Глава 5. Историко-культурные заповедники регионального значения
Статья 14. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения.
В п. 1 комментируемой статьи указано, что к историко-культурным заповедникам регионального значения может быть отнесено достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс.
Для того, чтобы определиться, относится то или иное достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, к историко-культурным заповедникам регионального значения, по инициативе управления культуры и искусства области проводится государственная историко-культурная экспертиза (п. 2 комментируемой статьи).
Согласно п. 3 комментируемой статьи, если в результате государственной историко-культурной экспертизы принято положительное заключение, то управление культуры и искусства области обращается в администрацию области, которая в течение одного месяца должна принять решение об отнесении достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального значения.
Создание историко-культурного заповедника регионального значения оформляется актом администрации области, устанавливающим его границу и режим содержания (п. 4 данной статьи).
Пункт 5 комментируемой статьи регламентирует случаи, когда на территории области создается историко-культурный заповедник федерального значения. Так, согласование порядка организации на территории области историко-культурного заповедника федерального значения, его границы и режима его содержания осуществляет администрация области.
Данное положение перекликается с п. 3 ст. 58 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", в котором сказано, что порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается данный заповедник.
Статья 15. Граница историко-культурного заповедника регионального значения.
Пунктом 1 комментируемой статьи регламентировано, что граница историко-культурного заповедника регионального значения устанавливается на основании историко-культурного опорного плана достопримечательного места и прилегающих к нему территорий (в соответствии с исторически сложившимися границами земельных участков), научных исследований, касающихся истории формирования территории, иных документов и материалов, обосновывающих предлагаемую границу.
В п. 2 указано, что граница историко-культурного заповедника регионального значения фиксируется на карте-схеме. Если графическое изображение территории историко-культурного заповедника отсутствует, то может использоваться натурное описание границ историко-культурного заповедника с указанием географических координат поворотных точек и перечня объектов недвижимости, расположенных в границах территории данного заповедника.
Как указано в п. 3 комментируемой статьи, полномочием по определению границы историко-культурного заповедника регионального значения наделено управление культуры и искусства области. При этом управление должно согласовать границы историко-культурного заповедника с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого он располагается, в виде письменного отзыва.
Согласно п. 4 комментируемой статьи окончательно утверждает границы историко-культурного заповедника регионального значения администрация области. Для этого управление культуры и искусства области представляет в администрацию документы и материалы, обосновывающие предлагаемую границу.
Статья 16. Режим содержания историко-культурного заповедника регионального значения.
В п. 1 регламентировано, что на территории историко-культурного заповедника регионального значения устанавливается дифференцированный режим его содержания. Вся территория историко-культурного заповедника регионального значения должна быть разделена на зоны, с определением участков различного функционального назначения. Ниже приведены зоны, а также режимы содержания, соответствующие этим зонам. Так, на территории историко-культурного заповедника регионального значения устанавливается заповедная зона, в границах которой располагаются наиболее ценная и хорошо сохранившаяся часть достопримечательного места, памятники и ансамбли, памятники природы, иные объекты, составляющие предмет охраны историко-культурного заповедника. В границах заповедной зоны устанавливается режим, соответствующий режиму охраны территории памятника, ансамбля или охранной зоны объекта культурного наследия. В этой зоне запрещается любое новое строительство, за исключением восстановления утраченных объектов культурного наследия, а также хозяйственная деятельность, наносящая ущерб объектам недвижимости, определенным как предмет охраны историко-культурного заповедника. Помимо заповедной, выделяется рекреационная, хозяйственная зоны, зона поселений или иные зоны, в которых регулируется рекреационная, туристическая, градостроительная и хозяйственная деятельность на территории историко-культурного заповедника и устанавливается режим, соответствующий режиму зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности или зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия.
В п. 2 указано, что режим содержания историко-культурного заповедника регионального значения, необходимый состав его зон и их границ утверждается администрацией области. Но перед этим управление культуры и искусства области должно согласовать режим содержания историко-культурного заповедника регионального значения, необходимый состав его зон и их границ с органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого он располагается, в виде письменного отзыва.