Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к городской целевой программе
"Развитие образования в г. Липецке
(2010 - 2012 гг.)"
Образовательный проект
"Управление образовательной системой
в условиях массовых инновационных преобразований"
Тип проекта: смешанный (организационный, нормативно-регулирующий, информационно-технологический) Вид проекта: смешанный (инновационный, научно-исследовательский) Объект проектирования: управляющая система Длительность проекта: среднесрочный (2010 - 2012 гг.)
Разработчики проекта: Департамент образования администрации г. Липецка, Совет руководителей ОУ, Координационный совет по реализации инновационных проектов, представители Ассамблеи родительской общественности г. Липецка, городской профсоюзной организации межрегионального отделения "Профсоюз работников народного образования и науки РФ", Совета ветеранов педагогического труда, Ассоциации молодых учителей, Ассоциации одаренных детей, Совета лидеров ученического самоуправления Состояние проблемы
Программой развития образования в г. Липецке (2006 - 2008 гг.) были определены главные задачи модернизации управления образовательной системой (организация системы постоянного мониторинга развития образования, внедрение в систему управления образованием информационно-технологической составляющей, переход к государственно-общественной модели управления, дальнейшее реформирование организационной структуры муниципального органа управления образованием), направленные на решение проблем, связанных с руководством протекающими в отрасли процессами:
- низкой технологичностью и наукоемкостью муниципального управления образованием;
- слабой ориентированностью на темпы существующих в образовательной практике инновационных изменений;
- внутриотраслевой замкнутостью управления образованием;
- несформированностью механизмов принятия обоснованных, эффективных управленческих решений на основе достоверных, постоянно обновляющихся данных о состоянии ОУ и муниципальной системы образования в целом.
Ожидаемыми результатами запланированных программой мероприятий должны были стать:
- создание условий для формирования эффективной, открытой, информационно и технологически оснащенной системы управления муниципальным образованием;
- переход к государственно-общественному управлению образованием.
Достижение первого определяемого программой развития образования ожидаемого результата планировалось через разработку модели муниципальной системы оценки качества образования, внедрение которой позволило бы, в конечном счете, удовлетворить потребность субъектов образования в объективной информации о деятельности образовательного учреждения, муниципальной системы образования в целом, повысить технологичность процессов подготовки и предоставления информации для управления качеством образования, обеспечить обоснованность и эффективность принимаемых решений на всех уровнях управления образовательными системами. За 2006 - 2008 годы была разработана экспериментальная модель МСОКО, в ходе эксперимента муниципального уровня осуществлено ее внедрение. Данные МСОКО подвергались в течение двух лет аспектному и комплексному анализу, на их основе определялись характерные тенденции состояния, направления и объекты ближайшего развития. МСОКО позволила принять ряд обоснованных управленческих решений, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений, выбором объектов контроля (тематического, комплексного, др.), поставок оборудования, проведения ремонтов, определением объектов стабилизации или развития. Для хранения информации об образовательных учреждениях разработаны базы данных и программный продукт их статистической обработки "Муниципальная система оценки качества образования". Для организации системы постоянного мониторинга образовательной деятельности были приняты меры по дальнейшему реформированию организационной структуры муниципального органа управления образованием: создан отдел экспертизы и мониторинга качества образования.
Однако задачи муниципального эксперимента по отработке структуры и технологии внедрения МСОКО в полном объеме решены не были: осталась незавершенной работа по формированию механизмов управления образовательной системой на основе данных муниципальной системы оценки качества образования, не разработаны школьные системы оценки качества образования, которые были бы интегрированы в муниципальную, т.е. позволяли бы осуществлять экспорт и импорт данных из одной системы в другую.
Что касается проблемы использования информационных технологий в управлении образовательными системами, то, безусловно, департамент образования и ОУ г. Липецка в ее решении достигли определенных успехов. Это было отмечено межрегиональной научно-практической конференцией, состоявшейся в апреле 2007 года и собравшей представителей 10-ти областей Центрального Федерального округа.
Между тем, по данным муниципальной системы оценки качества образования, лишь в 50% образовательных учреждений новыми информационными технологиями владеют все члены управленческой команды, что влечет за собой большие временные затраты на сбор необходимой статистической и другой информации, затрудняет процесс ее обработки и интерпретации и, таким образом, снижает качество аналитической составляющей управленческой документации. Следствием этого является недостаточная аргументированность выводов и безосновательность рекомендаций, адресованных педагогам, отсутствие должного административного контроля за исполнением принятых решений.
Несформированность информационно-аналитических служб, информационно-ресурсных центров, отсутствие локальных информационных сетей в большинстве образовательных учреждений также не позволяет оптимизировать управленческую деятельность администрации, разработать и внедрить школьную систему оценки качества образования.
Таким образом, вследствие масштабности задач, требующих исполнения, повышение эффективности процесса управления образовательными системами на основе использования новых информационных технологий остается важным направлением деятельности на ближайшую перспективу.
Переход к государственно-общественному управлению - один из ожидаемых результатов реализации программы "Развитие образования в г. Липецке (2006 - 2008 гг.)". При департаменте образования работают различные коллегиальные совещательные и координирующие советы и комиссии; в ОУ действуют управляющие, попечительские советы, советы учреждений; органы педагогического, ученического и родительского самоуправления (Ассамблея, советы, ассоциации, объединения, др.) функционируют на всех уровнях образовательной системы (муниципальном и школьном). Однако реализация модели государственно-общественного управления образованием сопряжена с рядом медленно и трудно решаемых проблем: в первую очередь, преобладанием административного стиля руководства у многих руководителей ОУ, их нежеланием делиться своими властными полномочиями с участниками образовательного процесса и - как следствие - формализмом в деятельности органов самоуправления; инертностью большой части родителей; незаинтересованностью представителей общественности в формировании образовательной политики, их формальным присутствием в разного рода советах и комитетах. Региональной научно-практической конференцией "Развитие государственно-общественной системы управления образованием: преемственность муниципального и школьного уровней" (апрель 2008 г.) принята Концепция демократизации управления системой образования г. Липецка (2008 - 2011 гг.), мероприятия по реализации которой в соответствии с резолюцией конференции должны составить содержание одного из проектных модулей образовательного проекта "Управление образовательной системой в условиях массовых инновационных преобразований".
Проблемы кадрового обеспечения муниципальной системы образования, обозначенные предыдущей программой развития (нехватка учителей ряда специальностей, отток мужчин-педагогов и молодых специалистов из отрасли вследствие низкой заработной платы, старение педагогических кадров, низкая эффективность действующей системы переподготовки и повышения квалификации работников образования), оказались трудно решаемыми.
Ожидаемый результат (обеспечение системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве) в полной мере достигнут не был, поскольку вопросы укрепления статуса педагогических работников и повышения их профессионального уровня относятся прежде всего к компетенции федеральных и региональных органов власти. Программа развития образования на 2010 - 2012 годы нацеливает департамент образования г. Липецка, руководителей учреждения на грамотное использование тех ресурсов, которыми они располагают (социальные гранты и проекты, средства надтарифного фонда, методы морального стимулирования, др.), задействование потенциала методических служб (объединений) всех уровней, осуществление своевременного прогнозирования кадровой ситуации в отрасли.
На решение указанных в анализе проблем направлены мероприятия образовательного проекта "Управление образовательной системой в условиях массовых инновационных преобразований". Цели проекта:
- обеспечение эффективного управления устойчивым инновационным развитием муниципальной образовательной системы, ориентированной на достижение результатов образования, соответствующих современным требованиям;
- формирование комплекса мер по усилению роли гражданского общества в управлении функционированием и развитием образовательной системы.
Задачи проекта:
- совершенствование системы управления инновационными процессами через ресурсы программно-целевого планирования, участие в конкурсах ШЛО; оптимизация и развитие сети инновационных площадок города, создание механизмов общественной экспертизы инновационных программ, проектов, инициатив на муниципальном уровне;
- организация системы постоянного мониторинга образования (в первую очередь через внедрение и функционирование муниципальной системы оценки качества образования и систем оценки качества образования на школьном уровне);
- обеспечение технологичности и наукоемкости процессов управления (в первую очередь через развитие инфраструктуры единого информационного пространства системы образования);
- усиление государственно-общественного характера управления образовательными системами на всех уровнях (муниципальном и школьном);
- повышение эффективности управления кадрами муниципального образования.
Организация деятельности (мероприятия) по достижению целей проекта:
(1) Конкретные сроки реализации мероприятий будут приведены к ежегодном координационном плане.
Стоимость проекта:
тыс. руб.
|
2010 |
2011 |
2012 |
Городской бюджет |
8832 |
6867 |
5559 |
|
|
|
|
Ожидаемые результаты:
- актуализация инновационного потенциала образовательных систем;
- обеспечение обоснованности принимаемых решений на всех уровнях управления образовательными системами; повышение эффективности управления качеством образования;
- формирование организационных и нормативно-правовых механизмов привлечения общественности к управлению образовательными системами;
- обеспечение системы кадрами, способными работать в развивающемся образовательном пространстве; повышение уровня их социальной поддержки;
- доведение уровня компьютеризации системы образования до современных стандартов.
Показатели (индикаторы) успешности реализации проекта:
- рост количества городских экспериментальных педагогических площадок;
- рост количества опорных учреждений в системе образования г. Липецка;
- рост количества школ-методических центров;
- рост количества ОУ, осваивающих опыт опорных учреждений и школ-методических центров в системе образования г. Липецка;
- рост количества ОУ, включенных в сеть школьных педагогических экспериментальных площадок по внедрению курса "Ответственные родители" общероссийской образовательной программы "Мой выбор";
- рост количества ОУ, реализующих общероссийскую образовательную программу "Мой выбор";
- рост количества ОУ, использующих опыт базовых школ по оптимизации воспитательной деятельности ОУ;
- процентный рост количества выпускников 9-х классов, прошедших государственную (итоговую) аттестацию с участием территориальной (муниципальной) экзаменационной комиссии;
- рост количества ОУ, награжденных муниципальным грантом "Школа-территория развития";
- рост количества педагогов, награжденных муниципальным грантом за реализацию значимых инновационных проектов;
- рост количества параметров МСОКО, анализ которых позволил принять обоснованные управленческие решения на муниципальном уровне;
- рост количества ОУ, имеющих ШСОКО;
-рост количества школ, принявших участие в конкурсе программных продуктов, обеспечивающих работу ШСОКО;
- рост количества общественных экспертов, привлеченных к экспертизе оценки качества образования муниципальной системы;
- рост количества экспертиз оценки качества образования муниципальной системы, проводимых с участием общественных эксперементов;
- рост количества ОУ, базы данных которых интегрированы в единую базу данных муниципальной системы образования;
- рост количества ОУ, имеющих сайты;
- рост количества ОУ, имеющих постоянно обновляющиеся сайты;
- процентный рост числа руководителей, применяющих информационные технологии в управлении образовательным учреждением;
- рост количества ОУ, использующих опыт работы опорных учреждений в системе образования г. Липецка;
- рост количества ОУ, формирующих и развивающих практику социального партнерства в образовании;
- степень осведомленности общественности о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования и образовательных учреждений (по данным социологического опроса);
- рост количества ОУ, имеющих управляющие и попечительские советы;
- рост количества ОУ, имеющих органы ученического самоуправления;
- рост количества рекламной продукции, пропагандирующей общественные инициативы в области образования,
- эффективность функционирования органов ученического самоуправления (по данным социологического опроса, результатам диагностических исследований)
- рост количества процедур аттестации руководителей и педагогов на I на первую квалификационную категорию, проведенных с участием представителей общественности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.