Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к городской целевой программе
"Развитие образования в г. Липецке (2010 - 2012 гг.)"
Образовательный проект
"Обеспечение качественного образования и
социализации обучающихся"
Тип проекта: смешанный (организационный, нормативно-регулирующий, информационно-технологический) Вид проекта: смешанный (инновационный, научно-исследовательский) Объект проектирования: содержание образования Длительность проекта: среднесрочный (2010 - 2012 гг.)
Разработчики проекта: Департамент образования администрации г. Липецка, Совет руководителей ОУ, Координационный совет по реализации инновационных проектов, представители Ассамблеи родительской общественности г. Липецка, городской профсоюзной организации межрегионального отделения "Профсоюз работников народного образования и науки РФ", Совета ветеранов педагогического труда, Ассоциации молодых учителей, Ассоциации одаренных детей, Совета лидеров ученического самоуправления
Состояние проблемы
Программой развития образования в г. Липецке (2006 - 2008 гг.) (модуль "Проектирование современного качества образования") был запланирован комплекс мероприятий, направленных на реализацию главной цели муниципального образования - обеспечение соответствия качества предоставляемых образовательных услуг "актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства". Для ее достижения необходимо было создать условия, которые гарантировали бы адресность и дифференциацию образования, его преемственность и непрерывность на всех ступенях и уровнях. Кроме того, требовалось решить ряд проблем, связанных с обновлением содержания образования, отработкой критериев оценки его качества на муниципальном и школьном уровнях; интеграцией общего и дополнительного образования, др.
Ожидаемым результатом запланированных программой мероприятий должно было стать обеспечение качества общего и дополнительного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, запросам современного рынка труда, интересам личности.
Существенному обновлению содержания предоставляемого ОУ г. Липецка образования в значительной мере способствовал переход на "временные" (рук. Э.П.Днепров) образовательные стандарты 1-го поколения и новый федеральный базисный учебный план (БУП-2004): по данным Минобрнауки, содержание образования было обновлено в начальной школе на 14%, среднем звене - 26,8%, старшей школе - 39,9%.
Муниципальной образовательной системой были сделаны серьезные шаги и в обеспечении дифференциации и адресности образовательного процесса, его преемственности и непрерывности. Так, почти каждая четвертая школа города имеет классы, в которых учебные предметы осваиваются по программам углубленного изучения, в системе функционируют 137 специальных (коррекционных) классов и классов для детей с нарушениями в здоровье. Сформирована система работы с одаренными детьми на муниципальном и школьном уровнях, об ее эффективности свидетельствует статистика побед липецких школьников на олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня (количество победителей и призеров областных предметных олимпиад - 2006-103, 2007-105; 2008-119; зональных и всероссийских предметных олимпиад - 2006-7; 2007-12; 2008-10).
Обеспечение дифференциации образования - главная задача профильной подготовки, переход на которую регламентирован документами федерального уровня и Муниципальной программой введения профильного обучения в ОУ г. Липецка. В соответствии с ними в 43 ОУ преподавание ряда предметов ведется на профильном уровне, всеми школами города апробируется муниципальная модель организации предпрофильной подготовки. Укрепляются связи ОУ с учреждениями профессионального образования, что является необходимым условием для обеспечения непрерывности образования. С сентября 2006 года на базе межшкольного учебного комбината открыт Ресурсный центр профильного обучения и профессиональной адаптации обучающихся, организующий сетевое взаимодействие 21 ОУ, 7-ми учреждений профессионального образования и 5-ти ведущих предприятий г. Липецка. В экспериментальном режиме лицеем N 24 и СОШ N 70 разрабатываются и реализуются новые модели организации образовательного процесса в рамках школ-комплексов непрерывного образования.
Однако указанные процессы, связанные с дифференциацией образования, направлены на удовлетворение потребностей определенных категорий обучающихся (классов, групп), ориентированных на получение образования повышенного уровня или нуждающихся в специальной подготовке. Интересы и запросы конкретного ребенка, как правило, оказываются неучтенными и нереализованными: только несколькими ОУ города накоплен опыт обучения школьников по индивидуальным образовательным программам, требует совершенствования работа по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных (мотивированных на учебную деятельность) обучающихся.
Принцип свободного выбора обучающимся различных каналов освоения обязательных программ общего образования не выполняется вследствие неразвитости семейного образования, самообразования, экстерната. Между тем именно эти формы получения образования являются наиболее приемлемыми для одаренных детей, высоко мотивированных на учебно-познавательную деятельность учащихся, школьников с ограниченными возможностями здоровья, молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Не удалось в полной мере обеспечить и индивидуальную направленность воспитательного процесса, несмотря на безусловные достижения в области воспитания:
- в кружках, секциях и клубах системы школьного дополнительного образования (по данным 2008 года) занимаются 18783 тысяч детей (43% от общего числа обучающихся), в учреждениях дополнительного образования - 13754 тыс. учащихся (32%);
- сложилась городская система проведения детских творческих конкурсов по различным направлениям дополнительного образования; активизировалась работа УДО как организационно-методических центров микрорайонов;
- ведется целенаправленный поиск направлений и форм сотрудничества департамента образования с различными учреждениями и службами системы здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, с правоохранительными органами, общественными организациями.
В качестве положительной тенденции последних лет можно рассматривать распространение в общеобразовательных учреждениях системного подхода к воспитанию, обеспечивающего единство урочного и внеурочного воздействия на обучающихся. Процесс создания и развития воспитательных систем осуществляется в настоящее время в 16-ти общеобразовательных учреждениях города. Однако несформированность воспитательной системы в большинстве ОУ означает отсутствие единого концептуального подхода к организации воспитательной деятельности педагогического коллектива. Существенно осложняет ситуацию и отсутствие концепции единого воспитательного пространства г. Липецка, что отрицательно влияет как на те ОУ, которые не имеют воспитательных систем или только приступают к их формированию, поскольку они лишены общепринятых в муниципальной системе ориентиров, так и на реализующие собственные воспитательные системы ОУ, потому что даже самые уникальные системы должны быть вписаны в единое воспитательное пространство города. Таким образом, осмысление феномена "городское воспитательное пространство" в его внешних и внутренних взаимосвязях, выявление условий и факторов, определяющих успешное развитие личности школьника, по-прежнему актуально для развития муниципальной образовательной системы.
Решение указанных проблем должны обеспечить мероприятия образовательного проекта "Обеспечение качественного образования и социализации обучающихся".
Цель проекта:
- обеспечение доступности качественного общего и дополнительного образования, их интеграция "в интересах формирования личности социального типа, способной адаптироваться к изменяющимся политическим, экономическим, социокультурным условиям общества".
Задачи проекта:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся за счет оптимизации и развития сети учреждений, реализующих программы повышенного уровня (лицейские, гимназические; профильной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов, др.), специальные (коррекционные) программы для детей, имеющих нарушения в здоровье; учреждений, работающих по адаптивным программам с разнородным контингентом обучающихся, др.;
- повышение уровня информатизации образовательного процесса, введение системы дистанционного обучения для детей и подростков с особыми образовательными потребностями;
- повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграция общего и дополнительного образования, реализация комплекса мер, обеспечивающих социализацию обучающихся;
- обеспечение преемственности и непрерывности образования, создание системы профессиональной ориентации обучающихся на специальности и профессии, востребованные региональным рынком труда.
Организация деятельности (мероприятия) по достижению целей проекта:
(1) Конкретные сроки реализации мероприятий будут приведены в ежегодном координационном плане.
Стоимость проекта:
тыс. руб.
|
2010 |
2011 |
2012 |
Городской бюджет |
8009 |
7336 |
6576 |
|
|
|
|
Ожидаемый результат:
- обеспечение необходимых условий для полноценного качественного образования на всех ступенях;
- оказание адресной поддержки населению в получении образовательных услуг: обеспечение многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
- обеспечение условий для формирования единого воспитательного пространства г. Липецка;
- обеспечение соответствия учебной и материально-технической базы образовательного процесса современным требованиям;
- повышение уровня информированности педагогов, обучающихся, родителей об образовательных услугах, предоставляемых учреждениями муниципальной системы образования.
Показатели (индикаторы) успешности реализации проекта:
- процентный рост количества обучающихся, осваивающих предметные курсы по новым образовательным стандартам второго поколения;
- процентный рост педагогов, подготовленных к работе по новым образовательным стандартам второго поколения;
- рост количества ОУ, апробирующих в экспериментальном режиме линии учебно-методических комплектов, разработанных в рамках образовательно-издательского проекта "СФЕРЫ" издательства "Просвещение";
- рост числа социальных партнеров муниципальной системы образования;
- рост числа субъектов сетевого взаимодействия ОУ (по данным "Образовательной карты г. Липецка");
- снижение процента детей, не подготовленных к обучению в начальной школе (по данным психолого-педагогического тестирования);
- процентное снижение показателей успеваемости и качества обученности при переходе обучающихся с одной ступени образования на другую;
- рост количества ОУ, использующих разработанные департаментом образования диагностические материалы при организации предшкольной подготовки детей;
- рост количества ОУ, использующих муниципальный компонент краеведческого и экологического образования обучающихся, разработанный на основе результатов экспериментальной деятельности муниципального и школьного уровней;
- охват обучающихся, получающих образование в учреждениях, созданных в результате оптимизации муниципальной образовательной сети;
- рост количества обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным маршрутам;
- соотношение количества обучающихся, осваивающих программы повышенного уровня (специального (коррекционного) образования), к количеству реальных запросов обучающихся и их родителей;
- рост показателей успеваемости и обученности школьников, подтверждаемых независимой экспертизой качества образования;
- рост количества победителей и призеров предметных олимпиад областного, зонального, всероссийского уровней;
- процентный рост участников всероссийских и международных конкурсов, конференций, выставок;
- рост количества посещений сайта "Одаренные дети";
- рост количества обучающихся, осваивающих различные курсы дистанционного обучения;
- рост количества ОУ, имеющих ИРЦ;
- процентный рост ОУ, имеющих мультимедиатечные центры;
- процентный рост ОУ, имеющих электронные учительские;
- снижение показателя "количество обучающихся на один компьютер";
- обеспечение ОУ лицензионными программными продуктами;
- рост количества ОУ, реализующих Программы развития воспитания обучающихся;
- рост количества ОУ, реализующих целевые школьные воспитательные программы;
- рост количества воспитательных программ, реализующихся в классных коллективах;
- рост количества ОУ, имеющих школьные информационные издания;
- рост количества ОУ, имеющих программы (проекты, планы) интеграции общего и дополнительного образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.