Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Лев-Толстовского районного
Совета депутатов
от 28 декабря 2006 г. N 319
Стратегия социально-экономического
развития Лев-Толстовского муниципального
района на 2007 год и на период до 2020 года
23 декабря 2009 г.
1. Социально-экономическое положение
Лев-Толстовского муниципального района
1.1. Общее географическое описание
Лев-Толстовский район, как муниципальное образование, представляет собой часть территории Липецкой области. В состав района входят 12 сельских поселений.
Площадь района составляет 968 кв.км., площадь сельскохозяйственных угодий 77,9 тыс. га, в том числе пашни 66,9 тыс. га.
Население района составляет 17,1 тыс. человек, в том числе в п. Лев-Толстой - 9 тыс. человек (51%), в сельской местности - 8,1 тыс. человек (49%), плотность населения 17,6 чел\кв. км.
Административный и культурный центр района - п. Лев-Толстой.
1.2. Социально-экономическое положение района
Лев-Толстовский район - один из наиболее динамично развивающихся районов области.
Основой развития экономического потенциала района является сельское хозяйство. На территории района осуществляют свою деятельность 10 сельскохозяйственных предприятий и 18 крестьянско-фермерских хозяйств.
Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 77659 га, в том числе пашни 65285 га.
Производство зерна в 2006 году составило 88 тыс. тонн, что выше уровня 2000 года в 2 раза и выше уровня 2005 года на 7%.
Урожайность зерновых составила 33,4 ц/га, что выше среднеобластного показателя и выше уровня 2000 года в 2 раза. А в СХПК им. Ленина, ООО им М. Горького, ЗАО "Агротранссервис" - свыше 40 ц/га.
Производство сахарной свеклы в 2005 году составило 19680 тонн, урожайность 279,1 ц/га. В 2006 году ожидается получить валовой сбор сахарной свеклы 30000 тонн, при урожайности 350 ц/га. Производство подсолнечника в 2005 году составило 1431 тонну, урожайность 16,2 - ц/га. В текущем году ожидается получить семян подсолнечника 1500 тонн, при урожайности 20 ц/га.
В районе также выращивается рапс, кукуруза на зерно и на корм, кормовые культуры.
В хозяйствах района выращивается 4800 голов крупного рогатого скота, в том числе 1944 коровы; свиней 35000 голов.
Среднесуточный привес КРС составляет 454 гр., что на уровне прошлого года и выше уровня 2000 года на 144 гр.
Надой молока на фуражную корову 2888 кг., что выше уровня прошлого года на 304 кг., и выше уровня 2000 года на 1278 кг.
Среднесуточный привес свиней 497 гр., что выше уровня прошлого года на 169 гр. и выше уровня 2000 года на 360 гр.
На территории района реализуется крупный проект инвестора ОАО "Группа "Черкизово" по строительству свинокомплекса на 216 тыс. гол. мощностью 50 тыс. свинины в год, приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в ООО им. М.Горького, что позволит увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в текущем году на 40% к уровню 2005 года. Объем валовой продукции составит в действующих ценах 470 млн. руб.
На территории района функционируют 6 малых и средних промышленных предприятия: ООО "Швея", ООО "Алина", ПК "Лев-Толстовский молочный завод", ООО "Лев-Толстовский хлебозавод",ООО "Завод силикатных изделий".
В районе действует предприятие транспорта, 2 предприятия связи, 3 строительных организации, предприятие жилищно-коммунального хозяйства, хлебоприемное предприятие, предприятие энергетики.
В районе функционируют 22 школы (1942 школьника), 14 дошкольных образовательных учреждений (480 детей от 2 до 7 лет), 4 учреждения дополнительного образования, профессиональное училище.
Система здравоохранения включает в себя центральную районную больницу на # коек, поликлинику на # посещений в смену, 23 фельдшерских акушерских пункта.
Район располагает развитой сетью учреждений культуры и искусства и имеет 11 клубов, 15 домов культуры, 26 библиотек, музей им. Л.Н.Толстого, краеведческий музей, народную картинную галерею им. Н.А.Сысоева, парк культуры и отдыха, скверы.
Численность трудовых ресурсов района составляет 10170 человек. Из них занято в экономике района 6730 человек или 66% трудоспособного населения. На отрасли материального производства приходится 58% от общего числа занятых в экономике. Из них в промышленности занято около 5%, в сельском хозяйстве 29%, транспорте - 5%, строительстве - 4%, в торговле и общественном питании 15%.
В текущем году официально зарегистрированных безработных составило 4 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,35%, что на 0,45% ниже среднеобластного значения (0,8%).
На территории района реализуется инвестиционный проект, направленный на организацию высокоэффективного производства мяса свиней. За последний год объем инвестиций в основной капитал района составил 2,1 млрд. руб.
Большое внимание уделяется благоустройству районного центра и сельских населенных пунктов. Ведутся работы по строительству и ремонту автомобильных дорог и тротуаров, освещению и озеленению улиц, обустраиваются детские площадки На эти цели в 2005 году было привлечено 29.8 млн. руб., в текущем году 10.9 млн. р. из всех источников финансирования.
В районе имеются все современные системы связи, которые позволяют быстро надежно связаться с любой точкой России, ближнего и дальнего зарубежья.
Ежегодно растет количество абонентов и сегодня их число превышает 4644.
Уровень финансово - экономического состояния Лев-Толстовского муниципального района отражен в таблице:
Наименование показателей | 2004 год | 2005 год | 2005 г. в % к 2004 г. |
2006 г. | 2006 г. в % к 2005 г. |
Собственные доходы бюджета района, тыс. руб. |
49992 | 54666 | 109 | 57782 | 106 |
- в расчете на душу населения, руб. |
2916 | 3189 | 109 | 3371 | 106 |
Производство агропромышленной продукции на душу населения, руб. |
18258 | 19541 | 107 | 27416 | 140 |
Уровень безработицы, % | 0,47 | 0,35 | 74 |
2. Основные направления
и приоритетные задачи
социально-экономического
развития района на 2007 год
и на период до 2020 года
При разработке Стратегии развития района на 2007 год и на период до 2020 года учтены задачи, поставленные в стратегии социальноэкономического развития области на период до 2020 года.
Объем валовой продукции к концу 2020 года достигнет - 3,6 млрд. руб. с ростом к 2006 году в 5 раз. Тенденция его роста сохранится на весь прогнозируемый период.
В структуре валовой продукции преобладающий процент занимает продукция сельского хозяйства, так как в районе преобладающее развитие имеют отрасли сельского хозяйства.
Благоприятно сложившаяся тенденция развития сельского хозяйства за последние годы позволяет прогнозировать до 2020 года ежегодный рост объемов валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на 35-70%.
В перспективе прогнозируется развитие торговли, общественного питания, транспорта, строительства более высокими темпами по сравнению с 2006 годом.
Ожидается, что физические объемы промышленного производства ежегодно будут увеличиваться до 104%, а в 2020 году рост к уровню 2006 года составит 119%.
К 2020 году объем производства составит более 300 млн. руб. с ростом к уровню 2006 года 119%.
Рост инвестиций в основной капитал позволит к 2020 году, довести объем капитальных вложений до 5,7 млрд. руб., с ростом к уровню 2006 года в 2 раза.
В структуре источников инвестиций все большую долю будут занимать привлеченные средства. Рост привлеченных средств будет достигнут в основном за счет кредитов банков и инвестиций, компенсируя снижение доли бюджетных средств.
Положительная динамика развития основных отраслей экономики приведет к устойчивому позитивному состоянию потребительского рынка района.
Ежегодный прирост оборота розничной торговли до 2020 года в среднем составит 8%.
Оборот розничной торговли в 2006 году достигнет 382 млн. руб., в 2020 году 962 млн. руб., реализация товаров на 1 жителя возрастет с 22 тыс. руб. до 48 тыс. руб.
Ежегодный прирост объема платных услуг прогнозируется в объеме 7%. Объем платных услуг в 2006 году составит 27 млн. руб., в 2020 году 74 млн. руб., на 1 жителя - увеличится с 1,2 тыс. руб. до 3,7 тыс. руб.
Этому будет способствовать реализация комплекса мер в рамках областных и районных Программ государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения и развития бытовых услуг населению, сохранение государственной поддержки предприятий службы быта в сфере малого предпринимательства, особенно, в сельской местности.
Сохранится стабильная ситуация на рынке труда.
В 2006 году уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,35% от экономически активного населения. К 2020 году этот показатель должен снизиться до 0,2%.
Из числа занятых в экономике на отрасли материального производства приходится 74% от общего числа занятых, на отрасли непроизводственной сферы - 18%. Эта тенденция сохранится и до 2020 года.
Важными обобщающими показателями экономического развития, определяющими уровень жизни населения, являются показатели баланса денежных доходов и расходов населения, которые структурно включают в себя доходы по заработной плате, пенсиям, пособиям, социальным выплатам, а также доходы от продажи недвижимости, ценных бумаг, иностранной валюты, доходы личных подсобных хозяйств, предпринимательской деятельности.
Номинальные денежные доходы на душу населения к концу 2020 года составят 10100 руб. с ростом к 2006 году в 4 раза. При среднегодовом росте доходов населения на 15 - 18% реальные располагаемые денежные доходы будут ежегодно увеличиваться на 6%.
Номинальная начисленная заработная плата составит в 2020 году 19400 руб. с ростом к 2006 году в 3,8 раза.
Приоритетными направлениями социально-экономической политики района является повышение уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала", прежде всего за счет обеспечения граждан доступным жильем, образованием, медицинским обслуживанием.
Молодежная и демографическая политика,
поддержка семьи и детей
В целях улучшения демографической ситуации в районе будут осуществляться мероприятия, направленные на повышение уровня благосостояния населения, увеличение реальных доходов граждан, социальную защиту семьи, формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семьи с детьми.
Направления работы будут строиться в соответствии с Концепцией демографической политики Липецкой области на период до 2015 года, основные из них: повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
В 2007 году в целях защиты материнства и детства, улучшения демографической ситуации будет реализовываться районная программа "Желанный ребенок", в которой предусмотрены такие мероприятия как:
Выплата ежемесячного пособия малообеспеченным, беременным женщинам (с 20 недель беременности) и кормящим матерям (до 1 года) в размере 200 рублей, выплата единовременных компенсационных пособий на рождение: 1-го, ребенка в размере 1 (одной) тысячи рублей, на рождение 2-го ребенка в размере 2 (двух) тысяч рублей, на рождение 3-го и последующих детей в размере 1,5 (полутора) тысяч рублей, в связи с рождением в семье детей-близнецов в размере 5 тыс. рублей на каждого ребенка. На реализацию этой программы из районного бюджета будет направлено 500 тыс. рублей.
Молодежная политика будет осуществляться в соответствии с основными направлениями районной целевой программы "Молодежь Лев-Толстовского района на 2006-2010 годы". В рамках ее реализации будут осуществляться мероприятия, направленные на дальнейшее развитие духовно-нравственного, интеллектуального, творческого, физического потенциала молодежи.
Формированию целостной системы патриотического воспитания молодых людей будет способствовать разработка и реализация районной программы "Патриотическое воспитание граждан Лев-Толстовского района и защита гражданских, социально-экономических, трудовых личных прав старшего поколения на 2007 год".
Большое внимание будет уделяться решению вопросов, связанных с оздоровлением и занятостью детей, подростков и молодежи, а также обеспечению дальнейшего развития и поддержке молодежных и детских общественных объединений.
Образование
Приоритетными направлениями в сфере образования являются приведение содержания и структуры подготовки учащихся в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг для различных социальных слоев и территориальных групп населения.
В среднесрочной перспективе в сфере образования предусматривается обеспечить:
- сохранение фундаментальности и усиление практической направленности образования, повышение качества образования на основе государственных стандартов и его связи с рынком труда.
В области общего среднего образования продолжится эксперимент по обновлению содержания, введению профильного обучения в старшей школе, эксперимент по единому государственному экзамену.
Планируется работа по оснащению и эффективному использованию вычислительной техники в образовательном процессе, повышению компьютерной грамотности работников образования.
Предусматривается продолжить строительство и капитальный ремонт объектов образования. В 2007 году на эти цели планируется направить 3000 тыс. руб., в 2008 году - 3500 тыс. руб., в 2009 году - 4000 тыс.руб.
Для обеспечения безопасности предстоит разработать паспорта безопасности образовательных учреждений.
Для развития кадрового потенциала отрасли предусматривается повысить эффективность аттестации педагогических и руководящих кадров через совершенствование аттестационных форм.
Продолжится работа по повышению социального статуса педагогов, совершенствованию целевой (контрактной) подготовки педагогических кадров, отраслевой системы оплаты труда за счет выплат стимулирующего характера.
В 2007 году планируется продолжить работу по оптимизации структуры и реорганизации сети образовательных учреждений.
Продолжится работа по выполнению мероприятий районных комплексных программ "Дети-сироты" и "Здоровый ребенок", информационному обеспечению устройства детей в семью (усыновление, опека, приемная семья), приобретению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Планируется увеличить адресную помощь гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Продолжится работа по созданию условий для оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием.
Получит дальнейшее развитие работа по обеспечению учащихся социально незащищенной категории бесплатными учебниками.
Предстоит обеспечить дальнейшую интеграцию образования и научной деятельности за счет создания в районе научно-образовательного центра.
В целях стимулирования научной деятельности учащихся продолжится:
- практика проведения районного конкурса научных исследований.
Здравоохранение
Приоритетным направлением в области здравоохранения является повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи для широких слоев населения.
Будет продолжена работа по обеспечению профилактических мероприятий и снижению заболеваемости, смертности населения, по охране здоровья матери и ребенка, по улучшению обеспечения стационаров и льготных категорий граждан лекарственными препаратами.
Продолжится работа по совершенствованию контроля по качеству оказания медицинской помощи. При этом расширение платных медицинских услуг будет производиться только на альтернативной основе, без снижения объемов и качестве гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Предусматривается укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения. Для этого необходимо предусмотреть выделение 2,0 млн. руб. из бюджета района. На ремонт учреждений здравоохранения необходимо выделить 2,5 млн. руб.
Культура, искусство и кинофикация, архивное дело
Главными задачами в сфере культуры на период до 2020 года будут сохранение и развитие культурного достояния района, творческого наследия, его самобытной культуры, народных традиций, обычаев, обрядов и промыслов, бережно передаваемых молодому поколению, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам всех слоев населения.
Намечается уделять особое внимание вопросам развития коллективов художественной самодеятельности, создания новых творческих коллективов, привлечения в сферу культуры и искусства талантливой молодежи в целях дальнейшего улучшения организации досуга населения.
Будет продолжено проведение различных конкурсов и фестивалей.
Сохранятся выплаты премий одаренным детям.
Будет обеспечиваться участие работников культуры в областной программе ипотечного жилищного кредитования.
Предусматривается укреплять материально-техническую базу учреждений культуры и искусства. На эти цели планируется направить в 2007 год)7 5000 тыс. руб., в 2008 году 6000 тыс.руб., в 2009 году 7000 тыс. руб.
Будет проводиться активная работа по привлечению в сферу культуры и искусства дополнительных ресурсов из негосударственного сектора, развитию меценатства и спонсорства.
Архивными учреждениями будут приниматься меры по сохранению архивного фонда и улучшению использования архивных документов.
Физическая культура, спорт и туризм
Основной задачей в области физической культуры, спорта и туризма является формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, наращивание спортивного потенциала района.
Значительным событием в спортивной жизни будет проведение ежегодной районной Спартакиады трудящихся.
Планируется с 2007 года всех участников областных и межрайонных соревнований обеспечивать в период соревнований бесплатным проживанием, питанием и компенсировать транспортные расходы за счет районного бюджета.
Продолжится работа по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи к службе в Российской армии (игры "Орленок", "Зарница", "Вперед, мальчишки!" и др.).
Для улучшения качества подготовки спортсменов футбольной команды предусмотреть выделение средств из районного бюджета в 2007 году- 160 тыс.руб., в 2008 году - 180 тыс.руб., в 2009 году-200 тыс. руб., с ежегодной корректировкой до 2020 года.
Продолжится работа секций по интересам (фитнес, хоккей, аэробика, плавание, баскетбол, мини-футбол),по внедрению физической культуры в режиме труда и отдыха граждан, организации массовых спортивных соревнований, спартакиад, фестивалей, других мероприятий, обеспечению подготовки резерва для сборных команд района по различным видам спорта на эти цели предусмотреть выделение средств из районного бюджета в 2007 году - 200 тыс.руб., в 2008 году - 210 тыс. руб., в 2009 году-230 тыс.руб. с ежегодной корректировкой до 2020 года.
На содержание и улучшение материально - технической базы и приобретение спортинвентаря предусмотреть выделение средств из районного бюджета в 2007 году -50 тыс. руб., в 2008 году 60 тыс. руб., в 2009 году 70 тыс.руб. с ежегодной корректировкой до 2020 года.
Занятость, уровень жизни
и социальная поддержка населения
Приоритетным направлением в социально-экономической политике будет повышение уровня жизни населения, содействие развитию "человеческого капитала". В первую очередь усилия всех органов местного самоуправления будут направлены на решение задачи, поставленной Президентом и Правительством РФ по сокращению числа бедных граждан.
Сохранится стабильная ситуация на рынке труда. Создание на территории района особой экономической зоны регионального уровня позволит создать более 2000 рабочих мест.
Продолжится реализация программы "Содействие занятости населения Лев-Толстовского района на 2006-2008 годы". Ожидаемое финансирование мероприятий Программы в 2007 году из местного бюджета - 45 тыс. руб., внебюджетных источников - 305,5 тыс. руб., в 2008 году из местного бюджета - 50 тыс. руб., из внебюджетных источников- 309,1 тыс. руб.
Особое внимание в вопросах занятости населения будет уделяться профессиональной ориентации учащейся молодежи, снижению "молодежной" безработицы, обеспечению социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и своевременных выплат безработным гражданам.
Большое внимание будет уделяться важнейшему фактору повышения уровня жизни населения - увеличению оплаты труда, обеспечению опережающего роста покупательной способности населения по сравнению с ростом потребительских цен.
Дальнейшее развитие коллективно-договорных отношений позволит улучшить систему регулирования заработной платы. Заключение новых и присоединение к действующим тарифным соглашениям все большего количества организаций и предприятий позволит шире внедрять более эффективные системы оплаты труда и повысить уровень благосостояния работников и их семей.
Основные направления социальной поддержки населения будут заключаться в снижении социального неравенства, улучшении положения и качества жизни малоимущих граждан, уменьшении бедности.
Предполагается развивать и совершенствовать работу социального обслуживания на дому одиноких престарелых и инвалидов в МУ "Комплексном центре социального обслуживания населения".
Продолжить работу по оздоровлению детей из малообеспеченных семей, по выполнению районных целевых программ "Комплексная программа по социальной поддержке населения Лев-Толстовского муниципального района на 2006 - 2010 годы", "Старшее поколение".
Законность и правопорядок, социальная стабильность
Приоритетными направлениями правоохранительной деятельности в борьбе с преступностью являются предупреждение преступлений и административных правонарушений, обеспечение личной безопасности граждан и неотвратимости наказания. С этой целью продолжится реализация районных программ: "Комплексная программа борьбы с преступностью в Лев-Толстовском районе на 2005-2007 годы", "Комплексная программа по совершенствованию работы отделения участковых уполномоченных милиции в Лев-Толстовском районе на 2005-2007 годы".
Учитывая возросшую угрозу террористических и диверсионных акций, предусматривается реализовать комплекс мер, выработанных районной антитеррористической комиссией, с целью предотвращения данной угрозы.
Предусматривается укрепление межведомственной координации и прежде всего взаимодействие правоохранительных органов, органов обеспечения безопасности в целях борьбы с преступностью, предотвращения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предусматривается реализация Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, Правил благоустройства в Лев Толстовском районе посредством привлечения виновных в невыполнении требований по осуществлению торговой деятельности, нарушению правил благоустройства, содержанию домашних животных, изготовлению, хранению или сбыту крепких спиртных напитков домашней выработки, нарушению тишины и покоя граждан в ночное время к административной ответственности.
Основными задачами в вопросах предупреждения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних являются: сокращение уровня безнадзорности, негативных тенденций в детской среде, обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних.
В этих целях планируется активизировать деятельность всех заинтересованных ведомств по предупреждению пьянства и наркомании среди несовершеннолетних.
Приоритетное внимание будет уделяться соблюдению прав детей во всех сферах жизнедеятельности с широким привлечением общественности.
Продолжится работа по противодействию создания и недопущению деятельности экстремистских организаций и объединений на территории района.
Укрепление органов местного самоуправления
Продолжится реализация кадровой политики в строгом соответствии с требованиями федеральных законов и законов Липецкой области о государственной и муниципальной службе.
Планируется регулярное проведение конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы Лев-Толстовского района с целью привлечения к работе в администрацию района и ее структурные подразделения наиболее грамотных и квалифицированных специалистов.
С целью качественного совершенствования кадрового резерва администрации района планируется проводить его постоянный мониторинг.
Сохранится линия на повышение эффективности работы органов местного самоуправления за счет разграничения сфер деятельности, полномочий и повышения ответственности должностных лиц.
Продолжится работа по совершенствованию правовой базы с учетом изменившихся общих принципов организации местного самоуправления.
Продолжится работа по вопросам организации органов местного самоуправления, муниципальных образований, разграничения полномочий, упорядочения имущественных и бюджетных отношений, по составлению Реестра полномочий и имущества муниципальных образований.
В целях дальнейшей стабилизации и развития экономики района, укрепления финансовой и бюджетной дисциплины намечено повысить эффективность работы органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных правовых актов.
Финансы
Бюджетная политика, как определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2007 год и на перспективу до 2020 года, должна способствовать эффективному решению важнейших социально-экономических задач, гарантировать исполнение бюджетных обязательств, обеспечивать экономическую стабильность в обществе.
Бюджет Лев-Толстовского муниципального района на 2006 год и на долгосрочную перспективу сформирован с учетом норм Федеральных законов от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации" и соответствующих поправок в налоговом и бюджетном законодательстве, что создает правовую основу для новой системы межбюджетных отношений. Результатом реализации указанных законов станет существенное расширение полномочий органов местного самоуправления, усиление и ответственности за реализацию возложенных социальных обязательств.
В 2007 году предстоит завершить реформу межбюджетных отношений повысить эффективность финансовой помощи, предоставляемой из областного бюджета, обеспечить исполнение органами местного самоуправления возложенных на них обязательств.
Формирование бюджета Лев-Толстовского муниципального района на 2007 год и на долгосрочную перспективу по доходам стимулирует экономический рост и обеспечивает необходимый уровень доходов бюджетной системы, создания условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления, оптимизации управления финансовыми активами, обеспечение прозрачности надежности, безопасности системы и финансовых институтов.
В свете проводимой административной реформы предстоит разработать и утвердить решением Лев-Толстовского районного Совета депутатов
-общий порядок образования и распределения дотаций районных фондов финансовой поддержки поселений.
Предусмотренные мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений позволят решить задачу обеспечения финансовыми источниками бюджетов всех уровней для выполнения расходных полномочий, создать стимулы для повышения ответственности при реализации бюджетной политики.
Решением Совета депутатов Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области от 23 декабря 2009 г. N 171 в подраздел "Промышленность" раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
Промышленность
Основными направлениями и приоритетными задачами в промышленности являются обеспечение устойчивых темпов роста производства товаров и услуг, повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, внедрение в производство новых технологий и изделий с помощью вложения масштабных инвестиций в основной капитал. Непременным условием ускоренного развития промышленного комплекса станет интенсификация инновационных процессов, максимальное задействование научно-технического и интеллектуального потенциала.
На территории Лев-Толстовского муниципального района предполагается строительство:
- ЗАО "Центральный Грибной Комплекс";
- завод по производству биоэтанола;
- абзац пятый утратил силу
- абзац шестой утратил силу
- абзац седьмой утратил силу
См. текст абзаца седьмого
В ООО "Лев-Толстовский хлебозавод" будет продолжена работа по увеличению объемов выпуска хлебобулочных изделий лечебно-профилактического и диетического назначения с применением различных видов сырья: йодосодержащих компонентов, пектина и других.
Агропромышленный сектор
Целью аграрной политики на долгосрочную перспективу будет создание эффективного аграрного сектора, способного обеспечить потребности области и района в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельхозтоваропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, конкурентоспособного и имеющего устойчивую нишу на областном и внутрироссийском рынках.
Достижение указанных целей будет осуществляться на основе имеющихся результатов в сельскохозяйственном производстве.
Приоритетными и важнейшими принципами развития аграрного сектора на период 2007-2020 годов станут:
- ресурсосбережение во всех отраслях агропромышленного комплекса;
- развитие элитного семеноводства, племенного животноводства;
- внедрение передовых технологий мирового уровня и проектов, имеющих, общеобластное значение;
- повышение уровня обеспеченности села объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;
- совершенствование кооперации и агропромышленной интеграции.
Немаловажная роль в достижении указанных целей принадлежит государственной поддержке сельского хозяйства за счет средств федерального и областного бюджетов.
Из федерального бюджета предполагается субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на долгосрочной и краткосрочной основе, субсидирование 50% страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, поддержка элитного семеноводства, племдела, финансирование программ "Повышение плодородия почв" и "Социальное развитие села до 2010 года".
Государственная поддержка из областного бюджета ежегодно будет осуществляться по следующим направлениям:
- субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на краткосрочной и долгосрочной основе;
- развитие элитного семеноводства;
- финансирование мероприятий по коренному улучшению земель, повышению плодородия почв;
- компенсация части затрат на приобретение племенных животных, птицы и племенного яйца;
- компенсация части затрат на приобретение комбикормов для молочного скотоводства и птицеводства;
- выплата субвенций (дотаций) на продукцию животноводства;
- компенсация части затрат на страхование сельскохозяйственных культур;
- другие направления, связанные с повышением эффективности работы сельскохозяйственных предприятий.
За счет возвратных средств, полученных от реализации продукции регионального продовольственного фонда, будет осуществляться товарное кредитование.
Наряду со стабилизацией и наращиванием производства в сельском хозяйстве будет продолжено проведение финансового оздоровления сельхозпредприятий путем реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам и подрядчикам.
На эффективность деятельности хозяйствующих субъектов большое влияние будет оказывать организация системы сбыта продукции. Важное место в системе рыночной инфраструктуры займет биржевая деятельность, которая является наиболее эффективным средством регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией.
Развитие получит система страхования сельскохозяйственных культур, осуществляемая с учетом компенсации страховых взносов в размере 25% из областного бюджета.
В среднесрочной перспективе большое внимание будет уделяться кадровому обеспечению агропромышленного комплекса, совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации работников, улучшению социального положения сельского населения.
Растениеводство будет развиваться в рамках выполнения мероприятий областной Программы государственной поддержки растениеводства Липецкой области в 2005-2007 г.г.
В 2007 - 2020 годах в растениеводстве будет обеспечено дальнейшее наращивание производства продукции путем:
- совершенствования структуры посевных площадей на основе повышения удельного веса озимых, восстановления посевов зернобобовых культур, увеличения посевов сахарной свеклы, оптимизации площадей подсолнечника, кормовых культур;
- обеспечения обновления машинно-тракторного парка с использованием техники нового поколения отечественного и зарубежного производства;
- перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур;
- совершенствования системы семеноводства сельскохозяйственных культур и эффективного использования селекционных достижений;
- осуществления комплекса мероприятий по обеспечению устойчивого производства качественной продовольственной пшеницы;
- обеспечения возврата в оборот неиспользуемых пахотных земель;
- повышения эффективности мероприятий по защите растений от сорняков, вредителей и болезней.
В структуре посевных площадей под зерновые культуры в 2007-2020 г.г. будет отводиться 51-64% пашни. Оптимальная площадь посева озимых составит 23000 га, или 55% зернового поля. К 2020 году рост производства зерна будет достигнут на основе дальнейшего подъема культуры земледелия и осуществления полного комплекса агротехнических мероприятий по возделыванию зернового клина наиболее высокоурожайными культурами (в яровом клине - зернобобовыми, кукурузой на зерно, площади которых к 2020 году будут значительно увеличены).
Совершенствование структуры посевных площадей как в целом, так и в группе зерновых культур, занимающих наибольший удельный вес, позволит производить больше растениеводческой продукции.
Анализ сложившейся структуры посевных площадей района показывает, что площадь чистых паров в настоящее время составляет 25-30% и ее следует сократить до 5-6%.
Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур на 2007-2009 г.г. и на период до 2020 года (га):
Наименование с\х культур |
2007 год | 2008 год | 2009 год | на период до 2020 года |
Зерновые культуры-всего |
34950 | 37700 | 39170 | 42000 |
% к площади пашни | 54 | 58 | 60 | 64 |
в том числе озимая пшеница |
19100 | 20000 | 21000 | 23000 |
Яровые зерновые (ячмень, пшеница) |
13500 | 14000 | 13170 | 12100 |
Горох | 1100 | 1300 | 1500 | 2000 |
Кукуруза на зерно | 850 | 1500 | 2200 | 3000 |
Соя | 200 | 400 | 800 | 1500 |
Подсолнечник | 900 | 2000 | 3000 | 4500 |
Рапс | 2000 | 3000 | 3800 | 4500 |
Сахарная свекла | 1100 | 1500 | 2300 | 3500 |
Технические культуры -всего |
4000 | 6500 | 9100 | 12500 |
Кормовые культуры -всего |
11335 | 11085 | 9015 | 7485 |
Площадь пашни | 65285 | 65285 | 65285 | 65285 |
Площадь чистого пара | 15000 | 10000 | 8000 | 3300 |
% чистого пара к пашне |
23 | 15 | 12 | 5 |
В связи с возведением комбикормового цеха мощностью 60 тонн в час резко возрастет спрос на фуражное зерно и в первую очередь на зерно с повышенным содержанием белка. Для увеличения производства фуражного зерна будут расширены площади под кукурузой на зерно, горохом, соей. Это позволит обеспечивать комбикормовый цех высококачественным фуражным зерном.
К середине 2008 года будет введен в эксплуатацию маслоцех по производству растительного масла. Сырье для этого цеха будет поставляться с сельхозпредприятий района. Посевные площади подсолнечника и рапса планируется увеличить.
Из других технических культур в районе выращивается сахарная свекла. В 2007 году и на период до 2020 года посевные площади ее будут увеличиваться, вырастут и валовые сборы за счет применения высококачественных семян, внесения в достаточном количестве минеральных удобрений, микроудобрений, применения на посевах средств защиты растении, а также приобретения дополнительной высокопроизводительной техники для выращивания этой культуры.
В новых экономических условиях ресурсосбережение выступает в качестве одного из важнейших направлений в структурной перестройке методов ведения сельскохозяйственного производства.
Ограниченность невосполнимых энергетических затрат, возрастание их доли в структуре себестоимости продукции диктуют необходимость перехода на менее трудоемкие ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, в основу которых лежит переход от постоянной вспашки к дифференцированным системам с минимальными приемами обработки почвы, использование комбинированных посевных и почвообрабатывающих агрегатов.
Основными элементами ресурсосберегающих технологий являются более экономные и экологически безопасные методы применения удобрений и средств защиты растений, биологические методы повышения плодородия почв.
Объемы обработки почв по ресурсосберегающим технологиям, %:
наименование показателя |
2007 год | 2008 год | 2009 год | на период до 2020 года |
Минимальная и нулевая обработка почвы |
40 | 50 | 60 | 80 |
Повышение технологического уровня становится стратегическим фактором укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства для сугубо российских агроклиматических условий - одним из базовых факторов стабильности и устойчивости работы АПК. Именно модернизация технологической базы закладывает материальные основы для повышения комфортабельности сельского быта, расширения информационных возможностей людей, в целом для роста качества жизни на селе.
Использование новой техники позволяет хозяйствам в раза повысить производительность труда и столь же существенно сократить парк тракторов и сельскохозяйственных машин, а расходы топлива снизить в целом по отрасли на 20%. Только за 2007-2008 года будет приобретено с\х техники на 183 млн. руб.
Применение современных технологий в сочетании с использованием средств химизации (удобрений, пестицидов) в научно обоснованных объемах и внедрением селекционных достижений к 2020 году позволит увеличить валовые сборы зерновых но сравнению с достигнутым уровнем до 70%, сахарной свеклы в 8 раз, подсолнечника 70%.
Эффективное использование пашни и внедрение современных ресурсо- и влагосберегаюших технологий в производстве сельскохозяйственных культур обеспечат к 2020 году значительное развитие растениеводства и перевод отрасли на принципы самофинансирования и сокращения бюджетных затрат.
Животноводство будет развиваться в рамках выполнения мероприятий областной Программы государственной поддержки животноводства Липецкой области в 2005-2007 г.г.
Стратегическими задачами развития животноводства на период 2007-2020 годов будет возрождение отрасли на новой технической основе, совершенствование системы кормопроизводства, улучшение племенной работы, ориентированной на максимальное использование селекционных достижений.
На территории Лев-Толстовского района реализуется проект российских инвесторов ОАО "Группа "Черкизово" - это ОП ОАО "Липецкмясопром" и ОП "Липецкмясо". В настоящее время построено 10 животноводческих помещений, завезено 10528 свиноматок. Общая численность свиней на данном свинокомплексе 31631 гол, производительная мощность проекта 50 тыс. тонн свинины в год, стоимость проекта 4500 млн. руб., срок окупаемости проекта - 5 лет. Количество создаваемых рабочих мест - 1200 человек.
Преимущество нового свинокомплекса заключается в их биологической защищенности, внедрении новых технологий, экологической безопасности. Если в среднем по России срок откорма 274 дня, то по генетической программе, применяемой на откорме ОАО "Группа "Черкизово" он равен 182 дням. Сегодня свиноводческие хозяйства получают мяса в живом весе на одну свиноматку в год около 1000 кг, то по новой технологии выход мяса составит 2500 кг.
Наращивание производства свинины будет осуществляться также за счет увеличения поголовья свиней в ООО им. М.Горького личных подсобных хозяйствах.
Предусматриваются проведение мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению производственной базы в отраслях животноводства, замене технологического оборудования с учетом прогрессивных достижений, восстановлению поголовья скота, наращиванию объемов производства.
Рост производства молока будет осуществляться на основе дальнейшего выполнения мероприятии по развитию молочного скотоводства Липецкой области в 2003 - 2005 годы и на период до 2010 года. Основные направления - рост продуктивности скота за счет улучшения кормопроизводства, повышения генетического потенциала и племенной работы на основе использования достижений отечественной и мировой селекции, проведение реконструкции и технического перевооружения молочных ферм с применением высокотехнологических доильных установок, холодильного оборудования. Проведение реконструкции ферм позволит увеличить долю беспривязного содержания коров и их доение в доильных залах. За счет приобретения и монтажа танков охлаждения и хранения молока возрастут объемы сдачи молока на переработку в охлажденном виде. К 2020 году надой на корову возрастет на 60% и составит более 5400 кг.
Развитие крестьянско-фермерских хозяйств будет осуществляться путем повышения эффективности производства, укрепления материальной базы и увеличения их доли в общем объеме производства.
В качестве основного инструмента государственной поддержки крестьянско-фермерских хозяйств будет продолжение субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, привлеченным на сельскохозяйственное производство, выделения средств на хозяйственное обзаведение семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянско-фермерских хозяйств, а также компенсации части затрат на строительство животноводческих помещений.
Дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств будет осуществляться в рамках выполнения мероприятий Программы "Сельское подворье Липецкой области на 2006-2008 годы.
Реализация всех намеченных мероприятий обеспечит ежегодный прирост продукции сельского хозяйства. Наибольший прирост будет достигнут за счет увеличения производства мяса свиней, зерна, сахарной свеклы, подсолнечника.
Решением Совета депутатов Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области от 23 декабря 2009 г. N 171 в подраздел "Инвестиционная деятельность" раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
Инвестиционная деятельность
Развитие инвестиционной деятельности будет ориентировано на решение важнейших стратегических задач, способствующих удовлетворению постоянно растущего внутреннего и внешнего спроса. Сохранятся высокие темпы роста инвестиций в основной капитал.
Рост инвестиций в период до 2020 года предполагается за счет реализации инвестиционного проекта АПК "Михайловский" по производству мяса свинины.
На территории Лев-Толстовского муниципального района предполагается строительство:
- ЗАО "Центральный Грибной Комплекс";
- элеватора;
- питомника по выращиванию декоративных растений;
- завода по производству биоэтанола;
- абзац восьмой утратил силу
Абзац девятый утратил силу
Абзац десятый утратил силу
Планируется также создание научно-исследовательского института в области животноводства и растениеводства, высокотехнологичной лаборатории по исследованию почв, качества зерна, комбикорма, фармпроизводства вакцин для профилактики болезней животных, сервисного центра по ремонту техники.
Абзац двенадцатый утратил силу
Абзац тринадцатый утратил силу
См. текст абзаца тринадцатого
Государственную поддержку получат в первую очередь приоритетные направления социально-экономического развития: обеспечение граждан доступным жильем, благоустройство территорий, водоснабжение населения качественной питьевой водой, завершение газификации.
Жилищная политика будет направлена на увеличение объемов строительства, повышение качества жилья и оптимизацию его стоимости за счет повышения эффективности действующих финансово-кредитных механизмов, внедрения открытых конкурсных процедур предоставления застройщикам прав собственности на сформированные земельные участки и усиления антимонопольного контроля в этой сфере, совершенствования системы градостроительства, внедрения ресурсосберегающих технологий.
Рост объемов жилищного строительства будет ориентирован на увеличение населения района за счет естественного прироста и миграции населения, в связи с созданием новых рабочих мест (более 2000).
Планируется строительство индивидуальных жилых домов и коттеджного поселка для работников ОАО "Липецкмясопром" на 50 домов общей площадью 6000 м2.
Абзац двадцатый утратил силу
См. текст абзаца двадцатого
Дальнейшее развитие получит Программа ипотечного жилищного кредитования за счет привлечения кредитных ресурсов региональных банков, их рефинансирования путем реализации закладных Федеральному ипотечному агентству, развития рынка ипотечных ценных бумаг.
Через реализацию областных долгосрочных программ "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" и "Социальное развитие села до 2010 года" будет решаться жилищная проблема молодых семей и семей сельских тружеников.
Планируется построить в п. Лев Толстой детский сад и среднюю общеобразовательную школу.
Абзац двадцать четвертый утратил силу
См. текст абзаца двадцать четвертого
Планируется сконцентрировать ресурсы на развитии благоустройства населенных пунктов района.
Решая проблемы связанные с градостроительной деятельностью, будет разработана схема территориального планирования района. Комплексная застройка территорий, включая инженерно-коммунальную и социальную инфраструктуру, станет одним из основных направлений градостроительства.
Торговля
Основной задачей в сфере торговли и общественного питания является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при установленных государственных гарантиях качества и безопасности, с учетом приоритетов в реализации социальной политики.
В целях развития рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения и организации эффективных схем торгового обслуживания жителей отдаленных сельских поселений продолжится реализация мероприятий областной Программы государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения области.
Одним из приоритетных направлений в развитии потребительского рынка на 2007-2020 годы остается дальнейшее совершенствование социального обслуживания населения.
В целях улучшения торгового обслуживания, повышения культуры и качества жизни населения основное внимание будет уделяться:
- дальнейшему совершенствованию прогрессивных структурных сдвигов и изменений на потребительском рынке (сетевая торговля, крупные объекты торговли и т.д.) при повышении технического уровня предприятий торговли и общественного питания, обеспечении нового строительства и реконструкции действующих объектов;
- повышению культуры и качества обслуживания, совершенствованию механизмов защиты прав потребителей;
- совершенствованию системы товародвижения, развитию интеграции оптовой и розничной торговли, межрегиональных связей;
- созданию благоприятного климата для притока инвестиций на развитие сферы торговли, общественного питания, заготовительной деятельности.
Особое внимание будет уделяться реализации социальной миссии потребительской кооперации, развитию на базе предприятий системы потребительской кооперации сети бытового обслуживания на селе.
Жилищно-коммунальные услуги
Основными целями развития жилищно-коммунального хозяйства являются повышение качества жилищных и коммунальных услуг, обеспечение доступности этих услуг для населения.
На период до 2020 года для выполнения данных целей намечены следующие мероприятия:
п\п | Наименование мероприятий |
Единица измер. |
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
2011- 2020 г.г. |
1 | Капитальный ремонт жилого фонда |
Тыс. кв. м. Тыс. руб. |
4,06 2315 |
4,14 2680 |
4,22 3207 |
4,31 3752 |
40,1 41890 |
2 | Капитальный ремонт дорог |
Тыс. кв. м. Тыс. руб. |
7,20 3240 |
8,3 4296 |
9,3 5487 |
10,7 7323 |
88.75 50865 |
5 | Ямочный ремонт | Тыс. кв. м. Тыс. руб. |
3,0 1208 | 3,5 1489 |
3,92 1712 |
4.43 1969 |
44.3 23628 |
4 | Благоустройство | Тыс. руб. | 11060 | 11900 | 12100 | 13200 | 135000 |
5 | Энергосбережение | Тыс. руб. | 600 | 700 | 700 | 300 | 4000 |
Бытовые услуги
В целях сохранения конкуренции и дальнейшего развития сферы услуг будет сохранена государственная поддержка предприятий службы быта, особенно в сельской местности.
Продолжится реализация Программы развития бытовых услуг населению области.
Основной задачей на период до 2020 года является обеспечение условий для развития бытового обслуживания населения в целях:
- повышения уровня и качества жизни населения;
- создания современной системы сервиса;
- увеличения объемов и видов бытовых услуг;
- обеспечения территориальной доступности услуг для населения;
- обеспечения гарантии качества услуг;
- увеличения занятости населения.
Решение всех поставленных задач позволит обеспечить в полном объеме бытовыми услугами как городское, так и сельское население, расширить виды оказываемых услуг.
Услуги транспорта, дорожное строительство
Целью транспортной политики является создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, удовлетворение потребности в транспортных услугах населения и отраслей экономики. Приоритетным направлением будет - укрепление производственной базы пассажирского транспорта.
Продолжится работа по оптимизации маршрутной сети и повышению эффективности использования подвижного состава.
Довести долю собственных доходов до 60%.
Продолжить работу по улучшению качества строительства автомобильных дорог, содержание их круглый год в проезжаемом состоянии.
Силами ДПМК намечено ежегодно осваивать объем капвложений не менее 20 млн. руб., силами ДГУП "Лев-Толстойдорстройремонт" - 11 млн. руб.
Услуги связи
Основными задачами в сфере развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и рынка услуг связи являются:
- развитие местной телефонной связи с использованием цифровых технологий;
- развитие телекоммуникаций в сельской местности с применением новых технологий и расширением перечня предлагаемых услуг:
- расширение номенклатуры услуг, ориентированных на корпоративных клиентов и обеспечивающих внедрение информационно-коммуникационных технологий в их производственные и управленческие процессы.
С учетом возрастающих потребностей клиентов в услугах мультисервисной сети планируется ее модернизация и расширение узлов коммутируемого доступа в сеть Интернет.
Обеспеченность населения телефонами на конец 2006 года составит 26 телефонных номеров на 100 жителей района, в том числе: - 34 на 100 жителей поселка, - 18 сельского.
В рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" будет завершена организация доступа к сети Интернет для всех школ.
Малый бизнес
Основным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства будет новая "Программа поддержки малого предпринимательства на 2005-2008 годы", в которой определена концепция поддержки и разработан комплекс мероприятий по ее выполнению.
В районе разработана "Программа поддержки малого предпринимательства на 2006-2008 годы" мероприятия которой направлены на формирование среднего класса, смягчение безработицы, создание конкурентоспособных производств, преодоление административных барьеров.
С целью активизации процессов создания кредитных потребительских кооперативов граждан как одной из эффективных форм борьбы с бедностью будет продолжена практика проведения семинаров, консультирования, информирования в средствах массовой информации о развитии кредитной потребительской кооперации граждан.
Планируется оказывать содействие в создании и развитии информационно-консалтинговых центров по оказанию услуг предприятиям промышленности, агробизнеса, крестьянским (фермерским) хозяйствам и др.
Продолжит свою работу координационный совет по развитию малого бизнеса, являющийся эффективным инструментом по привлечению представителей малого бизнеса, общественных структур поддержки малого бизнеса к законотворческой деятельности.
Планируется участие представителей малого бизнеса в ежегодных выездных зональных совещаний с участием руководителей структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления, контролирующих органов будет способствовать выявлению узких мест в развитии малого бизнеса, анализу состояния предпринимательской среды в городах и районах области. Наиболее проблематичные вопросы будут обсуждаться на заседаниях "круглых столов" с контролирующими органами.
Дальнейшее развитие получит реализация мероприятий по кадровому обучению малого предпринимательства.
Будет продолжено взаимодействие со средствами массовой информации, пропаганда передового и цивилизованного опыта ведения предпринимательской деятельности.
Состояние окружающей среды, природные ресурсы
В целях дальнейшего улучшения экологической обстановки продолжится реализация областной долгосрочной программы "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010 годы)".
Будут выполняться мероприятия по охране атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, предотвращению и ликвидации вредного воздействия отходов производства и потребления, развитию системы особо охраняемых природных территорий, сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, экологическому воспитанию и образованию населения.
Будет осуществляться строительство полигона по захоронению твердых бытовых отходов.
Вопросы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и создания благоприятных условий для жизни населения будут решаться и в рамках федеральной целевой программы, "Экология и природные ресурсы на период до 2010 года".
<< Назад |
||
Содержание Решение Лев-Толстовского районного Совета депутатов Липецкой области от 28 декабря 2006 г. N 319 "О Стратегии социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.