Решение Совета депутатов Лебедянского муниципального района
Липецкой области
от 26 ноября 2010 г. N 211
"О Положении "О муниципальных правовых актах
Лебедянского муниципального района"
Рассмотрев предложенный главой администрации Лебедянского района проект Положения "О муниципальных правовых актах Лебедянского муниципального района", подготовленный с учетом рекомендаций, содержащихся в информационном письме прокурора Лебедянского района от 19.10.2010 г. N 4-298-76д-10, в целях реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установления единых требований к муниципальным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления Лебедянского муниципального района, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и систематизации, в соответствии со статьей 21 Устава Лебедянского муниципального района, учитывая мнение постоянной депутатской комиссии мандатной, депутатской этики, по соблюдению законности и вопросам местного самоуправления, Совет депутатов Лебедянского района решил:
1. Внести в проект Положения "О муниципальных правовых актах Лебедянского муниципального района" следующее изменение:
- в пункте 2 статьи 22 после слов "рассмотрения на" дополнить словом "очередной".
2. Принять Положение "О муниципальных правовых актах Лебедянского муниципального района" с учетом изменения, указанного в пункте 1 настоящего решения (прилагается).
3. Направить Положение "О муниципальных правовых актах Лебедянского муниципального района" главе Лебедянского муниципального района для подписания и официального опубликования в районной газете "Лебедянские вести".
4. Признать утратившим силу решение Лебедянского районного Совета депутатов от 16.05.2006 г. N 208 "О Положении "О муниципальных правовых актах Лебедянского района".
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в районной газете "Лебедянские вести".
Председатель Совета депутатов |
В.А.Иншаков |
Положение
о муниципальных правовых актах Лебедянского муниципального района
(принято решением Совета депутатов Лебедянского
муниципального района от 26 ноября 2010 г. N 211)
Настоящее Положение устанавливает виды муниципальных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления Лебедянского муниципального района, порядок их подготовки, принятия и вступления в силу, иные вопросы, связанные с правотворческой деятельностью.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
В настоящем Положении применяются следующие понятия.
Муниципальный правовой акт Лебедянского муниципального района - решение, принятое непосредственно населением Лебедянского муниципального района по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления Лебедянского муниципального района по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Лебедянского муниципального района федеральными законами и законами Липецкой области, а также по иным вопросам, отнесенным Уставом Лебедянского муниципального района в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления Лебедянского муниципального района, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории Лебедянского муниципального района, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Муниципальными правовыми актами являются нормативные правовые акты и правовые акты ненормативного характера.
Нормативный правовой акт - акт, принятый (изданный) в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Правовой акт ненормативного характера - акт, изданный в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, который рассчитан на однократное применение и (или) носит индивидуальный характер.
Органы местного самоуправления Лебедянского муниципального района - Совет депутатов Лебедянского муниципального района, глава Лебедянского муниципального района, администрация Лебедянского муниципального района, Контрольно-счетная комиссия Лебедянского муниципального района.
Должностные лица местного самоуправления - выборные либо заключившие контракт (трудовой договор) лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления.
Правотворческая деятельность органов местного самоуправления Лебедянского муниципального района - урегулированная законодательством и правовыми актами Лебедянского муниципального района деятельность по подготовке, принятию, изменению, введению в действие и признанию утратившими силу муниципальных правовых актов.
Правила юридической техники - совокупная связь определенных приемов (юридическая терминология, юридические конструкции, способ построения правовых актов), применяемых при разработке содержания и структуры муниципальных правовых актов.
Официальное толкование муниципальных правовых актов - это деятельность органов местного самоуправления Лебедянского муниципального района и должностных лиц местного самоуправления по разъяснению принятого ими муниципального правового акта.
Статья 2. Основные цели и принципы правотворческой деятельности
1. Муниципальные правовые акты готовятся с целью:
- реализации федеральных законов, законов Липецкой области и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и области;
- правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений различных сторон экономической и социальной жизни района;
- определения статуса органов местного самоуправления Лебедянского муниципального района;
- содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов.
2. При осуществлении правотворческой деятельности органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления должны соблюдать следующие основные принципы:
- обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Липецкой области;
- демократизм и гласность в процессе разработки и принятия муниципальных правовых актов;
- единство, полнота и непротиворечивость системы муниципальных правовых актов;
- планомерность и оперативность правотворчества;
- соблюдение правил юридической техники;
- открытость и доступность информации о принятых муниципальных правовых актах, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
3. В нормативных правовых актах не допускается наличие коррупциогенных факторов.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права.
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Статья 3. Виды муниципальных правовых актов
1. Муниципальные правовые акты принимаются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Лебедянского муниципального района в соответствии с их компетенцией.
2. К муниципальным правовым актам Лебедянского муниципального района относятся:
- Устав Лебедянского муниципального района;
- решения местного референдума;
- решения Совета депутатов Лебедянского муниципального района;
- постановления, распоряжения главы Лебедянского муниципального района;
- постановления, распоряжения администрации Лебедянского муниципального района;
- постановления, распоряжения председателя Совета депутатов Лебедянского муниципального района;
- распоряжения, приказы руководителей органов администрации Лебедянского муниципального района.
3. Устав Лебедянского муниципального района и решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории Лебедянского муниципального района.
4. Устав Лебедянского муниципального района, решения, принятые на местном референдуме, а также правовые акты, принятые решением Совета депутатов Лебедянского муниципального района, постановления администрации Лебедянского муниципального района, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, являются нормативными правовыми актами Лебедянского муниципального района.
5. Правовыми актами ненормативного характера являются: постановления, распоряжения председателя Совета депутатов Лебедянского муниципального района, распоряжения, приказы руководителей органов администрации Лебедянского муниципального района, решения Совета депутатов Лебедянского муниципального района, постановления и распоряжения администрации Лебедянского муниципального района, рассчитанные на однократное применение и (или) носящие индивидуальный характер.
6. Нормативные правовые акты и правовые акты ненормативного характера не должны противоречить Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, Уставу Лебедянского муниципального района и нормативным правовым актам, принятым на местном референдуме.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов
1. Совет депутатов Лебедянского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом Лебедянского муниципального района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов Лебедянского муниципального района и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом Лебедянского муниципального района.
2. Глава Лебедянского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом Лебедянского муниципального района, нормативными правовыми актами Совета депутатов Лебедянского муниципального района, издает постановления администрации Лебедянского муниципального района по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Лебедянского муниципального района федеральными законами и законами Липецкой области, а также распоряжения администрации Лебедянского муниципального района по вопросам организации работы администрации Лебедянского муниципального района.
3. Председатель Совета депутатов Лебедянского муниципального района издает постановления, распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов Лебедянского муниципального района.
4. Руководители органов администрации Лебедянского муниципального района издают приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к их полномочиям.
Статья 5. Обязательность исполнения муниципальных правовых актов
1. Муниципальные правовые акты, вступившие в силу, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Лебедянского муниципального района предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами и должностными лицами местного самоуправления, гражданами.
2. Предприятия, учреждения, организации, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, граждане несут ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов в соответствии с действующим законодательством.
3. Муниципальные правовые акты, действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по их исполнению, противоречащие действующему законодательству, могут быть обжалованы в судебные органы в установленном законом порядке.
Статья 6. Стадии правотворческого процесса
Основными стадиями правотворческого процесса являются:
- планирование правотворческой деятельности;
- подготовка и внесение проекта муниципального правового акта в органы местного самоуправления;
- рассмотрение проекта муниципального правового акта и его принятие органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта;
- подписание муниципального правового акта;
- официальное опубликование муниципального нормативного правового акта;
- вступление в силу муниципального правового акта.
Статья 7. Планирование правотворческой деятельности
1. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на плановой основе в пределах собственных полномочий.
2. Совет депутатов Лебедянского муниципального района разрабатывает и утверждает план правотворческой деятельности Совета депутатов Лебедянского муниципального района на очередной календарный год с учетом предложений главы Лебедянского муниципального района, главы администрации Лебедянского муниципального района, председателя Совета депутатов Лебедянского муниципального района, постоянных депутатских комиссий, депутатов Совета депутатов Лебедянского муниципального района, предложений, внесенных инициативными группами граждан в порядке предусмотренном Уставом Лебедянского муниципального района для реализации правотворческой инициативы граждан, предложений органов территориального общественного самоуправления, Общественной палаты Лебедянского муниципального района, прокурора Лебедянского района.
Предложения в план правотворческой деятельности на очередной календарный год направляются в Совет депутатов Лебедянского муниципального района до 1 ноября текущего года.
3. Планирование правотворческой деятельности не исключает принятие муниципальных правовых актов, не содержащихся в утвержденных планах.
Статья 8. Подготовка, внесение и рассмотрение проектов муниципальных правовых актов
1. Подготовка проектов муниципальных правовых актов осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов, порядок рассмотрения проекта муниципального правового акта, его принятия органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления устанавливаются правовым актом соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
3. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами Лебедянского муниципального района осуществляется путем прямого волеизъявления населения, выраженного на местном референдуме, и оформляется в виде решения.
Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения Лебедянского муниципального района, дополнительно требуется принятие нормативного правового или иного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
4. При подготовке проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях в Лебедянском муниципальном районе, принятым Советом депутатов Лебедянского муниципального района.
Статья 9. Общие правила юридической техники
1. Изложение муниципального правового акта должно быть логичным, кратким и ясным, обеспечивающим простоту и доступность понимания, исключающим различное толкование.
2. В муниципальном правовом акте должны быть даны определения используемых юридических, технических, научных и иных специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание. Слова и выражения в муниципальном правовом акте используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и областном законодательстве. Не допускается обозначение в муниципальном правовом акте разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в самом правовом акте.
3. Муниципальный правовой акт должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы.
Статья 10. Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов
1. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
2. Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов Лебедянского муниципального района, направляется главе Лебедянского муниципального района для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава Лебедянского муниципального района имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов Лебедянского муниципального района. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов Лебедянского муниципального района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава Лебедянского муниципального района отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом депутатов Лебедянского муниципального района. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов Лебедянского муниципального района, он подлежит подписанию главой Лебедянского муниципального района в течение семи дней и обнародованию.
Если нормативный правовой акт, отклоненный главой Лебедянского муниципального района, при повторном рассмотрении не будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов Лебедянского муниципального района, то с целью продолжения работы над проектом нормативного правового акта, решением Совета депутатов Лебедянского муниципального района может быть создана согласительная комиссия.
3. При официальном опубликовании текст муниципального правового акта излагается в точном соответствии с заверенной копией муниципального правового акта.
4. В случае если при официальном опубликовании муниципального правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником правового акта, то в том же издании должны быть опубликованы официальное извещение об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.
5. Муниципальный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере официального издания. Если значительный по объему правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован полностью в одном номере, то такой муниципальный правовой акт публикуется в нескольких номерах подряд. В этом случае днем официального опубликования муниципального правового акта является день выхода номера, в котором завершена публикация его полного текста.
Статья 11. Вступление в силу муниципальных правовых актов
1. Постановления и распоряжения администрации Лебедянского муниципального района вступают в силу в срок, указанный в данных постановления и распоряжениях, а если этот срок не указан - со дня их подписания.
2. Постановления и распоряжения администрации Лебедянского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования).
3. Постановления, распоряжения председателя Совета депутатов Лебедянского муниципального района, администрации Лебедянского муниципального района, распоряжения, приказы руководителей органов администрации Лебедянского муниципального района, носящие ненормативный характер, вступают в силу в порядке, определенном в данных муниципальных правовых актах, а если такой порядок не определен - то со дня их принятия.
4. Решения Совета депутатов Лебедянского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решения Совета депутатов Лебедянского муниципального района о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Иные решения Совета депутатов Лебедянского муниципального района вступают в силу в порядке, предусмотренном Регламентом Совета депутатов Лебедянского муниципального района.
5. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Статья 12. Официальное толкование муниципальных правовых актов
1. В случае обнаружения неясностей и различий в понимании положений, а также противоречий в практике применения муниципального правового акта осуществляется его официальное толкование.
2. Официальное толкование муниципальных правовых актов осуществляется исключительно теми органами и должностными лицами, которыми они принимаются.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе давать официальное толкование как по собственной инициативе, так и по поступившим запросам.
4. Документы официального толкования муниципальных правовых актов подлежат обязательному применению на всей территории Лебедянского муниципального района.
5. Муниципальные правовые акты официального толкования не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с разъясняемыми ими муниципальными правовыми актами. В случае изменения, дополнения или признания утратившими силу толкуемых муниципальных правовых актов принимается соответствующий правовой акт о внесении изменений, дополнений в акты официального толкования или признании их утратившими силу.
6. В процессе официального толкования муниципальных правовых актов не могут создаваться новые Правовые нормы.
Статья 13. Действие муниципальных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1. Действие муниципальных правовых актов начинается со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы.
2. Муниципальные нормативные правовые акты принимаются на неопределенный срок, если в самом акте не оговорено иное.
3. По истечении указанного в акте срока его действия акт автоматически утрачивает силу. До истечения срока орган местного самоуправления, должностное лицо, издавшее акт, может принять решение о продлении срока действия акта (или его части).
4. Правовые акты ненормативного характера действуют в течение указанного в них срока или в течение срока исполнения содержащихся в них предписаний.
5. Действие нормативных правовых актов распространяется на всю территорию Лебедянского муниципального района, на всех лиц, проживающих и пребывающих на территории Лебедянского муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Статья 14. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
1. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:
- органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом;
- в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Липецкой области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Липецкой области).
2. Отмена органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципальных правовых актов, а также отдельных положений, вступивших в юридическую силу, производится в виде признания их утратившими силу.
3. Если муниципальный правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
4. Действие муниципального правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок до наступления определенного события или на неопределенный срок.
5. Если действие муниципального правового акта или его отдельных положений было приостановлено на неопределенный срок, то муниципальный правовой акт или его отдельные положения вводятся в действие путем принятия (издания) соответствующего муниципального правового акта органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления.
Статья 15. Утрата муниципальным правовым актом юридической силы
1. Муниципальный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
- истечения срока действия;
- принятия нового правового акта, отменяющего действующий правовой акт;
- признания правового акта недействующим и не подлежащим применению по решению суда;
- в иных случаях, установленных действующим законодательством.
2. В случае принятия решения суда о признании муниципального правового акта (или его отдельного положения) недействующим и не подлежащим применению, такой правовой акт подлежит приведению в соответствие с федеральным и областным законодательством или признанию утратившим силу.
3. Одновременно с утратой муниципальным правовым актом юридической силы подлежат признанию утратившими силу также правовые акты, которыми были внесены изменения в муниципальный правовой акт, утративший юридическую силу.
Статья 16. Обратная сила муниципального правового акта
1. Действие муниципального правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если самим муниципальным правовым актом не установлено иное.
Решение о придании обратной силы формулируется в самом акте или в акте о введении его в действие.
2. Придание муниципальному правовому акту органов и должностных лиц местного самоуправления Лебедянского муниципального района обратной силы не допускается, если акт каким-либо образом ухудшает положение физических или юридических лиц, на которых он распространяется.
Статья 17. Представление муниципальных нормативных правовых актов для внесения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области
1. В регистр муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области включаются все действующие муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, а также дополнительные сведения к ним в соответствии с Законом Липецкой области от 24.12.2008 г. N 228-ОЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области".
2. Все муниципальные нормативные правовые акты в течение 15 дней со дня их принятия (подписания) направляются главой Лебедянского муниципального района (лицом, исполняющим его обязанности в соответствии с Уставом Лебедянского муниципального района) в администрацию Липецкой области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области.
Муниципальные нормативные правовые акты на бумажном носителе направляются в виде официальных копий, заверенных печатью соответствующего органа местного самоуправления и подписью соответствующего должностного лица.
Муниципальные нормативные правовые акты в электронном виде направляются на машиночитаемом носителе (диске, дискете, флеш-накопителе) или по каналам связи по электронной почте.
3. Дополнительные сведения, указанные в Законе Липецкой области от 24.12.2008 г. N 228-ОЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области", направляются в администрацию Липецкой области в течение 15 дней с момента их поступления в органы местного самоуправления.
4. Сведения об источниках и датах официального опубликования (обнародования) принятых муниципальных нормативных правовых актов, а при необходимости (по запросу администрации Липецкой области) и источники официального опубликования направляются главой Лебедянского муниципального района (лицом, исполняющим его обязанности в соответствии с Уставом Лебедянского муниципального района) в администрацию Липецкой области не позднее 15 дней со дня их официального опубликования (обнародования).
Статья 18. Представление нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в органы прокуратуры
1. Проекты нормативных правовых актов с приложением соответствующих материалов заблаговременно направляются в прокуратуру Лебедянского района для дачи заключения на предмет соответствия действующему законодательству непозднее 10-дневного срока до дня их принятия.
Порядок представления в органы прокуратуры проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Лебедянского муниципального района и материалов к ним устанавливается Регламентом Совета депутатов Лебедянского муниципального района.
2. Копии нормативных правовых актов, заверенные в установленном порядке, для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" направляются на бумажном носителе в прокуратуру Лебедянского района в течение 15 дней со дня их принятия.
Статья 19. Систематизированный учет муниципальных правовых актов
1. Муниципальные правовые акты подлежат систематизированному учету, включающему в себя их регистрацию, хранение, формирование электронной базы данных муниципальных правовых актов.
Систематизированный учет муниципальных правовых актов осуществляют органы и должностные лица, их издавшие.
2. Подлинники муниципальных правовых актов хранятся в архивном отделе администрации Лебедянского муниципального района, в который они передаются по истечении установленного срока.
3. Правила и сроки хранения муниципальных правовых актов определяются действующим законодательством в сфере архивного дела.
Глава 2. Порядок внесения муниципальных правовых актов
в Совет депутатов Лебедянского муниципального района
Статья 20. Субъекты правотворческой инициативы
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов Лебедянского муниципального района, председателем Совета депутатов Лебедянского муниципального района, главой Лебедянского муниципального района, главой администрации Лебедянского муниципального района, постоянными депутатскими комиссиями Совета депутатов Лебедянского муниципального района, инициативными группами граждан в порядке, установленном Уставом Лебедянского муниципального района, органами территориального общественного самоуправления, Общественной палатой Лебедянского муниципального района, прокурором Лебедянского района.
Статья 21. Срок рассмотрения проекта муниципального правового акта
Проект муниципального правового акта подлежит рассмотрению Советом депутатов Лебедянского муниципального района не позднее трех месяцев со дня поступления в Совет депутатов Лебедянского муниципального района.
Статья 22. Формы осуществления правотворческой инициативы
1. Правотворческая инициатива осуществляется в форме внесения в Совет депутатов Лебедянского муниципального района:
- проектов муниципальных нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов, не имеющих нормативного характера, и поправок к ним;
- инициативных предложений о разработке и принятии новых муниципальных правовых актов;
- проектов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты либо о признании их утратившими силу.
2. Проекты муниципальных правовых актов и другие документы должны быть представлены в Совет депутатов Лебедянского муниципального района не менее чем за 10 дней до даты их рассмотрения на очередной сессии Совета депутатов Лебедянского муниципального района.
Статья 23. Требования к субъектам правотворческой инициативы по внесению в Совет депутатов Лебедянского муниципального района проектов муниципальных правовых актов
1. При внесении проекта муниципального нормативного правового акта в Совет депутатов Лебедянского муниципального района субъектом правотворческой инициативы должны быть представлены:
а) текст проекта нормативного правового акта с указанием на титульном листе субъекта правотворческой инициативы, внесшего проект;
б) пояснительная записка к проекту, содержащая предмет правового регулирования и изложение концепции предлагаемого проекта;
в) финансово-экономическое обоснование, содержащее финансово-экономическую оценку проекта муниципального правового акта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов бюджета Лебедянского муниципального района, а также определяющее источники финансирования расходов по реализации муниципального правового акта (в случае внесения проекта, реализация которого может повлиять на доходную или расходную части бюджета);
г) документы и материалы, предусмотренные Положением о бюджетном процессе в Лебедянском муниципальном районе, принятым решением Совета депутатов Лебедянского муниципального района;
д) перечень нормативных правовых актов Лебедянского муниципального района, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного проекта.
2. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета Лебедянского муниципального района, вносятся на рассмотрение Совета депутатов Лебедянского муниципального района по инициативе главы администрации Лебедянского муниципального района или при наличии его заключения.
3. Правила юридико-технического оформления проектов муниципальных правовых актов Лебедянского муниципального района, вносимых в Совет депутатов Лебедянского муниципального района, установлены в приложении к настоящему Положению.
4. При внесении проекта муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, субъектом правотворческой инициативы должны быть представлены:
а) текст заявления, обращения и т.п.;
б) иные документы и материалы, обосновывающие необходимость принятия муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера.
5. Копии текста проекта муниципального правового акта и материалы к нему, предусмотренные настоящей статьей, должны быть представлены на электронном носителе.
6. Порядок принятия проекта муниципального правового акта к рассмотрению в Совете депутатов Лебедянского муниципального района устанавливается Регламентом Совета депутатов Лебедянского муниципального района.
Председатель Совета депутатов Лебедянского муниципального района вправе принять решение о возврате проекта муниципального правового акта субъекту правотворческой инициативы для выполнения требований, указанных в настоящей статье.
Статья 24. Контроль за выполнением решений Совета депутатов Лебедянского муниципального района
1. Общий контроль за выполнением решений Совета депутатов Лебедянского муниципального района организует председатель Совета депутатов Лебедянского муниципального района.
Контроль за выполнением решений осуществляет постоянная депутатская комиссия Совета депутатов Лебедянского муниципального района, указанная в решении первой.
2. На заседаниях постоянных комиссий и Совета депутатов Лебедянского муниципального района заслушивается информация о ходе выполнения решений Совета депутатов Лебедянского муниципального района.
Статья 25. Вступление в силу
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Лебедянского |
А.А.Копылов |
Приложение
о муниципальных правовых актах
Лебедянского муниципального района
Правила
юридико-технического оформления проектов муниципальных правовых актов
Лебедянского муниципального района, вносимых
в Совет депутатов Лебедянского муниципального района
1. Требования к оформлению текста проекта нормативного правового акта
1. В тексте проекта нормативного правового акта норма права излагается в виде нормативно-правовых предписаний, оформленных предложениями, которые строятся в соответствии с общепринятыми правилами и нормами русского языка.
2. Должна соблюдаться следующая последовательность изложения:
- сфера действия (предмет регулирования);
- общие и конкретные положения;
- правовые последствия;
- заключительные и переходные положения.
3. Текст проекта нормативного правового акта излагается в логической последовательности точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленное толкование.
В проектах нормативных правовых актов используются понятия и термины, которые применены в Конституции Российской Федерации, соответствующих федеральных законах, законах Липецкой области, Уставе Лебедянского муниципального района.
Понятия употребляются единообразно и только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.
Определения наиболее важных терминов и понятий, употребляемых в проекте и являющихся общими для всех его предписаний, даются, как правило, в одной статье в начале текста проекта.
4. В случае необходимости обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования в проекте допускается воспроизведение отдельных положений федеральных законов, законов Липецкой области без смыслового искажения.
5. Ссылки в проекте на его структурные элементы, а также на иные действующие нормативные правовые акты или структурные элементы нормативных правовых актов применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать их повторов.
Не допускается использование ссылок к нормативно-правовым предписаниям отсылочного характера.
6. Ссылка на закон должна содержать его реквизиты в следующей последовательности: вид закона, дата подписания, регистрационный номер, наименование.
Вид конкретного закона указывается с прописной буквы.
При неоднократных ссылках в проекте на конкретный закон допускается введение сокращенного варианта его наименования.
При ссылке на кодекс дата его подписания и регистрационный номер не указываются.
7. При оформлении ссылки на структурный элемент закона указывается конкретный структурный элемент (начиная с наименьшего), вид закона, дата подписания, регистрационный номер и наименование. При этом номера разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами (римскими, арабскими).
8. Проект должен содержать норму о вступлении нормативного правового акта в силу.
В статьях проекта о вступлении в силу нормативного правового акта должно употребляться понятие "вступление в силу".
2. Требования к структуре проекта нормативного правового акта
1. Наименование проекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования, излагаться точно, четко и быть максимально информационно насыщенным.
Наименование проекта печатается с прописной буквы по центру страницы.
2. Текстовая часть проекта имеет преамбулу и основную часть.
Преамбула - вводная часть проекта, которая определяет его цели и задачи. Преамбула не является обязательной.
Преамбула:
- не имеет наименования;
- не содержит нормативные предписания;
- не нумеруется;
- не делится на статьи;
- не содержит ссылки на другие муниципальные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием проекта нормативного правового акта;
- не содержит определения каких-либо понятий.
3. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на разделы, главы, статьи.
4. Разделы нумеруются римскими цифрами, после которых точка не ставится, и имеют заголовки.
Обозначение раздела печатается с прописной буквы и выравнивается по центру страницы.
Заголовок раздела печатается со следующей строки прописными буквами в две (или более) строки и выравнивается по центру страницы. Точка в конце заголовка не ставится.
5. Главы нумеруются арабскими цифрами, имеют заголовки.
Обозначение главы печатается с прописной буквы с абзацного отступа.
Заголовок главы печатается по центру страницы прописными буквами в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка. Точка в конце заголовка не ставится.
6. Статьи нумеруются арабскими цифрами и, как правило, имеют заголовки.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера статьи. После обозначения номера статьи ставится точка.
Если статья не имеет заголовка, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа.
Статья может подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с точкой.
Пункты статьи могут подразделяться на подпункты, обозначаемые цифрами с закрывающей круглой скобкой, строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы.
В случае, если статья состоит из одного пункта, цифровое обозначение пункта не требуется.
7. Нумерация разделов, глав, статей проекта должна быть сквозной.
Недопустима отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
8. Проект может иметь приложения, на наличие которых указывается в соответствующих структурных единицах проекта, и подлежит обязательному визированию должностным лицом или ответственным исполнителем.
Приложение оформляется в виде таблиц, графиков, схем, чертежей, карт, образцов бланков, документов на отдельном листе с пометкой (в правом верхнем углу страницы) "Приложение к..." (без указания на регистрационный номер и дату подписания документа) и печатается с прописной буквы без точки в конце.
В случае наличия нескольких приложений к проекту они нумеруются арабскими цифрами.
Наименование приложения печатается с прописной буквы, располагается по центру страницы, в конце наименования приложения точка не ставится.
В приложениях, оформленных в виде таблиц, допускается применение шрифта размером 12, 11, 10.
3. Требования к оформлению проекта о внесении
изменений в нормативный правовой акт
1. Проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты разрабатываются в целях приведения их в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом Лебедянского муниципального района, устранения пробелов в правовом регулировании, а также множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
2. В случае, если принятие муниципального нормативного правового акта, устанавливающего новое правовое регулирование, потребует внесения изменений в иные муниципальные нормативные правовые акты Лебедянского муниципального района, одновременно с проектом такого муниципального нормативного правового акта, разрабатываются самостоятельные проекты о внесении изменений в иные муниципальные нормативные правовые акты Лебедянского муниципального района или структурные элементы нормативных правовых актов.
3. Изменения всегда вносятся только в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его нормативный правовой акт недопустимо. Внесение изменения в виде изложения нормативного правового акта в новой редакции, как правило, не допускается.
4. Внесением изменений считается:
- замена слов, цифр;
- исключение слов, цифр, предложений;
- исключение структурных единиц нормативного правового акта, не вступившего в силу;
- новая редакция структурных единиц;
- дополнение нормативного правового акта новыми структурными единицами;
- дополнение структурной единицы статьи новыми словами, цифрами или предложениями;
- признание утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта, структурных единиц статьи нормативного правового акта;
- изменение срока (приостановление или продление) действия нормативного правового акта или его структурных единиц.
5. Независимо от конкретного содержания проекта нормативного правового акта о внесении изменений его наименование должно содержать слово "изменение" в соответствующем числе и падеже.
6. При одновременном внесении изменений в несколько нормативных правовых актов изменения, вносимые в каждый нормативный правовой акт, оформляются самостоятельными статьями.
Проекты о внесении изменений в нормативные правовые акты имеют особую структуру:
- статьи не имеют заголовков;
- статьи делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
7. Если в проекте одновременно со статьями о внесении изменений в нормативный правовой акт содержится статья с перечнем нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, то в наименовании проекта должно говориться о внесении изменений в нормативный правовой акт и о признании утратившими силу нормативных правовых актов.
8. При оформлении статьи проекта о внесении изменений в нормативный правовой акт обязательно указывается вид акта, дата подписания акта, регистрационный номер и наименование, а в круглых скобках указываются дата подписания и регистрационный номер каждого акта, которым вносились соответствующие изменения в изменяемый нормативный правовой акт.
9. Внесение изменений в обобщенной форме (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
Как правило, каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы нормативного правового акта, который изменяется. Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью акта или ее структурную единицу, если в эту статью или структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемое слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже.
10. Вносимые изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. При этом текст изменений формулируется, начиная с наименьшей структурной единицы, а предлагаемая редакция заключается в кавычки.
11. Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей нормативного правового акта привнесении в него изменений или признании утратившими силу отдельных структурных единиц акта.
12. При внесении изменения в нормативный правовой акт в форме дополнения в конец структурной единицы акта нумерация разделов, глав, статей, пунктов, подпунктов продолжается.
13. При внесении дополнений в статью, пункт, подпункт, абзац статьи указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Исключение составляет случай, когда структурная единица статьи нормативного правового акта дополняется словами в конце данной структурной единицы. При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
14. В целях сохранения структуры статьи нормативного правового акта:
- дополнение абзацами производится в конец соответствующей структурной единицы;
- при необходимости включения нового абзаца между уже имеющимися абзацами дается новая редакция той структурной единицы статьи, к которой относится абзац;
- при признании абзаца утратившим силу или его исключении пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует при подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу статьи нормативного правового акта.
15. Новый нормативный правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего акта принимается в случаях, если:
- необходимо внести в нормативный правовой акт изменения, требующие его переработки по существу и не позволяющие ограничиться изложением в новой редакции его отдельных структурных единиц;
- необходимо внести в нормативный правовой акт изменения, затрагивающие большинство его структурных единиц;
- частично сохраняют силу отдельные структурные единицы нормативного правового акта.
16. Структурная единица нормативного правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
- необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
- неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы нормативного правового акта.
17. При необходимости внесения изменения в приложение к нормативному правовому акту в виде изложения его в новой редакции текст приложения, изложенный в новой редакции, как правило, включается в текст нормативного правового акта о внесении изменений и не является приложением к нему.
18. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры". При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
4. Требования к оформлению проекта муниципального правового акта
о признании нормативного правового акта утратившим силу
1. Проекты муниципальных правовых актов о признании утратившими силу ранее принятых муниципальных правовых актов разрабатываются в целях приведения правовой базы в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом Лебедянского муниципального района, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
2. Могут быть признаны утратившими силу один муниципальный правовой акт, перечень муниципальных правовых актов и (или) структурные единицы муниципальных правовых актов.
3. В статье проекта муниципального правового акта о признании утратившими силу ранее принятых муниципальных правовых актов (их структурных единиц) отдельными позициями указываются муниципальные правовые акты (их структурные единицы), подлежащие признанию утратившими силу. При этом отдельными позициями указывается как сам муниципальный правовой акт (его структурные единицы), так и все муниципальные правовые акты (структурные единицы муниципальных правовых актов), которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения.
4. Каждый муниципальный правовой акт включается в перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции с указанием вида акта, даты его подписания, регистрационного номера и наименования.
Муниципальные правовые акты, включенные в перечень, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания) и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой. Муниципальные правовые акты с одинаковой датой подписания располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
5. В перечень муниципальных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются муниципальные правовые акты временного характера, срок действия которых истек.
6. В случае необходимости признания утратившим силу приложения к муниципальному правовому акту в перечень муниципальных правовых актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, включается структурная единица акта, в котором содержится указание на наличие данного приложения к этому акту.
Если в структурной единице муниципального правового акта наряду с приложением содержатся иные правовые предписания, сохраняющие силу, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень муниципальных правовых актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, включается структурная единица муниципального правового акта только в части утверждения (принятия) приложения.
Если приложение подлежит признанию утратившим силу частично, то в перечень муниципальных правовых актов (их структурных единиц), подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
5. Требования по оформлению пояснительной записки
к проекту муниципального правового акта
1. Текст пояснительной записки к проекту муниципального правового акта печатается шрифтом N 14 Times New Roman через один межстрочный интервал на стандартных листах бумаги формата А4.
2. Первая страница пояснительной записки должна содержать заголовок, в котором указывается полное название проекта, к которому подготовлена пояснительная записка.
3. Текст пояснительной записки содержит обоснование необходимости принятия проекта, включающее развернутую характеристику проекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.
4. Пояснительная записка подписывается должностным лицом или ответственным исполнителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Лебедянского муниципального района Липецкой области от 26 ноября 2010 г. N 211 "О Положении "О муниципальных правовых актах Лебедянского муниципального района"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете Лебедянского района "Лебедянские вести" от 14 декабря 2010 г. N 167-168
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов Лебедянского муниципального района Липецкой области от 25 апреля 2023 г. N 203
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2023 г.