Комментарий к Закону Липецкой области от 5 декабря 2008 г. N 207-ОЗ
"О пенсионном обеспечении лиц, замещающих
муниципальные должности Липецкой области и должности
муниципальной службы Липецкой области"
Как указано в преамбуле, настоящий Закон регулирует правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением, и устанавливает основания, порядок назначения и индексации пенсионных выплат лицам, замещающим муниципальные должности Липецкой области (далее - муниципальные должности области) или муниципальные должности муниципальной службы Липецкой области (далее - должности муниципальной службы).
Лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы Липецкой области, относятся к лицам, которые имеют право на пенсионные выплаты. Данные выплаты, в свою очередь представляют собой ежемесячные доплаты к государственной пенсии либо устанавливаются как пенсия за выслугу лет. Настоящий Закон регламентирует условия назначения пенсионных выплат лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы; размер пенсионных выплат в зависимости от категории, к которой относятся служащие; порядок и сроки установления пенсионных выплат, и другие вопросы.
Статья 1. Законодательство о пенсионном обеспечении в области.
Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливается правовая основа настоящего Закона. Данный Закон основан на Конституции Российской Федерации, на федеральном законодательстве в области пенсионного обеспечения, к которому можно отнести такие нормативно-правовые акты, как: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Также основой для настоящего Закона является Закон Липецкой области от 2 июля 2007 года N 68-ОЗ "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области".
Пункт 2 данной статьи регламентирует порядок изменения условий назначения и индексации пенсионных выплат, предусмотренных настоящим Законом. Если планируется вносить какие-либо поправки, касающиеся условий, порядка назначения и индексации пенсионных выплат, то они должны осуществляться непосредственно путем изменения настоящего Закона.
Статья 2. Условия назначения пенсионных выплат.
В п. 1 статьи 2 перечисляются категории служащих, которые имеют право на пенсионные выплаты в соответствии с настоящим Законом. Первая категория - это выборные должностные лица местного самоуправления, замещавшие должности с 28 августа 1995 года до 12 января 1998 года;
Вторая категория - лица, замещавшие муниципальные должности Липецкой области категории "А" с 12 января 1998 года до 1 июня 2007 года. Здесь оговоримся, что настоящий Закон не содержит понятия, позволяющего определить, какие должности относятся к категории "А". Нет такого понятия и в Законе Липецкой области "О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области". Однако в соответствии с некоторыми Законами, а также с теорией муниципальной службы, муниципальные должности принято разделять на 3 категории:
1. Категория "А". К ней относятся выборные муниципальные должности. Иными словами это должности, которые замещаются в результате муниципальных выборов.
2. Категория "Б". Должности, замещаемые по трудовому договору (найму) для непосредственного обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории "А". К этой категории, например, относятся заместители, помощники, референты и другие служащие.
3. Категория "В". Это иные муниципальные служащие, работающие по трудовому договору.
Еще одна категория служащих, имеющих право на пенсионные выплаты - это лица, замещавшие должности муниципальной службы категории "Б" и "В" до 07 июля 2007 года и уволенные в связи с ликвидацией, сокращением должностей в органах местного самоуправления области, муниципальных органах.
И последняя категория - лица, замещающие муниципальные должности (депутаты, замещающие должности на постоянной основе), а также лица, замещающие должности муниципальной службы.
Пункт 2 комментируемой статьи регламентирует, в каком виде устанавливаются и выплачиваются пенсионные выплаты. Первый вид пенсионных выплат - ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством (далее - ежемесячная доплата к пенсии). Второй - в виде пенсии за выслугу лет в случаях, установленных настоящим Законом, при наличии стажа муниципальной службы, для лиц, замещающих муниципальные должности, при наличии необходимого периода замещения муниципальных должностей (далее - стаж муниципальной службы) и иных оснований, установленных настоящим Законом.
Статья 3. Стаж муниципальной службы.
В статье 3 говорится об исчислении стажа, который дает право на пенсионные выплаты. Согласно п. 1 данной статьи право на пенсионные выплаты возникает за определенные периоды службы (работы), включаемые в стаж муниципальной службы. Все эти периоды службы (работы), учитываемые при исчислении стажа муниципальной службы, дающего право как на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, так и на пенсию за выслугу лет, приводятся в приложении 1 к настоящему Закону.
В п. 2 комментируемой статьи указано, что при исчислении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не учитываются иные периоды службы (работы), опыт и знания по которой были необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся муниципальной должности или должности муниципальной службы, при наличии непрерывного стажа муниципальной службы не менее пяти лет непосредственно перед обращением за зачетом в стаж иных периодов службы (работы), на основании решения руководителя органа местного самоуправления (см. п. 10 приложения 1 к настоящему Закону).
Пунктом 3 настоящей статьи регламентировано, что все периоды службы (работы), учитываемые при исчислении стажа муниципальной службы и дающие право на пенсионные выплаты, суммируются.
Статья 4. Месячное денежное содержание, из которого исчисляется размер пенсионных выплат.
Пункт 1 статьи 4 устанавливает максимальный предел денежного содержания, из которого должны исчисляться пенсионные выплаты. Как гласит комментируемая норма, размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляются пенсионные выплаты, не должен превышать 0,8 месячного денежного содержания по замещавшейся муниципальной должности области или должности муниципальной службы.
Может сложиться ситуация, когда служащий в периоды службы (работы), включаемые в стаж муниципальной службы (то есть в расчетный период), замещал несколько должностей.
В таком случае, ограничение размера месячного денежного содержания производится исходя из месячного денежного содержания по замещавшейся должности по выбору лиц, имеющих право на пенсионные выплаты. Иными словами, служащий сам выбирает должность и, соответственно, выплачиваемое по ней денежное содержание, исходя из которой будет производиться ограничение.
По общему правилу при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени. Если лица, замещавшие муниципальные должности области или должности муниципальной службы, работали на условиях неполного рабочего времени, размер их месячного денежного содержания, учитываемый при определении размера пенсионных выплат, не должен превышать 0,8 фактически получаемого денежного содержания по соответствующей должности.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсионных выплат лицам, замещавшим муниципальные должности области или должности муниципальной службы. В состав месячного денежного содержания включаются:
должностной оклад;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В п. 3 настоящей статьи указано, что лицам, указанным в абзацах втором-четвертом части 1 статьи 5 настоящего Закона, уволенным в связи с ликвидацией, сокращением должностей в органах местного самоуправления, в муниципальных органах, а также в случае отсутствия либо переименования соответствующей муниципальной должности области или должности муниципальной службы области, размер пенсионных выплат исчисляется исходя из должностного оклада (денежного вознаграждения), установленного на день обращения по ранее замещаемой должности, либо при ее отсутствии - по аналогичной должности в соответствующем органе местного самоуправления, муниципальном органе.
Статья 5. Основания назначения пенсионных выплат и их размер.
Пункт 1 данной статьи регламентирует основания и размер одного из двух видов пенсионной выплаты, а именно: ежемесячной доплаты к пенсии.
Согласно данной норме ежемесячная доплата к пенсии устанавливается следующим категориям служащих:
1. выборным должностным лицам местного самоуправления, замещавшим должности с 28 августа 1995 года до 12 января 1998 года, а также лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности категории "А" с 12 января 1998 года до 1 июня 2007 года, предусмотренные Реестром муниципальных должностей Липецкой области, не менее 4 (четырех) лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, и освобожденным от замещаемых должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями. Реестр должностей муниципальной службы Липецкой области содержится в Законе Липецкой области от 2 июля 2007 г. N 67-ОЗ "О реестре должностей муниципальной службы Липецкой области";
2. лицам, замещавшим должности муниципальной службы категории "Б" и "В" до 7 июля 2007 года и уволенным в связи с ликвидацией, сокращением должностей в органах местного самоуправления, муниципальных органах, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет;
3. лицам, замещающим муниципальные должности (депутаты, осуществляющие деятельность на постоянной основе), а также лицам, замещающим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, когда увольнение с муниципальной службы имело место по одному из следующих оснований:
- ликвидация, сокращение должностей в органах местного самоуправления, муниципальных органах;
- достижение предельного возраста, установленного законом области для замещения должности муниципальной службы области;
- обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы;
- по собственному желанию (прекращение полномочий, в том числе досрочно, за исключением случаев, связанных с виновными действиями).
Лицам, имеющим стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии, и уволенным по основаниям, предусмотренным настоящей частью, ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается только после назначения государственной пенсии в соответствии с федеральным законодательством, а лицам, уволенным по таким основаниям, как достижение предельного возраста, установленного законом области для замещения должности муниципальной службы области; обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы; по собственному желанию (прекращение полномочий, в том числе досрочно, за исключением случаев, связанных с виновными действиями), также при условии замещения ими муниципальной должности области, должности муниципальной службы области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Ежемесячная доплата к пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления, замещавшим должности с 28 августа 1995 года до 12 января 1998 года; лицам, замещавшим муниципальные должности Липецкой области категории "А" с 12 января 1998 года до 1 июня 2007 года, устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении соответствующей должности свыше 4 лет - 75 процентов их месячного денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения).
Размер ежемесячной доплаты к пенсии определяется исходя из месячного денежного содержания лиц, замещавших муниципальные должности области или должности муниципальной службы (по их выбору) по должности, замещавшейся на день возникновения оснований, дающих право на государственную пенсию, либо по последней должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).
Размер ежемесячной доплаты зависит, в том числе, от стажа муниципальной службы.
При наличии стажа муниципальной службы 15 лет ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещающим муниципальные должности области и должности муниципальной службы, устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания по замещаемой должности.
Размер ежемесячной доплаты к пенсии увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания по замещаемой должности за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания по замещаемой должности.
В случае, если лицам, замещающим муниципальные должности области или должности муниципальной службы, назначены две пенсии, то при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии учитывается сумма двух этих пенсий.
Ежемесячная доплата к пенсии назначается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с муниципальной должности области или должности муниципальной службы и назначения государственной пенсии в соответствии с федеральным законодательством.
Пункт 2 статьи 5 регламентирует основания и размер второго вида пенсионной выплаты - пенсии за выслугу лет. Этот вид выплат назначается лицам, замещающим муниципальные должности области или должности муниципальной службы, имеющим на день увольнения стаж муниципальной службы 20 лет при условии замещения ими муниципальной должности области или должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из месячного денежного содержания лиц, замещающих муниципальную должность области или должность муниципальной службы на день увольнения.
Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается независимо от достижения возраста, дающего право на установление пенсии по старости, назначаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Лицам, замещающим муниципальные должности области или должности муниципальной службы, пенсия за выслугу лет назначается в размере 60 процентов месячного денежного содержания по замещаемой должности при наличии стажа муниципальной службы 20 лет.
За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 20 лет размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания по замещаемой должности. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания по замещаемой должности.
Как уже упоминалось в комментарии к статье 3 настоящего Закона, в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, включаются периоды службы (работы), установленные в приложении 1 к настоящему Закону, за исключением иных периодов службы (работы), опыт и знания по которой были необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся муниципальной должности или должности муниципальной службы, при наличии непрерывного стажа муниципальной службы не менее пяти лет непосредственно перед обращением за зачетом в стаж иных периодов службы (работы), на основании решения руководителя органа местного самоуправления.
Пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с муниципальной должности области или должности муниципальной службы.
Статья 6. Порядок и сроки установления пенсионных выплат.
Согласно п. 1 комментируемой статьи пенсионные выплаты устанавливаются на основании письменного заявления лица о назначении пенсионных выплат, которое подается руководителю органа местного самоуправления, в котором заявитель замещал муниципальную должность области или должность муниципальной службы. Форма такого заявления приведена в приложении 2 к настоящему Закону.
К заявлению об установлении пенсионных выплат прилагаются:
а) заявление лица об установлении пенсионных выплат;
б) справка о размере месячного денежного содержания. Данная справка оформляется согласно приложению 3 к настоящему Закону бухгалтерией органа местного самоуправления;
в) справка о периодах муниципальной службы, учитываемых при исчислении стажа муниципальной службы, оформляемая согласно приложению 4 к настоящему Закону;
г) справка о назначении и размере государственной пенсии в соответствии с федеральным законодательством, выданная органом, осуществляющим назначение и выплату государственной пенсии, при установлении ежемесячной доплаты к пенсии;
д) копия решения об освобождении от должности лиц, замещающих муниципальные должности области или должности муниципальной службы;
е) копия трудовой книжки;
ж) копии иных документов, подтверждающих стаж муниципальной службы.
В п. 2 данной статьи указано, что руководитель органа местного самоуправления в 14-дневный срок со дня получения заявления об установлении пенсионных выплат и документов, указанных в части 1 данной статьи, рассматривает это заявление, осуществляет проверку документов и принимает решение об установлении или отказе в установлении пенсионных выплат, о котором сообщает заявителю. Решение о ежемесячной доплате к государственной пенсии (пенсии за выслугу лет) оформляется согласно приложению 5 к настоящему Закону. В случае отказа в установлении пенсионных выплат указывается его причина.
Статья 7. Порядок осуществления, приостановления и возобновления пенсионных выплат.
В п. 1 статьи 7 указано, что пенсионные выплаты перечисляются органом местного самоуправления, принявшим решение о назначении пенсионных выплат, в кредитные учреждения на лицевой счет, указанный получателем, т.е. лицом, замещавшим муниципальные должности области или должности муниципальной службы.
Пенсионные выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности области или должности муниципальной службы, не производятся в случае получения ими денежного содержания по ранее замещаемой должности по основаниям и в течение срока, установленного уставом муниципального образования, а также при расторжении служебного контракта в связи с ликвидацией, сокращением должностей муниципальной службы.
Согласно п. 2 комментируемой статьи пенсионные выплаты приостанавливаются в случае, если лица, получающие пенсионные выплаты государственной должности области или должности гражданской службы области либо муниципальной должности или должности муниципальной службы (далее - государственной или муниципальной должности), вновь замещают указанные должности.
При этом если лицо, получающее пенсионные выплаты вновь замещает государственную или муниципальную должность, оно обязано в письменной форме в 5-дневный срок сообщить об этом в орган местного самоуправления.
Пенсионные выплаты приостанавливаются со дня замещения государственной или муниципальной должности по решению органа местного самоуправления о приостановлении пенсионных выплат. Оформляется такое решение согласно приложению 5 к настоящему Закону.
Пункт 3 настоящей статьи регламентирует порядок возобновления пенсионных выплат. Так, при последующем освобождении от замещаемой государственной или муниципальной должности пенсионные выплаты возобновляются по заявлению указанных лиц, оформленному согласно приложению 2 к настоящему Закону. Данное заявление направляется в орган местного самоуправления, с приложением копии решения об освобождении от соответствующей должности.
Решение о возобновлении пенсионных выплат, оформленное согласно приложению 5 к настоящему Закону, орган местного самоуправления принимает в 14-дневный срок со дня принятия заявления.
Пенсионные выплаты возобновляются со дня, следующего за днем увольнения с соответствующей должности.
Статья 8. Индексация пенсионных выплат.
Пунктом 1 статьи 8 установлено, что индексация пенсионных выплат лицам, указанным в абзацах втором-четвертом части 1 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с Правилами индексации пенсионных выплат. Данные правила установлены приложением 6 к настоящему Закону. В приложении указано, что пенсионные выплаты индексируются при централизованном повышении должностных окладов (денежного вознаграждения), а также при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством области в состав денежного содержания. Индексация пенсионных выплат производится со дня повышения в централизованном порядке денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности области и должности муниципальной службы.
Пунктом 2 комментируемой статьи регламентировано, что если лицо получает пенсию за выслугу лет, установленную в соответствии с настоящим Законом, данная пенсия при назначении государственной пенсии уменьшается на размер этой государственной пенсии, установленной в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 9. Прекращение пенсионных выплат.
В комментируемой статье указаны основания прекращения пенсионных выплат.
Согласно п. 1 данной статьи одним из оснований прекращения пенсионных выплат является смерть лица, получающего пенсионные выплаты. Пенсионные выплаты прекращаются органом местного самоуправления с первого числа месяца, следующего за месяцем смерти указанных лиц.
Еще одним основанием прекращения пенсионных выплат является назначение в соответствии с действующим законодательством ежемесячного пожизненного содержания или установление дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения в размере, превышающем или равном ежемесячной доплате к пенсии (пенсии за выслугу лет).
В случае если ежемесячное пожизненное содержание или дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение не превышает размер пенсионных выплат, данным лицам выплачиваются пенсионные выплаты в размере, составляющем разницу между ежемесячным пожизненным содержанием или дополнительным пожизненным ежемесячным материальным обеспечением и пенсионными выплатами.
А.А. Авдейкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
21 августа 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авдейкина А.А. Комментарий к Закону Липецкой области от 5 декабря 2008 г. N 207-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих муниципальные должности Липецкой области и должности муниципальной службы Липецкой области" - Система ГАРАНТ, 2010 г.