Комментарий к Закону Липецкой области от 3 марта 2010 г. N 353-ОЗ
"О наделении органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями по обеспечению
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детей, находящихся под опекой (попечительством),
а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, жилыми помещениями"
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона.
Как указано в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного за ними жилого помещения, то после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания и т.п. они должны быть обеспечены органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Комментируемый Закон как раз и регламентирует отдельные полномочия органов местного самоуправления городских округов города Липецка и города Ельца и муниципальных районов области (далее - органы местного самоуправления) в сфере предоставления жилья детям-сиротам, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 2. Полномочия органов местного самоуправления.
В комментируемой статье говорится, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Норма площади жилого помещения, предоставляемая указанной категории лиц, определяется в соответствии с Законом Липецкой области от 3 марта 2010 г. N 354-ОЗ "О порядке ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма". Так, п. 2 ст. 6 установлено, что детям-сиротам, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров.
Статья 3. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных полномочий.
В п. 1 комментируемой статьи установлен перечень прав органов местного самоуправления в сфере обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, жилыми помещениями.
Итак, органы местного самоуправления имеют право:
- запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти области, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к переданным полномочиям;
- давать разъяснения по вопросам, отнесенным к переданным полномочиям, а также рассматривать обращения, заявления и жалобы граждан по указанным вопросам и принимать по ним необходимые меры;
- вести переписку по вопросам, относящимся к переданным полномочиям;
- вносить предложения в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки по вопросам, относящимся к переданным полномочиям.
В п. 2 комментируемой статьи содержится перечень обязанностей органы местного самоуправления в сфере предоставления жилья. Органы местного самоуправления обязаны:
- осуществлять переданные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Порядок наделения, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, закреплен в статьях 19-21 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
- использовать финансовые средства и материальные ресурсы, предоставленные для осуществления переданных полномочий, по целевому назначению. То есть органы местного самоуправления не вправе тратить денежные средства, выделяемые на приобретение жилья для лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона на иные, кроме указанной цели.
- представлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки информацию, материалы, документы и отчеты по вопросам осуществления переданных полномочий;
- в случае отзыва переданных полномочий возвратить неиспользованные финансовые средства и материальные ресурсы;
- представлять в исполнительный орган государственной власти области в сфере образования и науки сведения о лицах, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоящих на учете в целях предоставления жилых помещений в органах местного самоуправления, до 1 июля года, предшествующего планируемому по формам и в сроки, установленные исполнительным органом государственной власти области в сфере образования и науки. Исполнительным органом государственной власти области в сфере образования и науки является управление образования и науки Липецкой области.
Статья 4. Методика расчета норматива для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления переданных полномочий.
В п. 1 комментируемой статьи говорится, что субвенция перечисляется в бюджет органов местного самоуправления в соответствии со сводной бюджетной росписью из областного бюджета в пределах средств, утвержденных в бюджете, и предоставляемых Липецкой области субсидий из федерального бюджета на указанные цели на очередной финансовый год, из расчета:
количества лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, нуждающихся в предоставлении жилой площади и состоящих на учете в целях предоставления жилого помещения в органе местного самоуправления по месту жительства;
расходов на услуги связи, прочих расходов, связанных с осуществлением переданных полномочий.
В п. 2. комментируемой статьи приводится порядок расчета объема субвенций, выделяемых местным бюджетам. Как видно, размер субвенции зависит от численности лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, принятых на учет в целях предоставления жилого помещения. Соответственно, чем больше лиц, принятых на учет, тем больше размер субвенции, выделяемой местным бюджетам.
Итак, объем субвенции местным бюджетам на осуществление переданных полномочий составляет:
2,5% от субвенции, выделяемой из областного бюджета в случае, если численность лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, принятых на учет в целях предоставления жилого помещения, составляет до 50 человек;
5% от субвенции, выделяемой из областного бюджета в случае, если численность лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, принятых на учет в целях предоставления жилого помещения, составляет от 50 до 100 человек;
20% от субвенции, выделяемой из областного бюджета в случае, если численность лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, принятых на учет в целях предоставления жилого помещения, составляет от 100 до 150 человек;
40% от субвенции, выделяемой из областного бюджета в случае, если численность лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, принятых на учет в целях предоставления жилого помещения, составляет свыше 150 человек.
Расходы на услуги связи, прочие расходы, связанные с осуществлением переданных полномочий, устанавливаются из расчета 0,01% объема субвенции.
Статья 5. Передача материальных ресурсов и финансовых средств органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий.
Согласно п. 1 комментируемой статьи финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, в частности, полномочий по обеспечению лиц, указанных в статье 1, жилыми помещениями, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.
Согласно п. 1 ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке).
Согласно п. 2 комментируемой статьи материальные ресурсы, необходимые для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в порядке, установленном Законом Липецкой области от 4 декабря 1998 года N 16-ОЗ "О порядке приема и передачи объектов государственной (областной) и муниципальной собственности".
Пунктом 3 установлено, что органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на осуществление переданных полномочий, на другие цели, т.е. запрещается нецелевое использование. Это положение согласуется с общим принципом, согласно которому нельзя использовать средства, полученные в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления.
Пунктом 4 комментируемой статьи закреплено право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 6. Полномочия исполнительного органа государственной власти области в сфере образования и науки в отношении органов местного самоуправления в связи с передачей полномочий.
Как уже было отмечено в комментарии к статье 2 настоящего Закона, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные функции органами местного самоуправления должны исполняться надлежащим образом. Для этого законодатель и наделил Управление образования и науки области определенными контрольными и иными полномочиями.
Согласно данной статье Управление образования и науки Липецкой области:
- оказывает организационно-методическую помощь органам местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий;
- рассматривает обращения, заявления граждан и организаций, а также жалобы граждан по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;
- ежегодно при формировании областного бюджета на основе действующих нормативов и социальных стандартов подготавливает и представляет в исполнительный орган государственной власти области в сфере финансов обоснование потребностей, а также расчет финансовых средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;
- осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий, в том числе за целевым использованием материальных и финансовых средств, выделенных на осуществление переданных полномочий;
- в случае выявления нарушений по осуществлению переданных полномочий выносит письменное предписание главе муниципального образования.
Статья 7. Порядок осуществления контроля исполнительным органом государственной власти области в сфере образования и науки за осуществлением переданных полномочий органами местного самоуправления.
В п. 1 комментируемой статьи регламентировано, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по обеспечению лиц, перечисленных в статье 1 настоящего Закона, жилыми помещениями осуществляет Управление образования и науки Липецкой области.
При этом органы местного самоуправления каждый квартал должны представлять в Управление образования и науки отчеты о выполнении переданных полномочий по формам и в сроки, установленные им самим (п. 2 комментируемой статьи).
Статья 8. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления.
В соответствии с комментируемой статьей, органы местного самоуправления и их должностные лица, осуществляющие исполнение переданных полномочий, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Существуют следующие виды ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.
Привлечение к тому или иному виду ответственности органов местного самоуправления, их должностных лиц зависит от основания, т.е. от того, какое правонарушение совершено.
Статья 9. Условия и порядок прекращения осуществления переданных полномочий.
В п. 1 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления осуществляют переданные в соответствии с настоящим Законом полномочия до тех пор, пока они не будут прекращены законом области. Такой закон может отозвать полномочия или внести изменения в соответствующие нормы действующего законодательства.
В п. 2 указано, какую информацию должен содержать Закон области о прекращении осуществления переданных полномочий. Это следующие сведения:
1) основания прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями. То есть, по какой причине и в связи с чем органы местного самоуправления больше не будут осуществлять данные полномочия.
2) сроки перечисления органами местного самоуправления в областной бюджет неиспользованных финансовых средств, предоставленных в соответствии с настоящим Законом.
3) дату прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий;
4) сроки и порядок передачи органами местного самоуправления документов и материалов, связанных с осуществлением переданных полномочий, и наименование органа, которому они передаются.
А.А. Авдейкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
15 мая 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авдейкина А.А. Комментарий к Закону Липецкой области от 3 марта 2010 г. N 353-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" - Система ГАРАНТ, 2010 г.