Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города Липецка
от 30 сентября 2009 г. N 529
Городская целевая Программа
"Охрана окружающей среды города Липецка на 2010 - 2012 годы"
29 июня, 12 августа 2010 г.
Постановлением Администрации г. Липецка от 12 августа 2010 г. N 2031 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт программы
II. Анализ и оценка проблемы, решение которой
осуществляется путем реализации программы
Актуальность проблемы сохранения окружающей среды в городе Липецке продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся на территории с интенсивной промышленной деятельностью. Основными загрязнителями окружающей природной среды в городе Липецке являются предприятия черной металлургии, производства строительных материалов, топливно-энергетический комплекс, автотранспорт.
Основными экологическими проблемами в городе являются: загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта; загрязнение водных ресурсов предприятиями промышленности, жилищно-коммунального хозяйства; образование и накопление отходов производства и потребления; сохранение зеленых насаждений при реконструкции и строительстве объектов; загрязнение почв в результате хозяйственно-бытовой деятельности человека.
Состояние воздушного бассейна является одним из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в городе и условия проживания населения. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по городу в 2009 году составляют 361,6 тыс. тонн и представлены 136 веществами различных классов опасности, в том числе от стационарных источников - 295,36 тыс. тонн, от передвижных источников - 66,24 тыс. тонн. По данным государственного учреждения "Липецкий областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", средняя концентрация за 2009 год по диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота ниже ; по пыли - 1,1 ; фенолу - 1,3 ; по формальдегиду - 1,7 . Однако по максимальным из разовых концентраций наблюдаются превышения загрязнения атмосферы по взвешенным веществам - 9,0 ; в районе ОАО "ЛМЗ "Свободный сокол" (пост N 6); по диоксиду азота - 1,5 в районе ОАО "ЛМЗ "Свободный сокол" (пост N 6), по фенолу - 2,3 в районе НЛМК (пост N 3); сероводороду - 2,9 в районе ОАО "ЛМЗ "Свободный сокол" (пост N 6). Определение пространственно-временных характеристик загрязнения атмосферы с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, а также климатических и метеорологических условий позволяют упорядочить размещение планируемых промышленных объектов, жилых массивов с целью снижения предельно допустимых нагрузок на экологические системы. Количество автотранспортных средств ежегодно увеличивается, что сопровождается увеличением объема загрязняющих веществ: оксидов азота, серы, углеводородов, сажи. Выхлопные газы опасны тем, что находятся на уровне дыхания человека и поступают непосредственно в приземный слой атмосферы. Наблюдается снижение токсичности отработанных газов при замене бензина сжиженным нефтяным газом: в 3-4 раза сокращаются выбросы углеводородов, полностью исключаются выбросы соединений свинца, в 8-10 раз снижается дымность отработавших газов. Выполнение программных мероприятий по охране атмосферного воздуха, в том числе работа АСУДД "Зеленая волна", где наблюдается снижение выбросов от автотранспорта свыше 30%, позволит уменьшить уровень загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами от автотранспорта до 1 .
По итогам 2009 года основной критерий оценки качества воздуха - комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА5) составил 7,52 единицы, что соответствует нижнему пределу высокого уровня загрязнения атмосферы.
Одним из основных факторов оздоровления экологической обстановки в таком промышленном городе как Липецк является система озелененных территорий, которая выполняет роль зеленых фильтров в очищении городского воздуха от пыли, газа, дыма, выбрасываемых промышленными предприятиями и автотранспортом. Площадь общегородских озелененных территорий общего пользования в городе Липецке составляет 837,8 га. При норме 16 кв. м/человека фактическая обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования составляет 16,7 кв. м/человека. Посадка зеленых насаждений позволит сохранить достигнутые показатели в озеленении, а также повысит качество озелененных территорий.
Качество воды в створах реки Воронеж выше города находится на уровне II класса (чистая), ниже города остается на уровне III класса (умеренно загрязненная). В городе отсутствует система очистки ливневых вод, что вносит дополнительный вклад в загрязнение водоемов и почвы. Для реализации полномочий органов местного самоуправления в соответствии с водным законодательством и решения организации рационального использования городских водоемов, обустройство мест отдыха населения, выполнение мероприятия по охране водных ресурсов предотвратит захламление и засорение прибрежных зон и, как результат, организует эффективное природопользование водных объектов.
Серьезной экологической проблемой, требующей безотлагательного решения, является проблема негативного влияния отходов производства и потребления на окружающую среду как с точки зрения больших объемов образования, так и с точки зрения широкого спектра их морфологического состава. На сегодняшний день в городе отсутствует система раздельного сбора отходов, подлежащих утилизации. Недостаточно развита сеть предприятий, перерабатывающих отходы, являющихся вторичными материальными ресурсами; малое количество специализированных организаций в области обращения с опасными отходами. В целях исключения из общего потока ТБО опасных медицинских отходов класса Б и В в ЛПУ департамента здравоохранения администрации города Липецка, на территории МУЗ "Липецкий городской противотуберкулезный диспансер", функционирует установка "Ньюстер-10", с 2009 года введена в эксплуатацию на территории МУЗ "Центральная городская клиническая больница" установка "Гидроклав-07".
Для захоронения строительных отходов используется полигон "Орлиный лог". Твердые бытовые отходы с городской территории поступают на станцию по сортировке и брикетированию ТБО, несортируемая часть после обработки в виде брикетов складируется на полигоне ТБО "Центролит". В целях охраны окружающей среды и предотвращения подземного водоносного горизонта ранее действовавший полигон ТБО "Венера" подлежит закрытию и рекультивации.
Для оценки экологического состояния городской территории важнейшее значение имеет состояние почв, грунтов, так как почвы представляют тройной интерес: как начальное звено пищевых цепей, как интегральный показатель экологического состояния окружающей среды и как источник вторичного загрязнения приземного слоя атмосферы, поверхностных и грунтовых вод. В целях формирования полной и достоверной информации о состоянии почв, выявления, предупреждения и устранения существующего загрязнения почв с 2004 года за счет средств местного бюджета проводится планомерное обследование почв городской территории. На 01.01.2010 года обследовано 4,24% от общей площади городской территории, в том числе за счет средств местного бюджета 3,6% городской территории. Результаты обследования почв вносятся в электронную карту состояния почв города Липецка и учитываются при принятии управленческих и градостроительных решений. Обследованная городская территория относится к категории "Допустимая", однако в большинстве случаев на участках выявляются локальные загрязнения почв тяжелыми металлами и нефтепродуктами. В связи с этим возрастает актуальность проведения обследования городских почв, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, изучения динамики изменения состояния почв, разработки и реализации мер по ликвидации всех видов загрязнений почв, способствующих улучшению экологической ситуации в целом по городу.
Решение вопросов по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения города, реализация намеченных мероприятий по охране окружающей среды невозможны без широкой просветительской деятельности, без развития системы непрерывного экологического образования и воспитания всех слоев населения, в первую очередь подрастающего поколения. Формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания населения города Липецка - одна из важнейших задач, решение которой требует качественных изменений во всех сферах образования, культуры, жизни. Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры, экологического мировоззрения и навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической грамотности населения города.
В то же время достигнут перелом тенденций загрязнения воздуха и водоемов, вошел в повседневную практику учет экологических требований при разрешении вопросов производственного и жилищного строительства; разработан и утвержден новый Генеральный план города, базирующийся на современных экологических требованиях к землепользованию, планировке и застройке; найдены новые пути к решению проблемы обращения и утилизации отходов производства и потребления. Поэтому главная проблема в улучшении экологической обстановки в городе заключается в том, что ее решение требует значительных материальных затрат и возможно только путем объединения усилий власти, природопользователей при действенной поддержке всего населения города, концентрации финансовых средств и комплексному подходу к решению поставленных задач.
III. Цели и задачи программы
Программа направлена на решение важнейшей комплексной проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Целью Программы является: реализация основных принципов экологической политики города в соответствии с действующим законодательством.
Задачей Программы является обеспечение экологической безопасности территории и населения города Липецка за счет:
- стабилизации и улучшения экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух;
- выявления и ликвидации загрязнений городских почв;
- совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления, включая обезвреживание и утилизацию опасных отходов;
- сохранения и восстановления городских экосистем;
- повышения уровня экологического образования и просвещения населения города Липецка.
Постановлением Администрации г. Липецка от 12 августа 2010 г. N 2031 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы представлен в таблице 1 Программы. Мероприятия объединены в шесть разделов в соответствии с их содержанием и направленностью. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Охрана атмосферного воздуха.
2. Охрана водных ресурсов.
3. Охрана земельных ресурсов.
4. Отходы производства и потребления.
5. Сохранение и восстановление городских экосистем.
6. Экологическое образование и просвещение населения.
Программа сформирована с учетом результатов анализа ранее действующей Программы "Охрана окружающей природной среды города Липецка на среднесрочную перспективу (2004 - 2007 г.г.)", городской целевой Программы "Охрана окружающей среды города Липецка на 2008 - 2011 годы", городской целевой Программы "Охрана окружающей среды города Липецка на 2009 - 2011 годы". При разработке комплекса программных мероприятий были учтены следующие факторы: фактическое наличие информации о территории и загрязнениях природных сред, поступлении в окружающую среду вредных веществ, отходах производства и потребления с учетом объемов их образования по типам и классам опасности; возможность сбора и анализа имеющейся информации о состоянии территории и вероятности выявления на ней загрязнения без проведения дополнительных работ (исследований); необходимость реализации срочных мероприятий по охране окружающей среды и здоровья населения; комплексность мероприятий, затрагивающих не только вопросы охраны окружающей среды, здоровья населения, но и инженерно-технические, градостроительные и другие вопросы; экономическая эффективность природоохранных мероприятий; выбор оптимального с экологической и экономической точек зрения мероприятия путем сравнения всех возможных вариантов с учетом специфики города Липецка; оценка расходов на проведение мероприятий.
Программный механизм реализации практических мероприятий рассматривается как один из важнейших рычагов повышения эффективности природоохранной деятельности в городе Липецке, так как позволяет провести ранжирование проблем и выделение приоритетных задач, что принципиально важно в условиях финансового дефицита.
Таблица 1
Постановлением Администрации г. Липецка от 12 августа 2010 г. N 2031 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Объемы и сроки финансирования
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города. Расчет необходимой потребности в бюджетных ресурсах произведен с учетом изучения рынка работ и услуг программных мероприятий, сложившегося объема финансирования затрат предыдущей Программы, а также показателя индекса-дефлятора, определенного Минэкономразвития России.
Основным источником поступления денежных средств из бюджета города является плата за негативное воздействие на окружающую среду от предприятий-природопользователей, расположенных на территории города Липецка. Общий объем финансирования на весь период реализации Программы из средств местного бюджета составит 13775,06 тыс. рублей.
Сроки финансирования Программы предусмотрены на периоде 2010 по 2012 год включительно и осуществляются в три этапа:
1 этап - 2010 год - 6803,06 тыс. руб.;
2 этап -2011 год - 3712,0 тыс. руб.;
3 этап - 2012 год - 3260,0 тыс. руб.
VI. Управление программой и контроль за ходом ее реализации
Программа основана на принципе единого управления и координации деятельности всех городских служб, участвующих в ее реализации. Контроль исполнения Программы осуществляется в установленном порядке заказчиком Программы. Организацию выполнения, управления и корректировки Программы осуществляет управление экологии администрации города Липецка.
Основными задачами управления Программой являются: контроль хода выполнения Программы; подготовка предложений по корректировке и развитию Программы; отчет о выполнении Программы.
Система управления Программой позволяет обеспечивать анализ выполнения мероприятий, а также принимать оперативные меры по их корректировке. Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, увеличение финансирования, а также продление сроков реализации мероприятий осуществляется в установленном порядке по предложению муниципального заказчика. Реализация Программы осуществляется в рамках действующего законодательства.
Для осуществления контроля за ходом исполнения Программы управлением экологии в установленные сроки направляются в департамент экономики, департамент финансов и в управление организационно-контрольной и кадровой работы отчетные данные по утвержденным формам в электронном виде и на бумажных носителях.
VII. Прогноз ожидаемых социально-экономических
результатов реализации Программы
Организация и проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволят обеспечить реализацию единой экологической политики и получить позитивные результаты по созданию благоприятных условий проживания граждан на территории города Липецка. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для сочетания экологических и социально-экономических интересов населения; снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; повышение культуры и грамотности населения города в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основной экономический эффект Программы будет состоять в предотвращении экологически опасных ситуаций и минимизации затрат на их ликвидацию. Основной социальный эффект Программы будет состоять в сохранении и улучшении экологических условий проживания на территории города, увеличении зеленых мест отдыха, что способствует сохранению здоровья населения, снижению риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей природной среды, сохранению генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений.
В результате выполнения мероприятий Программы ожидается улучшение экологической обстановки в целом по городу, в том числе:
по атмосферному воздуху - снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами от автотранспорта до 1 на автодорогах, включенных в АСУДЦ "Зеленая волна"; снижение в 3 раза выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от переведенных на газообразное моторное топливо и на современное газовое оборудование муниципального автотранспорта, что в том числе способствует стабилизации комплексного индекса загрязнения атмосферы () на уровне 7,0-13,0 единицы;
по земельным ресурсам - предотвращение загрязнения почв на территории города Липецка общей площадью 230 га за счет проведения оценки их состояния с целью выявления и ликвидации загрязнений почв;
по отходам производства и потребления - снижение нагрузки на окружающую среду от воздействия отходов за счет исключения 173,517 тонны опасных отходов из общего потока твердых бытовых отходов; доведение площади рекультивированных земель на территории полигона ТБО "Венера" до 9,1 га;
по сохранению и восстановлению городских экосистем - увеличение площади и качества зеленых насаждений города; сохранение уникальных природных комплексов за счет организации объектов особо охраняемых природных территорий (ООПТ) местного значения;
по экологическому образованию и просвещению населения города Липецка - вовлечение населения города в деятельность по охране окружающей среды и формированию экологической культуры.
При оценке экологических показателей (эффективность) природоохранных мероприятий учитываются не только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздействия, но и оценивается предотвращенный экономический ущерб, снижение экологических издержек будущих поколений. Кроме того, для экологических мероприятий характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия появятся только через несколько лет.
Реализация мероприятий Программы позволит более оперативно обеспечивать администрацию города Липецка и население достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии окружающей среды, будет способствовать развитию и закреплению стереотипов поведения людей, направленных на предотвращение неоправданного загрязнения природной среды.
VIII. Система целевых индикаторов экономической и
социальной эффективности реализации Программы
Таблица 2
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора |
||||
Год, предшествующий разработке Программы (факт) 2008 |
Текущий год разработки Программы (оценка) 2009 |
Годы плановой реализации Программы |
|||||
2010 год (план) |
2011 год (план) |
2012 год (план) |
|||||
Стабилизация и улучшение экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух | |||||||
1. |
Комплексный индекс загрязнения атмосферы |
(КИЗА) |
8,51 |
7,52 |
7-13 |
7-13 |
7-13 |
Обеспечение экологической безопасности территории и населения города Липецка |
|
||||||
2. |
Доля городской территории, обследованной с целью выявления и ликвидации загрязнений почв (накопительным итогом) |
(процент) |
3,4% (1081,14) (245,6) |
3,6% (1151,14) (70,0) |
4,0% (1266,14) (115,0) |
4,14% (1326,14) (60,0) |
4,3% (1381,14) (55,0) |
3. |
Доля рекультивированных земель полигона ТБО "Венера" |
(процент) |
39% (8,7) |
39% (8,7) |
39% (87) |
40,8% (9,1) |
40,8% (9,1) |
Сохранение и восстановление городских экосистем | |||||||
4. |
Количество объектов ООПТ местного значения |
(штук) |
1 |
2 (1) |
4 (2) |
7 (3) |
9 (2) |
| |||||||
5. |
Доля населения города Липецка, участвующего в деятельности по охране окружающей среды |
(процент) |
20 |
15 |
15 |
5 |
5 |
1. Комплексный индекс загрязнения.
Значение комплексного индекса загрязнения атмосферы (КИЗА) ежегодно представляется ГУ "Липецкий Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". Программа наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и расчетов уровня загрязнения разработана и утверждена Главной геофизической обсерваторией им. Воейкова (г. Санкт-Петербург).
2. На 01.01.2010 г. за счет средств местного бюджета обследовано 1151,14 га земель городской территории. С целью выявления и ликвидации всех видов загрязнений почв на территории города Липецка за счет проведения оценки их состояния планируется доведение обследованной площади городской территории до 1381,14 га.
3. Целевые индикаторы доли рекультивированных земель полигона ТБО "Венера".
На 01.01.2010 г. за счет средств местного бюджета рекультивировано 8,7 га - 39,02% от общей площади полигона "Венера" (22,3 га). С целью охраны окружающей среды и предотвращения загрязнения подземного водоносного горизонта до 2012 г. планируется рекультивировать 9,1 га - 40,8% от общей площади полигона.
4. Для придания статуса особо охраняемых природных территорий местного значения в г. Липецке проведено детальное обследование 9-ти потенциальных участков.
В 2008-2009 г.г. образованы 2 ООПТ местного значения в г. Липецке.
С целью сохранения уникальных природных ландшафтов и с учетом проведения процедур согласования планируется в 2010 г. принять 2 положения о создании ООПТ местного значения, в 2011 - 3, в 2012 - 2 соответственно.
5. Программой предусмотрены мероприятия, способствующие вовлечению населения города в природоохранную деятельность. На территории города Липецка развивается система экологического образования, просвещения, повышения экологической грамотности и культуры, которая заключается в организации и проведении массовых общегородских мероприятий - рейды по благоустройству, озеленению городской территории, экологические акции, десанты по ликвидации несанкционированных свалок в труднодоступных местах и рекреационных зонах, семинары, конференции, тематические выставки, конкурсы, викторины, в которых ежегодно принимают участие все слои населения города. В связи с уменьшением финансирования возможно снижение значений индикаторов вовлечения населения города Липецка в деятельность по охране окружающей среды.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Липецка от 30 сентября 2009 г. N 529 "Об утверждении городской целевой Программы "Охрана... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.