Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
избирательной комиссии
Липецкой области
от 8 июля 2010 г. N 71/550-4
Порядок
проверки подписных листов с подписями избирателей
на дополнительных выборах депутатов Липецкого областного
Совета депутатов четвертого созыва по одномандатным
избирательным округам N 17, N 25
В соответствии со статьей 45 Закона Липецкой области "О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов" (далее - областной Закон) для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку выдвижения подписей избирателей не ранее чем за 70 дней до дня голосования и не позднее чем за 55 дней до дня голосования (не ранее 31 июля и не позднее 15 августа 2010 года) до 18 часов по местному времени в территориальные избирательные комиссии Данковского и Хлевенского районов, на которые постановлением избирательной комиссии Липецкой области N 71/547-4 от 08 июля 2010 года возложены полномочия окружных избирательных комиссий по дополнительным выборам депутатов Липецкого областного Совета депутатов четвертого созыва по одномандатным избирательным округам N 17, N 25 (далее - территориальные избирательные комиссии) должны быть представлены подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах, нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также иные документы, установленные областным Законом.
При приеме избирательных документов член рабочей группы территориальной избирательной комиссии заверяет каждую папку с подписными листами печатью территориальной избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата по одномандатному избирательному округу, подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей избирателей, даты и времени приема подписных листов (часть 3 статьи 45 областного Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 46 областного Закона после принятия подписных листов территориальной избирательной комиссией производится проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Территориальная избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочую группу из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел РФ, органов юстиции РФ, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения РФ. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в подписных листах. К проверке также могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий Лев-Толстовского и Усманского районов с правом решающего голоса.
Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, территориальная избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума (часть 4 статьи 46 областного Закона).
Количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа (по состоянию на 1 января 2010 года: округ N 17 - 30343 избиратея#, округ N 25 - 34775 избирателей) в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и равно - 607 и 696 подписям избирателей соответственно (часть 3 статьи 42 областного Закона).
Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в территориальную избирательную комиссию, может превышать установленное необходимое для регистрации кандидата количество подписей, но не более чем на 10% (часть 12 статьи 44 областного Закона). Таким образом, максимальное количество подписей, которое может быть представлено для регистрации кандидата составляет по одномандатному избирательному округу N 17 - 667 подписей, по одномандатному избирательному округу N 25 - 765 подписи. Превышающими данное требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи, последние по нумерации папок, подписных листов и подписей.
Подписные листы, представляемые в территориальную избирательную комиссию должны быть сброшюрованы и пронумерованы (часть 13 статьи 44 областного Закона).
Проверке подлежат все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной (жребия). Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, устанавливается решением территориальной избирательной комиссии. При этом учитывается общее количество подписей, необходимое для регистрации кандидата. В случае проверки подписей посредством случайной выборки для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата. Процедура проведения случайной выборки определяется территориальной избирательной комиссией.
При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в территориальной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченный представитель любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата по одномандатному избирательному округу и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
О времени проведения соответствующих жеребьевки и проверки подписных листов должны извещаться представившие необходимое для регистрации кандидата количество подписей избирателей кандидат (часть 5 статьи 46 областного Закона).
Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, (т.е. кандидатами, уполномоченными представителями избирательного объединения), если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в территориальную избирательную комиссию (часть 7 статьи 46 областного Закона).
По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной (часть 6 статьи 46 областного Закона).
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного итого же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (часть 8 статьи 46 областного Закона).
Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 статьи 46 областного Закона (часть 9 статьи 46 областного Закона).
Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с часть 4 статьи 46 областного Закона;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с областным Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 статьи 46 областного Закона;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) собственноручной подписью кандидата либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов;
9) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением их за это в любой форме, либо на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 статьи 46 областного Закона;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 1, 2 к областному Закону;
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 5 статьи 44 областного закона.
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), несоответствующей (не соответствующих) областному Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 11 части 10 статьи 46 областного Закона (часть 11 статьи 46 областного Закона).
Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 8-10 статьи 46 областного Закона. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (часть 12 статьи 46 областного Закона).
Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается (часть 13 статьи 46 областного Закона).
Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.
По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется территориальной избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания территориальной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом "д" части 10 статьи 47 областного Закона, кандидат вправе получить в территориальной избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Повторная проверка подписных листов после принятия территориальной избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке (часть 15 статьи 46 областного Закона).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.