекращения (расторжения) договора.
Вместе с тем, изложенное судьей районного суда событие не соответствует установленным по делу обстоятельствам и постановлению заместителя начальника Отдела по вопросам миграции УВД по адрес ГУ МВД России по адрес - начальника отделения миграционного контроля фио N 221/163 от 24 февраля 2021 года и не содержит указание на конкретные виновные действия ООО "Продсоюз".
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что обжалуемое решение судьи вынесено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ, выводы суда сделаны без надлежащей оценки всех доказательств и без учета требований ст. 26.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Пунктом 4 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое судебное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Продсоюз", - отменить, дело по жалобе ООО "Продсоюз" направить в Хорошевский районный суд адрес на новое рассмотрение.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.