Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть
1.1. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
Программа направлена на развитие региональной инновационной системы для обеспечения опережающего роста инновационного сектора экономики Липецкой области, эффективное использование ее промышленного, инвестиционного и научно-технического потенциала, технологическую модернизацию экономики на базе инновационных технологий.
Настоящая Программа, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития отраслей экономики, определенным Программой социально-экономического развития Липецкой области, Инвестиционной стратегией Липецкой области на период до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Помимо общих проблем в ведении бизнеса в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. Решение этих проблем обеспечивается усилением регулирующего воздействия органов государственной власти Липецкой области на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.
Липецкая область, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, что является следствием:
- недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
- несовершенной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
- технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции некоторых отраслей промышленности;
- неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
- отсутствия механизма реализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в реальный сектор высокотехнологичного производства;
- недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
- отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;
- отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами.
При условии осуществления эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности, опережающего развития сферы образования "генерации идей", обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора, формирования эффективной инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной технологической модернизации отраслей экономики, будет обеспечен переход к активному варианту инновационного развития Липецкой области. Для этого потребуется:
- развитие инновационных технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения (таких, как энергосбережение и нанотехнологии и др.);
- повышение эффективности совместной информационно-организационной работы органов государственной власти Липецкой области и муниципальных образований по созданию и дальнейшему развитию технико-внедренческой зоны;
- формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры региональной инновационной системы;
- консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов;
- расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса.
Решение этих задач позволит создать инновационную систему Липецкой области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационное развитие Липецкой области по активному варианту является необходимым условием перехода к "экономике знаний". Для этого также требуется развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона, прежде всего в секторах, в которых Липецкая область имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского и мирового лидерства. Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей экономики региона на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Липецкой области.
Необходимость формирования и развития эффективной инновационной системы Липецкой области программно-целевыми методами определяется невозможностью комплексного решения поставленных задач в экономических условиях посткризисного развития и обязательностью государственной поддержки для обеспечения инновационного прорыва. Настоящая Программа предназначена для координации усилий органов государственной власти Липецкой области и субъектов инновационной деятельности. Ожидаемым результатом реализации Программы является создание эффективно действующей системы, обеспечивающей взаимодействие всех элементов инновационной системы - образования, науки, бизнеса, промышленности и других отраслей экономики. Целью Программы является развитие и дальнейшая интеграция элементов инновационной системы в целях перевода экономики Липецкой области на инновационный путь развития.
1.2. Анализ ситуации в инновационной сфере Липецкой области
Липецкая область - один из стабильных регионов России по уровню экономического развития, территория с высокой концентрацией образовательного, научного и производственно-технического потенциала. Ведущее место в создании наукоемких производственных технологий занимают учреждения профессионального образования и организации, занимающиеся научной деятельностью и промышленные предприятия.
Показатели, характеризующие инновационную деятельность Липецкой области, которые далее приводятся в табличном варианте, являются основой для анализа инновационной деятельности организаций (предприятий) региона.
Показатели, характеризующие инновационную
деятельность организаций Липецкой области за 2008-2009 годы
Таблица
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
2008 г. |
2009 г. |
1. |
Организации, выполнявшие исследования и разработки |
единиц |
11 |
10 |
2. |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками |
человек |
353 |
369 |
3. |
Подготовка научных кадров. Основные показатели деятельности аспирантуры: |
|
|
|
|
- число организаций ведущих подготовку аспирантов |
единиц |
3 |
3 |
|
- численность аспирантов на конец года |
человек |
560 |
648 |
4. |
Основные показатели деятельности докторантуры: |
|
|
|
|
- число организаций ведущих подготовку докторантов |
единиц |
2 |
2 |
|
- численность докторантов на конец года |
человек |
16 |
16 |
5. |
Внутренние затраты предприятий на исследования и разработки в фактически действующих ценах |
млн. руб. |
81,9 |
69,9 |
6. |
Число организаций осуществляющих технологические инновации, всего, |
единиц |
24 |
22 |
|
в том числе по организациям, относящихся к виду деятельности "промышленность" |
единиц |
23 |
20 |
7. |
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам экономической деятельности |
млн. руб. |
1 856 |
26 014* |
8. |
Удельный вес инновационно-активных предприятий, осуществляющих технологические инновации в общем числе обследуемых промышленных предприятий |
% |
11,1 |
10,2 |
9. |
Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг всего по области, |
млн. руб. |
16 192 |
31 492 |
|
в том числе промышленными предприятиями |
млн. руб. |
14 793 |
30 143 |
10. |
Удельный вес отгруженных инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, |
% |
4,7 |
12,5* |
|
в том числе по промышленным предприятиям |
% |
4,4 |
12,3 |
11. |
Сведения об использовании объектов интеллектуальной собственности. |
единиц |
166 |
155 |
|
Количество объектов интеллектуальной собственности, в том числе изобретения |
единиц |
136 |
125 |
12. |
Количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретения |
единиц |
105 |
80 |
* в связи с влиянием экономического кризиса в 2009 году и как следствие снижением объема отгруженных товаров, работ и услуг в целом по области, удельный вес отгруженных инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме резко возрос.
2. Цели и задачи Программы
Инновационная деятельность Липецкой области рассматривается как важнейший ресурс производственно-технологического и социального развития региона, как инструмент мобилизации его научно-технического, культурного и образовательного потенциала.
Для реализации Программы по развитию инновационной системы региона, созданию условий для роста конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности, роста объемов реализации инновационной продукции, формирования механизмов инновационного развития, ускорения процессов модернизации технологической базы производства, повышения устойчивости развития, обеспечения экономики области конкурентными преимуществами на долгосрочную перспективу определены следующие основные цели Программы:
1. Обеспечение опережающего роста
инновационного сектора в экономике области
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.1. Обеспечение приоритетной поддержки инновационно-активных организаций.
1.2. Обеспечение условий для формирования новых технологических платформ в экономике области.
2. Создание благоприятных условий и механизмов, обеспечивающих
формирование, развитие и эффективное функционирование
инфраструктуры региональной инновационной системы в сфере
образования и науки с целью развития экономики области
В рамках достижения цели необходимо решить следующие задачи:
2.1. Выработка и реализация оптимального механизма развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, направленного на коммерциализацию знаний и технологий.
2.2. Эффективное использование информационного ресурса как одного из основных элементов региональной инновационной системы.
2.3. Создание "образовательного" сегмента региональной инновационной системы для дальнейшего развития научного потенциала, обеспечения коммерциализации научно-технических разработок и реализации инновационных проектов учебных заведений области.
Постановлением Администрации Липецкой области от 30 декабря 2011 г. N 478 в подраздел 3 подраздела 2 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Формирование и развитие
инновационно-инвестиционной инфраструктуры
Достижение цели обеспечивается путем создания условий для привлечения денежных средств бизнес-ангелов.
Постановлением Администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 г. N 532 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Предполагаемый объем средств на реализацию программных мероприятий составляет 197496,1 тыс. руб., в том числе:
2011 год - 10000 тыс. руб.;
2012 год - 30410,8 тыс. руб.;
2013 год - 31715,3 тыс. руб.;
2014 год - 36500 тыс. руб.;
2015 год - 88870 тыс. руб.;
Управлению инновационной и промышленной политики Липецкой области предусматривается 150326,1 тыс. руб., из них на 2011 г. - 7100 тыс. руб., 2012 г. - 19045,8 тыс. руб., 2013 г. - 25280,3 тыс. руб., 2014 г. - 30000 тыс. руб., 2015 г. - 68900 тыс. руб.
Управлению образования и науки Липецкой области предусматривается 17000 тыс. руб., из них на 2011 г. - 2000 тыс. руб., 2012 г. - 400 тыс. руб., 2013 г. -400 тыс. руб., 2014 г. - 400 тыс. руб., 2015 г. - 13800 тыс. руб.
Управлению инвестиций и международных связей Липецкой области предусматривается 30170 тыс. руб., из них на 2011 г. - 900 тыс. руб., 2012 г. - 10965 тыс. руб., 2013 г. - 6035 тыс. руб., 2014 г. -6100 тыс. руб., 2015 г. - 6170 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Постановлением Администрации Липецкой области от 12 августа 2013 г. N 368 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация области.
Управление инновационной и промышленной политики Липецкой области является разработчиком-координатором Программы и осуществляет:
- выполнение мероприятий Программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- координацию деятельности по реализации Программы;
- аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от их запланированных показателей в рамках реализации Программы и вносит предложения по уточнению ее целевых установок;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Исполнители Программы осуществляют:
- реализацию мероприятий Программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- оказание методической помощи и содействие в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- подготовку предложений координатору программы по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий при формировании бюджета на очередной финансовый год, исполнителем которых является.
Главные распорядители бюджетных средств - исполнители Программы, выполняют обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация области. Координация деятельности по реализации Программы осуществляется управлением инновационной и промышленной политики Липецкой области. Управление инновационной и промышленной политики Липецкой области представляет отчетные данные об исполнении Программы в управление контроля и проверки исполнения, экономики администрации области, финансов области в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ". Исполнители Программы представляют координатору информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1 квартала, 1 полугодия, 9 месяцев до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года до 20 января года, следующего за отчетным.
Государственная поддержка в виде субсидий из областного бюджета не может оказываться в отношении субъектов инновационной деятельности, по которым было принято решение о предоставлении аналогичных субсидий, и сроки их предоставления не истекли. Под "аналогичной субсидией" понимается субсидия, направленная на возмещение одних и тех же затрат.
5. Оценка эффективности Программы
Назначение Программы - стимулирование процессов, направленных на эффективное инновационное развитие Липецкой области, решение приоритетных для развития экономики области задач, посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования.
Результатом реализации Программы является развитие региональной инновационной системы для обеспечения опережающего роста инновационного сектора экономики области.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе сравнения фактических показателей развития экономики области и целевых индикаторов, приведенных в таблице, а также на основе сравнения фактически достигнутых показателями с расходами на их выполнение.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от степени исполнения системы программных мероприятий, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 г. N 532 в таблицу "Оценка эффективности реализации целевой программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Оценка эффективности реализации целевой программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.