Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Администрации области
от 10 февраля 2010 г. N 24
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Липецкой области
"Социальное обслуживание населения.
Основные виды социальных услуг"
1. Общие положения
1.1. В государственном стандарте социального обслуживания населения Липецкой области "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (далее - стандарт) реализованы нормы:
- законов Российской Федерации:
- от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
- от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- законов Липецкой области:
- от 30 декабря 2004 г. N 166-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области";
- от 29.03.2005 г. N 185-ОЗ "Об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Липецкой области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений";
- от 22 августа 2007 г. N 87-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области".
1.2. В настоящем стандарте использованы ссылки на стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 N 327-ст).
1.3. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" и ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст).
2. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и требования к порядку и условиям оказания этих услуг.
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее - клиенты):
- стационарные учреждения (стационарные отделения учреждений);
- полустационарные учреждения (отделения дневного и ночного пребывания учреждений);
- нестационарные учреждения (отделения учреждений);
- комплексные учреждения;
- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
- учреждения (отделения), предоставляющие социально-консультативную помощь.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии таковой), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
3. Основные виды социальных услуг
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
3.1. Социально-бытовые услуги
3.1.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации и Липецкой области льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.
3.1.2. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади (клиентам стационарных учреждений), помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
3.1.3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
3.1.4. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
3.1.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
3.1.6. Оказание социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера клиентам, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры (встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и иные необходимые процедуры.).
3.1.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.
3.1.8. Помощь в предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
3.1.9. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
3.1.10. Создание условий для отправления религиозных обрядов.
3.1.11. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений.
3.1.12. Покупка и доставка на дом продуктов питания.
3.1.13. Содействие в приготовлении пищи.
3.1.14. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
3.1.15. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
3.1.16. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
3.1.17. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
3.1.18. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
3.1.19. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
3.1.20. Сопровождение вне дома, в том числе в поликлинику.
3.1.21. Содействие в оформлении в стационарные учреждения.
3.1.22. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи
3.2. Социально-медицинские услуги
3.2.1. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации и Липецкой области социально-медицинских услуг.
3.2.2. Оказание или содействие в оказании клиентам стационарных учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования.
3.2.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).
3.2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
3.2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
3.2.6. Оказание клиентам стационарных учреждений первичной медико-санитарной помощи.
3.2.7. Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений диспансеризации.
3.2.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).
3.2.9. Содействие в получении зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
3.2.10. Содействие в обеспечении или обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
3.2.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования.
3.2.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.
3.2.13. Проведение в стационарных учреждениях первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.
3.2.14. Организация медико-социального обследования.
3.2.15. Оказание первой доврачебной помощи клиентам стационарных учреждений.
3.2.16. Проведение в стационарных учреждения (стационарных отделениях учреждений) процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и иных необходимых процедур).
3.2.17. Оказание помощи в выполнении физических упражнений.
3.2.18. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
3.2.19. Организация лечебно-трудовой деятельности.
3.2.20. Консультирование по социально-медицинским вопросам (в том числе по вопросам планирования семьи, гигиены питания и жилища, избавления от избыточного веса и вредных привычек).
3.2.21. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
3.2.22. Организация экстренной медико-психологической помощи.
3.2.23. Формирование и организация работы "групп здоровья" с учетом медицинских показаний и возрастных особенностей клиентов.
3.2.24. Социально-медицинский патронаж.
3.2.25. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
3.2.26. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
3.2.27. Содействие в госпитализации, сопровождение обслуживаемых клиентов при необходимости в лечебно-профилактические учреждения.
3.2.28. Обучение родственников престарелых и инвалидов практическим навыкам общего ухода за ними.
3.2.29. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение при необходимости обслуживаемых клиентов в учреждения здравоохранения, посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.
3.2.30. Проведение клиентам стационарных учреждений в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, выполнение очистительных клизм, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
3.2.31. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
3.2.32. Наблюдение за состоянием здоровья клиентов стационарных учреждений (измерение температуры тела, артериального давления).
3.2.33. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
3.2.34. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.
3.2.35. Содействие в получении протезно-ортопедических изделий, очков, слуховых протезов.
3.3. Социально-психологические услуги
3.3.1. Психологическое консультирование.
3.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности.
3.3.3. Психологическая коррекция.
3.3.4. Социально-психологический патронаж.
3.3.5. Психологические тренинги.
3.3.6. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
3.3.7. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
3.3.8. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
3.4. Социально-педагогические услуги
3.4.1. Социально-педагогическое консультирование.
3.4.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.
3.4.3. Педагогическая коррекция.
3.4.4. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
3.4.5. Содействие в получении инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, образования с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание в учреждениях социального обслуживания условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; для получения школьного образования по специальным программам; для получения инвалидами начального профессионального образования.
3.4.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.
3.4.7. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой).
3.4.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.
3.4.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование, профессиональная ориентация, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве инвалидов.
3.4.10. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.
3.4.11. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
3.4.12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.
3.4.13. Социально-педагогический патронаж.
3.4.14. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.
3.4.15. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.
3.4.16. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жеста.
3.4.17. Услуги по переводу на язык жестов.
3.5. Социально-экономические услуги
3.5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области.
3.5.2. Оказание материальной помощи.
3.5.3. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой и обувью согласно утвержденным нормативам.
3.5.4. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.
3.5.5. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
3.5.6. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения.
3.6. Социально-правовые услуги
3.6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
3.6.2. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.
3.6.3. Помощь в оформлении документов.
3.6.4. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.
3.6.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
3.6.6. Содействие в обеспечении представительствования в суде для защиты прав и интересов.
3.6.7. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.
3.6.8. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.
3.6.9. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.
3.6.10. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.
3.6.11. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.
3.6.12. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов).
3.6.13. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.6.14. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.
3.6.15. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.
3.6.16. Оказание помощи в оформлении документов для направления в учреждения социального обслуживания.
3.6.17. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.
3.6.18. Содействие в получении страхового медицинского полиса.
4. Требования
к порядку и условиям оказания социальных услуг
4.1. Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в органы или учреждения социальной защиты населения (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг.
4.2. При получении социальных услуг граждане должны иметь право на:
- выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения Липецкой области;
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
- отказ от социальных услуг.
Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждения, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.3. Социальные услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Допускается анонимное обращение клиентов для получения услуг отдельных видов.
4.4. Правом на внеочередное обслуживание в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 14, 15, 18 Федерального закона "О ветеранах".
Преимущественным правом получения социальных услуг в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 17, 19 и 20 Федерального закона "О ветеранах", а также родители и не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационных аварий, реабилитированные граждане и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.
4.5. Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
4.6. Граждане, направляемые в учреждения, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами социальных услуг, предоставляемых ими.
4.7. Помещение граждан в стационарное учреждение должно быть произведено на основании их личного письменного заявления и подтверждено их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей и решения органов опеки и попечительства.
4.8. Помещение в специализированные стационарные учреждения безнадзорных, беспризорных и находящихся в социально опасном положении детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляют на основании:
- личного обращения несовершеннолетнего;
- заявления родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10 лет, кроме случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
- направления исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защитой населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановления лица, производящего дознание, следователя или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) других муниципальных и административно-территориальных образований о необходимости помещения несовершеннолетнего в подобное учреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.