Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование программы
2.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Результативность развития системы образования в современных условиях измеряется показателями качества образования, доступности и его соответствия потребностям рынка труда.
Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.
Сложившаяся в районе система образования обеспечивает непрерывность, доступность и качество дошкольного и общего образования, надежное функционирование образовательных учреждений. Но для решения задач, поставленных перед школой государством и самим временем, для устойчивого поступательного развития системы образования района необходимо:
- рационализация использования материально-технических и учебно-методических ресурсов сети общеобразовательных учреждений района;
- укрепление материально-технического оснащения образовательного процесса;
- повышение адекватности образовательных услуг потребностям обучающихся через развитие профильного обучения по индивидуальным образовательным программам;
- повышение безопасности образовательного процесса;
- повышение престижа учительского труда;
- снижение очередности в дошкольные образовательные учреждения;
- развитие сети учреждений дополнительного образования;
- развитие общественно-государственных форм управления образовательными учреждениями.
Среди проблем, требующих первоочередного внимания, можно выделить следующие:
- недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса;
- использование не в полной мере вариативности учреждений и программ.
Решению названных вопросов будет способствовать районная целевая программа "Развитие образовательной сети Лебедянского района на 2010 - 2012 годы" далее - Программа, представляющая собой определение потребностей муниципальных учреждений образования по конкретным направлениям развития, определение цели и задач развития образования, прогнозируемый план на перспективу, комплекс мероприятий по достижению намеченных результатов.
Основными принципами, лежащими в основе Программы как инструмента, обеспечивающего развитие социально значимой отрасли района, являются:
- доступность качественного образования;
- целостность и системность образования;
- вариативность учреждений и программ;
- непрерывность и преемственность образования;
- ресурсная обеспеченность развития образования.
В ходе реализации Программы должна быть обеспечена гарантия доступности и качества конкурентоспособного образования для всех слоев населения района вне зависимости от места жительства и доходов на основе создания для этого оптимальных условий и дополнительных механизмов.
Особое значение имеет ориентация всей системы образования на воспитание здорового, грамотного гражданина России, обладающего компетентностями для обеспечения собственной успешности и развития социально-экономического комплекса района и области.
В качестве основных направлений образовательной политики района, на достижение которых направлено содержание программных мероприятий, рассматриваются:
- создание ресурсных образовательных центров;
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
- повышение качества образования;
- максимальное развитие творческого потенциала обучающихся и педагогических работников на основе традиционных культурных ценностей, современного содержания образования и инновационности педагогических технологий;
- обеспечение условий комплексной безопасных условий учебно-воспитательной деятельности.
- развитие общественно-государственного управления образовательными учреждениями.
2.2. Состояние и проблемы образования Лебедянского района.
Система общего образования района на сегодняшний день представлена 9-ю средними, 11-ю основными, 4 начальными школами и 1 комплексом "начальная школа-детский сад". В них обучаются свыше 4 тыс. школьников. 1206 ребенка дошкольного возраста воспитываются в 13 дошкольных образовательных учреждениях.
Работают 3 учреждения дополнительного образования: детско-юношеский центр, детско-юношеская спортивная школа, станция юных натуралистов.
Педагоги района под руководством отдела образования продолжают работать над решением задачи, доминирующей в приоритетном национальном проекте "Образование" - повышение качества образования. Положительным примером этому являются позитивные изменения в системе образования района:
- расширилась сеть образовательных услуг;
- в 8 школах введено изучение основ православия;
- профильное обучение реализуют 7 средних общеобразовательных школ по 12 направлениям в 23 классах,
- всего в школах района преподается более 80 элективных курсов;
- во всех школах введен 3-й час физкультуры;
- продолжают работать оборонно-спортивные классы в МОУ СОШ с. Б.-Попово и с. Троекурово.
- введено препрофильное обучение по курсу ОБЖ класс "Юный спасатель" на базе МОУ СОШ п. Агроном.
Результаты ЕГЭ, который в 2009 году сдавался в штатном режиме, по 5 предметам из 7 превзошли прошлогодние. Средний балл, набранный выпускниками района, по 3 предметам превысил областной показатель. В целом по результатам единого государственного экзамена успеваемость по району составила 99,6% (по области 98,8%). Две выпускницы гимназии N 1 (Воинова Дарья и Грибкова Анна) получили абсолютный результат (100 баллов), в 2008 этого добился только 1 выпускник. В целом по району отрицательная динамика результатов ЕГЭ, которая прослеживалась в предыдущие годы, остановлена. Но проблема повышения качества знаний остается не просто актуальной, а является самой насущной в современных условиях обновления образования.
Одновременно с реализацией стандартов общего образования совершенствуются условия для развития и реализации способностей каждого ребёнка, талантливой молодежи. Ярким подтверждением тому являются 10 призовых мест, в том числе 6 первых, по русскому языку, обществознанию, математике, экономике, физической культуре, ОБЖ, завоёванных нашими школьниками в областном этапе Всероссийской олимпиады. В прошлом 2008 году было 8 призовых мест (в т.ч. 4 победы). 2 ученицы гимназии N 1 стали призёрами Всероссийской олимпиады: Воинова Дарья - по русскому языку, а Зарецкая Юлия - по политологии.
За последних 4 года доля победителей и призеров регионального этапа олимпиады по району увеличилась с 0,52% до 1,1%. А показатель эффективности участия района в региональном этапе олимпиады выше только у липецких школьников. Мы начали и будем продолжать работу по построению разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Отдел образования рассматривает взаимодействие "ШКОЛА - ВУЗ" как новый этап содержательного развития образования района в направлении усиления практической ориентации общего образования.
Сотрудничество с ЛГПУ, ЕГУ им. И.А.Бунина, а также с Научно-информационным центром экономического и компьютерного образования молодежи г. Липецка является динамичным элементом развития креативных способностей учащихся.
Отбор лучших инновационных идей, способных наиболее эффективно решать проблемы современного образования, способствовал расширению сети экспериментальных площадок в ОУ района по разнообразным направлениям: восстановление и развитие школьного здравоохранения (Куликовская школа), апробация новых учебников (гимназия N 1, СОШ N 2), государственная итоговая аттестация за курс основной школы в экспериментальной форме с включением материалов по теории вероятности и комбинаторике (СОШ N 3, гимназия N 1, СОШ п. Агроном), частичное использование методики Н.Б.Фоминой для определения качества обучения учащихся (гимназия N 1).
МОУ СОШ с. Болыпое Попово в 2009 году в числе всего лишь 10 общеобразовательных учреждений области определена как база региональной экспериментальной площадки. Тема площадки школы "Роль школьного библиотечно-информационного центра в информационной среде школьного пространства".
Одним из приоритетных направлений в развитии школьного образования является здоровьесбережение. Во всех общеобразовательных учреждениях действуют спортивно-оздоровительные секции и группы, в которых занимается свыше 2000 человек.
Постоянно совершенствуется спортивная база ОУ. В 2008 году реконструирован спортивный зал в МОУ ООШ с. Куликовка Вторая, в 2009 году произведен ремонт спортзала в МОУ гимназия N 1.
К началу нового 2009-2010 учебного года в 9 образовательных учреждениях района полностью подготовлены и оснащены в соответствии с требованиями медицинские кабинеты.
Не менее важно для здоровья - правильно организованное питание. Шестой год все наши школьники получают горячее питание. В целях повышения его качества и доступности разработана и реализуется целевая программа "Модернизация системы школьного питания в образовательных учреждениях Лебедянского района до 2010 г.". В ходе ее выполнения в 2009 году реконструированы помещения под столовую и закуплено технологическое оборудование, мебель на сумму 220 тыс. руб. для Куликовской школы, это позволило еще двум образовательным учреждениям (СОШ с. Большое Попово и ООШ с. Куликовка Вторая) отказаться от использования концентратов в организации горячего питания и снизить долю школьников, питающихся продуктами быстрого приготовления с 17% до 10%.
Завершился капитальный ремонт МУП "Комбинат питания", который обеспечивает питанием 56% школьников района.
Система образования использует и такой ресурс охраны здоровья детей, как организация их отдыха. Количество детей, отдохнувших в пришкольных лагерях дневного пребывания, растет: в этом году - 74%, в 2008 году - 72%.
В районе сложилась система моральной поддержки учительства. Это: традиционные конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Сердце отдаю детям", "Пионервожатый года" и др., публикации в СМИ, педагогические выставки, региональные педагогические конкурсы им. К.Москаленко и им. А.Горской, и самый главный конкурс - конкурс лучших учителей в рамках ПНП "Образование".
5 школ и 7 педагогов района стали победителями конкурсных отборов среди образовательных учреждений и учителей в рамках нацпроекта, что позволило сделать значительный шаг вперед в повышении качества обучения. В 2009 году победителем конкурса лучших учителей стала Мальцева Ираида Николаевна - учитель гимназии N 1. А педагог этой же школы Иншакова Ирина Валентиновна стала лауреатом премии им. К.Москаленко.
Начал реализовываться новый формат аттестации педагогических и руководящих кадров.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система дошкольной подготовки детей, функционированию которой в нашем районе уделяется пристальное внимание.
В дошкольных образовательных учреждениях помимо типовой программы парционно используются программы "Радуга", "Юный эколог"; "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", "Основы безопасности дошкольников". Обеспечивая комплексный подход в решении воспитательных и образовательных задач с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, педагоги ДОУ г. Лебедяни используют в своей работе программу "Детство".
В рамках реализации районной целевой Программы "Развитие и оптимизация образовательной сети Лебедянского района до 2010 года" и в целях решения проблемы доступности дошкольного образования в 2008 году:
- восстановлен ранее закрытый д/с "Колобок", который в настоящее время посещают 142 ребёнка;
- МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад реорганизована в детский сад N5 г. Лебедяни "Родничок", что дало дополнительно ещё 50 мест.
Наряду с этим, с целью реализации получения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу в феврале 2009 года в детском саду села Романове дополнительно открыта новая группа на 15 мест. Кроме того, ряд общеобразовательных учреждений района и МОУ ДОД ДЮЦ также оказывают услуги дошкольного образования в группах кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста (от 4-х до 7-ми лет). Количество детей, посещающих данные группы, растет (с 87 человек в начале 2008 года до 106 на 01.09.2009 г.).
В результате проведенных мероприятий на сегодняшний день очередность в дошкольные образовательные учреждения района снизилась с 1089 до 677 человек, охват услугами дошкольного образования возрос до 39%, против 35,8% на начало 2008 года. Но данный вопрос по-прежнему остается актуальным для образования района.
Совершенствование воспитательных функций образования рассматривается как одна из главных задач профессионального вклада педагогов в оздоровление общества.
Воспитание в образовательных учреждениях района направлено на формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, здорового и нравственного образа жизни через совершенствование института классных руководителей.
Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования и воспитания детей. В районе работают 3 учреждения дополнительного образования детей, которые дают возможность учащимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В ходе оптимизации образовательной сети в 2008 - 2009 г.г. закрыто 10 малокомплектных школ (МОУ НОШ с. Сурки, Старый Копыл, Хорошовка, Грязновка, п. Инициатор, МОУ ООШ с. Сезеново, Павелка, К-Лубна, Теплое). МОУ СОШ N 4 г. Лебедянь, с. Михайлока, с. Куликовка Вторая изменили свой статус на МОУ ООШ.
С 1 января 2009 года в районе введена новая система оплаты труда педагогических работников и нормативно - подушевое финансирование ОУ района.
В результате проведенной работы в новых финансовых условиях показатель наполняемости классов по району увеличился с 11,8 чел. в 2007 г. до 15 чел. (областной показатель - 16,9): по городу: с 19,8 чел. до 21,2 чел. (область - 22,7); по селу: с 7,9 чел. до 11 (область - 11,7 чел.), коэффициент нагруженности педагогов возрос с 7 в 2007 г. до 10,1 (область - 9,8).
Но сложившаяся ситуация еще не обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов ОУ.
Кроме того, отсутствуют параллели в старшем звене в большинстве средних школ, не развита районная система дистанционного обучения и сетевого взаимодействия ОУ, что затрудняет полноценное профильное обучение и оптимальное использование образовательных ресурсов.
Стабильность в положительной динамике результатов ЕГЭ пока не достигнуты. Кадровое обеспечение на 18,7% состоит из педагогов пенсионного возраста, ресурсный возраст с 25 до 35 лет - 25%, и только 7% являются молодыми специалистами.
Материально-техническая база некоторых школ не имеет современную инфраструктуру.
Наблюдается разбросанность имеющихся образовательных ресурсов.
Повышение качества образования, перевод его на компетентностную основу, обеспечение доступности современного образования требует:
- создания ресурсных образовательных центров;
- модернизации материально-технической базы ресурсных образовательных центров;
- обновления содержания образования через профилизацию старшей ступени;
- обеспечения пространственной доступности услуг, предоставляемых образовательной сетью района;
- создание сети ресурсного взаимодействия образовательных центров и образовательных учреждений;
- обеспечить условия психофизической безопасности учащихся и комфортность образовательного процесса;
- создания системы поиска и поддержки талантливых и одаренных детей;
- создания системы поддержки и профессионального развития результативно работающих педагогов;
- развития общественно-государственных форм управления образовательными учреждениями.
2.3. Цели, задачи и сроки реализации программы.
Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей политики в области образования. Целью данной Программы является формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание ресурсных образовательных центров на базе МОУ гимназии N 1, МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N 2, N 3, МОУ СОШ с. Троекурово, Б-Попово, Куймань, Ольховец, Мокрое, п. Агроном, МОУ ООШ с. Куликовка Вторая, Шовское, Яблонево, Докторово;
- укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения образовательных центров, создание в них современной школьной инфраструктуры;
- развитие общественно-государственного управления образовательными учреждениями: создать автономные образовательные учреждения на базе МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов N 3, МОУ ДОД ДЮЦ, МОУ ДОД ДЮСШ;
- обновление содержания образования через развитие предпрофильного и профильного обучения;
- обеспечение условий психофизической безопасности учащихся и повышение комфортности образовательного процесса;
- развитие здоровьесберегающей среды в ОУ;
- создание условий для развития учительского потенциала;
- повышение уровня информатизации образовательного пространства;
- создание условий для поиска и сопровождения одаренных и талантливых детей;
- снижение очередности в дошкольные образовательные учреждения;
- повышение эффективности использования бюджетных средств и расширение возможностей для привлечения в сферу образования внебюджетных средств. Реализация Программы рассчитана на период с 2010 по 2012 годы.
2.4. Ресурсное обеспечение программы.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через заказчика - администрацию Лебедянского муниципального района. Заказчик содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного районного бюджетного финансирования, собственных доходов и других внебюджетных средств. Контролирует использование финансовых средств строго по целевому назначению.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно планируются и уточняются в процессе исполнения районного бюджета и при формировании бюджета на очерёдной финансовый год.
2.5. Механизм реализации программы и
контроль за ходом ее выполнения.
Исполнителями Программы являются отдел образования, отдел финансов, отдел архитектуры и градостроительства администрации Лебедянского муниципального района, муниципальные образовательные учреждения района.
Основной механизм выполнения Программы - ежегодное утверждение планов программных мероприятий по развитию образования, заключение договоров, контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.
Заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм их реализации, состав исполнителей.
При необходимости заказчик Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий, которые утверждаются постановлением главы администрации Лебедянского муниципального района.
Контроль за выполнением. Программы ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Контроль за выполнением Программы включает:
- периодическую отчетность о реализации программных мероприятий;
- контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств;
- контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений;
- контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Исполнители отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, установленным заказчиком Программы.
2.6. Ожидаемые социально-экономические эффекты
от реализации программных мероприятий.
Реализация программы позволит обеспечить:
1. Устойчивое, поступательное развитие системы образования на основе более полного удовлетворения различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного общего и дополнительного образования.
2. Достижение нового качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса.
3. Создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания.
4. Расширение возможностей для выявления и развития способностей и интересов детей, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
5. Формирование у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, основных навыков, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, здорового образа жизни.
6. Противодействие негативным социальным процессам.
7. Создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение, развитие системы профильного обучения, реализуемого посредством индивидуальных образовательных программ.
8. Повышение эффективности использования бюджетных средств и расширение возможностей для привлечения в сферу образования внебюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.