Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к городской целевой программе
"Развитие образования в г. Липецке (2010 - 2012 гг.)"
Образовательный проект
"Модернизация экономических механизмов
управления системой образования"
Тип проекта: смешанный (организационный, нормативно-регулирующий, инвестиционный)
Вид проекта: смешанный (инновационный, опытно-экспериментальный)
Объект проектирования: экономика системы образования
Длительность проекта: среднесрочный (2010 - 2012 гг.)
Разработчики проекта: Департамент образования администрации г. Липецка, Совет руководителей ОУ, Координационный совет по реализации инновационных проектов, представители Ассамблеи родительской общественности г. Липецка, Попечительского совета образования, Ассоциации молодых учителей. Состояние проблемы:
Программой "Развитие образования в г. Липецке (2006 - 2008 гг.)" были определены главные задачи модернизации экономических механизмов управления образовательной системой (внедрение и сопровождение систем нормативного подушевого финансирования; реализация прав образовательных учреждений на использование финансовых и материальных средств; привлечение дополнительных источников финансирования за счет внедрения различных форм общественного управления школой; разработка нормативного, правового и методического обеспечения внебюджетной деятельности образовательных учреждений; проведение систематической экономической и правовой учебы руководителей и хозяйственно-экономического персонала образовательных учреждений), направленные на решение существующих проблем в экономике отрасли:
- несоответствие финансирования образовательных учреждений реальным потребностям функционирования и развития;
- несформированность системы перспективного анализа и планирования бюджетных расходов;
- отсутствие эффективного внутриведомственного контроля за расходованием средств;
- неразвитость источников внебюджетного финансирования;
- неготовность руководителей образовательных учреждений к ведению финансово-хозяйственной деятельности.
Ожидаемыми результатами запланированных программой мероприятий должны были стать:
- обеспечение процессов развития отрасли за счет оптимизации системы распределения финансовых потоков;
- расширение перечня и улучшение качества платных образовательных услуг;
- увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования отрасли.
Реализация поставленных задач осуществлялась в нескольких направлениях деятельности через организацию соответствующих мероприятий в образовательных учреждениях и органе управления образованием. В целом ситуация с финансированием отрасли отличается постепенным увеличением общих расходов при уменьшении показателя доли объема бюджета образования в консолидированном бюджете города (18,5% - 2005 г., 18, 1% - 2006 г., 16,5% - 2007 г.).
В период с 2006 - 2008 гг. в рамках децентрализации финансирования системы образования и исполнения положений Бюджетного кодекса на финансовую самостоятельность были переведены 12 ОУ. Централизованной бухгалтерии придан статус муниципального учреждения, осуществляющего бухгалтерский учет на основании договоров с образовательными учреждениями. При этом опыт осуществления деятельности в рамках финансовой самостоятельности выявил в качестве ключевой проблемы не-достатки организации бухгалтерского учета в связи со слабой подготовкой сотрудников бухгалтерских служб для работы в бюджетных организациях. С целью решения указанной проблемы произведена реструктуризация централизованной бухгалтерии с выделением группы аудита, оказывающей методическую помощь в организации бухгалтерского учета. К ее функциям также отнесено проведение внутриведомственного контроля за ведением бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельностью образовательных учреждений.
Проблема повышения эффективности расходования бюджетных средств решалась за счет создания и осуществления деятельности балансовой комиссии и комиссии по реализации закупок товаров и услуг, функционирующих при департаменте образования. В качестве основного результата можно рассматривать снижение показателя неисполнения бюджета с 21 млн. руб. (2005 г.) до 200 тыс. руб. (2007 г.). Практической составляющей деятельности данных совещательных органов являлось повышение уровня анализа и планирования бюджетных средств, выразившееся в снижении числа изменений смет расходов образовательных учреждений.
С целью реализации прав образовательных учреждений на использование финансовых и материальных средств все ОУ города переведены в статус муниципальных заказчиков, что позволило повысить эффективность и своевременность освоения бюджетных средств. В то же время дополнительной отработки на уровне органа управления образования и муниципалитета требует регламент взаимодействия муниципальных заказчиков с органами, реализующими функции организации закупок товаров и услуг.
В процессе реализации программы развития департаментом образования и ОУ подготовлен полный пакет инструктивных документов по оказанию платных образовательных услуг, их реализация приведена в соответствие с созданной нормативной базой. При этом сохраняется ситуация с различными подходами учреждений к стоимости образовательных услуг и осуществлению расходов полученной прибыли. В дальнейшем необходима регламентация расходования средств, полученных в ходе предоставления платных образовательных услуг, и формирование единых подходов к ценообразованию. Указанные положения требуют закрепления в форме нормативных актов муниципального уровня.
В целом в течение срока реализации программы происходило увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования отрасли (с 2,7% в 2005 г. до 4,5% в 2007 г.), отмечен двукратный рост объемов предоставления платных образовательных услуг.
В перспективе одним из наиболее эффективных способов расширения возможностей привлечения внебюджетных средств может стать перевод учреждения в статус автономного. При этом важен учет специфики учреждения и его ресурсных возможностей по предоставлению дополнительных образовательных услуг.
Вопросы повышения квалификации кадров решались в рамках экономической школы для бухгалтеров и соответствующей курсовой подготовки для руководителей ОУ. Однако уровень компетентности директоров и бухгалтеров ОУ в сфере финансово-хозяйственной деятельности требует дальнейшего совершенствования, поэтому начатая работа по повышению квалификации и переподготовке руководящих кадров должна быть продолжена с использованием современных технологий обучения.
К нерешенным задачам необходимо, прежде всего, отнести исполнение мероприятий по переходу ОУ на нормативное финансирование в связи с отсутствием нормативной базы регионального уровня и недостаточностью финансовых средств, обеспечивающих реализацию принципов нормативного финансирования учреждений дополнительного образования. В связи с этим сохраняющееся финансирование системы по текущим расходам по-прежнему ограничивает формирование конкурентоспособного рынка образовательных услуг, не позволяет директорам ОУ реализовать принцип самостоятельного определения стратегии использования кадровых ресурсов, выбора приоритетных направлений использования бюджетных средств.
Таким образом, проблема внедрения нормативного финансирования в системе образования остается наиболее актуальной, при этом переход к формульному обеспечению ресурсами требует учета и закрепления на уровне регионального законодательства в области образования специфических особенностей деятельности специализированных учреждений (кадетских школ, школ иноязычной культуры, надомного обучения, прогимназий, школ полного дня, др.).
При общей стабильной ситуации в финансировании образования наметился определенный круг проблем по обеспечению ОУ необходимыми ресурсами. Прежде всего, это связано с диспропорциями между продолжающимся сокращением численности учащихся и сохраняющимися параметрами кадровых ресурсов и объектов предоставления образовательных услуг. Следствием указанного несоответствия являются значительные различия в расходах на одного ученика в разных образовательных учреждениях, отсутствие резервов развития отрасли в связи с необходимостью отвлечения средств на содержание школ с крайне низкой наполняемостью. В текущей ситуации в качестве предупреждения возможных кризисов необходимо рассматривать мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений.
Основным фактором сдерживания роста благосостояния работников системы образования выступает сохранение ETC, не учитывающей в настоящий момент качественных характеристик деятельности педагога. Вопрос апробации отраслевых систем оплаты труда педагогического персонала образовательных учреждений является приоритетным инновационным процессом экономики отрасли.
На решение указанных в анализе проблем направлены мероприятия образовательного проекта "Модернизация экономических механизмов управления системой образования".
Целью продолжающейся модернизации образования является формирование его эффективной экономики, основанной на нормативных принципах распределения финансовых ресурсов, формирование системы многоканального финансирования отрасли. Ее достижение возможно через решение следующих задач:
- внедрение и сопровождение систем нормативного финансирования;
- внедрение отраслевых систем оплаты труда;
- реализация мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений;
- разработка механизмов ресурсной поддержки инновационных проектов (программ), распределения финансовых ресурсов по результатам образовательной деятельности на основе критериального анализа;
- привлечение дополнительных источников финансирования за счет внедрения различных форм общественного управления школой;
- организация эффективного консалтинга в области финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
- разработка нормативного, правового обеспечения процесса оказания ОУ дополнительных образовательных услуг;
- внедрение новых информационных технологий в управление финансовой службой системы образования.
Организация деятельности (мероприятия) по достижению целей проекта:
N п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации работ (1) |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||||
Внедрение нормативных принципов финансирования образовательных учреждений | ||||||
1. |
Прогнозирование параметров финансирования образовательных учреждений на основании комплексного анализа сетевых показателей отрасли |
2010 - 2012 |
|
|
|
|
2. |
Подготовка законодательной инициативы по изменению региональной нормативной базы, регулирующей финансирование специализированных школ (кадетских, полного дня, надомного обучения, лицеев, гимназий, др.) |
2010 |
|
|
|
|
3. |
Разработка и принятие Положения о нормативном финансировании учреждений дополнительного образования |
2010 |
|
|
|
|
4. |
Проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов образовательных учреждений в соответствии с нормативными актами, регулирующими параметры нормативного финансирования образовательных учреждений: |
2010 - 2012 |
|
|
|
|
|
- перевод специальной (коррекционной) школы VII вида в здание ОУ N 53 |
2010 |
|
|
|
|
|
- создание на базе ОУ N 53 школы надомного обучения; |
2010 |
|
|
|
|
|
- ликвидация ОУ; |
2010 |
ГБ |
40 |
|
|
|
- передача ОУNN 58, 67 в ведомство управления образования администрации Грязинского района |
2010 |
|
|
|
|
Формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов развития внебюджетного финансирования | ||||||
1. |
Перевод в статус автономного муниципального учреждения МОУ МУК, ОУ N 20, ЦРТДиЮ "Советский". |
2011 |
ГБ |
|
|
|
Внедрение новых информационных технологий в управление экономической отрасли | ||||||
1. |
Создание корпоративной сети финансовой службы учреждений системы образования |
2010 |
|
|
|
|
2. |
Создание и организация деятельности службы электронного консалтинга по вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждений |
2010 |
|
|
|
|
(1) Конкретные сроки реализации мероприятий будут приведены в ежегодном координационном плане.
Стоимость проекта:
тыс. руб
|
2010 |
2011 |
2012 |
Городской бюджет |
40 |
100 |
0 |
|
|
|
|
Ожидаемые результаты:
- оптимизации системы распределения финансовых потоков;
- успешная реализация инновационных проектов развития отрасли;
- повышение уровня прозрачности предоставления платных образовательных услуг и расширение их спектра;
- увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования отрасли;
- повышение уровня организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях;
- завершение процесса децентрализации управления финансовой системой отрасли.
Показатели (индикаторы) успешности реализации проекта:
- снижение количества образовательных учреждений, имеющих дефицит бюджета в рамках нормативного финансирования расходов на обеспечение образовательного процесса;
- процентное уменьшение количества классов, в которых наполняемость не соответствует установленным параметрам;
- процентный рост доли внебюджетных средств (в том числе от платных образовательных услуг) в консолидированном бюджете системы образования;
- рост количества ОУ, предоставляющих дополнительные платные образовательные услуги;
- процентный рост показателей освоения бюджетных средств;
- увеличение объема закупок, самостоятельно проведенных образовательными учреждениями;
- рост количества ОУ, работающих в режиме финансовой самостоятельности;
- процентное увеличение доли "сектора развития" в консолидированном бюджете ОУ и системы образования в целом;
- процентный рост количества работников экономической службы, прошедших аттестацию.
Значения целевых показателей реализации городской целевой
программы "Развитие образования в г. Липецке (2010 - 2012 гг.)"
Целевые показатели |
Базовый период |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
2008 г. (факт) |
2009 г. (оценка) |
||||
Рост количества городских инновационных педагогических площадок |
22 |
24 |
25 |
26 |
27 |
Создание школ-методических центров |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Рост количества ОУ, награжденных муниципальным грантом "Школа-территория развития" |
5 |
5 |
5 |
5 |
8 |
Рост количества педагогов, награжденных муниципальным грантом за реализацию значимых инновационных проектов |
11 |
11 |
16 |
16 |
18 |
Рост количества ОУ, базы данных которых интегрированы в единую базу данных муниципальной системы образования |
50 |
58 |
66 |
72 |
77 |
Рост количества ОУ, имеющих сайты |
65 |
69 |
75 |
76 |
78 |
Рост количества ОУ, имеющих управляющие и попечительские советы |
27 |
38 |
47 |
50 |
55 |
Рост количества ОУ, имеющих органы ученического самоуправления |
54 |
57 |
60 |
61 |
63 |
Рост количества ОУ, имеющих ИРЦ, мультимедиатечные центры |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Процентный рост ОУ, имеющих электронные учительские |
25 |
28 |
36 |
40 |
47 |
Снижение показателя "количество обучающихся на один компьютер" |
24,4 |
18,1 |
18 |
18 |
18 |
Рост количества ОУ, реализующих Программы развития воспитания обучающихся |
7 |
14 |
25 |
26 |
28 |
Рост количества ОУ, реализующих целевые школьные воспитательные программы |
47 |
48 |
50 |
51 |
52 |
Процентный рост числа обучающихся, охваченных горячим питанием |
48 |
70 |
75 |
80 |
85 |
Рост количества ОУ, реализующих программы здоровья |
45 |
53 |
65 |
67 |
70 |
Процентный рост доли внебюджетных средств в консолидированном бюджете системы образования |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
5,9 |
6,0 |
Рост количества ОУ, предоставляющих дополнительные платные образовательные услуги |
53 |
57 |
59 |
59 |
60 |
Рост количества ОУ, работающих в режиме финансовой самостоятельности |
66 |
66 |
67 |
68 |
69 |
Примечание: в информации представлены только те показатели успешности реализации программы развития образования, которые могут быть выражены в абсолютных числах или процентах.
В документе не нашли отражение индикаторы, показатели которых определяются в ходе социологических опросов и анкетирования участников образовательного процесса, а также в ходе исследований, проводимых в форме выборки в рамках функционирования муниципальной системы оценки качества образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.