Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
Липецкая область (далее - область) - одна из наиболее индустриально развитых областей России. По объему промышленного производства она занимает ведущее место среди областей Центрального Федерального округа.
Существенный вклад в создаваемый в области валовой региональный продукт вносят предприятия промышленности. По оценке комитета государственной статистики области, доля промышленности в составе регионального продукта в последние годы составляет около 60%. Промышленность обеспечивает занятость третьей части экономически активного населения области и три четвертых налоговых поступлений в областной бюджет, представлена предприятиями практически всех отраслей. На протяжении последних лет среднегодовой темп роста промышленного производства составляет 107% (по России-105%), в 2007 г. - 108%.
В то же время ряд характеристик промышленной деятельности имеет негативную направленность, сдерживающую дальнейшее развитие промышленности области.
Анализ работы промышленности области позволяет выделить (сгруппировать) основные существующие проблемы:
1. Наличие в промышленном секторе экономики области предприятий с нестабильным финансово-экономическим положением, требующих проведения процедур реформирования и финансового оздоровления (по итогам 2007 года доля убыточных организаций в обрабатывающих производствах составила 36% от общего числа организаций).
2. Высокая доля износа основных фондов, технологически отсталое и морально устаревшее оборудование (по итогам 2007 года степень износа основных фондов в промышленности составила 37,2%).
3. Низкий уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий.
4. Значительную долю в промышленном секторе экономики области занимают предприятия не производящие или производящие незначительные объемы инновационной продукции (доля инновационно активных предприятий в 2007 году составила 10,4% от общего количества предприятий).
5. Низкие темпы освоения инновационных технологий, оборудования и видов продукции (доля отгруженной продукции инновационного характера в 2007 году составила 3,5% от общего объема промышленного производства области, без учета предприятий черной металлургии).
6. Сдерживающим фактором опережающего инновационного развития является отсутствие системы коммерциализации и внедрения в производство научных разработок.
7. Моноотраслевая структура промышленного сектора экономики области (доля объема выпуска продукции предприятиями черной металлургии составляет в 2007 году составила 62%).
8. Недостаточная инвестиционная привлекательность промышленного комплекса области.
Программа является одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года и логическим продолжением промышленной политики области по созданию условий для организации и развития конкурентоспособных и эффективных производств.
Актуальность Программы обусловлена проводимой государственной политикой по решению задач, поставленных Президентом РФ по удвоению Валового Внутреннего продукта, задач, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2007 году и на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" в части улучшения основных макроэкономических показателей экономики и обеспечения должного уровня экономической свободы, создания равных условий конкуренции.
Программа как базовый системный документ определяет задачи промышленной деятельности в области на 2009 - 2012 годы и позволяет сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы, достижение которых позволит создать благоприятные условия для дальнейшего эффективного развития промышленного комплекса и научно-технического потенциала области, повышения занятости и качества жизни населения, решения социально-экономических проблем области, являются:
1. Повышение конкурентоспособности и ускорение темпов роста промышленного производства.
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.1. Повышение эффективности работы промышленных производств.
Приоритетные направления работ:
- обеспечение стимулирования процессов реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий на основе создания эффективных систем и комплексных механизмов управления на реформируемых предприятиях, обеспечивающих непрерывный процесс улучшения финансового состояния и конкурентоспособности предприятий.
1.2. Содействие масштабному технологическому обновлению, модернизации промышленных производств на основе внедрения передовых технологий.
Приоритетные направления работ:
- формирование позитивного (заинтересованного) отношения промышленных предприятий к процессам технического перевооружения и модернизации производств;
- обеспечение стимулирования процессов технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий по следующим направлениям: производство комплектующих изделий для сложнобытовой техники, производство сельхозтехники, оборудования и запасных частей, производство автокомпонентов и готовых металлических изделий.
1.3. Повышение качества продукции и конкурентоспособности производств
Приоритетным направлением работ является стимулирование промышленных предприятий по сертификации системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития.
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
2.1. Повышение восприимчивости предприятий к инновациям
Приоритетным направлением работ является стимулирование промышленных предприятий по повышению инновационной активности, продвижению продукции на межрегиональные и международные рынки.
2.2. Утратил силу.
См. текст подпункта 2.2 пункта 2
3. Создание режима максимального благоприятствования для инвесторов
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
3.1. Создание благоприятной инвестиционной среды для реализации инвестиционных проектов на территории области.
Приоритетные направления работ:
- организация и проведение международных конференций;
- содействие по установлению прямых контактов и сотрудничества промышленных предприятий с потенциальными инвесторами и кредитно-финансовыми учреждениями, формирование положительного имиджа успешно развивающихся промышленных предприятий области.
3.2. Распространение справочно-информационных материалов об инвестиционной политике, внешнеэкономических и межрегиональных связях области.
Приоритетным направлением работ является изготовление и издание презентационных материалов.
Выполнение поставленных целей и задач позволит сформировать благоприятные условия для устойчивого и динамичного роста объемов промышленного производства, перехода промышленности в режим инновационного развития, привлечения инвестиций в экономику области.
Достижение целей будет осуществляться посредством предусмотренных Программой мероприятий.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Предполагаемый объем средств на реализацию программных мероприятий составляет 39696,7 тыс. руб., в том числе:
2009 год - 4142,7 тыс. руб.;
2010 год - 13874 тыс. руб.;
2011 год - 10830 тыс. руб;
2012 год - 10850 тыс. руб;
Управлению инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области предусматривается 28926 тыс. руб., из них на 2009 г. - 2517 тыс. руб., 2010 г. - 11309 тыс. руб., 2011 г. - 7550 тыс. руб., 2012 г. - 7550тыс. руб.
Управлению инвестиций и международных связей Липецкой области предусматривается 10770,7 тыс. руб., из них на 2009 г. - 1625,7 тыс. руб., 2010 г. - 2565 тыс. руб., 2011 г. - 3280 тыс. руб., 2012 г. - 3300 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация области.
Управление инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области осуществляет:
- выполнение мероприятий программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- координацию деятельности по реализации Программы;
- аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от их запланированных показателей в рамках реализации Программы и вносит предложения по уточнению ее целевых установок;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год
Управление инвестиций и международных связей Липецкой области осуществляет:
- реализацию мероприятий программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- оказание методической помощи и содействие в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- распространение презентационных материалов - через посольства, торговые экономические представительства зарубежных стран, международные объединения деловых кругов, среди исполнительных органов власти, потенциальных инвесторов, территориальных образований иностранных государств и РФ, зарубежных и российских некоммерческих и коммерческих организаций, по другим каналам с последующим анализом результатов данной работы;
- подготовку предложений координатору программы по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий при формировании бюджета на очередной финансовый год, исполнителями которых являются.
Главные распорядители бюджетных средств - исполнители Программы, выполняют обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными Законом Липецкой области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год.
Государственная поддержка в виде субсидий из областного бюджета не может оказываться в отношении субъектов промышленной деятельности, по которым было принято решение об оказании аналогичной поддержки, и сроки ее оказания не истекли.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация области.
Управление инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области представляет отчетные данные об исполнении Программы в управление контроля и проверки исполнения, экономики администрации области, финансов области в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы, обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы, в том числе: создает и размещает в средствах массовой информации тематические разделы (рубрики), циклы теле- и радиопередач по основным направлениям Программы; изготавливает и размещает социальную рекламу (как в средствах массовой информации, так и на наружных носителях - рекламных щитах, перетяжках, билбордах и т.п.); организует и проводит творческие конкурсы среди журналистов и средств массовой информации в соответствии с целями и задачами Программы; осуществляет иные мероприятия по ее информационному сопровождению.
5. Оценка эффективности Программы
Назначение Программы - стимулирование процессов, направленных на эффективное решение приоритетных для развития промышленности области задач, посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования.
Результатом реализации Программы является создание условий для повышения конкурентоспособности промышленности области, создания благоприятного инвестиционного климата и перехода промышленности в режим инновационного развития.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе сравнения фактических показателей развития промышленного комплекса области и целевых индикаторов, приведенных в таблице.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от степени исполнения принятой в Программе стратегии промышленной политики, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Целевые индикаторы оценки эффективности Программы
Наименование целей, задач и показателей Программы |
2008 г. (величина показателя в базовом году) |
Период действия Программы |
|||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
Цель 1. Повышение конкурентоспособности и ускорение роста промышленного производства | |||||||||
Показатель - Индекс промышленного производства в обрабатывающих производствах к соответствующему периоду прошлого года, % |
100,1 |
94 |
84,9 |
101 |
|
102 |
|
104 |
|
Задача 1.1. Повышение эффективности работы промышленных производств | |||||||||
Показатель 1.1.1. Рост объемов промышленного производства предприятий, реализующих планы реформирования и финансового оздоровления, к базовому периоду, % |
100 |
100 |
|
110 |
|
115 |
|
120 |
|
Показатель 1.1.2. Рост налоговых платежей предприятий, реализующих планы реформирования и финансового оздоровления, к базовому периоду, % |
100 |
100 |
|
110 |
|
115 |
|
120 |
|
Задача 1.2. Содействие масштабному технологическому обновлению, модернизации промышленных производств на основе внедрения передовых технологий | |||||||||
Показатель 1.2.1. Индекс промышленного производства в производстве машин и оборудования к соответствующему периоду прошлого года, % |
101,8 |
90 |
70,7 |
100 |
|
101 |
|
102 |
|
Показатель 1.2.2. Индекс промышленного производства в производстве резиновых и пластмассовых изделий к соответствующему периоду прошлого года, % |
157,9 |
70 |
79,9 |
100 |
|
102 |
|
105 |
|
Показатель 1.2.3. Индекс промышленного производства в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий к соответствующему периоду прошлого года, % |
60,4 |
90 |
86,7 |
100 |
|
101 |
|
103 |
|
Задача 1.3. Повышение качества продукции | |||||||||
Показатель 1.3.1. Темп роста экспорта машиностроительной продукции к соответствующему периоду прошлого года, % |
83 |
80 |
80 |
101 |
|
103 |
|
105 |
|
Показатель 1.3.2. Увеличение количества предприятий, сертифицировавших систему менеджмента в соответствии с ИСО 9000, ед. |
55 |
57 |
60 |
65 |
|
70 |
|
75 |
|
Цель 2. Создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития | |||||||||
Показатель - Доля отгруженной продукции, товаров и услуг инновационного характера в общем объеме отгруженной продукции, % |
4,0 |
4,2 |
4,6 |
4,7 |
|
5,2 |
|
5,7 |
|
Задача 2.1. Повышение восприимчивости предприятий к инновациям | |||||||||
Показатель 2.1.1. Доля инновационно активных предприятий от общего числа обследуемых предприятий, % |
11 |
11 |
11,1 |
12 |
|
13 |
|
14 |
|
Цель 3. Создание режима максимального благоприятствования для инвесторов | |||||||||
Показатель - Увеличение объемов инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека в ценах 2003 г., тыс. руб. |
34,3 |
28,2 |
31,6 |
31,93 |
|
33,75 |
|
33,78 |
|
Задача 3.1. Создание благоприятной инвестиционной среды для реализации проектов на территории области | |||||||||
Показатель 3.1.1. Количество предприятий, реализующих инвестиционные проекты, по которым оказывается государственная поддержка в результате конкурсных отборов, проведенных УИиМС, ед. |
28 |
21 |
21 |
18 |
|
19 |
|
18 |
|
Задача 3.2. Распространение справочно-информационных материалов об инвестиционной политике области, внешнеэкономических и межрегиональных связях. | |||||||||
Показатель 3.2.1. Количество организаций, получивших информацию об области, ед. |
590 |
750 |
882 |
600 |
|
800 |
|
900 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.