Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Воловского
муниципального района
от 7 декабря 2010 г. N 413
Проект
Программа
социально-экономического развития Воловского муниципального района
Липецкой области на 2011 - 2013 годы
I. Паспорт программы
Наименование Программы: |
Программа социально-экономического развития Воловского муниципального района Липецкой области на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы: |
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Воловского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, Стратегия социально-экономического развития Воловского муниципального района Липецкой области до 2020 года. |
Муниципальный заказчик Программы: |
Администрация Воловского муниципального района (далее - администрация района) |
Разработчик Программы: |
Отдел социально-экономического развития администрации района |
Основные цели Программы: |
Создание условий для повышения качества жизни населения района Улучшение демографической ситуации Создание сбалансированной и конкурентоспособной экономики Улучшение качества муниципального управления, повышение его эффективности |
Основные задачи Программы: |
Снижение уровня бедности населения, обеспечение устойчивого роста денежных доходов населения района Обеспечение улучшения здоровья населения Повышение доступности качественного образования Развитие инфраструктуры, обеспечение населения района услугами и комфортным жильем Улучшение социально-политического здоровья общества Обеспечение проведения эффективной демографической политики Повышение уровня конкурентоспособности предприятий и организаций Увеличение объемов жилищного строительства Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства Создание и внедрение системы эффективного управления в Воловском муниципальном районе |
Исполнители |
Отделы администрации района. |
Сроки реализации Программы: 2011 - 2013 годы
Система организации контроля за исполнением Программы: |
Рассмотрение на Совете администрации района - ежеквартально, на сессии Совета депутатов района - ежегодно |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в 2013 году: |
Увеличение к уровню 2010 года объемов промышленного производства на 39,3%, сельскохозяйственного - на 27,3% средней заработной платы - на 17,9%, оборота розничной торговли - на 21,6%, количества субъектов малого предпринимательства - на 36,5% |
1. Введение
Программа социально-экономического развития Воловского муниципального района на 2011 - 2013 годы направлена на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Воловского муниципального района до 2020 года, утвержденной решением Воловского районного Совета депутатов от 26 июня 2008 года N 34.
1.1. Краткие итоги реализации программ социально-экономического
развития Воловского муниципального района на 2008 - 2010 годы
Программа социально-экономического развития Воловского муниципального района на 2008 - 2010 годы (далее - Программы) стала комплексным документом, объединившим усилия органов местного самоуправления, негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района, в достижении цели повышения благосостояния населения.
Анализируя итоги ее реализации, можно сделать вывод о том, что не все поставленные задачи удалось выполнить, однако, по некоторым показателям развития экономики района наблюдается существенный рост.
Оценка результатов реализации Программы
социально-экономического развития района на 2008 - 2010 годы
Показатель |
Единица измерения |
Факт 2008 года |
Факт 2010 года (оценка) |
Темп роста 2010 г. (по оценке) к 2008 г., в % |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами: |
млн. руб. |
288,738 |
245,458 |
85,0 |
в т.ч.: 1. Промышленного производства |
млн. руб. |
94,356 |
40,136 |
42,5 |
2. Сельского хозяйства |
млн. руб. |
194,382 |
205,322 |
105,6 |
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. руб. |
50 |
100 |
200,0 |
Введено жилья |
кв. м |
2130 |
3500 |
164,3 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
466,0 |
578,2 |
124,1 |
Оборот организаций всех видов экономической деятельности |
млн. руб. |
423,3 |
723,3 |
170,9 |
Объем бытовых услуг |
млн. руб. |
7,2 |
10,0 |
138,9 |
Средняя заработная плата по району |
руб. |
8477 |
10024 |
18,2 |
в сельском хозяйстве |
руб. |
7255 |
8500 |
17,2 |
Результаты реализации районных целевых программ в экономической сфере также достаточно успешны. Динамика социально-экономического развития района в области торговли, бытового обслуживания, малого и среднего предпринимательства за последние годы свидетельствует о стабильности и поступательном развитии.
1.2. Реализация национальных проектов
на территории района. Достигнутые результаты
Немаловажная роль в достигнутых районом успехах в экономике и социальной сфере принадлежит приоритетным национальным проектам.
Приоритетный национальный проект "Здоровье" обеспечил необходимые условия для повышения качества и доступности медицинской помощи населению.
За три года на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта направлено около 13 млн. руб.
Лечебно-профилактические учреждения были оснащены современным диагностическим оборудованием, внедрены новые методики профилактики, диагностики и лечения заболеваний.
В районе (с. Гатище и с. Набережное) открыты два центра общей врачебной (семейной) практики, укомплектованных современной диагностической аппаратурой, санитарным автотранспортом, жильем для семейного врача. В их зоне обслуживания проживает около 3,4 тыс. человек, которые теперь обеспечены максимально доступной и качественной медицинской помощью.
Наиболее значимые результаты реализации первого этапа приоритетного национального проекта "Здоровье" в Воловском муниципальном районе:
Снижение смертности населения на 14%
Снижение естественной убыли населения на 7%;
Снижение общего коэффициента смертности на 13%;
Снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом на 14%;
Снижение заболеваемости туберкулезом на 32%;
Снижение показателя первичного выхода на инвалидность взрослого населения на 50%;
Принципиальной особенностью приоритетного национального проекта "Образование" стала его инновационная направленность. На его реализацию за последние три года направлено около 20 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 4,5 млн. руб. Государственную поддержку среди школ, внедряющих инновационные программы, получили МОУ СОШ с. Волово, МОУ СОШ д. Верхнее Чесночное. В 2008 - 2010 г.г. победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стали четыре учителя района, которые получили денежную премию в размере 100 тыс. руб. каждый. В рамках ПН-ПО педагогам выплачено 4,5 млн. руб. в качестве дополнительного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.
За годы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" введено жилья: в 2008 году - 2130,3 кв. м, в 2009 году - 3349 кв. м, в 2010 году (по оценке) - 4400 кв. м., рост к уровню 2008 года - 206,5%.
За два года реализации приоритетного национального проекта по областной целевой программе "О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей" субсидию на приобретение жилья в размере 880,2 тыс. руб. получила одна семья, по программе "Социальное развитие села до 2010 года" - 13 семей на сумму 10436 тыс. руб.
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" предоставил возможность дальнейшему развитию животноводства, малых форм хозяйствования, созданию условий по закреплению молодых специалистов на селе.
Реализация приоритетного Национального проекта в сельском хозяйстве позволила инвестировать в отрасль 109 млн. руб. в инвестиционный проект ООО "Племенное" (реконструкция животноводческих помещений, приобретено оборудование, введены в эксплуатацию комбикормовый и убойный цеха). По сравнению с 2008 годом возрос удельный вес прибыльных предприятий в отрасли сельское хозяйство и составил 86% (2008 год - 50%).
В 2009 году силами ОП "ЛипецкМясо" были проведены работы по реконструкции шести животноводческих помещений, ранее для содержания КРС на базе бывшего СХПК "Рассвет" на сумму около 12 млн. руб. для содержания свиней на доращивании и откорма численностью в пределах 7 тыс. голов.
В 2010 году ОАО "Группа Черкизово" начало строительство крупного свинокомплекса мощностью 12,5 тысячи тонн мяса в год. Большой объем инвестиций, который намеревается вложить компания в возведение свинокомплекса, будет способствовать увеличению темпов социально-экономического развития района. На предприятии планируется создать 150 новых рабочих мест, муниципальный бюджет получит дополнительные отчисления. ОАО "Группа Черкизово" планирует проложить новые дороги, помочь муниципальной власти в благоустройстве. Первый этап строительства свинокомплекса - племенной репродуктор, который строители наметили возвести уже к началу лета 2011 года. Затем в короткие сроки будут построены цех доращивании животных и две откормочные площадки.
2. Система целей и задач на среднесрочную перспективу, мероприятия,
предусматриваемые к реализации, ожидаемые результаты
Стратегическими целями, развития района на период до 2013 года на данном этапе являются:
1. Цель. Создание условий для повышения качества жизни населения района
Достижение стратегической цели развития ставит перед районом целый комплекс задач, основными блоками которого являются:
Задача 1.1. Снижение уровня бедности населения,
обеспечение устойчивого роста денежных доходов населения
В 2011 - 2013 голах будет продолжена работа по обеспечению устойчивого роста денежных доходов населения Воловского района.
Вместе с тем остается нерешенным ряд проблем:
- наблюдается значительная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности и по сельским поселениям района;
- остается низкой ее величина в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сельском хозяйстве, что не обеспечивает достойного уровня жизни работникам этих отраслей;
- сохраняется доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Основная цель в области повышения жизненного уровня населения - реализация комплекса мер по увеличению трудовых доходов, снижению численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, росту доли среднего класса, сокращению отраслевого и территориального дисбаланса в доходах населения.
Для решения поставленной задачи предполагается реализация мероприятий, направленных на:
- создание условий для легализации доходов населения;
- создание условий для устойчивого роста заработной платы, внедрение более эффективных систем оплаты труда, восстановление стимулирующей роли заработной платы в повышении эффективности производства, производительности труда;
- принятие превентивных мер по содействию трудоустройству населения, оказание поддержки при трудоустройстве гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, эффективное использование трудового потенциала пожилых людей, желающих продолжить трудовую деятельность, стимулирование занятости женщин, имеющих детей, создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.
Выполнение намеченных мероприятий к 2013 году позволит:
- снизить уровень регистрируемой безработицы до 0,58%;
- создать новые рабочие места путем развития предприятий малого и среднего бизнеса;
- повысить среднемесячную заработную плату с 10024 рублей (2010 г.) до 11817 рублей.
Задача 1.2. Обеспечение улучшения здоровья населения
В целях решения поставленной задачи предполагается реализация мероприятий, направленных на:
- повышение структурной эффективности отрасли;
- рост качества и доступности медицинской помощи;
- совершенствование профилактической работы среди населения (внедрение современных технологий информационной работы с населением и целевыми группами по формированию здорового образа жизни и профилактике);
- повышение информированности граждан о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения;
- совершенствование системы профилактики социально-значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм;
- уменьшение риска смерти от болезни неинфекционного происхождения;
- целевые профилактические обследования населения, в том числе на туберкулез, онкологические заболевания;
- совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- приведение существующей материально-технической базы медицинских учреждений в соответствие с действующими лицензионными требованиями и условиями (проведение капитального ремонта лечебного корпуса: хирургического и терапевтического отделения МУЗ Воловская ЦРБ, стоматологической поликлиники, ремонт молочной кухни, текущий ремонт 18 ФАП);
Реализация всех вышеназванных мероприятий предполагается в рамках районной целевой программы "Развитие муниципального здравоохранения Воловского района на 2009-2013 годы".
Результатом выполнения мероприятий в сфере здравоохранения станет:
- снижение уровня первичной инвалидности с 80,3 до 75,0 на 10 тыс. человек населения;
- снижение уровня младенческой смертности с 7,4 до 5,8 на 1000 живорожденных;
- снижение числа заболеваний, зарегистрированных у больных с впервые установленным диагнозом с 279,7 до 275,0 на 1000 населения;
- увеличение доли удовлетворенности населения медицинской помощью с 34,0 до 44,0 процентов от числа опрошенных;
- рост обеспеченности врачами с 17,0 до 17,9 на 10 тыс. населения.
Основная цель политики района в сфере здравоохранения - сохранение и укрепление общественного здоровья, дальнейшее снижение инвалидизации и смертности населения на основе устойчивого развития системы здравоохранения района.
Задача 1.3. Повышение доступности качественного образования
В целях решения поставленной задачи отделом образования разработана районная целевая программа "Оптимизация сети образовательных учреждений Воловского района Липецкой области на 2009-2011 годы", направленная на:
- расширение использования современных образовательных технологий с целью расширения осваиваемых обучающимися объемов знаний при сохранении сроков обучения;
- обеспечение участия общественности и бизнеса в управлении образовательными учреждениями и контроле качества образования (управляющие и попечительские советы);
- переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных учреждений:
- развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- привлечение высших учебных заведений к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества образования;
- развитие механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающих формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;
- расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования;
- развитие сети дошкольных образовательных учреждений, внедрение различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста;
- расширение финансирования общего образования из бюджетных источников одновременно с осуществлением организационных и правовых изменений, позволяющих повысить эффективность расходов на образование;
- реорганизация системы питания в образовательных учреждениях;
- внедрение на всех ступенях общего образования системы объективной оценки качества образования и преподавания;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, обеспечение его эффективности, современного качества и доступности;
- расширение возможности получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы внешней оценки качества образования.
За последние десятилетия в районе удалось сохранить целостную систему образования и продолжить работу по ее развитию. Вместе с тем, образование района по некоторым аспектам отстает от возрастающих требований современной жизни, запросов общества и государства. Основные причины этого заключаются в следующем:
- устарело научно-методическое обеспечение как содержания образования, так и его форм и методов;
- не соответствует задачам социально-экономического развития района ресурсное обеспечение образования;
- снижена привлекательность педагогических специальностей;
- сфера образования имеет слабую инвестиционную привлекательность.
В целях совершенствования материально-технической базы учреждений образования и повышения качества образовательных услуг предусмотрены следующие мероприятия:
- замена оконных блоков - в МОУ СОШ с. Васильевка - 1700 тыс. руб., МДОУ детский сад "Дюймовочка" - 600 тыс. руб., МОУ СОШ с. Гатище - 1800 тыс. руб., МОУ СОШ д. Новоповловка - 500 тыс. руб., филиал МОУ СОШ с. Волово в с. Спасское - 500 тыс. руб., филиал МОУ СОШ с. Волово в с. Воловчик - 1300 тыс. руб.;
- капитальный ремонт - филиал МОУ СОШ с. Волово в с. Воловчик - 640 тыс. руб., МОУ СОШ с. Волово (ремонт кровельного покрытия, замена электропроводки, ремонт фундамента, строительство теплого туалета) - 5 млн. руб., отделение МОУ СОШ с. Волово в с. Волово (замена кровельного покрытия) - 1 млн. руб.;
- текущий ремонт образовательных учреждений - 1830 тыс. руб.;
- оснащение пищеблоков школьных столовых технологическим и холодильным оборудованием - 249 тыс. руб.
Результатом решения задач в сфере образования станет оптимизация и концентрация образовательных ресурсов, укрепление и модернизация материально-технической базы и организационной структуры.
Задача 1.4. Развитие инфраструктуры,
обеспечение населения услугами и комфортным жильем
Решение данной задачи включает в себя несколько направлений:
1.4.1. Реформирование и модернизация жилищно-коммунальной
инфраструктуры, формирование комфортной среды проживания
На жилищно-коммунальное хозяйство приходится наибольшая доля основных фондов района: 4928 жилых домов общей площадью 373 тыс. кв. м, 323,08 км водопроводных сетей, 92 действующих артезианских скважины, их них в муниципальной собственности находятся 295,05 км водопроводных сетей и 59 действующих арт-скважин, одна муниципальная котельная, 92 источника теплоснабжения на объектах бюджетной сферы, 5 км тепловых сетей, 409 км дорог.
Однако существует ряд проблем, препятствующих формированию комфортной среды проживания населения:
- охват населения услугами централизованного водоснабжения составляет 89%. Во многих сельских поселениях имеются улицы, полностью или частично необеспеченные центральным водоснабжением;
- по состоянию на 01.01.2010 г. износ водопроводных сетей в среднем по району составляет 46%, что приводит к большому числу аварий на водопроводах с возможным риском вторичного загрязнения питьевой воды;
- на территории района существует проблема по обеспечению скважин зонами санитарной охраны строгого режима. В текущем году выявлено несоответствие качества питьевой воды требованиям санитарных норм на территории с. Захаровка, д. Мишино, с. Нижнее Большое, д. Самарино, с. Липовец, д. Новопавловка. В основном, это несоответствие по содержанию железа и жесткости, в ходе планового надзора из восьми источников децентрализованного водоснабжения (каптажи, колодцы) отобраны пробы на микробиологические исследования, из них две пробы не соответствовали санитарным требованиям (каптажи в с. Захаровка и д. Александровка). Доля населения, потребляющего качественную питьевую воду, соответствующую СанПин, составляет 90%;
- на территории района имеется 461 контейнер для сбора ТБО. Дополнительно необходимо установить не менее 200 контейнеров. Таким образом, оснащенность контейнерами для сбора ТБО составляем 57%. На все имеющееся количество контейнеров ТБО приходится 103 контейнерных площадки;
- проблемой является также отсутствие на территории района очистных сооружений;
- в районе эксплуатируется полигон для складирования ТБО. В настоящее время две существующие карты заполнены, требуется строительство и ввод в эксплуатацию третьей карты.
Главными причинами сложившейся ситуации стали: хронический дефицит финансирования, высокий уровень затрат при производстве услуг, критический износ эксплуатируемых инфраструктурных сетей, отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала, неэффективная и бесприбыльная работа предприятий, высокий уровень потерь ресурсов при транспортировке.
Основными целями развития жилищно-коммунального хозяйства района являются повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения, обеспечение доступности ЖКУ для всех категорий граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие приоритетные задачи:
- стабилизация работы предприятий ЖКХ путем реструктуризации накопившейся кредиторской и дебиторской задолженности;
- совершенствование процедур тарифного регулирования;
- активизация конкуренции и обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль;
- содействие в самоорганизации населения в сфере жилищных отношений, в том числе в организации ТСЖ;
- реализация муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- увеличение доли населения, обеспеченного услугой централизованного водоснабжения, и доли населения, потребляющего качественную питьевую воду, соответствующую СанПин;
- повышение уровня благоустройства населенных пунктов.
Решение поставленных задач предполагается осуществить посредством:
- рассмотрением вопросов ценообразования и тарифного регулирования;
- реализация энерго-, ресурсосберегающих мероприятий, в том числе установка общедомовых приборов учета энергоресурсов. Привлечение средств из фонда энергосбережения области;
- строительство новых скважин и водопроводных сетей для увеличения доли населения, охваченного услугой централизованного водоснабжения;
- строительство зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, и станций очистки воды;
- строительство и ввод в эксплуатацию третьей карты на полигоне ТБО;
- строительство очистных сооружений.
Результатом реализации намеченных мероприятий станет:
- увеличение до 95% доли населения, употребляющего качественную питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН;
- увеличение до 95% доли населения, охваченного услугой централизованного водоснабжения;
- повышение уровня благоустройства населенных пунктов;
- повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- снижение затрат населения на жилищно-коммунальные услуги.
1.4.2. Развитие культуры и искусства, повышение социальной и
территориальной доступности качественных культурных благ и услуг
В настоящее время возросла значимость культурного и творческого развития человека. В контексте современных тенденций ставятся новые задачи в области развития культуры, радикально меняется взгляд на культуру как на стратегический ресурс новой экономики для обеспечения ее инновационного развития.
Основная цель политики Воловского района в сфере культуры и искусства -развитие культурного потенциала района, обеспечивающего повышение развития творчества, инноваций и социального благополучия в обществе, формирование ориентации личности и социальных групп на подлинно культурные ценности, обеспечивающие успешную модернизацию общества.
Достижение данной цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
сохранение культурно-исторического наследия района и поддержка устойчивого развития сферы культуры;
повышение образовательной роли культуры;
совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства.
В целях решения поставленных задач предполагается реализация мероприятий, направленных на:
- повышение разнообразия видов и развитие дополнительных услуг в учреждениях культуры;
- повышение уровня методической обеспеченности культурно-образовательного процесса, внедрение инновационных моделей и методик, современных технических и технологических средств;
- ежегодное повышение объема и качества услуг, предоставляемых домами культуры, учреждениями культурно-досугового типа, киноустановками, библиотеками (увеличение количества кружков, любительских объединений, клубов по интересам, числа занимающихся в них; проведение большего количества мероприятий для населения района);
- расширение связей с газетой "Вперед" для освещения мероприятий в учреждениях культуры,
- проведение ставших традиционными конкурсов "Хрустальная нота", "Утренняя звезда", "Метелица" и др.;
- продолжение работы по пропаганде и вовлечению в кружки отдела народных промыслов и ремесел детей и молодежи; проведение выставок, мастер-классов, персональных выставок мастеров-умельцев;
- создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры и искусства;
- повышение уровня доходов учреждений отрасли от предоставления платных и дополнительных услуг;
- привлечение в сферу культуры и искусства негосударственных источников финансирования:
- средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц для приобретения музыкальных инструментов, звукоусиливающей аппаратуры, мебели и др.
Реализация всех вышеназванных мероприятий предполагается в рамках областной целевой программы "Развитие культуры Липецкой области на 2009-2013 годы" и ведомственной программы.
Результатом решения задач в сфере культуры и искусства станет:
- дальнейшее развитие сети учреждений культуры и искусства, творческих коллективов, позволяющих организовать досуг граждан и обеспечить широкий доступ населения к достижениям отечественной культуры и информации;
- духовное развитие населения района;
- патриотическое воспитание детей и молодежи.
1.4.3. Создание условий для удовлетворения потребностей
населения в занятиях физической культурой и спортом
В последние годы значительные инвестиции направлены на развитие физической культуры и спорта, однако имеется ряд нерешенных проблем, влияющих на развитие данной отрасли:
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе по их моральному и физическому износу, задачам развития массового спорта.
Основная цель органов власти в области физической культуры и спорта - создание условий для укрепления здоровья населения, пропаганда здорового образа жизни путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Достижение данной цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- обеспечение развития массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения;
- вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом детей и подростков в учреждениях дополнительного образования.
В целях решения поставленных задач предполагается реализация мероприятий, направленных на:
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан;
- организацию пропаганды физической культуры и спорта;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства;
- совершенствование системы проведения соревнований среди учащихся профессионального образования, средних специальных учебных заведений, участие сборных команд в областных и республиканских соревнованиях;
- продолжение работы по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи к службе в Российской армии.
Результатом решения задач, в сфере физической культуры и спорта станет:
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 14% от общего числа граждан района;
- увеличение удельного веса детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования до 45%.
1.4.4. Повышение жизненного уровня населения,
сокращение масштабов бедности. Развитие эффективной
адресной системы социальной защиты
Основной целью развития системы социальной защиты населения является организация действенной системы социальной помощи, снижение социального неравенства, улучшение положения и качества жизни малоимущих граждан.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- оказание различных видов помощи малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам;
- обеспечение адресности и обоснованности предоставления социальной поддержки населению;
- формирование основ комплексного решения проблем граждан с ограниченными физическими возможностями;
- осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан;
- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
- разработка новых форм и методов оказания помощи семьям, имеющим детей-инвалидов;
- развитие социального обслуживания семьи и детей;
- создание условий для социальной, психолого-педагогической помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В целях решения поставленных задач необходимо осуществить выполнение следующих мероприятий:
- приобретение для инвалидов средств реабилитации;
- своевременное обеспечение социально-правовой информацией семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- обеспечение повышения квалификации кадров, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей;
- оказание адресной помощи на основе совокупного среднедушевого дохода с учетом прожиточного минимума малообеспеченным семьям с детьми;
- обеспечение материальной поддержки малообеспеченных молодых семей с несколькими детьми;
- обеспечение оздоровления детей в загородных лагерях;
- организация и проведение культурно-досуговых и благотворительных мероприятий, акций, "круглых столов".
Выполнение намеченных мероприятий будет способствовать разрешению социальных проблем для всех групп населения, нуждающихся в особой заботе государства.
В 2011 - 2013 годах будет, продолжена работа по предоставлению дополнительных услуг для пожилых и нуждающихся в помощи людей: социальное такси, телефон доверия, столовая, санаторий на дому, медицинские услуги, социальный магазин, аптека, развитие системы пункта проката медико-реабилитационных технических средств и другие виды услуг.
1.4.5. Совершенствование сферы потребительского рынка района
Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабилизация экономического положения и активная политика социальных преобразований в районе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие предприятий отрасли.
Вместе с тем, анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и услуг позволяет сделать выводы о необходимости дальнейшего решения существующих проблем в части обеспечения:
- ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения;
- территориальной доступности торгового и бытового обслуживания, в т.ч. в отдаленных и малонаселенных поселениях.
Основной целью политики в сфере потребительского рынка является: повышение качества жизни населения на основе достижения максимальной сбалансированности покупательского спроса и предложения на товарных рынках района.
Для достижения поставленной цели предполагается продолжить решение следующих приоритетных задач:
улучшение, развитие и совершенствование торгового и бытового обслуживания населения в районе путем обеспечения территориальной и ценовой доступности торговых и бытовых услуг за счет развития инфраструктуры потребительского рынка на основе совершенствования размещения и видового разнообразия торговых предприятий, создание благоприятных условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
осуществление контроля за соблюдением требований законодательства, регулирующего отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
увеличение объемов и расширение рынка торговых и бытовых услуг, обеспечение их доступности для населения и гарантия качества, развитие бытового обслуживания в сельской местности;
защита интересов потребителей товаров и услуг от незаконных действий хозяйствующих субъектов.
В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия:
- разработана Районная целевая программа "Повышение качества торгового и бытового обслуживания населения Воловского муниципального района на 2009-2013 г.г.", в которой предусмотрено:
- обеспечение доступности для сельского населения качественных товаров и услуг через организацию развозной торговли и выездного обслуживания во все населенные пункты района; предоставление субсидий на условиях софинансирования на компенсацию затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для доставки товаров и заказов сельскому населению;
- проведение розничных ярмарок по продаже продукции местных товаропроизводителей;
- осуществление контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов в соответствии с требованиями федерального законодательства во взаимодействии с контролирующими органами;
В 2013 году реализация всех вышеназванных мероприятий позволит увеличить к уровню 2010 года оборот розничной торговли в сельской местности на 21,6%, объем бытовых услуг в сельской местности - на 16%, охватить торговым обслуживанием 100% населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети.
Задача 1.5. Улучшение социально-политического здоровья общества
1.5.1. Обеспечение безопасности условий жизни населения района
Проблемы защиты личности от преступных посягательств приобрели особую актуальность в условиях демократизации общественных отношений, когда человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью общества. Последствия преступлений вызывают широкий общественный резонанс.
Поэтому приоритетным направлением борьбы с преступностью является предупредительная деятельность, осуществляемая в форме профилактики, предотвращения и пресечения преступлений. Обеспечение эффективности системы профилактики правонарушений и неотвратимости наказания, реальная защита конституционных прав и свобод граждан, качественное повышение уровня пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций населения и территорий района.
Однако в настоящее время остается ряд нерешенных вопросов в обеспечении правоохранительной деятельности, деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций в районе, связанных:
с ростом количества противоправных деяний категории тяжких и особо тяжких;
с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель и травмирование людей;
с недостаточным оснащением техническими средствами здания отдела внутренних дел.
Достижение целей социально-экономического развития района предполагает решение следующих приоритетных задач:
повышение оперативности реагирования правоохранительных органов на заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, внедрение технических средств прямой связи "гражданин-милиция";
снижение уровня бытовой и рецидивной преступности, ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и несовершеннолетних, прибывших из специализированных учреждений закрытого типа, создание системы заинтересованности руководителей хозяйствующих субъектов, бизнес-структур в предоставлении и квотировании рабочих мест для данной категории граждан;
повышение эффективности мероприятий по минимизации риска чрезвычайных ситуаций, пожаров, угроз жизни и здоровья;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств к экстренному реагированию и оперативным действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Также требует активизации работа с главами сельских поселений по вопросам своевременного освещения улиц.
В целях обеспечения безопасности правоохранительной деятельности и охраны здания отдела внутренних дел предусматривается оборудование служебных помещений охранно-пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, стационарными металлоискателями, тревожными кнопками.
Выполнение намеченных мероприятий будет способствовать повышению уровня безопасности населения района, обеспечению законности и правопорядка на территории района.
1.5.2. Создание и совершенствование механизмов
регулирования рынка труда
Рынок труда района в 2011 - 2013 годах будет формироваться под воздействием дальнейшего снижения численности населения в трудоспособном возрасте.
Основными проблемами, препятствующими эффективному функционированию рынка труда района, являются:
- наличие значительной разницы в уровне заработной платы внутри отраслей (промышленность, сельское хозяйство, малый бизнес);
- сложность с трудоустройством инвалидов, освобожденных из учреждений исполнения наказаний, и лиц предпенсионного возраста;
- низкая активность трудовых коллективов в отстаивании интересов по вопросам социального партнерства и участия их в регулировании трудовых отношений.
В целях обеспечения стабильности на рынке труда и принятия мер по организации занятости граждан разработана Программа антикризисных мер по поддержке занятости населения в Воловском районе на 2011 год, на реализацию которой предусмотрено 2,92 млн. рублей, в том числе:
- организация общественных работ (40 человек) - 38 тыс. рублей;
- трудоустройство особо нуждающихся граждан (инвалидов, освобожденных из учреждений исполнения наказаний, многодетных матерей и лиц предпенсионного возраста) 4 чел. - 13,7 тыс. рублей;
- проведение 3-х ярмарок вакансий рабочих мест - 10 тыс. рублей;
- трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (220 чел.) - 86,4 тыс. руб.
- трудоустройство граждан из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в возрасте от 18 до 20 лет (2 чел.) - 6,8 тыс. рублей.
- предоставления субсидий безработным гражданам на мероприятия по содействуя) развитию предпринимательства и самозанятости (12.чел.) - 705,6 тыс. рублей;
- выплата пособий по безработице - 2069 тыс. рублей;
Основная цель муниципального образования в области развития рынка труда - создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие инфраструктуры рынка труда.
Выполнение намеченных мероприятий к 2013 году позволит:
- снизить уровень регистрируемой безработицы до 0,58%;
- создать новые рабочие места путем развития предприятий малого и среднего бизнеса;
- обеспечить потребность экономики района в работниках соответствующей профессиональной квалификации;
- создать условия для устойчивого роста заработной платы, шире внедрять более эффективные системы оплаты труда, восстановить стимулирующую роль заработной платы в повышении эффективности производства, производительности труда;
- снизить смертность и травматизм на производстве, разработать и реализовать совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
2. Цель. Улучшение демографической ситуации
Достижение стратегической цели развития ставит перед районом следующие задачи:
Задача 2.1. Обеспечение проведения эффективной
демографической политики, включая стимулирование рождаемости,
обеспечение эффективного миграционного баланса
В результате принятых мер в последние годы наметились отдельные положительные тенденции в демографическом развитии района Естественная убыль на 1000 чел. населения снизилась с 11,4 до 10,6.
Вместе с тем, анализ демографической ситуации в районе свидетельствует, что численность населения продолжает сокращаться (на 01.01,2008 года - 15,0 тыс. человек, на 01.01.2010 года - 14,5 тыс. человек). В качестве причин сокращения численности населения области можно привести следующие:
- значительное (в два раза) превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, что приводит к естественной убыли населения;
- низкая продолжительность жизни населения, обусловленная в основном высокой смертностью граждан трудоспособного возраста;
- отсутствие должного уровня регулирования внутренней и внешней миграции, способной в значительной степени компенсировать естественную убыль населения;
- ухудшение состояния здоровья населения, высокий уровень заболеваемости, распространенность алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Основной целью демографической политики в районе в среднесрочном периоде является снижение темпов естественной убыли, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста.
Решение поставленных задач по улучшению демографической ситуации в районе планируется осуществить в рамках Концепции демографической политики Липецкой области на период до 2025 года.
В результате выполнения всех намеченных мероприятий к концу 2013 года предполагается:
- увеличение общего коэффициента рождаемости с 9,5 до 9,8 на 1000 человек;
- снижение общего коэффициента смертности населения с 18,0 до 17,7 на 1000 человек;
- ежегодное увеличение показателя суммарной рождаемости не менее чем на 2%.
В сложившейся демографической ситуации очень важным фактором в стабилизации численности населения, снижения дефицита трудовых ресурсов является миграционный прирост.
Основными направлениями регулирования внутренней трудовой миграции в среднесрочной перспективе будут:
- использование районного банка вакансий в целях содействия гражданам в трудоустройстве в другой местности;
- информирование населения района о потребности в кадрах предприятий и организаций;
- создание достойных условий для молодежи для того, чтобы она оставалась в районе.
3. Цель. Создание сбалансированной и
конкурентоспособной экономики
Достижение данной стратегической цели развития ставит перед районом следующий комплекс задач:
Задача 3.1. Повышение уровня конкурентоспособности
предприятий и организаций
В районе действует одно промышленное предприятие ООО "Пищекомбинат", которое производит: хлебобулочные изделия, сухари, кондитерские изделия, занимается засолкой рыбы. Объем производства продукции ООО "Пищекомбинат" за период 2008 - 2010 годы вырос на 3%. Производственные мощности завода используются всего на 30%. Планируется увеличить загрузку мощностей ООО. "Пищекомбинат" к 2013 году до 35%, что позволит увеличить объем производимой продукции на 5-10% к уровню 2010 года.
В конце 2010 - в 2011 году планируется открытие производства по переработке мяса и производству мясных изделий и полуфабрикатов предприятием ООО "Воловские деликатесы". Предприятием планируется перерабатывать до 2000 килограммов мяса в смену, из которого будут делать вареные, варено-копченые колбасы, ветчину, сосиски, сардельки, карбонад, полуфабрикаты. Планируется начать с 400 килограммов в смену, а за полтора года нарастить производительность до 2000 килограммов. Сейчас много мясокомбинатов используют импортное сырье, ООО "Воловские деликатесы" же планирует работать на отечественном. Уже есть договоренность с ООО "Племенное", а со временем, возможно, будут закупать мясо у населения. Свою продукцию ООО "Воловские деликатесы" намерена доставлять в торговые предприятия как Воловского, так и соседних районов на специализированных машинах. В процессе производила планируется создать 16 рабочих мест.
Основными целями развития промышленного комплекса являются: повышение конкурентоспособности и ускорение темпов роста промышленного производства, создание условий для системного перехода промышленности в режим инновационного развития, диверсификация промышленного комплекса.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие приоритетные задачи:
- развитие перерабатывающих производств на территории района;
- привлечение инвесторов для восстановления маслодельного завода;
- создание сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативов, минизаводов по переработке сельскохозяйственной продукции.
Результатом реализации намеченных мероприятий станут ежегодные темпы роста:
- рост объема промышленного производства - 139,3%;
- рост объема инвестиций в основной капитал в 4 раза;
- рост удельного веса прибыльных предприятий на 19%.
Задача 3.2. Развитие сельскохозяйственного производства
Сельское хозяйство продолжает функционировать в сложных экономических условиях.
Дальнейшему развитию отрасли препятствует целый ряд проблем:
- сохраняется ценовой диспаритет. На фоне стабильного роста цен на сырьевых и продовольственных рынках динамика закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию остается неустойчивой;
- отсутствует гибкое таможенно-тарифное регулирование. Отечественным товаропроизводителям трудно противостоять демпинговой импортной продукции. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока;
- неустойчивой остается доходность сельскохозяйственного производства, а в большинстве сельхозпредприятий - низкой. В 2008 году 5 агропредприятий из (71%) получили прибыль. В среднем на одно хозяйство получено около 2 млн. рублей прибыли. Убыточны два хозяйства. Общая сумма убытка в 2008 году составила около 3,9 млн. рублей. В 2009 и в 2010 годах доля прибыльных предприятий не изменилась однако, сумма полученных убытков возросла до 128 млн. руб. (ООО АФ "Настюша-Волово");
- недостаточны темпы модернизации отрасли, выбытие техники существенно опережает ее поступление;
- для реализации крупных инвестиционных проектов на селе недостаточно долгосрочных кредитных ресурсов;
- недостаточно развита закупочная деятельность, сохраняется низкий уровень товарности продукции в хозяйствах населения.
- отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, разрыв между городом и деревней по уровню развития социальной и инженерной инфраструктуры делает сельскохозяйственную отрасль непривлекательной для молодых специалистов, что приводит к низкой обеспеченности аграрного производства квалифицированными кадрами.
Основными целями аграрной политики являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
Создание условий для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках будет обеспечиваться в рамках реализации мероприятий программ "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2009-2012 годы" и "Социальное развитие села до 2012 года".
Будут реализованы следующие мероприятия:
- поддержка племенного животноводства, почвенного плодородия, элитного семеноводства, закладка многолетних насаждений;
- расширение доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, включая личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
- осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей при страховании урожая сельскохозяйственных культур;
- создание системы информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- поддержка альтернативной, несельскохозяйственной деятельности на селе (сфера услуг, народные промыслы);
- обеспечение молодых специалистов и их семей жильем на селе.
Предполагается осуществить комплекс мер, способствующих улучшению плодородия почв на основе расширения площадей, засеваемых элитными семенами, увеличению объемов внесения минеральных удобрений.
Внедрение современного технологического оборудования, модернизация животноводческих ферм, наращивание продуктивности животных будут способствовать увеличению объемов и качества производства продукции животноводства до уровня, необходимого для бесперебойного снабжения населения области продуктами питания и промышленности сельскохозяйственным сырьем.
Ключевым элементом роста производства продукции станет ввод крупного свинокомплекса мощностью 12,5 тысячи тонн мяса в год ОАО "Группа Черкизово". В 2011 году планируется ввести в действие племенной репродуктор, затем в короткие сроки будут построены цех доращивания животных и две откормочные площадки.
Завершилась в рамках национального проекта "Развитие АПК" реконструкция животноводческих помещений в ООО "Племенное". В настоящее время в ООО "Племенное" введено в действие семь корпусов. К концу 2010 года предприятие планирует завершить все ремонтные работы и увеличить поголовье до 8000 голов. С января 2011 года планируется выйти на полную мощность производства свинины.
Это позволит существенно увеличить производство мяса в районе.
Планируется реализовать комплекс мер, направленных на достижение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий. Для сельхозтоваропроизводителей, включая малые формы хозяйствования, будет расширена доступность к кредитным ресурсам.
Регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будет способствовать развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кооперативных рынков.
Результаты реализации намеченных мероприятий в производственной и социальной сферах позволят к 2013 году увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 52,5% (к уровню 2010 года).
Производство мяса будет доведено до 8,0 тыс. тонн, или в 8 раз больше уровня 2010 года, молока - 5,7 тыс. тонн, что на 27% превысит уровень 2010 года.
Производство зерновых достигнет 107 тыс. тонн, что более чем в два раза выше уровня 2010 года.
Задача 3.3. Создание условий для повышения
уровня инновационного развития предприятий и организаций
К числу проблем, сдерживающих развитие промышленного и сельскохозяйственного комплекса более высокими темпами, относятся:
- недостаточные темпы внедрения международных стандартов управления качеством.
- медленные темпы внедрения инноваций в производство. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет всего 0%, доля отгруженной продукции инновационного характера в общем объеме отгруженной продукции - 0%.
- дефицит квалифицированных специалистов по маркетингу, финансам, рабочим профессиям и т.д.;
- в большинстве предприятий промышленности удорожание стоимости рабочей силы опережает рост производительности труда, что приводит к повышению издержек и снижению конкурентоспособности продукции.
Основными целями развития промышленного и сельскохозяйственного комплекса являются: повышение конкурентоспособности и ускорение темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, создание условий для системного перехода промышленности и сельского хозяйства в режим инновационного развития.
- Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие приоритетные задачи:
- содействие масштабному технологическому обновлению на основе внедрения передовых технологий;
- повышение эффективности деятельности сельскохозяйственного производства;
- повышение качества продукции и конкурентоспособности предприятий;
- повышение восприимчивости предприятий к инновациям;
- развитие системы коммерциализации и внедрение результатов научных разработок;
- снижение рисков моноотраслевой структуры экономики.
В результате реализации намеченных мероприятий доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 11%, а инновационной продукции в объеме выпуска - до 5%.
Задача 3.4. Увеличение объемов жилищного строительства
Необходимым условием улучшения жизни людей является обеспеченность доступным и комфортным жильем. На территории района ежегодно увеличиваются объемы вводимого жилья. В 2010 году введено 3,5 тыс. кв. метров, что на 64% больше, чем в 2008 году.
Однако жилищное строительство в районе ведется недостаточными темпами. На одного жителя вводится жилья меньше, чем в среднем по области.
Жилищный рынок района сталкивается с серьезными ограничениями, к числу которых относятся:
- высокая стоимость жилья и низкие доходы населения, особенно молодых семей;
- недостаток земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных коммунальной инфраструктурой;
- высокая стоимость технологического присоединения к инженерным коммуникациям;
- недостаточная информированность населения по существующим программам, а также несоответствие стоимости жилья при заключении договоров и при завершении строительства.
Таким образом, несмотря на значительное увеличение за последние три года объемов жилищного строительства, темпы роста ввода жилья недостаточны для удовлетворения существующего спроса и растущих потребностей населения района.
Основная цель политики в сфере жилищного строительства - создание условий для постоянного наращивания объемов вводимого жилья и увеличение его доступности для семей с разным уровнем доходов.
В целях решения поставленных задач будут реализованы следующие мероприятия:
- реализация на территории района проектов по строительству новых улиц;
- вовлечение в жилищное строительство земельных участков, не используемых по прямому назначению;
- обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в максимальной степени за счет средств бюджетов всех уровней и инвестиционных программ энергоснабжающих организаций;
- вести разъяснительную работу с населением о необходимости своевременного оформления права собственности на новое жилье;
- применение новых материалов и энергосберегающих технологий в жилищном строительстве;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
В целях обеспечения комфортных условий проживания населения Генеральным планом с. Волово предлагается:
довести среднюю обеспеченность жилым фондом с 23,4 кв. м до 37 кв. м общей площади на человека, что позволит обеспечить посемейное расселение граждан с предоставлением каждой семье отдельной квартиры или дома;
предусмотреть строительство домов разных типов для удовлетворения потребностей категорий граждан.
Количество жилого фонда на расчетный срок составит 127,7 тыс. кв. м общей площади. при этом объем нового жилищного строительства будет равен 28,25 тыс. кв. м общей площади, в том числе, среднеэтажной (2-3 этажа) - 0%, малоэтажной индивидуальной застройки - 100%.
Существующий жилой фонд 99,45 тыс. кв. м, в том числе усадебная застройка - 90,89 тыс. кв. м.
Разработана и утверждена схема территориального планирования Воловского муниципального района.
Реализация всех вышеназванных мероприятий предполагается в рамках областных целевых программ "Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2015 годы", "Свой дом", "Социальное развитие села на 2009-2012 годы".
Результатом решения задач в области жилищного строительства станет:
- увеличение объемов жилищного строительства в 2013 году до 3,6 тыс. кв. м;
- доведение объемов жилищного строительства к концу 2013 года до 0,25 кв. м на душу населения.'
Задача 3.5. Развитие дорожной сети и транспортного обслуживания
В районе обеспечена стабильная работа транспортного предприятия и индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем существует ряд ограничений, сдерживающих дальнейшее развитие транспорта:
- высокий износ пассажирского транспорта предприятия ООО "Воловское АТП", который составляет 56%, средний возраст автобусов - 6 лет, 4 автобуса подлежит списанию;
- из-за низкой заработной платы предприятие испытывает отток квалифицированных водителей;
- из-за недостатка финансовых средств в транспортном предприятии медленно идет обновление автобусного парка;
- низкий технический уровень автотранспортной техники отрицательно сказывается на качестве осуществления транспортных услуг, скорости доставки пассажиров;
- рост цен на горючее, автошины и запасные части не покрывается существующими тарифами на перевозки пассажиров, в результате этого автотранспортное предприятие терпит убытки;
- 18 населенных пунктов не имеют автобусного сообщения, т.к. дорога, соединяющая населенный пункт с автодорогой, не имеет твердого покрытия.
Основной целью в сфере развития транспортной системы является создание транспортных условий для инновационного развития района и повышения качества жизни граждан, доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышения комплексной безопасности транспортной системы.
Для решения поставленных задач предусматривается реализация следующих мероприятий:
- модернизация парка транспортных средств ООО "Воловское АТП" (приобретение автобусов, в т.ч. на условиях софинансирования);
- улучшение качества услуг транспортного комплекса и снижение его негативного воздействия на окружающую среду;
- ремонт дорог по всем сельским поселениям.
Задача 3.6. Создание благоприятных условий
для развития малого и среднего предпринимательства
Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. Отраслевая структура малого бизнеса охватывает практически все сферы деятельности и изменяется с учетом потребительского спроса.
На сегодня в районе малый бизнес представлен 64 малыми предприятиями с общей численностью 700 человек и 243 индивидуальными предпринимателями. Наибольшее количество малых предприятии функционирует в сфере торговли и обслуживания (79%). Предприниматели расширяют перечень видов услуг, предлагаемых населению, открываются солярий, парикмахерские и т.д. Субъекты малого бизнеса продолжают активно входить в сферу пассажирского обслуживания населения.
Постепенно развивается малое предпринимательство и в сельской местности. Предпринимателям удается привлечь сельское население к обслуживанию по месту жительства, не выезжая в районный центр.
Малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям администрацией района передано в аренду 4573,8 кв. м муниципальных площадей. Более 35% от общего количества субъектов малого бизнеса сосредоточены в районном центре.
В качестве основных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, можно назвать:
- недостаточность собственных средств для инвестиций в бизнес;
- проблемы кредитования, вызванные отсутствием залога;
- недостаточная организованность субъектов малого бизнеса;
- нехватка квалифицированных кадров.
Основными целями политики района в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение их конкурентоспособности.
В целях исполнения Федерального Закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" разработана и утверждена постановлением главы администрации района от 19.12.2008 г. N 473 целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Воловском районе на 2009-2013 годы", целью которой является:
- формирование условий, способствующих дальнейшему развитию и улучшению экономических показателей хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса;
- изучение и определение секторов рынка, форм и способов ведения бизнеса, обеспечивающих вхождение в рыночные отношения вновь создаваемых малых предприятий;
- увеличение вклада малых предприятий в позитивные социальные процессы в районе (повышение занятости, вовлечение в малый бизнес социально-незащищенных групп населения);
- совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства;
- поддержка начинающих предпринимателей в организации собственного дела;
- создание информационно-консультативного центра поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих приоритетных задач:
- создание условий для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к банковским кредитам;
- оказание финансовой поддержки начинающим предпринимателям для организации собственного дела;
- создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- методическое, информационное, кадровое обеспечение сферы малого и среднего бизнеса, формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства.
В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия, направленные на:
- оказание финансовой поддержки субъектам Малого и среднего бизнеса;
- совершенствование инфраструктуры;
- содействие малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в предоставлении имущества и земельных участков, находящихся в ведении муниципальных органов власти на условиях долгосрочной аренды;
- привлечение в сферу малого предпринимательства безработных граждан и незанятого населения.
Результатом реализации намеченных мероприятий станет увеличение к концу 2013 года:
- количества субъектов малого и среднего предпринимательства, на 1 тыс. чел. населения до 28,0;
- доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в общей численности работников всех предприятий и организаций до 12,4%.
4. Цель. Улучшение качества муниципального
управления, повышение его эффективности
Уровень компетентности муниципальных служащих в современном управлении, их способность активно, последовательно и ответственно реализовать менеджмент качества на практике определяет степень достижения цели социально-экономического развития муниципального образования: повышение уровня и качества жизни каждого жителя, социально-экономического развития Воловского муниципального района.
Задача 4.1. Создание и внедрение системы
эффективного управления в Воловском муниципальном районе
4.1.1. Развитие эффективных механизмов взаимодействия
органов власти, населения, бизнеса и структур
гражданского общества (некоммерческих организаций)
Развитие гражданского общества в районе будет продолжаться в соответствии с целями и задачами, поставленными Президентом Российской Федерации на II гражданском форуме России, определившем, что ведущая роль в эффективном управлении страной принадлежит некоммерческим организациям и общественным объединениям.
Основные цели развития гражданского общества в районе - создание условий для социальной активности населения и укрепления стабильности общества, обеспечение эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии района.
В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия, направленные на:
- разработку новых форм и механизмов поддержки социально значимых инициатив общественных объединений и некоммерческих организаций района;
- оказание всестороннего содействия по участию социально значимых проектов общественных объединений и некоммерческих организаций района в конкурсах на получение региональных и федеральных средств;
- развитие системы доступа общественных объединений и некоммерческих организаций к средствам массовой информации;
- оказание поддержки деятельности и методической помощи Общественной палате Воловского района;
- привлечение к участию некоммерческих объединений в реализации социально-значимых проектов и программ.
Результатом реализации намеченных мероприятий станет:
- реализация программ и проектов некоммерческих организаций, направленных на решение конкретных социальных проблем;
- обеспечение свободного доступа общественных объединений и некоммерческих организаций к необходимой и интересующей информации о социально-экономическом развитии района, реализуемых программах.
4.1.2. Осуществление административной реформы. Повышение
эффективности муниципального управления и регулирования
В районе образована комиссия по проведению административной реформы, которая в своей деятельности руководствуется соответствующим положением, в котором обозначены ее основные цели и задачи. При проведении реформы это - обеспечение согласованных действий структурных подразделений администрации района с областными службами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с общественными организациями. Проведено несколько совещаний с руководителями органов местного самоуправления, розданы методические рекомендации по разработке административных регламентов, другие нормативно-правовые акты, способствующие осуществлению административной реформы в районе. Органами исполнительной власти района разработан и утвержден 41 административный регламент по наиболее востребованным населением государственным и муниципальным услугам.
Работа в рамках административной реформы будет продолжена по следующим направлениям:
- оптимизация функционирования органов исполнительной власти;
- формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта муниципального управления;
- формирование и реализация антикоррупционной политики;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Основными целями проведения административной реформы остаются повышение эффективности муниципального управления, строгое соблюдение муниципальными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение прав граждан на объективную информацию.
Задача 4.2. Реформы местного самоуправления.
Внедрение программно-целевого бюджетирования
4.2.1. Реформа бюджетного сектора. Бюджетирование,
ориентированное на результат
На протяжении последних нескольких лет в районе осуществляется целенаправленная работа по модернизации бюджетного процесса и управления районными финансами: внедрение новых принципов бюджетного планирования, повышение прозрачности бюджетных процедур и эффективности бюджетных расходов, увязка государственных расходов с результатами и основными направлениями деятельности главных распорядителей средств бюджета.
Вместе с тем, с целью обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, оказания населению района муниципальных услуг, соответствующих стандартам качества, необходимо продолжить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений.
Основными целями при выстраивании бюджетной политики являются: создание условий для оптимизации расходных обязательств района и обеспечения их выполнения, поддержание экономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития, обеспечение населения доступными и качественными бюджетными услугами.
В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия, направленные на:
- развитие системы отчетности об исполнении и оценки докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств и использование результатов этой оценки в бюджетном процессе;
- усовершенствование методов разработки и мониторинга исполнения районных целевых программ;
- формирование расходных обязательств района на основе разделения расходных обязательств на действующие и вновь принимаемые с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов;
- усовершенствование порядка управления остатками на бюджетных счетах и порядка финансирования временных кассовых разрывов;
- совершенствование системы управления муниципальным долгом, а также кредиторской задолженностью бюджета, бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий;
- распространение принципов подушевого финансирования, что будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов и повышению качества услуг;
- широкое информирование населения района о показателях качества муниципальных услуг;
- внедрение системы оценки качества оказываемых муниципальных услуг;
- оценку потребности населения в конкретных муниципальных услугах и учет ее результатов при формировании расходов бюджета муниципального района;
- развитие системы муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг, обеспечивающей высокую бюджетную эффективность, доступность и качество услуг для населения.
Главным результатом реформирования должно стать существенное повышение доступности и качества бюджетных услуг, предоставляемых населению района.
3. Организация управления реализацией Программы и
контроля за ходом ее выполнения
Объектом мониторинга и контроля является Программа социально-экономического развития Воловского района на 2011 - 2013 годы.
Мониторинг предусматривает оценку на всех стадиях реализации Программы и проводится в целях выявления достижимости намеченных целей и влияния на социально-экономическую ситуацию в районе.
В целом по Программе отделами: социально-экономического развития, финансов и организационно-контрольной и правовой работы администрации района ежеквартально проводится оценка ее реализации.
Итоги развития программы ежеквартально рассматриваются на совете администрации района и ежегодно на сессии Совета депутатов Воловского района
По результатам анализа выполнения Программы администрацией района может быть принято одно из следующих решений:
- о корректировке целей и срока реализации Программы, перечня программных мероприятий;
- об изменении форм и методов управления реализацией Программы;
- об увеличении или сокращении объемов финансирования Программы на очередной финансовый год;
- о досрочном прекращении реализации Программы;
- о принятии в установленном законодательством порядке мер к исполнителям Программы.
Предложение по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы может быть внесено по инициативе разработчика или исполнителей Программы.
Внесение изменений в Программу, приостановление или прекращение ее действия осуществляется в установленном порядке.
Контроль за ходом реализации Программы также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей разработчика, отдела организационно-контрольной и правовой работы, отдела финансов.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы и источники финансирования Программы в 2011 - 2013 годах
Финансовые источники |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Объем средств, млн. руб. |
Доля в общей сумме ресурсов, % |
Объем средств, млн. руб. |
Доля в общей сумме ресурсов, % |
Объем средств, млн. руб. |
Доля в общей сумме ресурсов, % |
|
Средства предприятий |
495 |
38,3 |
632,5 |
44,1 |
761 |
47,0 |
Средства областного и местных бюджетов |
320,1 |
24,8 |
279,2 |
19,5 |
298,4 |
18,5 |
Средства федерального бюджета |
14,5 |
1,1 |
15,4 |
1,1 |
16,1 |
1,0 |
Средства государственных внебюджетных фондов |
462,6 |
35,8 |
506,2 |
35,3 |
542,8 |
33,5 |
Итого общий объем финансовых ресурсов |
1292,2 |
100 |
1433,3 |
100 |
1618,3 |
100 |
Предполагаемый объем средств на весь период реализации программных мероприятий является заявочной величиной и составляет 4343,8 млн. руб. Возможности бюджетов всех уровней будут ежегодно учитываться в ходе выполнения Программы с координацией действий по привлечению средств из внебюджетных источников.
5. Оценка социально-экономических последствий
реализации Программы и ожидаемые результаты
В целях оценки социально-экономических последствий реализации Программы предполагается использовать такие источники информации, как:
- статистическая информация;
- отчеты исполнителей Программы о ходе ее реализации;
- управленческая и финансовая отчетность предприятий и учреждений;
- другие источники информации.
Итоги реализации Программы ежеквартально будут освещаться в средствах массовой информации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Воловского муниципального района Липецкой области от 7 декабря 2010 г. N 413 "О программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.