Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к городской целевой программе
"Развитие образования в г. Липецке (2010 - 2012 гг.)"
Образовательный проект
"Создание комфортной среды в образовательном процессе"
Тип проекта: смешанный (организационный, материально-технический, опытно-экспериментальный) Вид проекта: инновационный
Объект проектирования: условия образовательного процесса, здоровьесберегающая среда в образовательном процессе Длительность проекта: среднесрочный (2010 - 2012 гг.)
Разработчики проекта Департамент образования администрации г. Липецка, Совет руководителей ОУ, Координационный совет по реализации инновационных проектов, представители Ассамблеи родительской общественности г. Липецка, городской профсоюзной организации межрегионального отделения "Профсоюз работников народного образования и науки РФ", Совет ветеранов педагогического труда, Ассоциация молодых учителей Состояние проблемы
Состояние здоровья школьников, наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом, является сегодня одним из основных показателей качества образования. Поэтому на обеспечение полноценной здоровъесберегаюшей среды в образовательном процессе в течение последних 5-ти лет были направлены объединенные усилия департаментов образования и здравоохранения администрации г. Липецка, Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, педагогических коллективов ОУ. За это время реализованы комплексная межведомственная программа "Образование и здоровье" (2003 - 2005 гг.), Программы развития образования в г.Липецке на 2003 - 2005 гг. и 2006 - 2008 гг., разработанные с целью решения проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы ОУ, наличием факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья школьников (чрезмерной учебной нагрузкой, нерациональной организацией учебной деятельности, нарушением режимов питания и отдыха, низкой двигательной активностью обучающихся, стрессовой тактикой авторитарной педагогики, несоответствием методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, низкой функциональной грамотностью педагогов и обучающихся в вопросах формирования культуры здоровья, др.).
Главным результатом, выполнения совместных мероприятий, направленных на соблюдение законодательства в области охраны здоровья обучающихся и воспитанников, стало приведение в соответствие условий образовательного процесса государственным требованиям, которое определяется в процессе лицензирования образовательных учреждений. К моменту реализации программы "Развитие образования в г.Липецке (2006 - 2008 гг.)" лицензию на право ведения образовательной деятельности имеют 98,5% ОУ, безлицензионную деятельность осуществляют МОУ МУК и 3 ДЮЦ, недавно переданные в ведомство департамента образования (для сравнения: в 2003-2004 уч. году не имели лицензии на право ведения образовательной деятельности 38% ОУ). За это время были также проведены системные меры по обеспечению безопасности образовательного процесса: в ОУ действуют "тревожные кнопки", все учреждения оснащены АПС (в результате исполнения программ пожарной безопасности) и приборами оповещения о чрезвычайных ситуациях. Продолжена комплексная работа по привитию обучающимся навыков безопасного поведения в школе, дома, на улицах и дорогах; развитию физической культуры и спорта; сложилась система работы по профилактике детской преступности, злоупотреблению психоактивными веществами (реализуется совместно с Липецким областным Центром по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ, Управлением ФСКН по Липецкой области, ЛОНД, др.).
Многими ОУ города накоплен положительный опыт решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Департаментом образования были проведены мероприятия по его распространению на муниципальную сеть: так, 6 ОУ функционируют в статусе базовых учреждений по профилактике дорожно-транспортного травматизма, организации процесса социальной адаптации глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 1 ОУ является опорным учреждением в системе образования г. Липецка по комплексному оздоровлению и непрерывному валеологическому образованию школьников.
Однако, несмотря на некоторые достижения, задача целенаправленного формирования здоровьесберегающей образовательной среды остается актуальной, поскольку, по данным специальных исследований, в последнее время отчетливо проявляется тенденция ухудшения здоровья детей. При анализе заболеваний школьников отмечается рост функциональных отклонений (дискенезий, астенических состояний, изменений со стороны щитовидной железы, проявлений вегето-сосудистых дистонии). В структуре хронических заболеваний лидируют заболевания костно-мышечной системы (24,1%), органов зрения (23,0%), органов пищеварения (10,3%).
Серьезной проблемой является и состояние здоровья педагогов. По результатам проведенной в 2006 году диспансеризации учителей школ г. Липецка, из общего количества педагогов лишь 24,8% оказались практически здоровы, 11% - с риском развития заболеваний, 58, 4% имеют одно или несколько заболеваний и нуждаются в дополнительном обследовании, лечении в амбулаторно-поликлинических условиях.
Без сомнения, физическое и психическое нездоровье детей и педагогов - результат сложнейших социально-экономических процессов и экологических проблем, характерных для России последних десятилетий, однако, как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО, на "долю школьных факторов риска" приходится от 20 до 40%. За последние три года, помимо проблем, связанных с воздействием на здоровье учащихся неблагоприятных факторов образовательного процесса, обозначились и такие, как:
- низкий охват обучающихся (по данным МСОКО, в 2007-2008 учебном году лишь 27% от общего числа нуждающихся) занятиями в специальной медицинской группе;
- недостаточная эффективность занятий физической культурой, при том что повышения их "удельного веса" добиться удалось (третий (дополнительный) час физической культуры введен в 59 (81,9%) школах города);
- неудовлетворительное качество медицинского обслуживания в школе (так, по данным на 1 полугодие 2008 года, в 6 ОУ города отсутствуют медицинские кабинеты, из 66 имеющихся в ОУ медицинских кабинетов только 17 функционируют в соответствии с лицензией, из 49 стационарных стоматологических кабинетов лицензию имеют 20).
Требует совершенствования и качество специального (коррекционного) образования, предоставляемого учреждениями муниципальной образовательной системы, и работа, проводимая с детьми, обучающимися на дому.
Существенную роль в формировании здоровьесберегающей среды играет полноценное питание, так как основные заболевания (желудочно-кишечного тракта, крови, эндокринной системы), диагностированные у педагогов и обучающихся, в значительной мере обусловлены несбалансированным питанием. Между тем организовать полноценное питание в школе трудно, так как, несмотря на принимаемые меры по укреплению материально-технической базы пищеблоков ОУ города, износ технологического оборудования достигает 78%, охват горячим питанием является самым низким в области и составляет 57%. В школах г. Липецка используется только одна форма организации питания - приготовление пищи с "нулевого цикла" из продуктов, распределяемых комбинатами питания. Это требует больших временных затрат (следствием чего является срыв графика приема пищи), приводит к невысокому качеству блюд, их эстетических характеристик. Победа в конкурсе экспериментальных проектов по организации школьного питания, проводимого в рамках ПНП "Образование", обеспечила привлечение в 2008, 2009 годах более 87-ми млн. руб. федеральных средств на замену торгово-технологического оборудования в столовых общеобразовательных учреждений города. Отраслевым институтом питания разработана целевая программа модернизации питания в школах г. Липецка, департаментом образования определены меры по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей в рамках проекта "Здоровое питание - здоровые липчане". Их реализация станет одним из приоритетных направлений образовательного проекта "Создание комфортной среды в образовательном процессе".
Помимо этого, мероприятия образовательного проекта направлены на обеспечение безопасности и санитарно-гигиенических условий образовательного процесса (здания многих школ, построенных в 1950-70 годы, нуждаются в капитальном ремонте; требуют текущего ремонта инженерные системы конструктивных элементов зданий многих ОУ с целью устранения аварийного и неудовлетворительного технического состояния и выполнения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов), совершенствование системы работы ОУ по сохранению здоровья обучающихся и педагогов.
Цели проекта:
- создание условий образовательного процесса, гарантирующих безопасность и комфорт его участников;
- повышение эффективности деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений.
Задачи проекта:
- обеспечение условий безопасности образовательного процесса и санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02";
- устранение факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья обучающихся и педагогов (оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся: использование эффективных методов обучения; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; организация мониторинга состояния здоровья детей и педагогов; модернизация питания в образовательных учреждениях; обеспечение полноценной досуговой деятельности, др.);
- формирование у учащихся и педагогов особого отношения к здоровью как жизненной ценности. Организация деятельности (мероприятия) по достижению целей проекта:
(1) Конкретные сроки реализации мероприятий будут приведены в ежегодном координационном плане.
Стоимость проекта:
тыс. руб.
|
2010 |
2011 |
2012 |
Городской бюджет |
44319 |
13977 |
11965 |
Ожидаемый результат:
- приведение материально-технической базы образовательных учреждений, учебных и производственных площадей в соответствие с требованиями СанПиНов;
- развитие системы содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, апробация и реализация здоровьесберегающих технологий в муниципальном образовательном пространстве;
- создание системы школьного питания на основе внедрения новейших технологий приготовления готовой продукции; внедрение многоканального финансирования системы школьного питания; повышение уровня культуры питания обучающихся и педагогов;
- улучшение условий труда работников образовательных учреждений.
Показатели (индикаторы) успешности реализации проекта:
- процентный рост основных фондов, соответствующих лицензионным условиям: ОУ, медицинских кабинетов, стоматологических кабинетов;
- процентный рост числа обучающихся, охваченных горячим питанием;
- рост количества потребителей, удовлетворенных школьным питанием (по результатам социологического опроса);
- процент роста количества медицинских и стоматологических кабинетов, имеющих лицензию;
- снижение % заболеваемости школьников и педагогов в течение учебного года;
- рост количества ОУ, эффективно реализующих программы здоровья;
- рост качественных показателей мониторинга физического состояния обучающихся;
- минимизация (нейтрализация) факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья школьников (на основе выборок МСОКО и тематических, комплексных проверок);
- рост количества публикаций в СМИ по пропаганде здорового образа жизни;
- рост количества ОУ, принявших участие в городском конкурсе на лучшую оздоровительно-профилактическую программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.