Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть
1. Характеристика
проблемы, на решение которой направлена Программа
Областная целевая Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Разработка Программы обусловлена необходимостью решения проблем занятости населения области, возникших в условиях последствий экономического кризиса, а также для координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по поддержке занятости населения, снижению напряженности на рынке труда.
В результате своевременной реализации антикризисных мер в экономике области наметился ряд позитивных тенденций.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в январе-сентябре 2009 года сохранилась положительная динамика ввода жилья - рост 130%, среднедушевых доходов населения - 110,5%, оборота розничной торговли - 101,1%, объема бытовых услуг - 109%.
Начиная с июня, положение в промышленности постепенно стабилизируется - формируется положительная ежемесячная динамика: в июне - 105,2%, июле - 108,5%, августе - 101,3%, сентябре - 102,1%.
Металлурги области в 3 квартале 2009 года произвели 2,3 млн. тонн стали, что на 5% больше, чем во 2 квартале. Загрузка сталеплавильных мощностей выросла до 99%. Объемы продаж в 3 квартале превысили почти на 30% уровень предыдущего квартала, а также 3-го квартала 2008 года на 11%.
Ожидается, что металлургическое производство в 4 квартале сохранится на уровне 3 квартала, в результате индекс физического объема по области за год составит 95%, а в целом по промышленности - около 94%.
Индекс потребительских цен составил 106,5%, что ниже среднероссийского уровня - 108,1%, при этом последние два месяца (август и сентябрь) характеризовались "нулевой" инфляцией.
По ряду критериев города Липецк и Лебедянь относятся к монопрофильным населенным пунктам.
Ситуация на рынке труда города Липецка в 2009 году сложилась следующим образом.
На конец 2009 года в службе занятости числилось безработными 2808 чел., уровень безработицы - 1,0% (в среднем по области - 1,0%), напряженность на рынке труда 0,8 чел. на одну вакансию, что ниже среднеобластного показателя - 1 чел.
За 2009 год при содействии органов службы занятости на постоянную и временные работы трудоустроено 6,7 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 2,4 тыс. чел.
Ухудшения ситуации на рынке труда города Липецка в 2010 году не ожидается.
Одно из основных предприятий города Липецка - ОАО "НЛМК", один из крупнейших производителей электротехнических сталей в мире, занимает лидирующие позиции в России по производству холоднокатаного, оцинкованного проката, а также стали с полимерным покрытием.
В 2009 году, несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, вызвавшего падение спроса и цен на металлопродукцию, благодаря гибкой стратегии продаж, грамотному управлению производственными процессами, в компании удалось сохранить стабильное производство, обеспечить низкую себестоимость продукции, сохранить профессиональный коллектив.
В настоящее время на основной площадке НЛМК работают все пять доменных печей. Загрузка сталеплавильных мощностей выросла до 99%, с максимальной загрузкой работают мощности по производству проката с полимерным покрытием. Продолжается реализация второго этапа Программы технического перевооружения, в рамках которой ведется строительство доменной печи N 7 и линии нанесения полимерных покрытий N 3, осуществляется модернизация сталеплавильного производства, реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности производства компании.
Международное рейтинговое агентство Moody's изменило прогноз для корпоративного рейтинга ОАО "НЛМК" с "негативного" на "стабильный".
Объемы производства ОАО "НЛМК" за 2009 год составляют: 13 335 тыс. тонн агломерата (103,9% к уровню 2008 г.), 2 425 тыс. тонн кокса, 8 476 тыс. тонн чугуна (101%), 8 507 тыс. тонн стали (99,9%), 7 946 тыс. тонн проката (100,1%).
Стоимость реализованной продукции, работ, услуг за 2009 год (по предварительным данным) составит 127962 млн. руб., прибыль от реализации - 17418 млн. руб.
Объем налоговых платежей во все уровни бюджетов за 2009 год (по предварительным данным) составит 7039 млн. руб., в том числе: в федеральный бюджет - 945 млн. руб., областной бюджет - 2961 млн. руб., местные бюджеты - 1592 млн. руб., внебюджетные фонды - 1541 млн. руб.
В 4 квартале 2008 г. на предприятии был введен режим неполного рабочего времени. В целях сохранения трудового коллектива и непроведения процедур по сокращению персонала на ОАО "НЛМК" было принято решение о предложении работникам увольнений в связи с выходом на пенсию, которым воспользовались около 1,2 тыс. человек. Проведено опережающее обучение свыше 1 тыс. человек по новым специальностям. В результате данных мероприятий удалось сохранить квалифицированные кадры и, кроме того, зарезервировать для выпускников базовых учебных заведений на 2009 год до 500 рабочих мест.
Среднесписочная численность персонала ОАО "НЛМК" в 2009 году составила 31666 чел. (92,5% к уровню 2008 г.), средняя заработная плата - 26690 руб. (102,5%).
Доля производства ОАО "НЛМК" в объеме промышленного производства по г. Липецку составляет 64%, доля работающих на ОАО "НЛМК" в экономически активном населении г. Липецка - 11,7%.
В течение 2009 года в г. Липецке создано 2060 новых рабочих мест, из которых 1060 мест или 51% - в сфере малого бизнеса.
Ситуация на рынке труда г. Лебедяни на конец 2009 года в службе занятости числилось безработными- 137 чел., уровень безработицы - 0,7%, напряженность на рынке труда 0,4 чел. на одну вакансию, что ниже среднеобластных показателей.
За 2009 год при содействии органов службы занятости на постоянную и временные работы трудоустроено 3,4 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 1,1 тыс. чел.
Ухудшения ситуации на рынке труда города Лебедяни в 2010 году не ожидается.
Одно из основных предприятий города Лебедяни - ОАО "Лебедянский", высокотехнологичное, стабильно функционирующее предприятие, входит в четверку доминирующих на соковом рынке компаний. Основным направлением деятельности является производство соков и сокосодержащих напитков. В период с 2003 по 2008 год общий объем производимой соковой продукции возрос практически в три раза.
Его доля в объеме промышленного производства района составляет 87,4%, в объеме поступлений налогов и сборов - 34%. На заводе работает более 3 тыс. человек, что составляет 26% от экономически активного населения города.
В текущем году производство плодоовощных консервов на ОАО "Лебедянский# составило 2100 руб., на что оказало влияние смещение потребительского спроса населения в сторону продуктов питания первой необходимости в результате финансового кризиса. Объем отгруженной продукции, работ услуг за 2009 год составил 21251 млн. руб. По итогам 11 месяцев 2009 года прибыль предприятия составила 367 млн. руб.
Основная часть прибыли направлена на расширение и модернизацию производства (строительство склада-автомата для хранения готовой продукции, реконструкция цеха и городских очистных сооружений), на что в 2009 году привлечено около 2 млрд. руб. инвестиций.
За 2009 г. в бюджеты всех уровней предприятием было перечислено 742 млн. руб. (63%).
В результате оптимизации производства в 2009 году численность персонала сократилась на 18%, заработная плата возросла на 11% и превысила 18 тыс. руб./чел., что в 1,3 раза превышает среднеобластной уровень.
В 2009 году было выпущено 60 новых наименований продукции.
Для дальнейшего укрепления своих позиций и увеличения рыночной доли в каждом сегменте рынка ОАО "Лебедянский" планирует расширять продуктовую линейку, развивать инновационный подход к производству и продвижению продукции, проводить активные маркетинговые мероприятия, расширять производственные мощности.
В течение 2009 года в г. Лебедяни введено 553 новых рабочих места, из них 299 мест или 54% - в малом бизнесе.
В настоящее время в ОЭЗ "Липецк" число резидентов достигло 17, с общим объемом инвестиций 52,3 млрд. руб. На двух действующих предприятиях зоны в 2009 году произведено продукции на сумму около 700 млн. руб., объем налоговых отчислений составил 50 млн. руб. До конца года количество резидентов увеличится до 19, объем заявленных инвестиций - до 56,8 млрд. руб., будет создано 1,5 тыс. рабочих мест.
В особых экономических зонах промышленно-производственного типа регионального уровня зарегистрировано 9 участников с общим объемом инвестиций 16,4 млрд. руб., будет создано 1,5 тыс. рабочих мест.
Планируется дальнейшее развитие кластера белой техники (12 предприятий, 6,5 тыс. работающих) с доведением доли локализации производства комплектующих до 81%. Также планируется производство автокомпонентов, которое становится перспективным направлением в рамках размещения автосборочных производств на территории РФ с условием дальнейшей локализации производства комплектующих на территории РФ (5 предприятий - 1340 чел.).
За 9 месяцев 2009 года инвестиции в основной капитал составили 50 млрд. руб. или 92% к соответствующему периоду прошлого года. Иностранные инвестиции по оценке составили более 268 млрд. долл. США. Без учета привлеченного в черную металлургию синдицированного кредита в предыдущем году темп роста составил 158% к аналогичному периоду 2008 года.
Особое значение в 2009 году имеет эффективная реализация антикризисных мер, как на федеральном, так и на региональном уровне.
На региональном уровне антикризисным Советом области утвержден перечень предприятий регионального значения, включающий 36 предприятий, по которым ежемесячно проводится мониторинг, 5 из них предоставлено право на господдержку в виде государственных гарантий по кредитным договорам на сумму 415 млн. руб. и объектов залогового фонда на сумму 565 млн. рублей.
В настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении заводу "Свободный сокол" государственной поддержки из федерального бюджета в виде государственных гарантий в сумме 1,6 млрд. руб. для обеспечения кредита, привлекаемого в целях реструктуризации кредитного портфеля компании.
Антикризисные меры позволили сельскому хозяйству сохранить положительную динамику роста - 100,1%).
За 9 месяцев 2009 года государственная поддержка агропромышленного комплекса области сохранена по всем направлениям и составила 2,0 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 1,5 млрд. руб., из областного - 0,5 млрд. руб.
В рамках четырехстороннего Соглашения в Хлевенском районе осуществлен пуск молокоперерабатывающего завода мощностью 9 тыс. тонн цельномолочной продукции в год и мясоперерабатывающего комплекса на базе ООО "Албиф". К 2012 году в области будет создано 60 таких ферм. Для области приоритетным является завершение строительства и реконструкция 19 животноводческих комплексов и ферм.
Продолжится государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе. В 2009 году она составила около 30 млн. руб.
Сегодня основным резервом развития экономики региона является предпринимательство, развитие которого в значительной степени обеспечивает созданная в области реальная система государственной поддержки.
В 2009 году объемы финансирования областной Программы развития малого и среднего предпринимательства из бюджетов всех уровней увеличены в 11 раз и составляют 369 млн. руб. Предусмотрены новые направления господдержки - компенсация затрат по энергосбережению, сертификация менеджмента качества и подготовка кадров.
За 9 месяцев 2009 года в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства использовано около 141 млн. руб., (в том числе 10 млн. руб. - федеральный бюджет): выдано 133 микрозайма из областного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставлено 166 субсидий молодым предпринимателям на открытие собственного дела, возмещена процентная ставка по 27 инвестиционным проектам.
Продолжена деятельность областного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. Субъектам малого и среднего бизнеса выдано 129 микрозаймов на сумму около 84 млн. руб.
Во всех городах и районах области утверждены муниципальные Программы развития малого и среднего предпринимательства.
В условиях ограниченности доступа хозяйствующих субъектов к кредитным ресурсам банков действенным инструментом являются муниципальные залоговые фонды, которые сегодня сформированы во всех муниципалитетах в сумме около 1 млрд. руб. Принято решений и уже выдано залоговых обеспечений на 217 млн. руб., что позволило привлечь в экономику почти 140 млн. руб. финансовых ресурсов.
Исходя из динамики показателей, рост среднедушевых денежных доходов населения в 2009 году составит 110% (13527 руб.), реальные располагаемые денежные доходы снизятся на 2%.
В результате принятых антикризисных мер задолженность/ по выплате заработной платы по сравнению с началом года снизилась в 2,8 раза и на 1 октября 2009 г. составила 13,3 млн. руб., количество предприятий, имеющих просроченную задолженность, сократилось на 15. Значительный объем задолженности - более 56% (7,5 млн. руб.), приходится на агропромышленный комплекс.
В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда.
Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. Для выезда на предприятия, при возникновении сложной ситуации, создана группа оперативного реагирования, в которую входят специалисты Управления труда и занятости Липецкой области и Государственной инспекции труда в Липецкой области.
Действует рабочая группа по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда под руководством заместителя главы администрации области.
В целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений работников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников во всех центрах занятости населения организованы консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, телефоны "горячей линии".
В результате принятых этих и других мер на рынке труда области, также, наметились положительные тенденции. Численность занятых в экономике области в среднем в августе-сентябре 2009 года по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости составила 602,3 тыс. чел., что на 10% больше чем в среднем за 2008 год - 546,1 тыс. чел.
Пик безработицы в регионе пришелся на середину апреля 2009 года, а начиная с мая, численность безработных постепенно снижалась и к середине декабря составила 6,1 тыс. чел., что почти на 40% меньше показателей апреля.
Увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, с 2,9 тыс. вакансий на начало года до 7 тыс. в декабре 2009 года, что позволило почти в 3 раза снизить напряженность на рынке труда (1,0 незанятых граждан на одну заявленную вакансию).
Но, несмотря на позитивное развитие событий, имеется и ряд проблем.
За 9 месяцев объем промышленного производства сократился к соответствующему периоду прошлого года на 22,8%.
Снижение производства сохраняется практически по всем видам экономической деятельности.
Это влияет на загрузку персонала на предприятиях области и, соответственно, на число обращений в службу занятости.
В 2009 году с крупных и средних предприятий уволено по различным причинам 59,6 тыс. чел., из них 45,7 тыс. чел. (76,7%) - уволены по собственному желанию, 5,0 тыс. чел. (8,4%) - в связи с сокращением численности работников, принято 49,7 тыс. чел., в том числе на новые рабочие места принято - 4,0 тыс. чел.
С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата. Эти процессы продолжились и в 2009 году. Всего в органы службы занятости в январе-декабре 2009 года подано списков на высвобождение 9,7 тыс. чел., что почти в 2 раза больше чем за тот же период 2008 года. По прогнозной оценке в 2010 году будет высвобождено около 9 тысяч человек.
Большинство работодателей воздерживаются от массовых высвобождений работников и принимают меры по сохранению трудовых коллективов. Среди таких мер - перевод работников в режим неполного рабочего времени.
Численность работающих в режиме неполного рабочего времени на крупных и средних предприятиях области по оценке в 2010 году может составить около 5 тыс. чел.
Анализ ситуации с занятостью населения показал, что в 2010 году останется значительной численность граждан, уволенных с предприятий области по различным причинам, а также не полностью занятых на основной работе, что потребует дополнительных мер по содействию их занятости, одной из которых является организация временных работ.
Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается более 50 тыс. чел., из них более 80% - ежегодно трудоустраиваются при содействии службы занятости.
В 2010 году, несмотря на некоторое улучшение ситуации, ожидается рост обращений граждан в службу занятости. По прогнозной оценке численность ищущих работу граждан составит около 50 тыс. чел.
Наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения или потерявших работу, а также лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Наблюдается тенденция роста обращений в службу занятости инвалидов. Около 2 тысяч граждан этой категории в среднем за год обращаются в органы службы занятости населения по вопросам поиска работы или за консультацией. Трудоустройство этой категории граждан затруднено по причине отсутствия необходимых вакантных рабочих мест, особенно с сокращенным рабочим днем или неделей, а также с созданием специальных условий труда, а также несбалансированностью между имеющейся рабочей силой среди инвалидов и потребностью работодателей, невысокой мобильностью инвалидов. Как правило, рабочие места, предоставляемые работодателями для трудоустройства инвалидов - для неквалифицированного труда, с невысокой оплатой. По состоянию на 01.10.2009 года численность инвалидов зарегистрированных в органах службы занятости составила 930 чел.
Участие инвалидов в антикризисной программе поможет решить ряд проблем, возникающих при их трудоустройстве.
Трудоустройство выпускников, также, осложнено последствиями экономического кризиса. В 2009 году увеличилось число обращений в службу занятости граждан данной категории на 20% и составила 1,6 тыс. чел., из них содействие различного характера получили 1,3 тыс. чел., в том числе 0,3 тыс. чел. прошли стажировку в рамках антикризисной программы.
Для расширения возможности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений области, а также в целях приобретения ими опыта работы в Программе предусмотрена стажировка выпускников образовательных учреждений. Это позволит смягчить социально-психологические последствия безработицы обеспечить предоставление социальной поддержки в виде временного заработка на оплачиваемых временных работах, а также создать условия для приобщения к трудовой деятельности молодежи, впервые ищущей работу.
Для недопущения в 2010 году роста численности безработных граждан необходимо принятие дополнительных мер, в том числе в рамках настоящей Программы.
По прогнозной оценке ситуация на рынке труда в 2010 году будет складываться следующим образом:
продолжатся процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата, в связи с чем около 10 тыс. чел. находятся под риском потери работы;
увеличится численность работающих в режиме неполного рабочего времени до 5 тыс. чел.;
число свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях области в начале года сократится, что значительно увеличит напряженность на рынке труда региона;
количество обращений граждан в службу занятости возрастет и составит около 70 тыс. чел., а их трудоустройство осложнено снижением свободных рабочих мест;
в 2010 году статус безработного будут иметь 25 тыс. чел.
По прогнозной оценке численность зарегистрированных безработных в 2010 году в среднемесячном исчислении составит около 7 тыс. чел., а уровень безработицы - 1,0%.
Для недопущения ухудшения сложившейся ситуации на рынке труда необходимо решать программными методами ключевые проблемы в сфере занятости во взаимодействии и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей и др.
Расчет баланса рабочих мест приведен в приложении 1.
Для недопущения напряженности на рынке труда обеспечения занятости населения в 2010 году необходимо не менее 7 тыс. рабочих мест для трудоустройства безработных, ищущих работу граждан, а так же работников которые могут потерять работу.
В области для сохранения рабочих мест и создания новых рабочих мест на 2010 год предусмотрено следующее.
Будет продолжена реализация мероприятий областной целевой "Программы развития малого и среднего предпринимательства в 2009-2012 г.г." и в 2010 году, в рамках которой будет выделена приоритетная целевая группа учредителей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) - получателей субсидий - зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой увольнения. Планируется привлечь для участия в данном мероприятии поддержки безработных, зарегистрированных в центрах занятости и получивших субсидию для начала собственного дела. Планируется, что стоимость субсидии не будет превышать 0,3 млн. руб. на одного получателя субсидии. В итоге безработный, объединив средства фонда занятости, муниципалитета и по Программе поддержки малого предпринимательства сможет открыть свое дело.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в 2009 году снижена на 21,6% (с 12,6 тыс. человек до 9,9 тыс. человек) квота на привлечение иностранных работников, а на 2010 год снижена до 6,5 тыс. чел., в том числе на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, в целях осуществления трудовой деятельности - 870 приглашений и 5639 разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждению роста безработицы и напряженности на рынке труда Липецкой области, а также создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:
Задача 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
Для решения этой задачи предусмотрены следующие мероприятия.
Организация временного трудоустройства работников организаций в случае простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее - в случае угрозы увольнения) и общественных работ, что дозволит не допустить увольнения работников.
Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы.
Содействие трудоустройству инвалидов, что позволит расширить возможности для трудоустройства данной категории граждан.
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости среди безработных граждан. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на создание собственного дела безработными гражданами по следующим видам деятельности, определенными как приоритетные:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных товаров, промышленных товаров,
строительных материалов и конструкций;
оказание услуг: жилищно-коммунальных, бытовых, медицинских,
общественного питания, физической культуры и спорта;
транспортная деятельность;
торговая деятельность в сельских населенных пунктах;
заготовительная деятельность;
оказание услуг в системе дошкольного воспитания. Кроме того, будут развиваться малые формы хозяйствования в сельскохозяйственном производстве.
Перечень организаций, в которых планируется организация временного трудоустройства работников организаций в случае простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников, представлен в приложении 2 к Программе.
Перечень организаций, в которых предусмотрена организация стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений представлен в приложении 3 к Программе.
Перечень организаций, в которых планируется создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов представлен в приложении 4 к Программе.
Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости по муниципальным образованиям области приведена в приложении 5 к Программе и установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением численности работников и др.
Задача 2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.
В связи с риском высвобождения работников (в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников) для расширения возможности их трудоустройства планируется организация опережающего профессионального обучения по профессиям, которые позволят трудоустроиться работникам внутри предприятия на свободные рабочие места, или повысить их конкурентоспособность на рынке труда в случае высвобождения.
Предприятия и организации области заявили потребность в организации опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, - 1000 человек.
План организации опережающего обучения работников, подлежащих увольнению с предприятий, представлен в приложении 6 к Программе.
Для организации опережающего обучения высвобождаемых работников в области есть необходимая учебно-курсовая сеть профессиональных образовательных учреждений, имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, направлениям, специальностям, необходимым для обучения высвобождаемых работников (Приложение 7). Обучение будет вестись по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда, как для замещения имеющихся вакантных мест на самих предприятиях, так и перспектив трудоустройства на другие предприятия, вновь создаваемые рабочие места.
Задача 3. Повышение территориальной трудовой мобильности населения области.
Для решения этой задачи предусмотрены мероприятия по оказанию адресной поддержки ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.
Перераспределение трудовых ресурсов в области будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала области до периода устранения негативных экономических тенденций. Численность участников мероприятия по муниципальным образованиям области и направления их переезда приведены в приложении 8 к Программе.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы и направления профессионального обучения, виды временных и общественных работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Срок реализации Программы - 2010 год.
На первом этапе реализации Программы (I квартал 2010 года) планируется организовать работу по заключению договоров на организацию временной занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения, общественных работ, стажировки выпускников образовательных учреждений. Организация на предприятиях специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Опережающее обучение граждан, находящихся под угрозой увольнения. Организация взаимодействия органов службы занятости с работодателями по подбору и согласованию кандидатур граждан на вахтовый и сезонный вид работы с применением оперативных технологий. Оказание информационно-консультационных услуг, проведение наглядной агитации (электронная почта, Интернет - портал и др.) о возможности участия работодателей и населения в мероприятиях Программы, а также по вопросам предпринимательства и самозанятости.
На втором этапе реализации Программы (II-IV квартал 2010 года) планируется направление на временные работы граждан, находящихся под угрозой увольнения и на общественные работы по благоустройству территорий, ремонту зданий и дорог, на весенне-полевые работы в сельском хозяйстве, а также на стажировку выпускников образовательных учреждений. Направление граждан для трудоустройства в другую местность. Трудоустройство инвалидов на специальные рабочие места, созданные в рамках Программы. Перераспределение граждан, прошедших обучение, на рабочие места в соответствии с их новой квалификацией. Предоставление субсидий безработным гражданам на организацию собственного дела.
3. Обоснование
ресурсного обеспечения Программы
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 155,0 млн. руб. (приложение 9), в том числе:
- субсидии из федерального бюджета - 147,2 млн. руб.;
- средства областного бюджета - 7,8 млн. руб.
Объемы финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться, в том числе перераспределяться по мероприятиям Программы в зависимости от востребованности этих направлений у граждан.
Финансово-экономическое
обоснование дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности
на рынке труда
Организация временного трудоустройства
работников в случае угрозы увольнения и общественных работ
Всего во временных и общественных работах планируется участие 4429 чел., в том числе 4208 человек за счет субсидии из федерального бюджета и 221 человек за счет средств областного бюджета.
Размер субсидий из федерального бюджета на временное трудоустройство работников организаций в случае угрозы увольнения и общественные работы рассчитывается следующим образом:
(тыс. руб.)
Размер средств областного бюджета на временное трудоустройство работников находящихся под угрозой увольнения и общественные работы рассчитывается следующим образом:
(тыс. руб.)
где:
- размер средств на мероприятие по временному трудоустройству работников находящихся под угрозой увольнения и общественные работы;
- размер возмещения работодателю затрат на. оплату труда участников по временному трудоустройству работников, находящихся под угрозой увольнения и общественных работ, составляющий в месяц не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда;
- количество рабочих мест для трудоустройства участников мероприятия на временные и общественные работы;
- период участия во временных и общественных работах, средняя продолжительность которого составляет 3 месяца.
Организация стажировок
в целях приобретения опыта работы выпускников
образовательных учреждений 2009-2010 годов
Всего в организации стажировок в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений 2009-2010 годов планируется участие 300 выпускников и 127 наставников, в том числе 285 человек из числа выпускников и 121 наставник за счет субсидий из федерального бюджета и 15 человек из числа выпускников и 6 человек наставников за счет средств областного бюджета.
Размер средств, предоставляемых бюджету Липецкой области на реализацию дополнительного мероприятия по организации стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, включает возмещение работодателю затрат на оплату труда стажирующихся выпускников, выплаты за наставничество (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и рассчитывается по следующей формуле:
= (4330,0*1,262*285 + 4330,0/2*1,262*121)* 6,0/1000 = 11327,8 (тыс. руб.)
Размер средств областного бюджета на реализацию дополнительного мероприятия по организации стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, включает возмещение работодателю затрат на оплату труда стажирующихся выпускников, выплаты за наставничество (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и рассчитывается по следующей формуле:
= (4330,0*1,262*15 + 4330,0/2*1,262*6)* 6,0/1000 = 590,0 (тыс. руб.)
где:
- размер средств на мероприятие по организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений, предоставляемой бюджету Липецкой области;
- размер возмещения работодателю затрат на оплату труда участников мероприятия по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, составляющий в месяц не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды);
- размер возмещения работодателю затрат на выплаты за наставничество, составляющий в месяц за каждого выпускника не более одной второй установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды);
- количество рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, в Липецкой области;
- численность выпускников образовательных учреждений, стажирующихся под руководством наставников, в Липецкой области;
- период участия в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы в Липецкой области, средняя продолжительность которой составляет 6 месяцев.
Организация мероприятий
по содействию трудоустройству инвалидов
Всего в мероприятиях по содействию трудоустройству инвалидов планируется участие 100 чел., в том числе 95 чел. - за счет субсидий из федерального бюджета и 5 чел. - за счет средств областного бюджета.
Размер субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, рассчитывается по следующей формуле:
(тыс. руб.)
Размер средств областного бюджета на мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов рассчитывались следующим образом:
(тыс. руб.)
где:
- размер средств на реализацию дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, предоставляемой бюджету Липецкой области;
- размер возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида, составляющий не более 30 тыс. рублей за 1 рабочее место;
- количество оснащенных специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Липецкой области.
Развитие
малого предпринимательства и самозанятости
безработных граждан
Всего в мероприятиях по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан планируется участие 1000 чел., в том числе 950 чел. за счет субсидий из федерального бюджета и 50 чел. - за счет средств областного бюджета.
(чел.)
Размер субсидий из федерального бюджета на мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывается по следующей формуле:
(тыс. руб.)
Размер средств, предоставляемых бюджету Липецкой области на реализацию дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, рассчитывается по следующей формуле:
(тыс. руб.)
где:
- размер средств, предоставляемых бюджету Липецкой области на реализацию дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице;
- численность безработных граждан, открывших собственное дело, в Липецкой области;
- количество рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, созданных безработными гражданами, открывшими собственное дело, в Липецкой области.
Оказание адресной поддержки
гражданам, обратившимся в органы службы занятости
в целях поиска работы, включая организацию их переезда
в другую местность для замещения рабочих мест
Всего в мероприятиях по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест планируется участие 10 чел., в том числе 9 чел. - за счет субсидий из федерального бюджета и 1 чел. - за счет средств областного бюджета.
Размер субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительного мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, рассчитывается по следующей формуле:
(тыс. руб.)
Размер средств из областного бюджета на реализацию дополнительного мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, рассчитывается по следующей формуле:
(тыс. руб.)
где:
- размер средств на мероприятие по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, предоставляемой бюджету Липецкой области;
- размер средств, предусмотренных в Липецкой области для возмещения расходов на проезд к месту работы в другую местность и обратно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 422;
- размер суточных расходов за время следования к месту работы и обратно (в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования);
- расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности (550 рублей в сутки при средней продолжительности 3 месяца);
- численность участников мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в Липецкой области.
Повышение конкурентоспособности
на рынке труда работников, находящихся под угрозой
увольнения за счет организации опережающего
профессионального обучения таких работников
Планируется численность участников программы опережающего обучения - 1000 человек.
Средняя стоимость курса опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения в 2009 году в Липецкой области составила 4667,3 руб.
Размер средств на мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, включает расходы на оплату стоимости опережающего профессионального обучения, проезда к месту учебы в другой местности и обратно, суточных расходов за время следования к месту обучения и обратно, проживания в период обучения, и рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- размер средств на мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения;
- средняя стоимость курса опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, сложившаяся в Липецкой области в 2009 году, скорректированная на уровень инфляции - (4667,3 руб.*1,112=5190,0 руб.);
- численность участников мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения- 1000 чел.;
- численность участников мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, которые будут направлены на опережающее профессиональное обучение вне места постоянного проживания - 85 чел.;
- размер авансирования или возмещения расходов на проезд к месту обучения в другую местность и обратно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 422;
- размер суточных расходов, осуществляемых за время следования к месту обучения и обратно, из расчета 100 рублей в день;
- расходы по найму жилого помещения на время пребывания в другой местности, составляющие 550 рублей в сутки;
тыс. руб.
Информационное сопровождение
реализации областной целевой программы реализации
дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году
В расчет средств включаются расходы на информационное сопровождение реализации региональной программы в размере 0,5 процента от общего размера средств, предусматриваемых бюджету Липецкой области, а также на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию региональной программы.
=(72606,2+11918,0+3000,0+ 58800,0+7200,0+693,0)*0,5/100=771,1 тыс. руб. в том числе:
732,5 тыс. руб. - за счет субсидий из федерального бюджета;
38,6 тыс. руб. - за счет областного бюджета.
Постановлением Администрации Липецкой области от 15 марта 2010 г. N 59 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Механизмы реализации Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Основным исполнителем Программы является Управление труда и занятости Липецкой области. Реализацию отдельных направлений Программы планируется осуществлять во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также работодателями.
Управление труда и занятости Липецкой области является уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
Общий контроль за ходом исполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление труда и занятости представляет:
1) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
2) в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" в управление контроля и проверки исполнения, экономики и финансов по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев и год в электронном виде и на бумажном носителях: информацию об оценке эффективности реализации Программы, о ходе выполнения Программы и отчет об объемах финансирования Программы.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет областного бюджета, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства в установленном порядке, и средств областного бюджета.
Реализация мероприятия "Организация временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения и общественных работ" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения и работодателем, создающим временные рабочие места.
Реализация мероприятия "Стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения и работодателем, предоставляющим рабочие места для стажировки выпускников.
Реализация мероприятия "Содействие трудоустройству инвалидов" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения и работодателем, создавшим рабочие места для инвалидов. Возмещение работодателю затрат на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида в размере 30,0 тыс. рублей на 1 рабочее место осуществляется при условии предоставления документов, подтверждающих соответствующие расходы.
Реализация мероприятия "Содействие развитию предпринимательства и самозанятости" осуществляется на основании договоров, заключенных между городским (районным) центром занятости населения и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам выделяются в размере двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, при условии положительной оценки экспертизы бизнес-плана, проводимой рабочей группой в ЦЗН с приглашением независимого эксперта. Указанные расходы могут производиться до истечения 30 дней с даты внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Безработным гражданам, открывшим собственное дело в рамках Программы и дополнительно создавшим рабочие места, и трудоустроившим на них граждан из числа безработных, предоставляются субсидии в сумме двенадцатикратного максимального размера пособия по безработице в течение 6 месяцев после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Реализация мероприятия "Организация опережающего профессионального обучения" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций, как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).
Опережающее профессиональное обучение работников будет организовано на базе учебных центров, образовательных подразделений организаций, учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также на рабочих (учебных) местах организаций по профессиям, специальностям, предполагающим гарантированное сохранение занятости работников на этом или на других предприятиях, организацию предпринимательской деятельности. Отбор учреждений, организаций для опережающего профессионального обучения работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оплата за опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, может осуществляться по двум формам:
1) образовательным учреждениям за опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, направленных на учебу предприятиями и организациями;
2) компенсация затрат предприятиям и организациям, самостоятельно организовавшим опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, на базе собственного учебного подразделения.
Реализация мероприятия "Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера" осуществляется на основании договоров, заключенных между городским (районным) центром занятости населения, ищущим работу гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и работодателем.
Реализация мероприятия "Информационное сопровождение реализации Программы" осуществляется на основании договоров, заключенных между Управлением труда и занятости или городским (районным) центром занятости населения и организацией, оказывающей услуги по изготовлению и размножению информационных материалов.
Порядок предоставления и расходования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на реализацию мероприятий Программы, утверждается постановлением администрации области.
5. Оценка
эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность Программы. Реализация Программы позволит:
- привлечь на условиях софинансирования средства работодателей;
- обеспечить прирост налоговых отчислений более 33 млн. руб. (единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ с фонда оплаты труда, налог на доходы с физических лиц).
Общественная эффективность Программы Реализация Программы позволит:
- гражданам, участвующим во временных работах, увеличить поддержку уровня доходов выше прожиточного минимума;
- выпускникам образовательных учреждений приобщиться к трудовой деятельности и приобрести навыки работы по полученной специальности, профессии;
- решить вопросы трудовой занятости инвалидов;
- снизить социальную напряженность в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, а также смягчить последствия долговременной безработицы;
- обеспечить функционирование цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированного спроса и предложения рабочей силы;
- оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе гражданам, уволенным с предприятий или находящимся под угрозой увольнения.
Кроме того, осуществление мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов:
Наименование целей, задач и показателей |
Величина показателя в 2009 году |
Величина показателя в 2010 году при условии принятия Программы |
Величина показателя в 2010 году при условии не принятия Программы |
|
I этап |
II этап |
|||
Цель. Поддержка занятости населения, в том числе граждан увольняемых или находящихся под угрозой увольнения, и снижение напряженности на рынке труда |
|
|
|
|
Задача 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест |
|
|
|
|
Показатель 1.1. Участие во временных и общественных работах, чел. |
15000 |
2429 |
2000 |
1500 |
Показатель 1.2. Стажировка выпускников образовательных учреждений, чел. |
900 |
150 |
150 |
- |
Показатель 1.3. Содействие занятости инвалидов, чел. |
- |
50 |
50 |
- |
Показатель 1.4. Организовали собственное дело, самозанятость при содействии службы занятости, чел. |
1000 |
500 |
500 |
- |
Задача 2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения за счет организации опережающего профессионального обучения |
|
|
|
|
Показатель 2.1. Направлено на опережающее обучение, переобучение, чел. |
1950 |
600 |
400 |
- |
Задача 3. Повышение территориальной трудовой мобильности населения области |
|
|
|
|
Показатель 3.1 Оказано содействие ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера, чел. |
5 |
5 |
5 |
- |
Показатель 4. Уровень безработицы, на конец отчетного периода % |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
1,5 |
Показатель 5. Напряженности на рынке труда, на конец отчетного периода, незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости на одну заявленную вакансию |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
1,5 |
При условии выполнения прогнозируемой ситуации на рынке труда, реализация данной Программы позволит:
- не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,0%;
- не допустить роста напряженности на рынке труда выше 1,0 незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости на одну заявленную вакансию.
При изменении внешних факторов, негативно влияющих на реализацию Программы: увеличения масштабов массовых увольнений работников, недостаточное инвестирование проектов введения новых рабочих мест и др., а также невозможности ее реализации, ситуация на рынке труда сложится следующим образом:
- уровень регистрируемой безработицы составит 1,5%;
- напряженность на рынке труда увеличится до 4 незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости на одну заявленную вакансию.
Источниками сбора информации для оценки эффективности Программы являются отчеты исполнителя Программы о ходе ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.