Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Главы Тербунского района
от 25 декабря 2007 г. N 43-РР
Стратегия
социально-экономического развития Тербунского района
на период до 2020 года.
Стратегия социально-экономического развития Тербунского района на период до 2020 года (далее Стратегия) основывается на следующих положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью Стратегии повышение уровня и качества жизни населения Тербунского района;
- устойчивое развитие Тербунского района как необходимая система ограничений для требуемой динамики социально-экономических процессов в районе, их сбалансированность и экологичность (в широком смысле этого понятия);
- межрайонное и межрегиональное сотрудничество для создания условий сочетания районных, межрайонных, региональных и межрегиональных интересов при решении стратегических проблем экономического социального, экологического и территориального развития.
Целевая направленность Стратегии ориентирована, прежде всего, на обеспечение повышения устойчивого уровня и качества жизни населения Тербунского района, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями района.
Достижение целей стратегии возможно путем последовательного формирования в районе рыночной и социально-ориентированной экономики с четко ориентированной законодательной базой.
Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в районе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов местного самоуправления в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Также необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ. Достигнутые районом в последние годы отдельные положительные результаты могут рассматриваться как формирование условий для дальнейших позитивных изменений.
Оценка социально-экономической ситуации
Экономика Тербунского района, несмотря на сложность и противоречивость процессов, происходящих в российском обществе и регионе, характеризуется динамичным поступательным развитием.
За последние годы был проделан большой объем работы по реформированию хозяйств, что положительным образом сказалось на эффективности ведения этой отрасли, причем более быстрыми темпами развивается растениеводство.
В развитие сельскохозяйственного производства за последние пять лет привлечено более 1,5 млрд. руб., в том числе средств инвесторов 530 млн. руб. в расчете на 1 га пашни объем вложенных средств составил 18 тыс. руб.
Основные инвестиции социально-экономического развития Тербунского района определяются существенным наращиванием инвестиций в основной капитал, началом реализации крупных инвестиционных проектов: в 2005 году - реализация инвестиционного проекта по строительству кирпичного завода производительностью 40 млн. штук кирпича в год; в 2006 году - пуск завода с объемом инвестиций в основной капитал - 1092 млн. рублей. В настоящее время ООО "АЭМ - Липецк" ведет строительство завода мощностью 30 тыс. тонн металлических конструкций и 1 млн. кв. м сэндвич панелей в год для промышленного и гражданского строительства. Инвестиционные вложения с начала строительства составили 215 млн. рублей.
Некоммерческая организация Фонд поддержки здравоохранения "Здоровье" приступили к реализации крупного проекта "Организация промышленного производства антибиотиков", целью которого является организация производства отечественных препаратов для обеспечения Российского потребительского рынка жизненно необходимыми антибиотическими лекарственными средствами. Стоимость проекта более 4 млрд. рублей.
Также на территории Тербунского района реализуется крупный проект по строительству сахарного завода мощностью переработки 12000 тонн сахарной свеклы в сутки. Инвестиционная стоимость проекта - 7008 млн. рублей.
В рамках национального проекта "Развитие АПК" по направлению ускоренное развитие животноводства ООО "Трио Тербуны" с. Покровское ведет строительство молочного комплекса на 2000 голов дойного стада.
КХ "Рассвет" осуществляет строительство молочного комплекса на 1000 голов дойного стада в с. Большая Поляна.
ОАО "Липецкмясопром" начало строительство свиноводческого комплекса мощностью 110 тыс. голов в с. Тульское.
В условиях положительных тенденций, наметившихся в развитии экономики Тербунского района, особую значимость приобретает вопрос эффективного включения ресурса малого бизнеса в ускорение экономического роста, борьбу с бедностью и улучшение социального климата в обществе. "Центр тяжести" малого предпринимательства постепенно смещается в сторону производственной деятельности - сельского хозяйства, промышленности, строительства. Выпуск товаров и оказание услуг малыми предприятиями в 2006 году превысил 115 млн. руб. Общее количество занятых в сфере малого бизнеса составляет более 1600 человек или 12% экономически активного населения района.
В результате проводимых мероприятий по мобилизации денежных средств в Бюджет Тербунского района объем собственных доходов возрос с 30 млн. руб. в 2002 году до 95,8 млн. руб. в 2006 году.
За последние годы состояние потребительского рынка района можно охарактеризовать как стабильное, с высокой предпринимательской активностью, имеющее устойчивые тенденции дальнейшего динамичного развития.
В районе активно развиваются новые форматы торговых предприятий. Растет число магазинов оборудованных современным оборудованием. В целом за последнее десятилетие торговая сеть увеличилась в 2,2 раза, сеть общественного питания - в 1,3 раза.
Дальнейшее развитие экономики района, создание предприятий в особой экономической зоне с. Тербуны требует увеличения масштабов жилищного строительства. За последние пять лет средняя обеспеченность жильем по району возросла с 23,8 кв. м на человека до 25,5 кв. м. Общая площадь вводимого в эксплуатацию жилья возросла с 2449 кв. м до 7106 кв. м. Увеличился ввод в эксплуатацию индивидуального частного жилья.
За последние пять лет в Тербунском районе произошло существенное улучшение финансирования системы образования. В 2002 году на эти цели было выделено 60692,0 тыс. руб. в 2006 году - 128193,0 тыс. руб.
Развитие сферы культуры в Тербунском районе направлено на сохранение и развитие его культурного потенциала, повышение качества жизни населения района путем удовлетворения культурных и духовных потребностей. На достижение этих целей ориентированы 45 учреждений культуры, в том числе 26 библиотек, 19 культурно-досуговых учреждений. Тербунский район обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений рыночных преобразований, реструктуризации экономики, социального реформирования в#
3. Увеличение объемов инвестирования за счет развития новых производств и увеличения объемов жилищного строительства. 4. Производство строительной продукции, ввозимой в район полностью или частично. Наращивание объемов реализуемой продукции и услуг за счет мультипликации действия ОЭЗ. 6. Рост эффективности сельскохозяйственного производства. |
продукции. 3. Рост тарифов на электроэнергию, газ и топливо. 4. Низкая конкурентоспособность существующих производств. |
(Социальная сфера)
4.2. Итоговый SWOT-анализ
Таблица 4.2.1
Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (О) и угрозы (Т)
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Общие показатели | |
1. Реализация на территории района приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". 2. Потенциал роста благосостояния населения и, как следствие, увеличение объемов реализации торговых и бытовых услуг. 3. Благоприятная среда для развития малого бизнеса и рост числа занятых в сфере малого бизнеса. 4. Реализация "Программы содействия переселению соотечественников" 5. Наличие программ предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. 6. Обеспечивается финансирование территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в полном объеме. 7. Продолжительность жизни населения выше среднеобластного показателя. 8. Рост объемов финансирования социальной защиты населения. |
1. Низкий уровень заработной платы 2. Недостаточная обеспеченность населения района жильем 3. Проблемы с финансированием реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов района. 4. Дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий в связи с созданием на территории района особой экономической зоны регионального уровня "Тербуны". 5. Низкий уровень доходов части населения. 6. Неполный охват территорий, особенно в отдаленных селах, услугами малого предпринимательства (торговля, бытовое обслуживание, платные услуги и др.). 7. "Старение" педагогических кадров (4% педагогов района достигли пенсионного возраста). 8. Возможный высокий уровень негативного влияния ОЭЗ РУ на окружающую среду (выбросы, сбросы вредных веществ, отходы производства и потребления, загрязнение подземных и поверхностных вод). 9. Неполная обеспеченность населенных пунктов очистными сооружениями, полигонами ТБО. 10. Устаревшая материально-технической база не обеспечивает достаточно высокое качество медицинского обслуживания. 11. Затруднено социальное обслуживание населения, проживающего в малонаселенных пунктах. |
Благоприятные возможности (О) |
Потенциальные угрозы (Т) |
Общие показатели | |
1. Улучшение демографической ситуации и стабилизация количества трудовых ресурсов. 2. Снижение процентных ставок по ипотеке до 1/2 ставки рефинансирования (5%). 3. Дальнейшее развитие экономики района, создание предприятий в ОЭЗ РУ "Тербуны" требует увеличения масштабов жилищного строительства. 4. Привлечение средств как из бюджетных, так и внебюджетных фондов в первую очередь для жилищного строительства. 5. Рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в связи с ростом субъектов малого бизнеса. 6. Востребованность в кадрах рабочих специальностей в связи с созданием ОЭЗ РУ. 7. Повышение эффективности использования существующей материально-технической базы и ее развитие. 8. Повышение общего уровня заработной платы в районе. 9. Переподготовка кадров на базе существующих профессионального образовательного учреждения района. 10. Внедрение мобильных систем медицинского обслуживания, иммунизации и диспансеризации населения района по месту жительства. 11. Повышение качества и уровня жизни сельского населения, за счет трудоустройства и соответствующего социального обслуживания. |
1. Увеличение нагрузки на компоненты окружающей природной среды 2. Усиление социального неравенства и расслоения 3. Дальнейший рост цен на недвижимость. 4. Отток коренных квалифицированных трудовых ресурсов, в районы с более высоким уровнем жизни и заработной платы. 5. Увеличение доли ветхого и аварийного жилья (количество домов, не требующих капитального ремонта, составляет только 10,0%). 6. Сдерживание развития малого бизнеса из-за отсутствия квалифицированных кадров. 7. Отсутствие системы мотивации для молодых педагогических кадров. 8. Потеря квалифицированных работников в бюджетной сфере, в связи с непривлекательностью работы (низкая зарплата). 9. Старение медицинских кадров в районе негативно отразится на полноте и качестве медицинского обслуживании населения в прогнозируемом периоде. 10. Устойчивая тенденция снижения численности сельского населения. |
На основе проведенных исследований и анализа наиболее реалистичных вариантов развития Тербунского района до 2020 года определена миссия Тербунского района
Тербунский район - перспективная территория Липецкой области, на которой будут созданы комфортные условия для жизни и повышения реального благосостояния населения на основе динамичного развития сельского хозяйства и промышленного комплекса, близкого к мировым стандартам.
Тербунский район - территория, где хочется жить!
В результате выделяются следующие цели и задачи.
В отрасли промышленности:
1. Обеспечение устойчивых темпов роста производства товаров и услуг, повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, внедрение в производство новых технологий и изделий с помощью вложения масштабных инвестиций в основной капитал.
2. Интенсификация инновационных процессов, максимальное использование научно-технического и интеллектуального потенциала.
3. Создание условий для роста производительности труда.
4. Повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов промышленности путем дальнейшего совершенствования государственной поддержки.
5. Диверсификация промышленности района, в том числе за счет развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
6. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике соседних районов населения.
7. Совершенствование работы с отходами предприятий с целью улучшения экологической ситуации.
8. Ускоренное развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального уровня "Тербуны".
9. Снижение техногенной нагрузки промышленности на окружающую природную среду и здоровье человека, сохранение природных комплексов, повышение экологической культуры населения.
В отрасли сельского хозяйства:
1. Дальнейшее создание и развитие крупных агрофирм, холдингов, компаний по производству сельскохозяйственной продукции.
2. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
3. Форсированное развитие животноводства в условиях постепенного импортозамещения и обеспечения внутреннего спроса.
4. Развитие зернового производства, которое будет способствовать росту производства продукции животноводства и увеличению его экспорта.
5. Развитие на базе сельскохозяйственного производства перерабатывающих отраслей промышленности.
6. Повышение качества жизни сельских тружеников, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры.
7. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий.
8. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса
9. Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство.
10. Возрождение отрасли животноводства на новой технологической основе за счет совершенствования системы кормопроизводства, улучшения племенной работы, ориентированной на максимальное использование селекционных достижений.
11. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации работников, улучшение социального положения сельского населения.
По строительному комплексу:
1. Улучшение качества жизни населения Тербунского района за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья и социально-значимых объектов.
2. Обеспечение устойчивой и эффективной работы промышленности строительных материалов путем полной загрузки производственных мощностей в целях удовлетворения возрастающих потребностей строительства.
3. Ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в районе, за счет развития производства, основанного на местной сырьевой базе.
По развитию здравоохранения населения:
1. Создание системы здравоохранения, обеспечивающей доступную, качественную, всестороннюю и высококвалифицированную медицинскую помощь населению района.
2. Совершенствование профилактической направленности в системе здравоохранения района.
3. Внедрение современных технологий в сфере профилактики, диагностики, лечения и реабилитации социально значимых заболеваний.
4. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
5. Изучение и внедрение положительного опыта внедрения общеврачебных практик в системе первичной медико-санитарной помощи в сельской местности.
6. Активное участие медицинских работников в гигиеническом воспитании населения и формировании здорового образа жизни.
7. Повышение социального статуса и престижа в сельской местности медицинских работников, в том числе путем усиление мер по их социальной поддержке.
В области улучшения демографической ситуации:
1. Стабилизация численности населения района и формирование предпосылок к последующему росту:
- путем создания условий для проведения активной семейно-демографической политики, направленной на преодоление негативных тенденций в демографических процессах и укрепление семейных ценностей,
- восстановление рождаемости в репродуктивном возрасте до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (до двух рожденных детей в среднем на одну женщину или до 2,5 рожденных детей в среднем на одну супружескую пару);
- повышение средней ожидаемой продолжительности жизни на 5-10 лет, за счет комплекса медицинских мероприятий и повышения качества жизни населения;
- увеличение миграционного прироста до величины компенсирующей естественную убыль населения, за счет разработки мет по улучшения социально-экономических условий и повышения инвестиционной привлекательности района.
В области образования:
1. Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех социальных слоев населения района вне зависимости от места жительства и доходов.
2. Удовлетворение разнообразных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, школьного, дополнительного и профессионально-ориентированного образования.
3. Дальнейшее наращивание материально-технической базы и ресурсного обеспечения районной системы образования.
4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования спортивно-оздоровительных комплексов учреждений образования и расширения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
В области развития культуры:
1. Сохранение и развитие творческого наследия края, его самобытной культуры, народных традиций, обычаев и промыслов, передаваемых молодому поколению, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам всех слоев населения.
2. Разработка мер по обеспечению социальных гарантий и материальному стимулированию работников культуры и искусства.
3. Разработка мер по повышению квалификации кадрового потенциала.
4. Выделение зданий для учреждений культуры.
5. Развитие коллективов художественной самодеятельности
6. Создание новых творческих коллективов.
7. Привлечения в сферу культуры талантливой молодежи в целях дальнейшего улучшения организации досуга населения.
В области развития трудовых ресурсов:
1. Полное использование резервов трудовых ресурсов для развития производства.
2. Более эффективное использование резерва наращивания объема подготовки кадров, востребованных на рынке труда.
3. Разработка комплекса мероприятий по сокращению оттока квалифицированных кадров.
4. Развитие учебно-материальной базы профессиональных образовательных учреждений в соответствии с требованиями производств, внедряющих новые технологии.
5. Расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение ее привлекательности.
6. Реализация Программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Открытие центра временного размещения переселенцев.
В сфере социальной защиты населения:
1. Снижение социального неравенства населения, улучшение качества жизни малоимущих и уменьшение доли бедных граждан.
2. Модернизация системы социального обслуживания населения.
3. Дальнейшее снижение численности населения, находящегося за чертой бедности.
3. Социальная поддержка семьи: увеличение размера ежемесячного пособия на детей, на рождение ребенка, многодетным семьям и молодой семье.
4. Социальное обслуживание населения путем создания отделений комплексной помощи на дому.
5. Создание консультационных центров по социальной и психологической помощи семьям с детьми, поддержка женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.
6. Внедрение новых форм обслуживания пожилых людей и инвалидов.
Охрана окружающей среды и природопользования:
1. Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
2. Оптимизация объема водопотребления.
3. Рациональное использование природных ресурсов.
4. Использование вторичных ресурсов, обезвреживание и утилизация отходов производства и потребления.
5. Совершенствование систем очистки сточных вод.
Точка роста развития района - развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального уровня Тербуны площадью 948,9 га и в связи с этим рост инвестиционного потенциала района, увеличение объемов производства промышленной продукции, создание рабочих мест.
Прогнозные показатели
развития ОЭЗ в Тербунском районе
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
_ |
2015 г. |
2025 г. |
О Объем иинвестиций, ммлн.руб. # |
1170 |
720 |
3020 |
4300 |
3100 |
2210 |
1700 |
_ |
- |
- |
ССоздание ррабочих мест, ччел.# |
260 |
500 |
1000 |
1700 |
2350 |
3100 |
3550 |
_ |
4000 |
8000 |
И Объем производства, ммлн..# руб. |
697 |
1570 |
2245 |
7200 |
13175 |
14270 |
14800 |
_ |
18950 |
41690 |
Развитие ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа способствует формированию других форм хозяйственной деятельности - строительства, логистики, торгово-ярморочной деятельности, гостиничного бизнеса и т.д.
Показатели
результативности реализации стратегических целей
Ожидаемые результаты реализации стратегии развития | ||||
Наименование параметра |
Значение параметра по годам |
|||
2006 |
2010 |
2015 |
2020 |
|
Объем промышленного производства в млн. рублей темпы роста, раз |
629 - |
14000 22 |
19650 31 |
31200 50 |
Продукция сельского хозяйства млн. руб. Темпы роста, раз |
645 - |
1220 1,89 |
1730 2,7 |
2000 3,1 |
Розничный товарный оборот в млн. рублей темпы роста, раз |
557 - |
1188 1,6 |
2090 2,8 |
3300 4,6 |
Денежные доходы на душу населения рублей темпы роста, раз |
4550 - |
8190 1,8 |
3260 2,9 |
9430 4,3 |
Средняя заработная плата дублей в месяц темпы роста, раз |
5631 - |
0700 1,9 |
7450 3,1 |
25900 4,6 |
Средняя продолжительность жизни |
67,5 |
71,9 |
72,1 |
72,8 |
Ввод жилья кв. м общей площади |
7106 |
5000 |
2000 |
0000 |
Доходы консолидированного бюджета в млн. рублей в том числе собственные в млн. рублей |
332 95 |
465 300 |
650 460 |
910 690 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Решение Главы Тербунского района Липецкой области от 25 декабря 2007 г. N 43-РР "О Стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.