Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Липецкой области от 16 июня 2010 г. N 177 настоящее постановление дополнено приложением 12
Приложение 12
администрации области
от 10.02.2010 N 24
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Липецкой области
"Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального
обслуживания и социальные услуги лицам без определенного
места жительства и занятий"
1. Общие положения
1.1. В государственном стандарте социального обслуживания населения Липецкой области "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий" (далее - стандарт) реализованы нормы:
1.1.1. Законов Российской федерации:
- от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
1.1.2. Постановлений Правительства Российской Федерации:
- от 07.10.1993 N 1003 "О домах ночного пребывания";
- от 05.11.1995 N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий";
- от 08.06.1996 N 670 "Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий".
1.1.3. Приказа Министерства социальной защиты РФ от 25.01.1994 N 10 "О домах ночного пребывания";
1.1.4. Закона Липецкой области от 30.12.2004 N 163-ОЗ "О некоторых вопросах социального обслуживания населения в Липецкой области".
1.2. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты Российской Федерации:
- ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 N 326-ст);
- ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 N 327-ст);
- ГОСТ Р 53064-2008 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 N 441-ст).
1.3. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст).
2. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые лицам без определенного места жительства и занятий (далее - бездомные граждане), а также учреждения социального обслуживания этих лиц (далее - учреждения).
Стандарт устанавливает типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан, состав, объемы и формы предоставляемых им услуг.
3. Типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан
3.1. Общие положения.
3.1.2. Учреждения всех типов, установленных в стандарте, осуществляют свою деятельность под руководством исполнительного органа государственной власти Липецкой области в сфере социальной защиты населения во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами и учреждениями здравоохранения, внутренних дел, общественными, благотворительными и другими организациями.
3.1.3. Деятельность учреждений всех типов имеет своей целью:
- оказание неотложной социальной помощи и поддержки бездомным гражданам;
- проведение социальной адаптации и реабилитации бездомных граждан;
- возвращение бездомных граждан к нормальной жизни в обществе.
3.1.4. Основными задачами деятельности учреждений социального обслуживания бездомных граждан являются:
- обеспечение временного размещения;
- оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации;
- осуществление мероприятий по профилактике бездомности.
3.1.5. Деятельность учреждений всех типов, установленных в стандарте, характеризуют следующие общие нормы и правила.
3.1.5.1. При получении социальных услуг в учреждении любого типа бездомные граждане имеют право на:
- выбор учреждения социального обслуживания в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами;
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждением социальных услуг;
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждения;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения в ходе предоставления социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;
- отказ от социального обслуживания.
3.1.5.2. Социальные услуги предоставляют при условии добровольного обращения бездомных граждан, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.1.5.3. При предоставлении социальных услуг должна быть обеспечена безопасность для жизни и здоровья граждан - клиентов учреждений, соблюдены все установленные нормы и правила санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, приняты все необходимые меры профилактики травматизма и предупреждения несчастных случаев.
3.1.5.4. Учреждения должны обеспечивать защиту своих клиентов от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения.
3.1.5.5. Бездомным гражданам, помещенным в учреждения, должны предоставлять социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги в соответствии с разделом 4 настоящего стандарта.
3.1.5.6. Прием в учреждение проводят на основании личного заявления обратившегося бездомного гражданина по установленной форме, в котором (в заявлении) указывают паспортные данные (при наличии паспорта), адрес последнего постоянного места жительства (адрес последней регистрации по месту жительства), причины утраты жилья (в случае его утраты), причину невозможности проживания по адресу регистрации по месту жительства (в случае наличия жилья).
3.1.5.7. Учреждения в соответствии с графиком работы принимают для временного пребывания граждан старше 18 лет, в первую очередь бездомных инвалидов и граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3.2. Характеристика типов учреждений.
3.2.1. В настоящем стандарте устанавливаются следующие типы учреждений социального обслуживания бездомных граждан:
- центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
- социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий;
- дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий.
3.2.2. Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - центр) - учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для временного размещения бездомных граждан и осуществления комплекса мероприятий, способствующих реализации государственной социальной политики в вопросах профилактики бездомности и ресоциализации бездомных граждан.
3.2.2.1. Свои функции центр осуществляет путем предоставления бездомным гражданам комплекса необходимых им социальных услуг.
3.2.2.2. В состав центра могут быть включены различные структурные подразделения, в том числе такие, как:
- медико-социальное отделение (для приема и размещения инвалидов);
- отделение ночного пребывания мужское (для первичного приема и размещения мужчин);
- отделение ночного пребывания женское (для первичного приема и размещения женщин);
- смешанное отделение;
- другие отделения.
3.2.3. Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - гостиница) - это учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для предоставления временного места пребывания бездомным гражданам, в первую очередь гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Максимальная продолжительность непрерывного пребывания бездомного гражданина в гостинице устанавливается исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере социальной защиты населения и отражается в Положении об учреждении.
3.2.3.1. Свои функции гостиница осуществляет путем предоставления бездомным гражданам социальных услуг из числа указанных в разделе 4 настоящего стандарта.
3.2.3.2. В составе гостиницы, при необходимости, могут быть созданы различные структурные подразделения.
3.2.4. Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - ночлежка) - это учреждение социального обслуживания населения, предназначенное для предоставления ночлега бездомным гражданам.
Максимальное время непрерывного пребывания (в часах) в течение суток, дней подряд и суммарное количество дней пребывания в году устанавливаются исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере социальной защиты населения и отражаются в Положении об учреждении.
Свои функции дом ночного пребывания осуществляет путем предоставления бездомным гражданам различных социальных услуг из числа указанных в разделе 4 настоящего стандарта.
4. Состав, объемы и формы социальных услуг
4.1. Социально-бытовые услуги.
4.1.1. Социально-бытовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.1.1. Прием и временное размещение бездомных граждан с учетом пола, возраста и состояния здоровья, физической и психологической совместимости.
4.1.1.2. Материально-бытовое обеспечение (предоставление койко-места, мебели, инвентаря, постельных принадлежностей и предметов личной гигиены согласно утвержденным нормам).
4.1.1.3. Предоставление бесплатного горячего питания (талонов) в период пребывания в учреждении.
4.1.1.4. Проведение опроса и первичной социальной диагностики граждан для оценки их реального положения.
4.1.1.5. Уход и наблюдение за бездомными гражданами, в первую очередь гражданами пожилого возраста и инвалидами.
4.1.1.6. Предоставление услуг по стирке белья, чистке одежды, парикмахерских услуг.
4.1.1.7. Содействие в активизации собственных возможностей бездомных граждан по преодолению возникшей экстремальной ситуации.
4.1.1.8. Осуществление мероприятий по трудоустройству и социально-трудовой адаптации бездомных граждан:
- поиск необходимых организаций и предприятий, оказание помощи в трудоустройстве путем переговоров с работодателями и ходатайств перед ними;
- содействие в трудоустройстве;
- учет занятости трудоспособных бездомных граждан для решения вопросов их трудовой адаптации.
4.1.1.9. Содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе.
4.1.1.10. Предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов.
4.1.1.11. Оформление документов для направления в стационарные или иные учреждения социального обслуживания (по показаниям).
4.1.1.12. Содействие в отправке к прежнему либо другому месту жительства путем содействия в приобретении проездных документов и обеспечения продуктами питания на время пути следования.
4.1.1.13. Содействие в восстановлении способностей к бытовой, социальной и профессионально-трудовой деятельности.
4.1.1.14. Содействие в организации ритуальных услуг.
4.1.1.15. Профилактика бродяжничества и реабилитация, в первую очередь бывших воспитанников детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:
- предоставление временного проживания (на период реабилитации) до определения их дальнейшего жизнеустройства;
- создание условий для жизнедеятельности, позволяющих оптимально решать задачи реабилитации;
- содействие в преодолении возникших трудностей собственными силами;
- осуществление профориентационной работы на базе данных анализа профпригодности;
- содействие в решении вопросов жизнеустройства;
- содействие в формировании устойчивой жизненной позиции и модели поведения применительно к реальной жизни.
4.2. Социально-медицинские услуги.
4.2.1. Социально-медицинские услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.2.1.1. Оказание доврачебной медицинской помощи, проведение санитарной обработки, дезинфекции белья, одежды и других вещей.
4.2.1.2. Содействие в госпитализации больных, нуждающихся в лечении, в учреждения здравоохранения.
4.2.1.3. Содействие в обеспечении нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями, специальными средствами для самообслуживания и ухода, другими средствами реабилитации.
4.2.1.4. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
4.2.1.5. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы на предмет установления или изменения группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности.
4.2.1.6. Содействие в оказании бездомным гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
4.2.1.7. Содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования.
4.2.1.8. Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
4.2.1.9. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера, в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации.
4.3. Социально-психологические услуги.
4.3.1. Социально-психологические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.3.1.1. Предоставление срочной психологической помощи для поддержания жизнедеятельности бездомных граждан, включающей в себя психодиагностику и обследование личности, психологическое консультирование, психологическую коррекцию.
4.3.1.2. Оказание квалифицированной психологической помощи клиентам, злоупотребляющим алкоголем и употребляющим наркотические средства.
4.3.1.3. Оказание морально-психологической поддержки в период трудовой реабилитации, включающее в себя психологическое консультирование, беседы, стимулирование к активности.
4.4. Социально-педагогические услуги.
4.4.1. Социально-педагогические услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.4.1.1. Содействие в обучении бездомных граждан, не имеющих профессиональных навыков.
4.4.1.2. Осуществление мероприятий по восстановлению профессиональных навыков, в том числе содействие в направлении на общественные работы.
4.4.1.3. Оказание помощи в приобретении (восстановлении) трудовых навыков бездомным, бывшим воспитанникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних.
4.4.1.4. Организация досуга, проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий.
4.4.1.5. Обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным необходимым для организации досуга.
4.4.1.6. Организация и привлечение к различным видам общественно полезного труда на добровольной основе.
4.5. Социально-экономические услуги.
4.5.1. Социально-экономические услуги бездомным гражданам предоставляют в виде оказания разовой материальной помощи (выдача продуктовых наборов, талонов на бесплатное горячее питание, помощь одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости).
4.6. Социально-правовые услуги.
4.6.1. Социально-правовые услуги бездомным гражданам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.6.1.1. Содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность.
4.6.1.2. Содействие в оформлении регистрации по месту пребывания.
4.6.1.3. Содействие в поиске родственников и восстановлении утраченных связей с ними.
4.6.1.4. Содействие в вопросах восстановления утраченной жилплощади, работы:
- содействие в подготовке документов для постановки на учет нуждающихся в получении жилой площади (при наличии оснований);
- содействие в обращении в суд по вопросу восстановления прав на утраченное жилье (при наличии оснований);
- содействие в подготовке запросов, заявлений и других необходимых документов.
4.6.1.5. Содействие в решении вопросов пенсионного обеспечения.
4.6.1.6. Оказание помощи в подготовке документов, направляемых в различные инстанции по конкретным проблемам клиентов.
4.6.1.7. Оказание правовой помощи в защите прав и интересов клиентов перед работодателями.
4.6.1.8. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство), а также по вопросам, касающимся охраны прав, свобод и здоровья клиентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.